Рецептура эмульсионного (акрилового) грунта



Материалы для основы.

В древности в качестве основы для живописи служили дерево, камень, мрамор, металл, пергамент, холст и т.п. Предпочтение тогда отдавалось дереву. Более широкое распространение холст находит при Рафаэле, а с XVII века он вытесняет все другие материалы, в том числе и дерево, и становится самым популярным материалом в качестве основы для станковой масляной живописи.

В настоящее время, кроме холста, имеют довольно значительное применение картон, а так же ДВП (древесно - волокнистая плита или оргалит), употребляемые, главным образом, для небольших этюдов и эскизов. Деревянные доски теперь употребляются редко, в основном в иконописи, а камень, стекло, металл почти не имеют применения.

Картон лучших сортов по сопротивляемости разрушительному воздействию времени превосходит холст. Он не подвержен загниванию и не склонен к растрескиванию и разрывам. Но картон обладает весьма существенным недостатком - он легко коробится, довольнл ломок, подвержен повреждению грибками плесени, под влиянием солнечного света выцветает и желтеет.

В торговле имеется тряпичный картон серого цвета и древесный светло-желтого цвета. Первый, благодаря своему происхождению, обладает плотностью и эластичностью, второй же ломом и рыхл.

Картон соломенный зеленовато – серого цвета непрочен, ломок, имеет грубую неровную поверхность, куда вкрапливаются кусочки соломы. Для грунтовки употреблять его не следует.

Грунтовать картон необходимо с двух сторон во избежание искривления. Кроме того, его желательно прикреплять к подрамнику. Иногда на картон наклеивают холст.

Готовый грунтованный картон, имеющийся в продаже, не всегда обладает одинаково ровной и шероховатой поверхностью грунта. Краски на нем склонны к пожуханию. Кроме того, он часто сильно коробится.

Бумага предназначенная для грунтовки, как и картон, способна, лучше, чем холст, противодействовать отрицательному воздействию времени и почти не реагировать – не расширяться, не сжиматься – на изменения температуры и влажности воздуха.

Масляная живопись, выполненная на бумаге, не подвергается расшатыванию и растрескиванию. Но бумага, какая бы плотная она не была, является сама по себе материалом очень не прочным на механические воздействия: очень легко разрывается, мнется, прокалывается и т.д.. Кроме того, при повышенной влажности она деформируется и повреждается микроорганизмами.

На грунтованном ДВП пишут небольшие вещи, т.к. оргалит коробится тем сильнее, чем больше его размеры.

Популярность Холста в масляной живописи связана с его сравнительной дешевизною, легкостью и портативностью. Холст, как материал служащий основой для живописи, имеет большие преимущества перед другими материалами. Но он имеет и ряд недостатков. Написанные на холсте картины легки их можно снимать с подрамников, скатывать в рулоны, их не трудно переносить и перевозить из одного места в другое, что представляет большие удобства, особенно при организации выставок. Недостатком холста является его слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям: его можно продавить, проколоть, порезать, разорвать. Кроме того, холст сильно реагирует на изменение температуры и влажности воздуха.

Самой прочной тканью является льняной холст, затем – пеньковый. Хлопчатобумажные ткани уступают им по прочности.

Холст для грунтовки должен быть плотным и соткан из ровных, без утолщений и узлов, ниток, и иметь разнообразное зерно, от очень крупного до самого мелкого. Однако тонкие холсты с очень мелким зерном нельзя употреблять в качестве основы для картин, написанных пастозно, и тем более картин больших размеров.

Перед нанесением грунта ткань должна быть промыта в горячей воде, что способствует удалению растворимых солей и сахара, содержащихся в материале. Кроме того, такая промывка способствует некоторому уменьшению «движения» холста при изменениях влажности воздуха.

Назначение грунтов и предъявляемые требования.

Как известно, покрытие основы грунтом не требуется для разводимых водой клеевых красок, таких как акварель, гуашь и красок употребляемых в виде карандашей, например пастель, сангина и др. Они могут наноситься без грунтовки.

