Французский театр эпохи романтизма



Театр XIX века.

Немецкий театр первой половины XIX века. Романтизм.

I. Германия

Там романтизм как новаторское направление возникает раньше всего, ведь (направление «буря и натиск» очень близко к романтизму: культ яркой личности, свободы, огромный интерес к фольклору). У роматников ко всему этому прибавляется: бегство от действительности в мир своей мечты, творчества; стремление ко всему необычному и оригинальному; мистицизм; культ эмоций и чувств. Одним словом, всё диаметрально противоположно эпохе Просвещения.

Людвиг Тик

Переводчик, драматург, историк театра, режиссёр. Всю жизнь собирал старинные легенды, сказки, миракли, мистерии, моралите.  

Кот в сапогах»

Эта пьеса-сказка стала театральным манифестом. Она  впоследствии повлияет на Блока во время написания пьесы «Балаганчик» (приём «театра в театре»). Построена на иронии, литературной пародии. Главный объект сатиры – мещанская публика, пришедшая смотреть спектакль (приём театра в театре) и совершенно не понимающая того, что ей показывают. В забавной сказке зрители ищут глубокие идеи, чувствительность, мораль, так как они привыкли к штампам. Зрители не понимают, что театр – это условность, игра, царство фантазий.

Тик изображает театральные накладки: машинисты не вовремя дают занавес, актёры забывают текст, автор выскакивает на сцену, пытаясь успокоить возмущённую публику. Тик словно обнажает закулисье, подчёркивает театральность театра.

В пьесе есть косвенный намёкт на революцию, котрая по сути ничего не изменила (после свержения Пугала, угнетателя народа, бедняк Готлиб становится королём, а кота возводят в дворянское сословие и награждают орденом). В «Коте в сапогах» много сценок, пародирующих трогательные объяснения в любви, сентиментальное любование природой и прочие театральные ходы.

Свет наизнанку»

Зрители и актёры часто меняются местами. Тик словно предсказал интерактивный тип театра XIX – XX вв.

 

Кроме написания пьес, Тик занимался режиссурой. Он работал в Дрезденском театре, обожал ставить там пьесы Шекспира. Был сторонником условного оформления театра: фоном служили ковры, актёры были одеты в условно обобщённые костюмы. По мысли Тика, фантазия зрителей дорисует остальное. Ничто не должно отвлекать зрителей от актёрской игры.

Тик мечтал об актёре-марионетке: это символ человека, она идеально воплощает замысел режиссёра (актёры не дерутся из-за ролей, не склочничают), в ней есть мистика.  Позже Гордон Крег, великий английсуий режиссёр, разовьёт эту мысль в своём учении о сверхмарионетке.

Взгляды Тика перекликаются со взглядами Гофмана, который не писал пьес, но в разных новеллах размышлял о театре. Он считал, что смешно пытаться на сцене в декорациях копировать действительность. Сила театра – в его условности. Можно даже обнажить люки, верёвки, штанкеты (впоследствии это реализует Ю.П.Любимов в театре на Таганке).  Главное активизировать фантазию зрителя, создать на сцене определённую атмосферу.

Генрих Клейст (1777 – 1811)

Из офицерской семьи. Сбежал из военного училища, отец его проклял, конфликт с семьёй до конца жизни. Всегда чувствовал себя отверженным.

В финале жизни, Клейст сначал застрелил смертельно больную и затем застрелился сам.

Работал в разных жанрах. Главные герой пьес часто на грани безумия, они не от мира сего.

Пентесилея» (1806 – 1807)

В этой трагедии развивается одна из версий гибели Ахиллеса – от рук царицы амазонок Пентесилеи. Главная героиня чем-то напоминает героев Достоевского: все чувства обострены, от любви до ненависти один шаг, хочет полностью обладать любимым человеком, подчинив его себе. Когда этого не происходит, Пентесилея, обезумев, терзает Ахиллеса вместе со своими псами.    

Страсть доведена до безумия. Пьеса поэтическая, всё её действие сконцентрировано на мире героини.

