СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ в ЕВРОПЕ.



Лекция 7. Классическое Средневековье: от раздробленности к монархиям.

Классическое Средневековье (XI-XV вв.)

На втором этапе развития феодализма завершается процесс формирования феодальных отношений и все структуры феодального общества достигают наиболее полного расцвета.

Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. -Эпоха высокого Средневековья. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В Высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами Крестовых походов с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Развиваются и богатеют города.

Церковь, власть и общество. С раннего Средневековья важнейшим субъектом международ­ных отношений в Европе являлось папство. В тот период папы ак­тивно использовали церковные миссии, направленные на распрост­ранение христианства и включение в систему отношений европейских народов недавних язычников. Союз империи Каролингов с папством ознаменовал новый этап в международных от­ношениях. Папство санкционировало империю и тем самым объ­единительные процессы в Европе. Католическая церковь в средне­вековой Европе оказывала огромное влияние на общество, поэтому европейские монархи нуждались в поддержке римских пап. Папство со своей стороны стремилось подчинить светскую власть.

В XI—XII вв. развернулась борьба между римскими папами и германскими императорами, между папским престолом и англий­ским королём. В неё были вовлечены разные страны, верхи и ни­зы средневекового общества. В результате светские монархи были вынуждены приносить покаяние. С помощью сложной системы на­казаний церковь воздействовала и на монархов, и на рядовых ми­рян. Церковное отлучение, не допускавшее человека к церковным таинствам и обрядам, по существу, исключало его из системы об­щественных связей. Ещё более тяжёлым наказанием был интердикт — отлучение целой территории или страны, в которых жизнь практически парализовывалась. Подданные освобождались от по­виновения отлученному монарху. Перво­священники активно вмешивались в дела европейских государств, а подчас и в личную жизнь монар­хов. Папы ГригорийVII, Иннокен­тий III и БонифацийVII I открытозаявляли о прямой зависимости светской власти от духовной. Имудавалось возводить и свергать мо­нархов, распоряжаться их тронами и судьбами целых государств.

Рост политического влияния папства особенно ярко проявился в организации Крестовых походов на Восток и Крестовых походов против еретиков, ставших центральными событиями зрелого Сред­невековья. В конце XI в. на­чалась экспансия западноевропейского рыцарства на Восток. Ре­зультатом стало возникновение государств крестоносцев в Палести­не и Сирии, правда просуществовавших недолго. Крестоносцы в конце концов потерпели там поражение. В начале XIII в. крайне­го напряжения достигли отношения между Западом и Византией. В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и образовали на территории Византии Латинскую империю.

Возникает конфликт между светской и духовной властями. Рыцари (младшие сыновья) были недовольны огромными земельными владениями церкви. Монархи были против превосходства духовной власти над светской.

 

В ноябре 1095 года Папа Римский Урбан II произнес речь, положившую начало «эпохе крестовых походов».

Император просит помощи

В XI веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в Передней Азии. К 1085 году они взяли под контроль большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, отняли у византийцев всю Малую Азию, овладели Антиохией.

Положение Византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен Констанинополя. Военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император Алексей I Комнин обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II.

Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям. На самом деле это было правдой лишь отчасти. Действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. Спасать необходимо было не веру, а Византийскую империю.

До Алексея I Комнина византийские императоры обращались за помощью в Рим неоднократно, однако сейчас это происходило в совершенно иной ситуации — в 1054 году произошел раскол в христианстве, известный также под названием «Великая схизма». Западные и восточные отцы церкви предали друг друга анафеме, и в этих условиях обращение императора Византии было крайней мерой.

Папа Римский Урбан II взошел на папский престол в 1088 году. В этот период католическая церковь вела ожесточенную борьбу за влияние на светскую власть.

Социально-экономическое положение в Европе в этот период было крайне тяжелым — процесс закрепощения крестьян сильно ухудшил их условия жизни, а к этому добавилась целая череда бедствий в виде масштабных наводнений, эпидемий и целых семи неурожайных лет подряд. Низшие слои общества видели в происходящем признаки конца света, что способствовало резкому обострению религиозных чувств. Кроме того, утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, обученных военному делу, но не имевших на родине ни дела, ни средств к достойному существованию. В первую речь идет о младших сыновьях знатных родов, которые в новых условиях единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.

Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем — восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.

Причины крестовых походов

• Высокий демографический рост, нехватка земли

• Возникновение излишка народонаселения (младшие сыновья феодалов, обедневшие рыцари, мелкое и безземельное крестьянство)

• Стремление итальянских городов-республик утвердиться на берегах Средиземного моря и контролировать торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.