Совсем иначе обстоит дело с красками на масляной основе. Писать масляными красками на не загрунтованных холсте, картоне и так часто используемом ДВП (оргалита) нельзя, так как масло впитывается в основу, с одной стороны, оставляет краски без необходимого для их прочности нормального количества масла, отчего краски жухнут, сила сцепления их с основой слабеет, и они растрескиваются, а с другой стороны масло разрушающим образом действует на холст. К тому же художник не сможет свободно и легко писать на основе без грунта, так как движения кисти будут тормозиться быстро загустевающими красками.

Под грунтом подразумевается первоначальная обработка материала, предназначенного для живописи, состоящая в выравнивании его поверхности и окраске в тот или иной цвет, для чего пользуются красящими и связующими веществами.

Доброкачественный грунт является одним из главнейших, решающих факторов, предопределяющих прочность и сохранность произведений масляной живописи. Неудовлетворительный по качеству грунт сам быстро испортится и неминуемо приведет нанесенный на нее красочный слой к сморщиванию – оседанию, растрескиванию – кракемору и осыпанию. Вот почему к качеству грунтов надо предъявлять очень строгие требования.

Выпускаемые в настоящее время грунтованные холсты м картон по своему качеству, по цене не всегда удовлетворяют художника. В то же время начинающие художники, сами грунтующие для себя холсты, не всегда считаются с элементарными правилами приготовления грунтовых составов и последовательностью их нанесения, а в иных случаях, по незнанию прибегают к материалам недопустимым в грунтовке холста или картона.

Поэтому на первых занятиях по технологии масляной живописи учащиеся должны хорошо знать свойства, положительные и отрицательные стороны и все особенности грунтов разных видов и соблюдать определенную последовательность и основные правила грунтовки.

Назначение грунта состоит в следующем:

1. придавать поверхности грунтуемого материала на всем его протяжении, предназначенном для живописи, однородную плотность и шероховатость, что будет способствовать наиболее крепкому и прочному сцеплению красочного слоя с основой;

2. препятствовать впитыванию основой (холстом) масла из красок, вследствие чего нарушается нормальное количественное соотношение между красящим и связующим веществами красок, вызывающее пожухание и понижение тона, и не позволяющее образование прочной пленки масляных красок;

3. изолировать холст от масляного связующего красок, разрушающим образом действующего на ткань;

4. делать поверхность основы ровной, однородной и удобной для работы, а также обеспечить более равномерное высыхание красок;

5. придавать основе тот или иной цвет, вводя краски в сам грунт или нанося на белый грунт тонкий слой краски нужного тона, так называемую «имприматуру».

Многие века для живописи на холсте применялся особый грунт, представляющий собой смесь из муки и орехового масла, в которую вводили свинцовые белила. Перед нанесением такого эластичного пастообразного грунта холст предварительно покрывали жидким клеем.

По составу связующих веществ грунты разделяются на масляные или полумасляные или клеевые грунты. Сущность масляного грунта заключается в том, что грунтующий материал покрывается слоем масляной краски. Будучи сильно просушенным, масляный грунт почти или совершенно не втягивает масла из наносимых на него масляных красок, почему последние не «жухнут» на нем, т.е. не теряют из своего состава масла, что в значительной мере облегчает живопись.

Но наряду с этими преимуществами масляный грунт и крупные недостатки, а именно: масляные краски скользят на нем, что представляет большое неудобство при работе по сырому грунту, но еще более существенным недостатком такого грунта является слабое его скрепление с красками.

Применение масляного грунта, начало которому было положено во времена Ренессанса и Барокко, очень дурно сказалось на сохранности живописи позднейших эпох, так как в этот промежуток времени состав связующего вещества масляных красок сильно изменился к худшему, а сам грунт сделался в XIX столетии предметом фабричного производства.

На нерациональность применение масляного грунта в живописи одним из первых указал французский художник Вебер, и в настоящее время относятся к масляному грунту с большой осторожностью.

Вред, нанесенный живописи масляным грунтом весьма ощутим. Достаточно можно убедиться в этом на ряде произведений лучших русских мастеров позднейшей школы живописи, которые более или менее пострадали от него. Между таковыми приходится, к сожалению, назвать произведения И.Репина, В.Сурикова, братьев Маковских, Нестерова, Левитана, В. Верещагина и других живописцев.