 

Кетхен из Гейльброна»

По жанру это сказочная историческая драма, основанная на средневековой легенде. Здесь любовь жертвенная, героиня не стремится возвыситься над любимым, рыцарем Веттером фон Штральем, готова стремиться за ним и терпеть насмешки и унижения со стороны окружающих. Героиня оказывается ангелом-хранителем героя, спасает его, невредимой выходит из огня. В пьесе важны мотивы снов, гаданий, мистических предчувствий; она напоминает Шекспировскую драму: множество героев, постоянная смена места действия, чередование стихов и прозы.

Разбитый кувшин»

Эта комедия написана по традициям средневекового фарса. Всё в ней строится на дектективной интриге: «Кто разбил кувшин крестьянки Марты и хотел опозорить её дочь Еву». Постепенно выямняется, что это был местнвй судья Адам, продажный, хитрый, сластолюбивый, хромающий, пахнущий серой (намёк, что это сам чёрт). В финале Адам разоблачён, честь Евы восстановлена, должна быть её свадьба с Рупрехтом. Комедия воспроизводит полуграмотную хрестьянскую речь с её жаргоном, является колоритной зарисовкой быта и нрава немецких крестьян. Высмеяно судейское сословие. 

Принц Гомбургский»

Пьеса о взаимоотношениях человека и государства, человека и военной машины. Пьеса основпна на реальных событиях, фантастического нет.

Образ романтического, мечтательного идеалиста, принца Гомбургского, с ужасом ожидающего смерти, автобиографичен. Клейст тоже был приговорён к расстрелу и чудом избежал этой участи. Принц спас свою родину, стал героем, благодаря своему героизму, своему мужеству. Однако, по мнению военного государства, принц – преступник, так как он нарушил приказ и повёл войска в атаку самовольно. Курфюрст – олицетворение бесчеловечного закона, жестокой военной машины. Главный герой сначала проявляет слабость, моля о пощаде, но потом превозмогает себя и проявляет огромное мужество, соглашаясь с тем, что смертный приговор справедлив. Финальное его спасение кажется чудом. Неслучайно первая и последняя сцены напоминают принцу сон (отсылка к «Жизнь есть сон» Кальдерона).

Карл Гуцов

Относился к направлению «молодая Германия», которая развивалась в 1830-х – 1840-х годах.

Уриэль Акоста»

Самая известная историческая драма писателя, посвящённая реальному философу, жившему в XVII веке в Амстердаме. Он критиковал многие устпрвшие догматы иудейской церкви. Герой – романтический бунтарь, который жаждет свободы слова и мысли.  Его начинают травить старые первосвященники, не желающие ничего менять. Они боятся новых идей и смелых идей, которые могут показать другим дурной пример неповиновения. Тогда власть уйдёт из их рук (ситуация напоминает фарисеев и Христа). Они угрожают Уриэлю, что расправятся с его родственниками, лишат невесты. Под этим давлением Уриэль соглашается на позорное покаяние, но во время чтения, отречения от своих взглядов, он не выдерживает, рвёт бумагу, продолжает отстаивать свои идеи. За это герой платит собственной жизнью и жизнью своей невесты. На многие годы Уриэль стал символом свободомыслия.

Сам Станиславский ставил эту пьесу в период роста революционных настроений в России.

Также к «младогерманцам» относится Георг Бюхнер. Он написал «Смерть Дантона» (о французской революции», «Войцег» (о маленьком человеке).

Актёры Германии

Людвиг Девриент

Друг Гофмана. Амплуа злодея (Франц Моор, Яго, Макбет и др.). Предавал своим героям огромное демоническое обаяние. Интуитивно постигал роль, подобно медиуму

Обмороки, истерики,

Иоганн Флек.

 Гамлет, Фердинанд, Карл Мор. Тоже интуитивно, играл неровно

 

Английский театр XIX века.

Романтический бунтарь, настроил против себя лордов, церковь, общественное мнение, семью.

