Понятие и признаки права. Функции права

Понятие и сущность права. Происхождение права

 

§ 1. Социальное регулирование первобытного общества. Происхождение права.

§ 2. Теории происхождения права

§ 3. Сущность и принципы права.

§ 4. Понятие и признаки права. Функции права

 

Социальное регулирование первобытного общества. Происхождение права

Человеческое общество всегда было и остается саморегулирующейся организацией. В отличие от животного, поведением которого руководят врожденные инстинкты, человек как разумное существо строит свое поведение сам, выбирая наиболее приемлемый его вариант. Уже на первоначальном этапе возникновения человеческого общества, на заре его существования для обеспечения порядка, стабильности, мирного сосуществования и сотрудничества людей в коллективе появляются социальные нормы.

Социальные нормы – это правила поведения общего (безличного, неперсонифицированного) характера, установленные и охраняемые людьми для регулирования типичных (повторяющихся) отношений между ними.

Причины появления социальных норм многообразны. Среди них можно выделить: во-первых, биологические или природные, которые диктовали необходимость обеспечения выживания как отдельного человека, так и всего человеческого рода. Отсюда различного рода табу на инцесты, употребление в пищу мяса определенных животных, грибов и т.д. Во-вторых, экономические (материальные), связанные с необходимостью охватить общими правилами повторяющиеся акты производства, распределения, обмена и потребления. Так появляются правила проведения разного рода хозяйственных работ (агрокалендари), охоты и т.д. В-третьих – психологические, призванные обеспечить освобождение человеческой психики от страха перед окружающим миром, попытаться найти объяснение природным процессам.

Одними из первых правил были запреты (табу), говорившие о недопустимости определенных поступков (совершать воровство, убивать членов рода, заключать кровнородственные браки и др.). Позже появились дозволения и обязывания, имевшие целью организовать совместный труд и жизнедеятельность коллектива. Эти первичные правила (нормы) поведения носят название мононорм (термин ввел в науку видный отечественный историк и этнограф А.И. Першиц).

Отличительными признаками мононорм являются:

1. Естественно-природная основа – эти нормы не были кем-то придуманы, навязаны извне, а были продиктованы необходимостью. Они представляли собой первую форму человеческого сознания, познающего закономерные связи окружающего мира

2. Воплощали отношения социального равенства, партнерства и взаимопомощи и являлись общепризнанными.

3. Отражали единство коренных интересов выживания, поэтому являлись общепризнанными и исполнялись, как правило, добровольно. Специальных органов контроля или наказания не существовало. Гарантом соблюдения этих норм выступало все сообщество, и наказание нарушителей (например, изгнание из рода) также имело общественный характер.

4. Являлись единым универсальным нормативным регулятором, так как касались практически всех сторон социума: организации работ, технологии производства, норм распределения и потребления, семейно-брачных отношений, санитарии, разрешения конфликтов, взаимоотношений с другими родами и племенами и т.д.

5. Не разделяли права и обязанности, поскольку выражали необходимость, не имеющую альтернативы. (Для дикаря, по словам Ф. Энгельса, не стоит вопрос о том, является ли кровная месть его правом или обязанностью. Это его право и, одновременно, священная обязанность).

6. Имели различные многообразные формы выражения: ритуалы, мифы, обычаи, религиозные представления, мораль и этикет. Особенное значение имели обычаи, т.е. нормы, приобретшие стабильность и вошедшие в привычку в результате длительного применения.

Колоссальные социальные перемены, вызванные крушением первобытного строя, возникновением первых цивилизаций и переходом к государственной форме жизни общества привели к гибели мононорм. Причиной этого стало изменение и усложнение экономических, социальных и духовных условий жизни общества, на которые эти нормы поведения с их уравнительными коллективистскими началами не были рассчитаны. Право возникло как реализация потребности по-новому урегулировать социальную жизнь на основе изменившихся обстоятельств. Кроме того, после ликвидации рода на общественной арене в качестве автономного субъекта появляется личность как самостоятельный носитель определенной суммы прав и обязанностей, и возникает потребность ввести ее поведение в определенные рамки.