Самостоятельно масляный грунт готовится таким образом:

На подрамник (без крестовины) натягивается хороший плотный холст, который проклеивается затем один раз слабым раствором рыбьего клея или желатина. Раствор клея готовится настолько жидким, что при охлаждении не студенится; наносится на холст в горячем виде. Высушив холст, зачищают его наждачной бумагой, затем берут обыкновенные свинцовые масляные белила (цинковые белила в масляном грунте не должны иметь применения), примешивают к ним небольшое количество масла и наносят их на холст металлическим шпателем, который должен быть крепким, гибким и гладким. Краска сильным нажимание на холст вдавливается скважины холста и его углубления; толщина слоя краски должна быть ничтожна и определяется сама собою зернистостью холста. Загрунтованный таким образом холст выставляется для просушки в теплое место и менее чем через год он становится готовым для живописи.

Ввиду того, что масляный грунт имеет отрицательные качества и очень длительное время сушки, в художественной школе на занятиях живописи его готовить не рекомендуется.

Полумасляные грунты во многом отличны по свойствам от масляного грунта, перед которым они имеют значительные преимущества: грунты эти не требуют много времени на их подготовку, выдерживание и просушивание. Но и полумасляный грунт имеет свои сложности. Составляя грунт, следует строго придерживаться данных рецептуры, отвешивая и измеряя точно количество материалов и воды, полагающихся для составления грунта, но ни в коем случае не беря их на глаз. Даже при большой практике при подобном подходе к делу могут произойти неприятные ошибки.

Клеевой грунт характеризуется тем, что в нем вовсе не содержится масла. Он состоит из одной или двух проклеек и нанесенных на них слоев собственно грунта, состоящих из растворов клея с размешанным в нем пигментом и введенными в него пластификатором и консервирующим веществом.

Клеевым грунтам свойственно сильно впитывать масло из наложенных на них масляных красок, что приводит к их пожуханию.

Наиболее безопасным и удобным во всех отношениях грунтом является эмульсионный грунт, который я и предлагаю учащимся на занятиях масляной живописи.

 Эмульсионный грунт давно уже занял в живописи подобающее место, и все более вытесняет другие грунты. Грунт этот следует считать наиболее отвечающим на запросы масляной живописи. Эмульсионный грунт нерастворим в воде и не поддается действию сырости. Эмульсионный грунт быстро высыхает и позволяет работать на нем через 1-2 дня после приготовления. Свойства грунта втягивать в себя небольшое количество масла из красок характерно для него и весьма ценно, так как даже при минимальном всасывании масла из красок получается полная гарантия в прочном прикреплении к нему слоев масляной живописи.

Составы даже для одного и того же грунта не являются строго определенными и постоянными, рецептура их имеет свои отклонения и варианты. Отсутствие точной, унифицированной рецептуры для каждого вида грунтов объясняется тем, что основа (холст, картон и т.п.) бывает различна по фактуре – толщине, плотности, характеру плетения нитей и тем, что требования художников, предъявляемые к грунтам, зависящие от индивидуальной их манеры и техники живописи, неодинаковы – одни пишут на холсте с тонким грунтом, лишь слегка покрывающим нити холста и хорошо сохраняющим его зерно и шероховатую поверхность, другие предпочитают холст, покрытый плотным слоем грунта, придающим грунту гладкую поверхность, некоторые любят впитывающие, тянущие грунты, другие – не впитывающие. Большинство художников пользуются холстами с грунтом белого цвета, но некоторые предпочитают тонированные грунты.

Холст (картон и т.п.), перед нанесением грунта, предварительно проклеивается клеевым раствором (проклейка холста).

Проклейка холста зависит от плоскости ткани и ее зернистости. Для проклейки используются клеи животного, растительного происхождения и синтетические клеи.

Рыбий клей добывается из плавательных пузырей рыб семейства хрящевых: осетровых, белуги и других. Рыбий клей можно рекомендовать как лучший для проклейки холста. Однако, он мало употребляется в технике в следствие своей дороговизны и так как его не легко найти в продаже в художественных салонах небольших городов.