• Стремление Римских пап расширить сферу своего влияния и получить новые источники доходов

• Непрекращающиеся феодальные войны и междоусобицы внутри Европы.

• Паломничество в святую землю становится очень опасным

• Византия просит помощи у Западной Европы в борьбе с турками-сельджуками

 

Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский, он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу. Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.

В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов. Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев. Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста. Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества.

Начал Папа Римский с описания страданий христиан на Востоке. Урбан II не жалел красок, так что вскоре тысячи собравшихся зашлись в рыданиях. Закончив с описанием ужасов, он перешел к практической части: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алучщие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».

Эффект от речи оказался потрясающим. Присутствующие в массовом порядке становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — восклицали они. Здесь же, в поле, многие нашивали себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану. Папа Римский обращался прежде всего к рыцарям, и они его услышали.

Но одновременно услышали и представители низших классов. Люди, ни разу не державшие в руках оружия, садились в телеги и отправлялись освобождать Иерусалим, рассчитывая обменять свою нынешнюю тяжелую жизнь на «молоко и мед» Святой Земли. Отправлявшиеся в поход крестьяне не имели никакого представления о расстоянии до Иерусалима. Вскоре у стен городов Европы стали появляться странные люди с красными крестами на одежде, пугавшие встречных вопросами: «Скажи, не этот ли город Иерусалим?» Всего, по разным оценкам, в поход на Иерусалим двинулось от 100 до 300 тысяч простолюдинов, не имевших, как правило, никаких припасов, ни малейшего понятия об организации и дисциплине. Возглавили это, с позволения сказать, «воинство», Петр Пустынник и французский рыцарь Вальтер Голяк, прозванный так за крайнюю бедность. Массы голодных и обездоленных людей на пути своего движения отметились еврейскими погромами, грабежами и насилием в Восточной Европе, прежде всего, в Болгарии и Венгрии. Местные жители вынуждены были оказывать им сопротивление, отчего ряды первых крестоносцев заметно поредели.

К осени 1096 года десятки тысяч крестоносцев Вальтера Голяка и Петра Пустынника добрались до Константинополя. Император Алексей I Комнин поначалу принял их радушно, но очень скоро понял, что вместо армии профессиональных военных к нему прибыла неуправляемая толпа озлобленных жизнью людей. Император понимал, что ничего хорошего из дальнейшего похода этого «войска» на Иерусалим не выйдет, и предлагал Петру Пустыннику дождаться подхода отрядов рыцарей.

Однако в это время крестоносные бедняки в буквально смысле начали стирать Константинополь с лица земли — они разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют. Алексей I Комнин понял, что должен спасать собственную столицу от подобных «освободителей Гроба Господня». Византийский флот переправил отряды крестоносцев через Босфор, предоставив их самим себе. В и без того неорганизованном войске начались внутренние распри, из-за чего силы оказались разделены.

Армия турок-сельджуков добилась легкой победы. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Это даже трудно было назвать сражением — схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою.

Катастрофа, постигшая крестоносцев-крестьян, никоим образом не повлияла на намерения рыцарства. Знать отправилась в поход в сроки, заранее определенные Урбаном II — 15 августа 1096 года.

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским , епископом Ле-Пюи , повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред . Братья Готфрид Булонский , Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский , Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I , короля Франции).

Несмотря на все сложности, споры между вождями похода за первенство, отсутствие нормального снабжения войска, вылившееся опять-таки в грабежи местного населения, рыцари в своем начинании были куда более успешны. В 1097 году после осады крестоносцев капитулировала Никея. Осенью того же года войско подошло к Антиохии, и 21 октября осадило ее. После восьми месяцев осады, ранним утром 3 июня 1098 года, крестоносцы ворвались в город. Началась настоящая резня. Эмир города бежал, но был настигнут и обезглавлен. Сражение с подошедшими на помощь отрядами мусульман завершилось полной победой крестоносцев. Окончательно Антиохия пала 28 июня, когда была захвачена цитадель на юге города.

Осада Антиохии привела к серьезным потерям у крестоносцев. К тем, кто погиб в сражениях, добавились и те, кто умер в результате эпидемии тифа, разразившейся уже после овладения городом. Поход к Иерусалиму был отложен на полгода.

Часть крестоносцев вернулась на родину, не добравшись до главной цели похода. Были образованы два государства крестоносцев, Эдесское графство и княжество Антиохия, чьи новые властители, Балдуин I Булонский и Боэмунд I Тарентский, отказались от участия в дальнейшем походе.