Вынужден уехать из Англии, окончил жизнь в Греции. Приняв Во время войны Греков с Турками за

освобождение от порабощения. Повлиял на всех деятелей культуры других стран. Стал Объектом подражания для многих молодых людей. Мировая скорбь и Байронический герой. Прославился как поэт (Чайд Гарольд, Корсар, Шильонский узник).

Писал поэтические пьесы, все они в стихах. Лирическими драмами он их называл: главное – душевные излияния поэта, который все пропускает через себя. Пьесы очень субъективные, в них мало действия, много описаний.  

Джордж Гордон Байрон

Манфред»

Первая Байроновская философская драма в стихах. Написана по мотивам «Фауста»: главный герой – тоже учёный, познавший и все земные науки, и магию. Но всё это не принесло ему ни счастья, ни душевного покоя. Жизнь кажется ему бессмысленной, люди – либо ничтожными, либо достойными жалостями. К тому же герой мучается угрызениями совести, так как он когда-то погубил свою возлюбленную Астарту (подробностей нет). Манфред показан в общении с духами, парками, феями, с охотником и аббатом, призраком Астарты, но это общение при отсутствии подлинного контакта. Герой никого не слышит, кроме себя, умирает по собственной воле, не отдав душу ни богу, ни дьяволу, не смирившись ни перед кем.

Каин»

В этой мистерии Байрон словно выворачивает наизнанку библейский сюжет: Каин – смелый бунтарь, который, в отличие от остальных, не желает покоряться тирании бога. К нему приходит второй бунтарь – Люцифер, показывает ему   устройство мира, ведь Иегого уничтожил столько планет, а ради чего? В финале Каин делает попытку примириться с богом, принеся ему бескровную жертву, но она не угодна Богу. А вот кровавая жертва Авеля – угодна. От насмешек Авеля Каин раздражается и случайно, не рассчитав силу удара, убивает Авеля. Он проклят. Но кто виноват?

За эту пьесу Байрона отстранили от церкви. Как и в «Манфреде», в «Каине» на первом месте лирические монологи, в которых Байрон выражает свои мысли. Все пьесы Байрона субъективны.

У Байрона были и пьесы на материале итальянской истории: «Марино Фольеро», «Двое Фоскари», «Сарданапал».

 

Перси Шелли

  Писал и пьесы-ужасы, как, например, «Чинчи» (о графе-злодее, против власти которого восстала собственная дочь); пьесы на материале античной истории, как «Прометей освобождённый». Все герои Шелли – бунтари-революционеры.

 

Актёрское искусство Англии

В первой половине XIX века ставили чисто развлекательные пьесы низкого литературного уровня. Шекспир уже давно никого не интересовал. В один момент театр «Друри-Лейн» начал сдавать сцену в аренду цирковым артистам, постепенно оказался на грани финансового краха.

 

Эдмунд Кин

Из актёрской семьи, родители – бродячие актёры. Был мастером на все руки, играл разные роли. Голодал, колесил вместе с родителями по провинции, в которой и прославился.  Его пригласили в «Друри-Лейн», крупнейший Лондонский театр, и предложили роль Шейлока. Публика была поражена, увидев на сцене молодого человека лет 30,  спортивного атлетического телосложения, в черно-красном облачении, черными кудрявыми волосами до плеч, с крадущейся походкой леопарда.

Кин играл тему романтического героя (еврей стал ростовщиком, чтобы мстить обидчикам,  угнетающим еврейский народ) в  конце играл такую трагедию, что публика в конце рыдала. Роль Шейлока впоследствии стала любимой ролью Кина.

Актёр часто играл отрицательных персонажей, особенно из пьес Шекспира: Ричарда III, короля Лира, Яго (обаятельный манипулятор, искренний друг, душевный, многоликий, к каждому находит подход) и др. Кин делал это блистательно. Публика сочувствовала именно ему, а не положительным героям.