Новым социальным регулятором стало право. Его генезис явился неотвратимым результатом объективного хода развития, поскольку новые отношения мононормами не регулировались, а состояние хаоса могло стать причиной гибели социума, допустившего анархию. Таким образом, право как явление государственно организованного общества появляется не на пустом месте. Его источником выступают социальные нормы первобытного общества, которые перерабатываются и дополняются государственными органами применительно к новым условиям и в соответствии с ними.

Выделяют три основных способа (формы) образования права:

1) «расщепление» мононорм на нормы морали, религии и права, и закрепление части последних в письменных актах, принятых органами государственной власти. Тем самым нормам придавалась обязательная юридическая сила, и они ставились под защиту государства - обеспечивались его принудительной силой (Законы XII таблиц в Древнем Риме, Русская Правда и др.). Таким образом возникало обычное право;

2) признание в качестве источников права судебных решений государственных органов по конкретным делам, когда верховный правитель или уполномоченный им чиновник (судья) принимает решение, которому должны следовать решения нижестоящих органов в аналогичной ситуации. Так формируются нормы прецедентного права;

3) нормотворчество органов государственной власти – установление ими совершенно новых предписаний (правил), рассчитанных на многократное применение в соответствующих типовых ситуациях в будущем.

Со временем произошел практически полный переход к государственному нормотворчеству и монополизация правотворческой деятельности государством.

 

Теории происхождения права

Возникновение права давно занимает умы людей. В процессе изучения данной проблемы выработано немало оригинальных идей. Многие из них вылились в теории, представляющие собой развернутую систему положений и их обоснование.

Плюрализм теорий происхождения права имеет социально-политические и познавательные корни.

Во-первых, право принадлежит к крайне сложным и многоаспектным социальным явлениям, что объективно предопределяет трудности адекватного научного описания.

Во-вторых, на содержание учений неизбежно накладывают отпечаток различные особенности исторического развития – как универсального характера, так и ограниченные рамками конкретных правовых систем.

Во-третьих, неизбежным выступает различное субъективное восприятие права со стороны ученых, прежде всего, с идеологических (в самом широком смысле) позиций, вызванное несовпадением, а порой и прямой противоположностью их интересов и взглядов на правопонимание.

В-четвертых, содержательные различия учений о праве предопределены разным характером исходных философских и методологических оснований к исследованию данных явлений.

В демократическом обществе многообразие правовых учений выступает естественным состоянием политико-правовой науки, обусловленным ее стремлением к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Теологическая теория – одна из первых теорий, пытающихся объяснить происхождение государства и права. Ее главный тезис сводится к тому, что государство и право, как и весь мир, являются результатом божественного творения. Поэтому люди должны безропотно подчиняться действующим правовым нормам. Данная теория возникла и имела широкое распространение в Древнем мире и в период средневековья (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст, Марсилий Падуанский). В настоящее время она пропагандируется различными теологическими школами. Так как существования Бога нельзя ни доказать, ни опровергнуть (поскольку наука и религия представляют два различных способы познания мира), то данная концепция продолжает существовать (например, в исламском мире), не признаваясь достоверной со стороны официальной науки.

Естественно-правовая теория (Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) выдвигает следующую модель возникновения права. Действующее в обществе право разделяется на естественное и положительное. Естественное право принадлежит человеку от рождения, дается Богом, а положительное устанавливается людьми (здесь естественно-правовая теория перекликается с теологической). Естественное право существует до возникновения позитивного права, т.е. возникает вместе с возникновением человечества и лежит в основе позитивного права. Государство не смеет нарушать естественные права человека. Оно обязано создать благоприятные условия для их реализации. Данная концепция наполнена притягательными, гуманистическими и либеральными идеями, поэтому в XVIII-XIX вв., в период первых буржуазных революций, получила очень широкое распространение.

Более поздние теории естественного права отходят от представлений о божественной природе права, видя его источник в природе самого человека. В последние десятилетия ХХ века на волне перестройки в российской правовой науке произошел своеобразный ренессанс естественно-правовых взглядов, связанный с критикой советского права и признанием приоритета прав и свобод человека над законами государства.

Историческая школа права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) рассматривает появление права в качестве продукта общественного развития. Подобно языку и культуре право возникает спонтанно вследствие необходимости решать споры и урегулировать конфликты между людьми в обществе. Таким образом, творцом права является все общество в определенный период своего конкретно-исторического развития.