Лишь в январе 1099 года крестоносцы начали поход к Иерусалиму, которого достигли 7 июня. К этому времени город контролировали уже не сельджуки, а фатимидский халиф.

Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не был настроен воинственно — его посольство предложило крестоносцам беспрепятственное паломничество к святым местам, но небольшими группами и без оружия. В ответ крестоносцы заявили — они пришли ради освобождения Гроба Господня и добьются этой цели любыми способами.

Началась осада, затрудненная отсутствием продовольствия и воды — колодцы вокруг были заблаговременно отравлены мусульманами.

13 июня первая попытка штурма была отбита. К тому же появились сведения, что на помощь Иерусалиму из Египта идет фатимидская армия.

8 июля крестоносцы шокировали осажденных — босые рыцари устроили крестное шествие вокруг стен Иерусалима. Вдохновившись таким образом, на рассвете 14 июля они пошли на новый штурм. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Сражение продолжалось весь день, но город держался. Ночь обе стороны провели без сна, а утром начался новый этап штурма. Крестоносцам удалось частично засыпать ров вокруг города и подвести к его стенам осадные башни. Рыцарей охватил невероятный религиозный экстаз, в котором они ринулись на штурм городских стен. Защитники не выдержали давления и стали отступать.

Ворвавшиеся в город крестоносцы не знали пощады. Перед началом штурма защитники изгнали из города всех христиан, и поэтому рыцари не считали нужным кого-либо щадить. В частности, была сожжена синагога вместе с укрывшимися в ней евреями. Всего при взятии Иерусалима 15 июля 1099 года было убито не менее 10 000 горожан. Рыцари не только совершили массу убийств, но и полностью разграбили Иерусалим.

После взятия Иерусалима было образовано новое Иерусалимское королевство, правителем которого стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.

Первый крестовый поход завершился победой крестоносцев, но создал проблем куда больше, чем разрешил. Большинство рыцарей после окончания похода возвращались в Европу, где для них по-прежнему не было места. Вновь созданные государства крестоносцев постоянно подвергались атакам мусульман и не могли выстоять без помощи извне.

Но самое главное, что кровавые расправы над мусульманами, буднично совершавшиеся христианскими рыцарями во время похода, вызвали ответную реакцию со стороны мусульман, которые теперь рвались мстить за братьев по вере, не различая правых и виноватых. И глядя на современный Ближний Восток, становится понятно, что то, что началось 900 лет назад, не закончилось и по сей день.

А главный вдохновитель крестового похода Папа Римский Урбан II умер 29 июля 1099 года, спустя две недели после взятия Иерусалима. Но во времена, когда не было телеграфа, телефона, радио и интернета, двух недель для передачи новостей из Иерусалима в Рим оказалось недостаточно — об «освобождении Гроба Господня» узнал уже новый понтифик.

 

Крестоносцы пытались расширить свои владения. Ударная сила - рыцарские ордена: иоаннитов, тамплиеров, и т.д. Члены орденов приносили обет целомудрия, нестяжательства и послушания. Церковь получила собственные вооруженные силы. Младшие сыновья феодалов нашли свое занятие. 

Всего за 1096 – 1270 годы состоялось восемь крестовых походов. Но турки и Египетский халифат отвоевали Святую землю. В 1202 – 1204 крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии и разграбили Константинополь. Была создана католическая Латинская империя. Под эгидой католической церкви осуществлялась захватническая политика немецких феода­лов в славянских землях и Прибалтике. За счёт крестоносных сбо­ров со всех стран Западной Европы доходы папской курии достиг­ли огромных размеров.

В 1261 году византийцы выбили крестоносцев из Константинополя, но император Михаил 8 Палеолог в 1274 пошел на унию православной и католической церквей и признал верховенство папы.

Проводником папской политики, её опорой, помимо духовен­ства, пребывавшего в миру, было монашество. Существовали объ­единения монастырей, живших по единому уставу и подчинявших­ся единому центру, — монашеские ордена. Во время Крестовых походов сформировались ордена особого типа — военно-монашес­кие, духовно-рыцарские.

В XIII в. появились нищенствующие ор­дена — францисканский и доминиканский. Они были созданы под влиянием народной религиозности, которая апеллировала к гос­поже Святой Бедности, осуждала коррумпированность церкви.