Желатин, казеин так же можно использовать для проклейки. Однако эти клеи обладают кроме положительных, отрицательными свойствами, так как имеют меньшую эластичность, что влечет к жесткости и хрупкости клеевой пленки.

Поэтому по доступности и надежности учащимся удобней всего применять для проклейки холста клей ПВА (поливинилацетат). Клей ПВА относится к синтетическим клеям и представляет собой искусственные водорастворимые смолы. Клей обладает хорошей клеющей силой, пленка его в большей или меньшей степени эластична, не подвержена загниванию и поэтому не требует применения пластификаторов – смягчителей и консервирующих веществ – антисептиков.

Будем надеяться, что искусственные смолы займут важное место и постепенно вытеснят клей животного и растительного происхождения.

Рецептура эмульсионного (акрилового) грунта

Наименование грунтовых составов Клей ПВА (%) Вода (%) Эмульсионный грунт(%)
Проклейка 1-я 100 - -
Проклейка 2-я 100 - -
Проклейка 3-я 80 - 20

После высыхания каждого слоя проклейки пройтись по основе наждачной бумагой, затем очистить сухой кистью от пыли. Каждый слой втирать гибким, прямым металлическим или резиновым шпателем, удаляя остатки клея.

Грунт:      
1-й слой 20 - 80
2-й слой 10 10 80
3-й слой - 20 80

После первого и второго слоя пройтись шпателем, удалив остатки грунта.

Третий слой покрываем широкой мягкой кистью тонким, ровным слоем.

Пропорции материалов, входящих в этот грунт, можно изменять на глаз. Положенные на эмульсионный грунт краски через небольшой промежуток времени теряют известное количество масла и становятся вязкими, малоподвижными, не скользят по грунту, а так же принимают вид тусклый, матовый, «жухлый». При желании задержать до известной степени просачивание масла из красок в грунт пользуются различными средствами, например, покрывают грунт жидким раствором щелока в спирту, проклеивают слабым раствором желатина и т.п.

Я предлагаю учащимся более простой и доступный способ: грунт после полного высыхания покрывается «тройником». Берется в равных количествах очищенный скипидар, льняное масло и лак. Грунт покрывается ровным тонким слоем.

Для изменения цвета грунта, в «тройник» добавляется около 20% масляной краски. Грунт в этом случае покрывается нужным тоном, так называемой «имприматурой». Цвет грунта может играть большую роль в живописи, задавать нужный колорит картине. При умении использовать цвет грунта его можно выдерживать в сером, красном, коричневом, темно-коричневом и др. тонах, в зависимости от живописной задачи.

Процесс грунтовки.

Холст сильно и равномерно без перекосов натягиваю на подрамник, обязательно следя за тем, чтобы нити холста шли строго по направлению планок подрамника: нити основы холста горизонтально, а нити утка холста вертикально.

Некоторые дефекты в картине начинают появляться из-за плохого качества подрамника, не позволяющего должным образом натянуть на него холст. Подрамник должен быть ровным, углы прямые. Большие подрамники обязательно должны иметь соответствующее их размерам количество крестовин. Для натяжки холста на подрамник пользуются специальными щипцами, имеющими для захвата холста широкие с насечками плоскости и прочные ручки, выдерживающие сильный нажим на них и позволяющие натягивать холст до отказа, чего нельзя сделать руками. Для закрепления холста при натяжке на подрамник применяют мебельные скобы. При помощи степлера скобы крепятся приблизительно на расстоянии 4 см друг от друга на внешние узкие стороны планок подрамника.

Натяжку холста можно начинать как с середины планок подрамника, так и с углов.

Зачистку холста производят пемзой или наждачной шкуркой. Мелкие узелки и свободные концы ниток холста осторожно срезают. При зачистке холст немного взлохмачивается и делается более восприимчивым к нанесенной на него проклейке, причем взлохмаченные ворсинки способствуют закрытию отверстий между нитями холста образующейся клеевой пленкой.

После каждой зачистки холст обязательно очищают мягкой щеткой или пылесосом.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!