Также Кин играл Гамлета, Отелло, роли в малоизвестных пьесах, но тем не менее создавал шедевры (Оверрич и др.).

Над ролью работал очень долго и тщательно, вплоть до того, что вымерял шаги на сцене (на какой фразе что говорить). Каждую роль строил на контрастах.

Обладал потрясающей мимикой, жесты. Сценическая речь хромала (иногда забывал текст, многоударность, неприятный тембр голоса в верхних регистрах, эмоциональные паузы в стихотворениях и др.). Всегда находился в потрясающей физической форме, занимался боксом, фехтованием, был блестящим дуэлянтом. Любил после спектакля напиться в кабаке около берега Темзы, подраться на кулаках с простолюдинами и другие приключения (на коне по кличке Шейлок скакал по Лондону, катался в лодочке со львом).

Всегда играл сам по себе, не переносил конкурентов и считал, что все партнёры по сцене слабее его.

Кин завораживал зал своей энергетикой. На спектаклях люди падали в обмороки (для этого иногда была приделана вывеска, что дежурит врач).  Говорили, что Кину не удавались сцены, где надо читать философские монологи.

Кин гастролировал по всему миру,

«Смотреть игру Кина, словно читать Шекспира при вспышках молний».

 

Французский театр эпохи романтизма

Во время французской революции появилось много частых бульварных театров, так вышел декрет о свободе театров. Нужно было ставить пьесы, приносящие доход, понятные самому простому зрителю. Так появляются массовые жанры: мелодрама и водевиль, которые будут популярными на протяжении многих десятилетий. В мелодраме главное – эффектный сюжет, тайны, злодеи, которые доводят добродетельных героев почти до гибели, но в последний момент положительные герои спасены, а злодеи наказаны. Исполнение таких пьес сопровождалось музыкой (мелодическая драма). Впоследствии музыка отпадёт. Первая мелодрама – монастырские жертвы Монвеля. Шедевром мелодрамы можно назвать «Тридцать лет, или жизнь игрока» Дюканжа. Этот жанр предвосхитил романтизм.

Водевиль – «голоса города». В этом жанре использовались популярные народные песенки, любовный сюжет. В финале хэппи энд, в финале бывали острые политические намёки. Актёры поднимали зрителям настроение своими танцами и вокалам.  

Часто в водевилях было амплуа травести.

     

 

ВиктОр Гюго (1802 – 1885)

Создатель романтизма во Франции.

Манифест романтического театра («Предисловие к «Кромвелю»).

«Нет ни правил, ни образцов. Драматург должен слушать только своё вдохновение. Ударим молотом по всем теориям и системам».

Гюго призывает разрушить классицистские три единства, показывать не только «кисти действия», но и «локти» (все эффектные сцены убийств, отравлений, поединков и т.д.); провозглашает теорию гротеска: нужно совмещать в одной пьесе трагическое и комическое, высокое и низкое, печальное и смешное. Идеал – Шекспир, а не Корнель и Расин.

Действие в пьесах Гюго чаще всего происходит в далёком прошлом и в других странах (Испания и др.) Все пьесы написаны стихами (поэзия больше возвышает душу, чем проза, считал Гюго. Театр – вовсе не копия действительности, а мир прекрасной иллюзии.

«Марион де Лорн»(1829)

Действие в начале XVII века. Главная героиня – куртизанка. На троне Людовик XIII, все проблемы кардинал Ришелье. Марион де Лорн очищается, благодаря подлинной любви к отщепенцу Дедье (разочарован в людях, одинок). Узнав о прошлом героини, он теряет смысл жизни и идёт на верную гибель. Марион борется за жизнь Дедье, доходит до самого короля, но безуспешно. Его казнят за дуэль. Марион прилюдно проклинает кардинала Ришелье. Всё в пьесе построено на контрастах: король ничтожный, куртизанка – благороднейшее существо, тирания (Ришелье) и свобода личности (Дедье). В самые драматические моменты Гюго может ввести и комедийный элемент. Как и Шекспир в исторических хрониках, Гюго рисует широкий общественный фон и изображает массу эпизодических персонажей.

