Вопрос Периодизация развития эпоса

Лекция 5.

Тема: «Былинный эпос».

                                                      

План:

1. Определение жанра. Проблема происхождения былин.

2. Периодизация развития эпоса.

3. Классификация былин.

4. Поэтика былин:

  а) особенности сюжетосложения и композиции;

  б) типизация и индивидуализация в былинах;

в) принципы изображения людей и событий (гиперболизация, идеализация);

г) «общие» места, ускорение и замедление повествования;

д) запевы, зачины и концовки..

Вопрос: Определение жанра. Проблема происхождения былин.

Былина – героическая песнь эпического характера, жанр русского фольклора. (Литературный энциклопедический словарь)

    В былинах воспевались героические события Древней Руси. Они оформились и развились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян.

    Былины художественно обобщили историческую действительность XI – XVI вв., но считается, что выросли они из архаической эпической традиции, унаследовав многие ее черты. Перечислим, какие. Монументальные образы богатырей (их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом). Как и в волшебных сказках, в былинах фигурируют мифологические образы врагов, происходит перевоплощение персонажей, героям помогают животные. Тем не менее фантастика в эпосе оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности.

«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, – писал А.Ф. Гильфердинг, – эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северорусский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются».

    Былины в основном записывались в XIX – XX вв. в северных регионах России: в Архангельской губернии, в Карелии (бывшая Олонецкая губерния), на реках Мезень, Печора, Пинега, на побережье Белого моря, в Вологодской губернии. Начиная с XVIII, былины записывались на Урале, в Сибири и в центральных русских губерниях (Новгородской, Владимирской, Московской, Петербургской, Смоленской, Калужской, Тульской, Орловской, Воронежской).

    Их содержание весьма разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов (в различных вариантах всего записано более 3000 текстов. Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин – прославление единства и независимости Русской земли; в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личные пороки (хвастовство, заносчивость). Былины осуждали социальную несправедливость, произвол княжеской власти. Цель былин состояла в том, чтобы возвеличить национальные, социальные и нравственно-этические идеалы народа.

В отличие от других исторических жанров фольклора былины не стремятся к документально точному воспроизведению исторических лиц и событий. Идеализируя прошлое, былины изображают необыкновенных героев: воинов – защитников Родины или людей идеальных по своим нравственным качествам, таланту, уму, ловкости и т.д.

    Речь идет о богатырях. Богатырями на Руси называли добрых молодцев, знаменитых своей отвагой, исполинской силой и христианской душой, которые всегда готовы были помочь меньшому брату в беде и защитить его от обиды. А обиды было очень много: в степях рыскало Идолище Поганое (печенеги), в лесах сидели лютые люди – Соловьи-разбойники, перекликающиеся между собой звериными и птичьими голосами; со стороны хазар был Жидовин Проклятый; были Змеи Горынычи, Тугарины Змеиновичи. Все эти враги нападали внезапно на села и целые города. Они грабили, убивали, жгли, уводили в полон народ.

    Богатыри стали защитниками Древней Руси, они были верными слугами князей. Наряду с богатырями сражались и поленицы. Это дочери или сестры богатырей, они обладали лучшими свойствами женской души, были сильными и смелыми, умели воевать. Но бесстрашными воинами они были до тех пор, пока не выходили замуж, затем превращались в верных жен и хозяек.

    В былинах выразилось национальное самосознание русского народа, запечатлена его память об историческом прошлом. В героических песнях выразилась народная оценка событий и лиц. За многие столетия устного бытования былины не могли не меняться, но при этом они сохранили черты исторической и бытовой действительности Киевской Руси, художественно воспроизвели её политическую и общественную жизнь.

    В былинах мы знакомимся не только со славными богатырями и их чудесными делами, но и переносимся в те времена, когда они жили, узнаем нрав каждого из них, насмешки и шутки, которыми они осыпали друг друга, присутствуем на их пирах.

    Все киевские былины связаны между собой и служат как бы продолжением одна другой.

В народе былины называли «старинами», «старинками», «старинушками» – т.е. песнями о действительных событиях далекого прошлого. Однако слово «былина» тоже было известно, оно обозначало «быль» в противоположность «небылице».

Термин «былина» чисто научный, был введен в оборот И. Сахаровым в 1840-е годы и заимствован из «Слова о полку Игореве» («Начата же ся тьй птсни по былинамь сего времени…». Он был искусственно применен для обозначения фольклорного жанра, чтобы подчеркнуть его историзм. В фольклористике он утвердился во второй половине XIX века.

       Проблема происхождения былин

       До настоящего времени исследователи не пришли к единому мнению о времени создания былин. В исторических документах нет свидетельств ни о героических песнях, ни о певцах, их сочинивших.

       Древнейшим свидетельством одного из героев богатырского эпоса служит немецкая поэма «Ортнид» (XIII век). В ней среди других персонажей действует русский Илья – самый сильный из героев.