Ереси развитого Средневековья носили ярко выраженный соци­альный характер. Их можно разделить на два типа: те, что были порождены возрастающим протестом горожан против феодальных порядков, так называемые бюргерские ереси, и крестьянско-плебейские, отражавшие настроения наиболее угнетённых, беднейших слоев феодального общества — городского плебса, малоимущего крестьянства.

Папство с успехом справилось с серьёзной угрозой христианству, ко­торую представляло мощное ерети­ческое движение альбигойцев и вальденсов. развернувшееся в кон­це XII в. на юге Франции. Организо­ванный церковью Крестовый поход европейских феодалов подавил это выступление.

Итоги крестовых походов

Для Западной Европы:

Торговля

Итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Разные государства и политические силы стремились взять под контроль Средиземноморье и морские торговые пути.

Церковь

На сложнейшие хитросплетения международной политики на­кладывались теократические устремления папства, к ним прибави­лось и желание некоторых крупных феодальных монархов возгла­вить процесс создания христианской европейской политической общности. И со стороны папства, и со стороны монархов делались попытки выработать правовые основы международных отношений, росло понимание их общеевропейского характера.

Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть Папы.

Феодализм

Централизация власти и ослабление системы феодальных отношений.

В Европе появились рис, кунжут, арбузы, абрикосы, тростниковый сахар, европейцы узнали, что такое лимонные и фисташковые деревья. В значительном количестве ввозились также произведения высоко развитой восточной промышленности — бумажные материи, ситец, кисея, дорогие шёлковые ткани (атлас, бархат), ковры, ювелирные изделия, краски.

Для Византии и стран Востока

Византийская империя

Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261.

Страны Восточного Средиземноморья

Крестовые походы явились для стран Восточного Средиземноморья подлинной катастрофой. Крестоносцы в течение десятилетий несли им разорение, опустошали и грабили города и села Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, заслужив к себе величайшие ненависть и презрение народов Переднего Востока. Арабский писатель Усама ибн Мункыз называет франков не иначе как «дьяволами», «проклятыми», призывая кару Аллаха на их головы. И не напрасно.

Влияние крестовых походов

1. Они мало что дали крестоносцам, ничего не изменили в положении дел на Востоке. НО:

2. Оказали влияние на дальнейшее общественно-политическое развитие Европы.

3. Оказали воздействие на позиции католической церкви в Европе: 1) появилась недоверчивость к папской власти; 2) появилась религиозная терпимость на Западе.

4. Изменили образ жизни европейской знати.

5. Косвенно облегчилось положение крестьян.

6. Содействовали развитию европейской торговли.

7. Заметно расширился кругозор европейцев, произошли изменения в их ментальности.

 

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ в ЕВРОПЕ.

Политическая организация фео­дального общества не оставалась неизменной. Первыми государ­ствами западноевропейского Средневековья были варварские коро­левства, образовавшиеся в V—VI вв. на территории Западной Римской империи, — Вестготское, Франкское, Остготское, Бур­гундское, Лангобардское и др. Варварские королевства очень быстро прекратили своё существование, оставив о себе память в средневековом эпосе. Самым жизнеспособным оказалось Франк­ское королевство, которое переросло в сильное самостоятельное го­сударство.

Средневековье с момента своего возникновения было «зачарова­но» образом Римской империи. Первая попытка христианского объединения мира Европы, предпринятая Карлом Великим, свер­шилась под лозунгом «восстановления империи». Карл, король франков, был коронован императорским венцом в Риме в 800 г. Тем самым было положено начало империи Каролингов. По его стопам пошли и германские императоры, назвавшие своё государ­ство Священной Римской империей (германской нации).

Особое место в средневековых международных отношениях за­нимает экспансия скандинавов на континент. В результате образо­вались новые государства, появились норманнские династии. Нор­манны, завоевавшие северо-запад Франции и основавшие там Нормандское герцогство, в XI в. завоевали Англию. Это привело к тому, что завязался опаснейший узел англо-французских противо­речий, который развяжется только после Столетней войны XIV— XV вв. Из этой войны Франция и Англия вышли не поверхностно объединёнными конгломератами феодальных владений, а нацио­нальными государствами.

X—XII вв. — время государственного полицентризма в Запад­ной Европе; крупные феодальные владения превратились факти­чески в самостоятельные государственные образования, лишь но­минально зависевшие от центральной власти. Короли начали борьбу с этой феодальной вольницей, но у них далеко не всегда хватало сил обрести полноту власти. Они были вынуждены всту­пать в диалог с общественными силами. В результате возникли го­сударства, в которых власть короля была ограничена органами сос­ловного представительства, — это кортесы в Кастилии (1137), парламент в Англии (1265), Генеральные штаты во Франции (1802).