Эрнани» (1830)

Действие в Испании. Напоминает мелодраму с большим количеством тайн, мелодрам и смертей. Сюжет построен на любовном четырёхугольнике: донья Соль, благородный разбойник Эрнани, король Карл V, старый гранд (высший вельможа) Дон Сильва. Король учится благородству у разбойника, но в финале Эрнани и донья Соль все равно гибнут, падая жертвами мести дона Сильвы.

Пьеса была поставлена в «Комеди Францес» и сопровождалась драками в зрительном зале между сторонниками романтизма и классицизма.

Рюи Блаз» (1838)

Действие происходит в XVI веке. Всё вращается вокруг любви простолюдина лакея Рюи Блаза, умного и талантливого, к Испанской королеве, одинокой и не любимой мужем. Король не интересуется государственными делами, он всё время на охоте. Страну разворовывают его министры. Рюи Блаз, который попал в высшее общество под именем Дон Сизар де Базар. Он обличает продажных министров Королева восхищена его поступком, но любовь героев невозможна: Рюи Блаз гибнет, защищая её репутацию, губит коварного злодея, дона Саллюстия, желавшего убить королеву. Монолог, в котором Рюи Блаз критиковал министров, – это скрытое обращение самого Гюго к современным министрам.

 

Александр Дюма

Пишет исторические приключенческие драмы с занимательным сюжетом и «местным колоритом». Свои пьесы он ставил в своём же «Историческом театре», там же шли инсценировки его романов («Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо»)

«Кин, или гений и беспутство»

Дюма показывает закулисную и личную жизнь гениальногт актёра Эдмунда Кина, раскрывает его внутреннюю драму: он очень одинок. И постоянно противостоит высшему обществу, которое относится к нему, как к шуту, прислуге. Герой показывает, что он выше других, ибо талантлив. Всю трудность актёрской профессии он раскрывает перед талантливой девушкой, мечтающей стать актрисой.

  «Антони»

Пьеса о любви светской замужней женщины Адель и Байронического героя Антони. Светское лицемерное общество начинает травлю Адель. Она уже не хочет жить. Избавлением становится смерть от руки любимого.

 

В отличие от эффектных и зрелищных пьес Гюго и Дюма, пьесы драматургов Альфреда де Виньи и Альфреда де Мюссе более камерные и психологически правдивые. При жизни драматургов пьесы не ставили.

Виньи прославился романтической драмой «Чатертон» об английском поэте, который был доведён до крайней нищеты и закончил с собой. Главный конфликт пьесы между талантливым поэтом и жёстким буржуазным обществом, где всем правят деньги, а душа и талант никому не нужны. Чатертон показан затравленным человеком, которого преследуют кредиторы, критикуют журналисты, не понимающие его поэзии.

Китти Белл не может спасти героя. Буржуазный мир воплощён в доме фабриканта Джона Белла. Он чувствует себя хозяином жизни, считает, что ему принадлежит всё: фабрики, рабочие, жена. Автор поднимает социальную тему (угнетённые рабочие) раскрыта и трагедия подавленной мужем, покорной Китти Белл, для которой Чаттертон – единственное короткое счастье в жизни.

Мюссе не причислял себя ни к какому направдению. Иронизировал над самим собой, провозглашённым им культом отчаяния. Высмеивал Гюго и Дюма, писал в жанре лирической комедии, в которой место действия абсолютно условно, а вот герои очень современны. В отличие от Гюго и Дюма он строит пьесах не на сюжетной занимательности, а на тонкостях взаимоотношений людей, раскрытия их психологии. От шутки легко переходит к драме, потом снова к шутке, виртуозно выстраивает остроумные интеллектуальные диалоги. За внешним изяществом его пьес скрыта драма одиночества. В комедии «Прихоти Марианны» тема любовного не совпадения восторженный влюблённый поэт Челио не способен привлечь к себе холодную и надменную красавицу Марианну, её любви добивается сам того не желая. Друг Челио циничный, развращённый скучающий Оттавио (посредник между Челио и Марианной). Но Челио гибнет (муж Марианны подсылает убийц). На могиле друга Оттавио говорит,что с Челио умерла лучшая часть его самого. В пьесе возникает тема двойничества.