Социологическая школа права (О.Конт, Е. Эрлих, Р. Паунд, П.И. Стучка) связывает возникновение права с деятельностью судебных органов, акцентируя внимание на том, что закон реализуется только тогда, когда он реально исполняется. Поэтому право – не нормы, установленные законодателем, а реальные отношения, возникающие при их применении. «Право, -писал П.И. Стучка, - есть порядок в общественных отношениях».

Психологическая школа права (Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер) видит истоки права в чувствах, эмоциях, «императивно-атрибутивных переживаниях» психики человека. Согласно учению представителей этой школы, право рождается в недрах человеческой души как некое интуитивное представление о возможном и должном поведении. Оно не связано с государством, а отражает индивидуальное восприятие человеком справедливости окружающего мира и своего места в нем.

Марксизм (материалистическая школа) объясняет происхождение права расколом общества на классы, антагонистические противоречия которых не могут быть примирены. Право, возникая как «возведенная в закон воля экономически господствующего класса», выступает орудием его господства и удержания в повиновении остальных членов общества. Марксизм вскрывает экономико-детерминистическую сущность права, связывая его возникновение с неолитической революцией – переходом общества от присваивающей экономики к производящей.

Юридический позитивизм (Д. Остин, Д. Бентам, Г.Ф. Шершеневич) находит основы права в велениях государства, полагая попытки искать право вне системы действующего законодательства бесполезными. Единственным источником права является провозглашенная и охраняемая от нарушений государственная воля, материализованная в системе действующих правовых норм.

Помимо названных, существует и множество других теорий происхождения права – «инцестная», «солидаристская» и др. Каждая из теорий вносит свою лепту в познание сложного процесса возникновения права.

Так, естественно-правовая доктрина ставит в центр внимания права человека, но не дает четких критериев разграничения правового и неправового в поведении. Это делает невозможным ее практическое использование в правоохранительной деятельности.

Историческая школа права, правильно связывая возникновение права с развитием общества, по существу отождествляет право с обычаями.

Социологическая школа, возникшая в системах прецедентного права и внесшая значительный вклад в познание процессов правореализации, признавая правом решение судьи, тем самым открывает дорогу судебному произволу.

Заслугой психологической школы является исследование «человеческого измерения» права – индивидуального и общественного правосознания - тех чувств, мотивов и стимулов, которые лежат в основе правового поведения. Однако подобный идеалистический подход не учитывает разницу в уровне знания права и отношения к нему разных групп населения и потому не может служить мерилом оценки правового поведения.

Марксистское учение, лучше других доктрин вскрывая экономические причины рождения права, преувеличивает влияние классовой борьбы на этот процесс.

Юридический позитивизм придал праву нормативную определенность и тем самым способствовал упрочению режима законности. Но, отождествляя право и закон, это учение дает «индульгенцию» государству, признавая априори правовыми любые античеловечные акты, санкционируя любой произвол власти.

Как видим, слабые места и сильные стороны есть в любой из теорий, и ни одна из них не может претендовать на универсальность. Лишь в совокупности они способствуют созданию целостного научного представления о сущности исследуемых явлений и процессов.

 

Сущность и принципы права

Краеугольным камнем противоречий в понимании права является его сущность, ибо в центре любого определения понятия лежит сущность явления, вокруг которой располагаются его главные признаки.

С точки зрения философии сущность - глубинная, устойчивая, качественно специфическая черта, выражающая закон существования явления, предопределяющая его качества и определяющая его смысл и назначение.

Глубинный характер сущности означает, что она находится внутри, а не на поверхности явления, а, следовательно, не может быть обнаружена органолептическим путем (то есть при помощи органов чувств). «Если бы внешние формы проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней» (К.Маркс). Лишь преодолев оболочку формы, пройдя через толщу содержания, мышление способно путем логических (мыслительных) операций – анализа, синтеза, абстракции и др. продвинуться к сущности явления.

Устойчивость означает постоянство, неизменность, общность черты, сохраняющейся во всех явлениях данного рода(вида) независимо от пространственно-временных и конкретно-исторических его характеристик. Меняются формы, развивается, обогащается (или «усыхает») его содержание, но сущность остается неизменной, ибо она «закон существования»,вне которого явления не существует.