       В русских летописях под разными годами называется «храбр Александр Попович», который погиб в битве на Калке в 1223 году вместе со слугой Торопом и Добрыней Златой Пояс. Д.С. Лихачев полагал, что эти имена в летопись могли попасть из народных произведений. Он усматривает в русском эпосе отражение исторической жизни Киевской Руси, поэтому былины, по мнению ученого, это не остаток прошлого, а произведения о прошлом. В них нельзя искать точного исторического времени. Былинное время – это эпическое время. В киевском цикле – это время эпических возможностей в сфере военной, в новгородском – в сфере социальной. Д.С. Лихачев справедливо полагал, что в докиевский период невозможно былосуществование былинв том виде, как они нам известны по записям XVII – XX веков. Потому что в идеализированном прошлом киевских былин воспроизводится своеобразие взаимоотношений князя с дружинниками (князя и богатырей), характерное для периода военной демократии.

       Иначе трактуется процесс сложения былин в работах В.Я. Проппа (Русский героический эпос» Л., 1955; М., 1958). Он высказывает мысль о том, что наш богатырский эпос первоначально возник в догосударственную пору, это доказывается тематическим сходством былин о сватовстве и борьбе с чудовищами с эпическими песнями народов Севера, созданными еще в условиях родового строя. В Киевском государстве, по мнению исследователя, эти сюжеты сохраняются, но наполняются новым содержанием. «С другой стороны, создаются новые произведения, не связанные с традицией». Эту точку зрения можно принять как предположение. В целом же В.Я. Пропп признает, что былины, исторический эпос, оформившейся в Киевской Руси.

Таким образом, границы сложения былин раздвигаются и уходят в глубину докиевской истории Руси. Вполне очевидно, что к концу XIII века у былин откристаллизовалось идейно-образное содержание и сложились жанровые признаки. Так, академик Б.А. Рыбаков в своем труде о русском эпосе («Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи». М., 1963) возводит формирование древнейших былин к событиям IX века, а наиболее поздние - к XIII веку. Он полагает, что в своем первоначальном виде былины бытовали в XVI – XVII вв.

Былины напевны и величавы. Предполагается, что в древности их пели под аккомпанемент гуслей – струнного музыкального инструмента. Позже их исполняли без музыкального сопровождения.

Ритм былинного стиха связан с напевом. В былинной строке четыре главных ударения, четвертое падает на последний слог, третье – на третий от конца:

              Говорит Владимир князь да таковы слова

Число слогов в стихе и место двух первых ударений неустойчиво. Закрепленность третьего и четвертого ударений приводила к тому, что в последнем слове мог произойти перенос ударения:

               Пошел Илья в раз-дольицо чисто поле

Если последнее слово имело три слога или более, то при пении последним ударением строки оказывалось ее третье главное ударение – обычно на третьем слоге от конца

                Выводил добра коня с конюшенки стоялый

Во время пения конечные слоги могли протягиваться, а недостающие в стихе – восполняться дополнительными предлогами или частицами:

                А по всем по улицам широкиим, Да по всем-то переулкам княженецкиим

А.Ф. Гильфердинг писал: «…Правильное тоническое стопосложение составляет коренное, нормальное свойство русской народной былины <…> Преобладающий размер, который я назову обыкновенным эпическим размером, есть чистый хорей с дактилическим окончанием <…> Число стоп неопределенно, так что стих является растяжимым. Растяжимость при правильном тоническом размере составляет отличительное свойство русского эпического стиха».

 

Былины имеют и свои отличияот позднее появившихся исторических песен:

- былина лишь в немногих случаях сохраняет исторические факты IX -XIII веков и имена; им свойственно сохранять общие очертания исторических событий;

- для былин характерны собирательные образы, исполненные художественной фантазией;

- былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, их герои предстают безупречными в своих нравственных и физических качествах.

вопрос Периодизация развития эпоса

В истории былин можно выделить несколько периодов.

Первый период или древнейший (мифологический). Это время возникновения и первоначального развития эпических песен. Начало этого периода установить невозможно, но заканчивается он IX веком.

Второй период киевский с IX до середины XII века. Былины этого периода сосредоточили свое действие вокруг Киева и киевского князя.

Третий период – владимиро-суздальский с середины XII века до конца XIII века. В это время формируется цикл былин об Илье Муромце. Этот период очень важный в истории былин, т.к. он связан с постепенной организацией мощного государственного центра русских городов (Ростов, Суздаль, Владимир, позднее Москва). Северо-восточная Русь становится колыбелью русской народности. Формируется русская народность как отдельное этническое образование. На северо-западе Руси складывается группа новгородских былин.