Любовью не шутят»

Мюссе сначалы рисует идилию, Камила и Пердикан любят друг друга, родители хотят их поженить. Но в финале герои не могу пожениться, ибо служанка Розетта оказывается жертвой, вовлечённой в жестокие игры георев.

Образ «героя времени», сомневающегося, лишённого идеалов, Мюссе показал в исторической драме «Лорензаччо». Она основана на итальянской хронике XVI века.

Пьеса состоит из 36 эпизодов, в ней больше 40 действующих лиц. Даже второсиепенные персонажи имеют свой характер. Народ показан трусливым, подавленным тиранией жестокого и развращённого князя Алессандро Медичи. Его родственник, Лоренцо Медичи – Лорензаччо втёрся в доверие к Алессандро, чтобы свергнуть его, ведь герой республиканец, патриот, желающий освободить народ. Но пока Лореннзаччо втирался в доверие, он стал таким же, как придворные Алессандро. Роль циничного распутника приросла к нему. Он уже не знает, во имя чего бороться, и имеет ли он на это право. Как Гамлет, герой мучается вопросом: «Действовать или плыть по течению?» Чтоб сохранить остатки уважения к себе, Лорензаччо всё-таки намерен осуществить свой юношеский замысел,  подняв восстание и убив князя. Но героя никто не поддерживает, ибо люди не желают перемен. Лоренцо убивают ради награды за его голову. Его порыв оказался бессмысленным.

Этой пьесой Мюссе утверждает, что  отдельная личность не может изменить ход истории. Он полемизирует с романтиками и приближается к реализму.

Проспер Мериме

Его творчество между романтизмом и реализмом. Прославился своими новеллами,

 сборником одноактных пьес «Театр Клары Госуль». Это была литературная мистификация, автор – сам Мериме, но он заставил читателей поверить в то, что пьесы написала испанская актриса. От её лица даётся предисловие, её портрет на первой странице (на самом деле это портрет самого Мериме в женском испанском костюме).

В комедиях сборника Мериме пародирует штампы мелодрамы («Африканская любовь»); щёлкает по носу католическую церковь, правящие круги («Женщина-дьявол», «Карета святых даров»), аристократию (две пьесы об Инесс Мендос).

«Жакерия» – большая историческая пьеса, написанная в реалистическом ключе. Это  пьеса о крестьянской войне во Франции, проходившей в середине XIV века.

Никакой идеализации средневековья у Мериме нет: это мрачная эпоха, в которой рыцари крайне жестоки по отношению к народу, а народ ненавидит рыцарей. Восстав, крестьяне тоже жестоко обращаются с рыцарями. Никто не способен стать командиром восстания, ибо все три претендента имеют личные мотивы, и вообще не думают о народе. В финале война крестьян подавлена, она напоминает читателям о недавней французской революции. Мериме показывает обречённость всякого революционного движения.

 

Параллельно с романтизмом в театре 30-х – 40-х годов развивается реализм, основанныйна том, что характер человека, поведение, судьба обусловлены социумом

Оноре де Бальзак

Представитель реализма.

Делец»

Главный герой – биржевой спикулянт Меркаде. Он говорит: «Монета – вот нынешняя честь», ловко манипулирует кредиторами, скрывая, что находится на грани финансового краха. Он обаятелен, хитёр, находчивый, абсолютно аморальный и считает это нормальным. Именно Меркаде, по мысли, Бальзака и является героем времени, а не загадочным Байронические красавцы.  