Сущность дает не количественную, а качественную характеристику явления, помогая выявить его самобытность, своеобразие, отличие от других, подобных явлений и, тем самым, установить его смысл и предназначение.

Исходным пунктом выявления сущности является признание человеческого познания в качестве непрерывно углубляющегося многоступенчатого процесса движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и неточного к знанию все более полному и точному (В. Ленин). Это значит, что познание движется подобно лифту в высотном здании, этаж за этажом, переходяот сущности первого порядка к сущности второго, третьего и т.д. порядка, с каждым новым этапом приближая нас к явлению.

Итак, право создается людьми, равно как и цель его состоит в определенном воздействии на поведение человека, регулировании отношений между людьми. Исходным же пунктом и движущим фактором любой человеческой деятельности являются естественные потребности - биологические, экономические, социальные, духовные (интеллектуальные) и проч. Система объективных устойчивых потребностей людей, которая объединяет их в определенную историческую общность, составляет основу их деятельности.

Однако сами по себе потребности автоматически не порождают право. Для того чтобы потребность отразилась в праве, требуется ее осознание через социальные интересы. «Интерес – вот, что сцепляет друг с другом членов гражданского общества» - говорил К. Маркс. Таким образом, если формирование потребностей- процесс естественно-биологический, то формирование интереса – процесс социальный, поскольку разные группы общества, в зависимости от их места в социально-экономической системе, могут иметь разные (порою противоположные) интересы по удовлетворению своих потребностей. Так, жизненные потребности рабовладельца порождают его интерес во все большей эксплуатации раба, а те же потребности раба побуждают его уничтожить рабовладельца и завладеть его собственностью. Таким образом, в интересе заключено не только полное понимание существа потребности, но и необходимого способа ее удовлетворения. Выражаясь философским языком, в интересе осуществляется переход от объективного к субъективному и воплощается их единство.

Кто же выражает этот общественный интерес? Ясно, что единственным субъектом, правомочным говорить от имени всего общества, обладающим в силу суверенитета монополией на правотворческую деятельность, является государство. «Подобно тому, как у отдельного человека для того, чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли,

точно так же и все потребности гражданского общества … неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение» (Ф. Энгельс).

Таким образом, государственная воля является не первопричиной, а организационным механизмом, фактором (средством) создания права на институциональном уровне. К. Маркс писал: «Законодатель не делает законов, не изобретает их, а только формулирует, выражает в юридических законах внутренние законы духовных отношений».Государственная воля в этом смысле вторична, а первично то, что она отражает.

Вокруг интерпретации волевой обусловленности права не прекращаются острые научные, идеологические и политические споры. Чьи интересы выражает государственная воля?Чьи интересы отражает и защищает право?

От решения этого вопроса зависят ответы на многие другие: является ли право орудием политики или средством защиты людей от политической коньюктуры, гарантией свободы или орудием принуждения, выражением общей воли или произвола частных лиц?

Нетрудно понять, что ответ на эти вопросы зависит от природы конкретного государства.

С одной стороны, находясь в одинаковых исторических условиях и будучи объединены общностью материальных, социальных и духовных факторов существования, члены общества имеют в силу этого общие потребности и интересы. Может быть не каждый член сообщества поднимается до уровня осознания общественных интересов. Но под воздействием общих условий жизни, этот индивид мыслит в определенной мере так же, как и любой другой член коллектива. Его интересы, даже и не осознанные, получают свое выражение в государстве.И если общество социально однородно, большинство его, как в современных социальных государствах, составляет «средний класс», то именно воля большинства, отражающая его общесоциальные потребности, выражается в праве.

С другой стороны, находясь в руках отдельных классов, групп или индивидов, государственная власть может выступать инструментом выражения узко-групповых, элитарных интересов.Однако и в этом случае, без выражения и удовлетворения правом общих интересов государство потеряет свою легитимность, а его веления –реальную исполнимость.

Таким образом, сущности права свойственно определенное противоречие: в нем переплетаются общесоциальные и групповые, индивидуальные интересы. И одна из сторон может стать доминирующей, тогда как другая отступает на второй план, проявляясь в «стертом» виде. Пропорциональное же их соотношение, доля каждой из сторон определяется многими объективными и субъективными факторами: экономической и социальной структурой общества, природой государственной власти и даже личными качествами ее политических лидеров.

