Позитивистская социология О.Конта и Г. Спенсера



ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

Цель – сформировать представление о становлении социологии как науки и развитии на примере видных социологов.

Время 4 часа

 

План

1. Исторические предпосылки возникновения социологии.

2. Позитивистская социология О.Конта и Г. Спенсера

3. Классическая социология ХХ века

4. Современные социологические теории

5. Социология в России

6. Становление и развитие социологической мысли в США

 

Основная литература

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.И. Добренькова/ – М.: ГАРДАРИКИ, 2001.

2. Казаринова Н.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Батыгина / - М., 2000.

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов. – М., 1994.

4. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996.

5. Основы социологии. Курс лекций / Отв. Ред. Эфендиев А.И. М., 1993.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

7. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М.. 1997.

 

Дополнительная литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

2. Бхаскар Р. Общества // Социология, № 1, 1993.

3. Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994.

4. Голосенко И.А. История русской социологии 19-20 вв. М., 1995.

5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории русской социологии. М., 1995.

6. История социологии в Западной Европе и США / Отв. Ред. Г.В. Осипов, М., 1999.

7. Кукушкина Е.И. Русская социология ХIХ – начала ХХ века. М., 1993.

8. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2004.

9. Медушевский А.И. История русской социологии. М., 1993.

10. Осипов Г.В. Социальное миротворчество и социальная практика. М., 2000.

11. Современная западная социология: словарь М., 1990.

12. Шамшурин В.И. История русской социологии и интеллектуальная история // Социс. 1995, № 3.

Исторические предпосылки возникновения социологии.

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX века. Это было вызвано не появлением нового объекта исследования, а тем, что в других общественных науках возникли проблемы, которые невозможно было решить традиционными способами в рамках существовавшей системы знаний. Социологическое видение мира, или социологический стиль мышления предполагают взгляд на общество как системное целое. Элементы такого подхода складывались постепенно, в рамках социальной философии и философии истории, а также по мере развития эмпирических социальных исследований и дифференциации общественных и гуманитарных наук.

Стремление понять, осмыслить общество было присуще человечеству на всех этапах его развития. Практически каждый великий мыслитель в рамках своей философской концепции высказывал свое отношение, взгляды на общество.

В античный и средневековый период еще отсутствовали представления о социологии как науке, однако уже довольно детально были разработаны концептуальные основы политической и правовой теории, экономики, этики и других дисциплин, в центре внимания которых — проблема законов и норм общественной жизни. Начиная с эпохи Ренессанса, знания об обществе постепенно выходят за религиозно-теологические рамки. Одними из наиболее важных достижений социальной мысли Нового Времени являются разработка рационально обоснованной теории гражданского общества, категорий «общество» и «государство», осмысление значения групповых интересов в общественной жизни (работы Т. Гоббса, Д. Локка, А. Токвиля, А. Сен=Симона).

В этот период распространяются статистические исследования, однако развитие социологических знаний еще осуществляется в форме конгломерата философских, исторических, правовых, экономических концепций. В этот период еще не идет речь ни о социологических исследованиях, ни о социологической теории в современном понимании этого слова, однако уже появляются серьезные попытки концептуализации социального знания и создания рационально обоснованной теории общества. Социальное знание XVII–XVIII вв. заложило основы для создания качественно новых условий своего дальнейшего развития в XIX в. Социально=экономические, политические, духовные потребности и логика развития самого научного знания обусловили широкое распространение различных социальных исследований.

Социальное сознание в XIX в. выступает с массой новых идей и проблем. Наука постепенно подходит к пониманию специфики общества как особого предмета и объекта познания.

 

Позитивистская социология О.Конта и Г. Спенсера

Для решения вопроса о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвинутые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным обществом.

История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX века. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, - способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и роль в этом процессе. О.Конт и др. «отцы основатели социологии» - Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

В XIX в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Двое из рассматриваемых нами мыслителей — О.Конт и К.Маркс — застали начальную стадию капитализма, а два других Э.Дюркгейм и М.Вебер — развитую. Между этими стадиями существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества, отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

Французский философ Огюст Конт(1798—1857), давший название науке социологии, научную деятельность начал раньше К.Маркса. В своем творчестве он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Новую науку он назвал социологией. Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, научить их тому, как следует правильно и разумно строить свои взаи­моотношения. В этом его взгляды близки взглядам просветителей.

О.Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Конт совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего, к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

О.Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

Первую, теологическую, или фиктивную, стадию, охватывающую Древность и раннее Средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма — эпоха христианства.

Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 гг.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований — фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи — Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии - позитивной.

Свидетельством вступления в последнюю, позитивную, эру является распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820-1903). Философ и ученый Г.Спенсер сыграл важную роль в развитии нескольких научных дисциплин, включая социологию и антропологию.

Он родился в Дерби. С раннего возраста проявлял интерес к науке, а в 17 лет начал работать на железной дороге, соединявшей Лондон и Бирмингем, где через несколько лет получил профессию инженера. Затем началась его многолетняя писательская и редакторская деятельность. Исследуя окаменелости, найденные во время прокладки железнодорожного полотна, Спенсер заинтересовался процессом эволюции. На него оказала огромное влияние теория эволюции Дарвина. Он пришел к мнению, что ее можно было бы применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества.

Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и др.) с частями организма (с сердцем, нервной системой и т.д.), каждая изкоторых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что подобно биологическим организмам, общества развиваются от простых форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживаютнаиболее приспособленные. Таким образом, «естественный отбор» в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствует выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).

Таким образом, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда вес части  взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т. е. институт) нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно точке зрения Спенсера, такая взаимозависимость является основой социальной интеграции.

В отличие от большинства ученых-обществоведов тех лет и более позднего времени Спенсер не был реформатором. Он полагал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным) - такая философия получила название «социальный дарвинизм». Спенсер был убежден, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто некое естественное и устойчивое равновесие интересов. Естественная гармония может быть только нарушена при вмешательстве правительства в социальный процесс.

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!