Четвертый период - с XIV по начало XVII века. В это время былины уже не создавались, а творчески обрабатывались, оставаясь еще живым явлением устного творчества. С конца XIII века жанр былины стал вытесняться и постепенно заменился жанром исторических песен.

Вопрос Классификация былин.

Былины создавались в течение значительного времени. В их составе можно выделить несколько исторических слоев:

1 – Начальный киевский период, в который на основе древнейших мифологических и анимистических представлений были созданы былины о Святогоре и Волхе Всеславьевиче;

2 - этот слой составляют былины киевского и новгородского циклов, в них отразилась жизнь раннего русского средневековья. Это самый большой и основной слой богатырского эпоса. Сюда относятся былины о богатырях-воинах, о борьбе с татарами. Все былины об Илье, о Добрыне, об Алеше Поповиче, о Дунае, о Василии Игнатьевиче и Батыге, о Сухмане и др.

3 - новеллистические или бытовые «Ставр Годинович», «Чурило Пленкович», «Дюк Степанович», «Соловей Будимирович», «Данило Ловчанин», «Хотен Блудович»;

Отдельно еще три группы:

4 - былина о герое-крестьянине «Вольга и Микула» стоит особняком;

5 - сюжеты новгородского цикла: три о Садко – богатом госте и два о Василии Буслаеве;

6 - былины сказочного содержания, в которых нет героев-богатырей: «Ждан царевич», «Подсолнечное царство», «Нерассказанный сон», «Ванька Удовкин сын», «Купеческая дочь и царь», «Женитьба Пересмякина племянника». Эти произведения известны в единственных текстах и отличаются от былин, более раннего происхождения.

        6 вопрос Поэтика былин

Воспевая в былинах те или иные события, сказители никогда не уподоблялись летописцам. Они не стремились передавать хроникальной последовательности истории, а изображали только ее центральные моменты, которые находили воплощение в центральных эпизодах былин. Певцов привлекало не точное фиксирование истории, а выражение ее народных оценок, отображение народных идеалов. Но историзм в былинах условен, историческое прошлое идеализируется: былины рисуют такое время, когда государство было единым, цельным, свободным и могущественным. Идеальное государство для них – это Киевская Русь при князе Владимире Святославиче.

Былины донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Тугоркана, Батыя). Однако художественный вымысел позволял певцам относить их к более раннему или более позднему историческому времени, допуская совмещение имен. В народной памяти происходило искажение географических расстояний, названий древних стран и городов. Исторически сложившееся представление о татарах как главном враге Руси вытеснило упоминание половцев и печенегов; даже литовские князья, от которых оборонялась Русь, смешивались в былинах с ордынскими ханами, а Литва – с Ордой.

Эпический князь Владимир Красное Солнышко совместил двух великих князей: Владимира I – Святославича (годы княжения: 980 – 1015) и Владимира II – Мономаха (годы княжения: 1113- 1125).

Интересные метаморфозы претерпел образ Добрыни Никитича. Он был дядей Владимира I по матери, жил в X – начале XI в. Но былинный Добрыня – сват князя Владимира, помогает в 980 г. жениться ему на половецкой княжне Рогнеде. Былина «Добрыня и змей» тоже имеет интересную историю: В.Ф. Миллер писал: «Исходя из древней, внесенной в летопись пословицы, - Добрыня крести огнем, а Путята мечом и из сообщаемого отрывком Якимовской летописи рассказа о насильственном крещении новгородцев воеводами Владимира Добрыней и Путятой, я предположил, что предание о борьбе Добрыни с язычеством приняло впоследствии шаблонные черты боя героя с змием, являющимся олицетворением диавола, язычества и всего нечистого».

Историческим прототипом богатыря Алеши Поповича предположительно является Александр Попович – ростовский воин начала  XIII века, участник сражения между ростово-суздальскими и новгородскими войсками на р. Липице (1216 г.). Он погиб в 1223 г. на р. Калке. Былинный Алеша Попович онесен в более раннее время. Он – богатырь в годы правления Владимира Мономаха, воюет с половцами (конец XI  – начало XII в.). И еще раньше – действует против печенегов при Владимире Святославовиче (конец X – начало XI в.).

Илья Муромец в русских письменных источниках упоминается в XVI в., а в немецкой устной традиции он известен с XIII в. (в немецкой поэме этого времени «Ортнид» среди других персонажей действует наделенный необычайной физической силой русский Илья. С именем Ильи Муромца связаны топонимические предания (он завали Оку – сдвинул гору; из следа от копыта его коня вытекает целебный источник). Согласно некоторым свидетельствам, в Киево-Печерской лавре находилась гробница с богатырскими мощами Ильи Муромца. Возвышению Ильи над другими богатырями способствовало то, что он – выходец из Северо–Восточной Руси, которая с XII века среди древнерусских земель стала играть ведущую роль.