Сущность проявляется в каждой клеточке содержания права. А первокирпичиками права являются его нормы – правила поведения, устанавливающие границы дозволенного и запрещенного поведения в обществе. Посредством обязанностей, запретов или прав личности нормы определяют масштаб свободы поведения, меру свободы (и несвободы) личности. Ведь свобода, в отличие от анархии, есть такое самовыражение, которое не наносит вреда другим людям, обществу в целом. Именно такую, исторически обусловленную развитием общества свободу, которую может себе позволить и способно обеспечить общество, и закрепляет в праве государство.Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты.По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть.

Об этом не скажешь лучше, чем К.Маркс: «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона... Законы — это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов».

Итак, сущностью права первого порядка являются объективные естественные потребности человека.

Сущностью второго порядка – осознанные социальные интересы.

Сущностью третьего порядка – установленные и гарантированные государственной властью границы свободы и ответственности поведения личности в обществе.

Таким образом, сущность права - это обусловленные естественными человеческими потребностями, осознанные в качестве социальных интересов и выраженные при помощи государственно-властных велений границы свободы и ответственности личности в обществе на исторически конкретном этапе его развития.

Такой подход к определению сущности права имеет ряд неоспоримых достоинств. Во-первых, он вскрывает генезис права, раскрывая его естественно-историческую природу и позволяя отграничить процесс правообразования от процесса правотворчества.

Во-вторых, показывает сложную противоречивую объективно-субъективную природу сущности права, в которой переплетаются общесоциальные и узко-элитарные интересы (аспекты).

В-третьих, и это главное, он создает интегративное правопонимание, в котором находят себе место все основные учения (школы) о праве: естественно-правовая (сущность первого порядка), социологическая, историческая, реалистическая (сущность второго порядка) и юридический позитивизм, нормативизм (сущность третьего порядка).

Сущность права выражается в его принципах.

Принципы права – это руководящие идеи, определяющие его общий «дух», основополагающие начала построения и действия права.

В историческом плане принципы предшествуют формированию права, служат своеобразным ориентиром, в соответствии с которым формируется законодательство и складывается практика его реализации. Ими определяется алгоритм развития правовой системы общества. Принципы выступают как бы в качестве «несущей конструкции», вокруг которой возводится вся правовая система. Они могут закрепляться в конкретных (например, конституционных) нормах права, либо выступать результатом толкования общего смысла законодательства, не «материализуясь» в его статьях.

В науке общепринята классификация принципов на отраслевые, межотраслевые и общеправовые.

Отраслевые принципы права представляют собой систему идей, характерных для одной, отдельно взятой отрасли права (например, принцип свободы договора в гражданском праве, равенства супругов – в семейном, ответственности за личную вину – в уголовном). Поскольку эта группа принципов подчеркивает специфику конкретных отраслей, она изучается соответствующими правовыми дисциплинами.

Межотраслевые принципы выражают правовые идеи, присущие нескольким отраслям права (например, принцип состязательности в гражданском и уголовном процессах, принцип «дозволено все, что не запрещено» - в отраслях частного права и «дозволено то, что разрешено» - в отраслях публичного права).

Общеправовые принципы характеризуют правовую систему в целом и изучаются теорией государства и права. В числе общих принципов права обычно называют принципы справедливости, единства прав и обязанностей, демократизма, равноправия и др.

Некоторые ученые делят принципы на общесоциальные и специально-юридические. К первой группе относят, например, принцип социальной свободы, идеологического плюрализма, гуманизма и др. Ко второй – принципы верховенства закона, сочетания убеждения и принуждения, стимулов и ограничений, законности и др.

Знание принципов права позволяет не только глубже уяснить его сущность права, но и помогает правильно применять нормы, разрешать дела при пробелах в праве.

К принципам права примыкают правовые аксиомы – общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие прямое, либо косвенное выражение в нормах права. Одни из аксиом перешли в современное право из классического римского права (например, никто не может быть судьей в своем деле, должна быть выслушана и другая сторона, не наказывают дважды за одно преступление и др.). Другие аксиомы получили закрепление в нормах современного законодательства (например, «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников» – в ст.51 Конституции РФ).