В XII—XVвв. в Западной Европе развернулась борьба между коро­левской властью, пытавшейся преодолеть раздробленность, и фео­дальной знатью. Правители Франции. Англии, Испании прилагали огромные усилия для объединения своих стран и создания централи­зованных монархии. Союзниками королевском власти стали цер­ковь, горожане и мелкие феодалы.

Во Франции королевская власть первоначально находилась в крайне невыгодном положении. Короли из династии Капетингов, основателем которой был граф Парижский Гуго Капет (987-996), обладали реальной властью только в своём домене. Королевские вла­дения со всех сторон окружали земли могущественных феодалов, са­мыми крупными из которых были герцогства Нормандия, Аквита­ния. Бургундия, графства Фландрия, Тулуза. Шампань. Король счи­тался лишь «старшим среди равных», он мог рассчитывать на службу только своих непосредственных вассалов, а его влияние за предела­ми домена было крайне незначительным.

Власть короля начала усиливаться в первой половине XII в. Сна­чала французские монархи подчинили непокорных феодалов в коро­левском домене, затем начали расширять свои владения. Возможности короля увеличить домен: 1)Жениться на наследнице феода; 2.Выкупить феод у своего вассала (если тот согласен) 1.Унаследовать феод у своего вассала, если тот умер без наследников. 3.Отобрать феод у вассала силой в случае невыполнения вассальных обязательств. 4. Отобрать феод силой, если владелец осужден Церковью и лишен рыцарского звания и всех феодов за нарушение христианских норм или как еретик

Преимущества короля по сравнению с крупными феодалами: Во-первых, Королевский домен Иль-де-Франс невелик, но удачно расположен: в центре страны, на пересечении сухопутных и речных путей (и Сена, и Луара); здесь же распложен самый важный город — Париж. Во-вторых, благодаря обряду коронации король считался помазанником Божьим. Соперничество крупных феодалов между собой мешает их объединению против короля; король может использовать их борьбу в своих интересах

 Серьёзных успехов в объединении страны добился Филипп II Август (1180— 1223), в результате деятельности которого королевский домен увели­чился в несколько раз, а французский король стал могущественней любого из своих вассалов. Увеличение территории потребовало ре­формирования системы управления. Подвластные земли были раз­делены на округа, во главе которых стояли королевские чиновники, вершившие суд и  собиравшие налоги; для обсуждения важнейших государственных дел был создан королевский совет, члены которого назначались монархом.

Объединение Франции продолжилось при внуке Филиппа II Лю довике IX Святом (1226-1270). Ему удалось заключить мирный договор с Англией, отказавшейся от всех владений во Франции, кроме Ак­витании. Еше одним его успешным деянием стати реформы, усилив­шие центральную власть. Феодальные войны внутри королевского домена были запрещены Людовик IX начал издавать законы, действо­вавшие на всей территории страны, а также провел судебную реформу, по которой королевский суд объявлялся главным. В нём разбирались наиболее важные дела, и любой свободный человек, не согласный с решением суда феодала, мог обжаловать приговор. Финансовая ре­форма сделала королевскую монету обязательной для приёма на всей территории Франции. В конце своей жизни Людовик IX с удовлетво­рением мог сказать: «Во Франции только один король».

Ешё больше королевская власть усилилась при внуке Людови­ка IX Филиппе IV Красивом (1285—1314). Чтобы заручиться под­держкой населения страны в разгар борьбы с римским папой. Филипп IV созвал в 1302 г. Генеральные штаты, состоявшие из трёх палат, в которых собирались представители всех сословий — духо­венства, рыцарства и горожан. Они заседали раздельно, в своей отдельной палате, и каждое сословие имело только один голос. В задачу сословного собрания входи­ло решение вопроса о сборе новых налогов. Представителям сосло­вий позволялось также высказывать своё мнение по важнейшим вопросам жизни страны.

Так в начале XIV в.  во Франции оформи­лась сословно-представительная монархия - государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент-кортесы появился в Испании (конец XII – начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Вначале работа парламентов не была сколько-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения – все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии, – налоги.

Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парламентом закрепляются законодательные функции и намечается определенное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно король созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения.

Парламенты были не единственным политическим новшеством классического Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в Италии, а затем (в XIV в.) во Франции. Политические партии жестко противостояли друг другу, однако причиной их противоборства тогда выступали скорее психологические причины, нежели экономические.

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 1171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!