Исторический прототип Тугарина Змеевича – половецкий хан Тугоркан, погибший под Киевом в 1096 г. Он был в родственных отношениях с киевскими князьями. При Владимире Мономахе Тугоркан разорил окрестности Киева, был разгромлен и убит.

Наиболее историчным в тематическом отношении является основное ядро былинных сюжетов (киевский и новгородский циклы), это «ядро» определяет жанровую специфику героического эпоса. В киевском цикле главная проблема – борьба с врагом (степными кочевниками и татаро-монгольским игом); в новгородском цикле – жизнь богатого торгового средневекового Новгорода.

Былины имеют особый художественный мир. Все, о чем в нем поется, отличается от обычной жизни. Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Певец-сказитель сливается душою с высотой небес, глубиной моря, раздольными просторами земли, он создает у слушателя воображаемый мир Древней Руси.

Композиционную основу многих сюжетов составляет антитеза: герой резко противопоставляется своему противнику («Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин»). Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений является как и в сказках утроение. В отличие от сказок, сюжеты былин могут разворачиваться не только вслед за действиями главного героя: сюжетная линия может последовательно переходить от одного персонажа к другому («Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром»).

Былинный сюжет строится по универсальному принципу построения эпических произведений: они имеют зачин, завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку.

Подобно сказкам, сюжеты былин имели свое художественное обрамление: запевы (в начале) и исходы (в конце). Это самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былины. Запевы имеются не во всех былинах:

Высока ли высота поднебесная.

Глубока глубота акаян-море,

Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омуты Непровския,

Чуден крест Леванидовской,

Долги плеса Чевылецкия,

Высокия горы Сорочинския,

Темны леса Брынския,

Черны грязи Смоленския,

А и быстрыя реки понизовския.

 

Исход имеет общий смысл окончания выысказывания. Это – заключение, которое подводит итог, вносит элемент тишины и успокоения; или же веселая прибаутка-скоморошина.

То старина, то и деянье.

Тем старина и кончилася.

 

Или

 

Тут век про Илью старину поют

И век про Дуная старину поют.

 

Традиция эпического сказительства выработала так называемые общие места или типические. А.Ф. Гильфердинг писал: «…в каждой былине есть две составные части: места типические по большей части описательного содержания, либо заключающие в себе речи, влагаемые в уста героев, и места переходные, которые соединяют между собой типические места и в которых рассказывается ход действия. Первые из них сказитель знает наизусть и поет совершенно одинаково, сколько бы раз он не повторял былину; переходные места, должно быть, не заучиваются наизусть, а в памяти хранится только общий остов, так что всякий раз, как сказитель поет былину, он ее тут же сочиняет, то прибавляя, то сокращая, то меняя порядок стихов и самые выражения».

К общим местам можно отнести одни и те же ситуации, повторяющиеся в разных сюжетах: пир у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами и т.п.

Повествование в былине ведется неторопливо и величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения, которые имеют как композиционное, так и стилистическое значение.

Замедленность действия или ретардация, достигается путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.

В поэтический стиль былины включались повторения слов, которые могли быть тавтологическими (черным-черно, чудным-чудно, много-множество, крепко-накрепко, плотно-наплотно, скорым-скоро, путь-дорога, стерегли-берегли, драться-ратиться и т.п.).

Нередко смежные строки былины повторяют одну и ту же синтаксическую конструкцию (синтаксический параллелизм):

Уходили-то еси рыбушки во глубоки моря,

Улетали еси птички за оболоки.

Убегали еси звери за темны леса.

 

В народном эпосе широкая типизация персонажей не исключала элементов индивидуализации. А.Ф. Гильфердинг отметил: «…Облик каждой физиономии …везде сохраняет типические черты. Ни разу князь Владимир не выступит из роли благодушного, но не всегда справедливого правителя, который сам лично совершенно бессилен; ни разу Илья Муромец не изменит типу спокойной, уверенной в себе, скромной, чуждой всякой аффектации и хвастовства, но требующей себе уважения силы; везде Добрыня явится олицетворением вежливости изящного благородства, Алеша Попович – нахальства и подлости, Чурила – франтовства и женолюбия, везде Михаиле Потык будет разгульным, увлекающимся всякими страстями удальцом, Ставер – глупым мужем умнейшей и преданной женщины, Василий Игнатьевич – пьяницей, отрезвляющимся в минуту беды и который тогда становится героем, Дюк Степанович – хвастливым рыцарем, который пользуется преимуществами высшей цивилизации и т.д.; словом сказать, типичность лиц в нашем эпосе выработана до такой степени, что каждый их этих типов стал неизменным общенародным достоянием».

Один из важных принципов эпической типизации - изображение множественного в обобщенном единичном (синекдоха). Былины переносили качество массы людей на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов.

Главный художественный прием народных эпических песен – гипербола. Певцы воспринимали гиперболы не как поэтический вымысел, а как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.

 

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 1276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!