Принципы права и правовые аксиомы – культурная ценность, правопреемством переходящая из эпохи в эпоху.

Понятие и признаки права. Функции права

Сущность – главная, но не единственная черта права. Для того чтобы дать определение этому явлению, необходимо установить отличительные признаки, позволяющие отграничить право от других социальных регуляторов как предыдущего (первобытного), так и современного общества. Надо сказать, что это не легкая задача, учитывая многообразие сложившихся школ правопонимания.

Римский юрист Домиций Ульпиан (II–III вв. н.э.) в первой книге своих «Институций» (являющейся, по сути, учебником для начинающих юристов), писал: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово „право“» – и отвечал на этот вопрос следующим образом: «Право получило свое название от (слова) „справедливость“, ибо … право есть искусство доброго и справедливого». Сегодня одной такой формулы понимания права недостаточно. Однако дефиниция понятия права необходима для построения смысловой модели действующего права как основного регулятора отношений в современном мире.

С точки зрения отечественной правовой науки основными признаками права выступают:

1. Государственно-волевой характер права, означающий, что

· право исходит от государства (только государство обладает монополией на правотворческую деятельность в обществе);

· право регулирует и защищает общественные отношения с позиции интересов и воли государства (безусловно, принимающего во внимание общесоциальные интересы);

· право охраняется от нарушений силой государства, контролирующего и обеспечивающего реализацию правовых норм и наказывающего за их нарушение.

2. Нормативность права означает, что нормы права, которые в совокупности образуют его содержание, выступают образцами, моделями возможного или должного вариантов поведения людей. При этом следует иметь в виду, что норма права является единым и общим для всех масштабом поведения, и что этот масштаб рассчитан на многократное использование. То есть право регулирует не случайные, единичные ситуации, а широко распространенные и многократно повторяемые (типовые) обстоятельства, имеющие общесоциальное значение. Каждое лицо, попадающее в сферу действия правовой нормы, должно следовать установленному этой нормой правилу. Право – это система тех общих для всех правил (нормативных установлений), перед которыми в формальном смысле все равны (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

3. Общеобязательность права состоит в том, что его нормы – не призыв, не «благое пожелание», а безусловный императив, которому обязаны следовать все члены общества, независимо от их желания и внутреннего согласия. Добровольное соблюдение требований права всегда непосредственно или потенциально опирается на возможность государственного принуждения, мощь и авторитет органов государственной власти. Это позволяет праву обеспечивать эффект гарантированного результата, делая его ведущим инструментом управления обществом.

4. Формальная определенность права выражается:

· в установлении официальных (формальных) источников права;

· в формализации юридического языка, придающей однозначность и четкость юридической терминологии;

· в формализации юридических процедур – установлении точных сроков, круга субъектов, пределов их прав и обязанностей, стадийности процедур и форм документов, закрепляющих результаты юридических действий и проч.

Формальную определенность права не надо путать с формализмом. Если формализм – это бюрократическое соблюдение формы в ущерб существу дела, то формальная определенность – замечательное свойство, позволяющее отграничить право от субъективизма и произвола, сделать стабильным, предсказуемым и общедоступным.

5. Системность права – это такая взаимосвязь его норм, которая обеспечивает согласованность и целостность элементов права (норм, институтов и отраслей) как самостоятельного юридического образования. Системность - это внутренняя иерархичность правовых норм, основанная на принципах субординации и координации, единстве принципов и сущности права. То есть право – не просто совокупность (комплекс, сумма) норм, а именно единая сложная система, в которой нормы взаимодействуют – дополняют, поясняют и конкретизируют друг друга. Благодаря последнему обстоятельству субъекты права, т.е. лица, наделенные правами и обязанностями, получают возможность осуществлять взаимосогласованные действия.

Синтезируя знания, полученные в результате анализа сущности и признаков права, можно предложить следующее определение его понятия:

право – это обусловленная материальными условиями жизни общества, установленная и охраняемая государством система общеобязательных формально-определенных нормативов (правил) поведения, определяющих границы свободы и ответственности личности в обществе.