Мачеха»

   В этой семейной драме Бальзак показывает, как за фасадом во внешне благополучном буржуазном семействе постепенно разгорается конфликтов и страстей, приводящий к гибели двух молодых людей. Виновниками произошедшей трагедии оказывается Гертруда (мачеха Полины), продавшаяся богатому старику в надежде на его скорую смерть, чтобы на эти деньги счастливо жить с любимым человеком, Фердинандом. Деньги, по мысли автора, развращают душу.

Также виновником трагедии становится политический фанатизм генерала Граншана, у которого культ Наполеона. Он ненавидит всех, кто поддерживал короля (роялистов). Только над трупом дочери он осознаёт свою ошибку.

Также у Бальзака есть цитата, напоминающая цитату Чехова: «Мужчины играют в вист, женщины вышивают, пьют патриархальный чай, но драма тлеет там внутри, чтоб потом разразиться пламенем пожара». Бальзак показывает драматизм повседневной жизни, распад семьи в современном обществе.

 

С 30-х гг. стремительно развивается новое, чисто коммерческое направление – «хорошо сделанная пьеса». Она написана по традициям водевиля и мелодрамы, её авторы стремятся добиться только успеха у буржуазной публики, которая щедро платит за спектакль.

Эжен Скриб

Долгое время считался лидером нового направления. Драматургию он поставил на «конвеер». У него была целая армия писателей-помощников, каждый из которых отвечал за своё. Он щедро им платил и после редактирования публиковал пьесы под своим именем, ставил их в бульварных театров. Со временем Скриб стал миллионером.

В пьесах Скриба чаще всего действует политики, коммерсанты, чиновники, делающие карьеру, женящиеся по расчёту, обогащающиеся любой ценой. Скриб  показывает, что так и надо жить, и главное в жизни – добиться успеха, процветание. Эта мысль была очень близка буржуазной аристократии.

Скриб был «королём бульваров».  Всего он написал около 400 комедий («Лестница славы», «Бюджет молодой семьи», «Разумный брак» и др.)

«Стакан воды, или причины и следствия»

Самая известная комедия на историческом материале. В ней всё построено на интригах, которые плетут герцогиня Мальборо, фаворитка королевы, и её политический противник Болингброк. В эти интриги вовлечены простые люди – бедные влюблённые Оскар и Абигайль Мешн.  Лорд Болингброк, воспользовавшись обстоятельствами, добивается успеха, ибо прекрасно понимает, что за всеми политическими событиями стоят человеческие слабости и страстишки правителей. Надо лишь уметь воспользоваться случаем. Малые причины могут породить большие последствия: стакан воды, случайно пролитый на платье королевы, приводит к заключению мира между Францией и Англией, к перестановкам в правительстве, счастливому браку Абигайль и Оскара.

Известной пьесой Скриба является и «Адриенна Лекуврер»

Эжен Лабиш

Самый известный после Скриба. Все пьесы построены на стремительной интргие, интерес зрителей – на «скачке с препятствиями», которые преодолевпет главный герой для достижения своей цели.

Соломенная шляпка»

Путешествие месье Перришона»

В 50-е – 60-е гг. появилась разновидность ХСП («Школа здравого смысла). Для направления характерно: важна не столько интрига, сколько попытка затронуть серьёзные социальные проблемы (не слишком глубоко), заставить зрителя поплакать; действие не выходит за пределы буржуазных и светских домов.     

Представителями являются Александр Дюма сын, Викторьен Сарду.

 

Александр Дюма (сын)

Дама с камелиями»

По жанру мелодрама. Это переделка своего же романа, единственная пьеса, которой Дюма сын прославился на весь мир. В центре пьесы – проблема падших женщин. Они способны чувствовать, достойны сострадания, а не презрения.    

Маргарита Готье жертвует собой во имя счастья любимого Армана Дюваля. Она идёт на своеобразный обман, чтобы не портить ему будущее и оттолкнуть его от себя. Героиня делает вид, что вернулась к бывшему любовнику богачу и, не вынеся душевных страданий, в финале счастливой умирает от чахотки, ведь Арман всё узнал и пришёл к ней.

По этой пьесе великий итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу «Травиата».


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!