Это одно из возможных определений, основанное на синтезе позитивистского, естественно-правового и социологического подходов к праву. Оно дает понятие права в объективном смысле как независимого от воли и сознания отдельных лиц социального феномена. В отличие от него субъективное право понимается как принадлежащая конкретному лицу мера юридически возможного (допустимого, не противоречащего праву) поведения.

Многозначность термина «право» состоит и в том, что в отечественной правовой доктрине он употребляется в узком и широком смысле слова. Так, в выше приведенном определении права как системы норм, выражено узкое понимание права. В широком понимании определение права включает помимо норм и иные, связанные с правом явления – правоотношения, правосознание, юридическую деятельность и др.

Ценность права для человеческой цивилизации определяется его социальным предназначением, той ролью, с которой оно (учитывая признаки права) справляется лучше всех других. Это роль регулятора общественных отношений, реализуемая посредством функций права.

Функции права – это основные направления и способы правового воздействия на общественные отношения, в которых выражается сущность, социальное назначение и цели права.

Функциям права присущи следующие признаки:

1. Функции выражают объективную необходимость права в обществе (они – суть и есть проявление этой необходимости). Именно поэтому в функциях права прямо и непосредственно выражена его роль в осуществлении коренных задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития.

2. Функции являются выражением динамической природы права, характеризуют право в действии. В этом смысле можно сказать, что право существует потому, что оно функционирует и наоборот – если право функционирует, то оно живет.

3. Функции права – это всегда проявление закономерного и постоянного в фактически неисчерпаемом многообразии воздействия права на общественные отношения. Благодаря этому обстоятельству общество получает возможность быстрой адаптации к разумным и обоснованным требования нормативно-правовых предписаний.

В юридической науке не без оснований отмечается, что в процессе воздействия права на общественные отношения, практически невозможно отграничить одну функцию от другой, поскольку в реальной действительности они переплетены и тесно взаимосвязаны. Однако в рамках теоретического познания возможно провести классификацию функций права, отграничить одну функцию права от другой.

Всё многообразие воздействия права на общественные отношения можно классифицировать по двум основаниям – критериям: по объекту воздействия права и по способу правового воздействия. Первый критерий иногда называют внешним основанием классификации функций права, поскольку он находится вне права. По этому основанию различают общесоциальные (экономическую, политическую, экологическую, идеологическую и др.) и специально- юридические функции права – регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция права заключается в его воздействии на «нормальные» (то есть допустимые и желательные) для общества отношения с целью их закрепления, упорядочения, координирования (статический аспект) и стимулирования их дальнейшего развития (динамический аспект). Воплощением регулятивной функции права является установление компетенции государственных органов, правового статуса личности, а также установление льгот, поощрений и наград за определенные виды деятельности. Этим определяется набор юридических методов и средств, с помощью которых право и достигает осуществление поставленной цели. В качестве методов регулятивного воздействия выступают правовое дозволение и взаимосвязанный с ним позитивное правовое обязывание.

Охранительная функция права состоит в воздействии на негативные (нежелательные, вредные и опасные) общественные отношения с целью их ограничения, постепенного вытеснения и ликвидации. Эта функция реализуется посредством установления запретов, правовых ограничений, мер юридической ответственности, правовосстановительных и иных правоохранительных мер.

Другая классификация – по внутреннему основанию основана на специфике способа и цели юридического воздействия. Так, информационная функция права состоит в доведении государственной воли до сведения респондентов; воспитательная – во внедрении в сознание членов общества моделей правомерного поведения, формировании его мотивов, коммуникативная – в установлении особой юридической связи между участниками общественных отношений (работником и работодателем, продавцом и покупателем и т.д.), государством, его органами и личностью (гражданство, уголовная ответственность и др.)

Все функции права взаимосвязаны и дополняют друг друга, способствуя реализации социального назначения права.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Какова специфика социальных норм, существовавших в догосударственный период?

2. Определите причины и укажите основные способы (формы) возникновения права.

3. В чем причины многообразия теорий происхождения права?. Назовите основные теории и укажите их положительные и отрицательные черты.

4. В чем заключается сущность и социальное назначение права?

5. Укажите основные признаки и сформулируйте определение понятия права.

6. Что такое функция права? Какие виды функций права Вы знаете?

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!