ВОПРОС 6. КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.

Вопрос 5. История присоединения Кавказа и характеристика основных исторических этапов.

Вопрос 6. Культурное достояние Северного Кавказа.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времён до 1917г. Учебное пособие под ред. А.И. Нарежного и Н.В. Самариной, т.1,2. -Ростов-на-Дону, 2001.

2. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. - М., 1988.Культура и быт народов Северного Кавказа под ред. В.К. Гарданова. -М., 1968, С. 90-273

3. Гадло, А.В. Этническая история Северного Кавказа в X – XIII вв. -СПб, 1994.

4. Пачулиа В.А. Черноморское побережье Кавказа. Путеводитель для туристов. - М., 1980, С. 3-88

5. По страницам истории Кубани (краеведческие очерки). -Краснодар, 1993.

6. Коссович П.Ф., Азаматова М.З., Алых С.П. Майкоп: Краткий исторический очерк. – Майкоп, Адыгейское книжное издательство, 1957.

7. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. -М., Номидж, 2002.

8. Сенин В.С. Введение в туризм. -М., Просвещение, 1993.

9. Сенин В.С. Организация международного туризма. -М., 1999.

10. Черноморское побережье. -М., Вокруг света, 2006.

11. Бочкарева И.В., Шербашина Л.Д. Моя Адыгея. Краеведческое пособие, Майкоп, 1992.

12. Шацкий П.А., Муравьёв В.Н. Ставрополь. Исторический очерк. -Ставрополь, 1977, С. 7-84, 183-206

13. Страхов С.М. Приезжайте к нам на Ставрополье. Путеводитель. -М., 1969.

14. Дон и степное Предкавказье. XVIII – I пол. XIX в. т.1-2. -Ростов-на-Дону, 1977.

15. Рекреационные ресурсы. - Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1982. ТК «Раена». Кавказские Минеральные воды. -М., Вокруг света, 2006.

 

ВОПРОС. ИСТОРИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КАВКАЗА И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПОВ.

Начало движения России в сторону Кавказа относится к раннему периоду истории Русского государства, ко времени царствования Святослава, то есть к концу X века. Разгромив хазар, владения которых в то время простирались на многие части Кавказа и юго-восточные степи теперешней европейской части России, Святослав добрался до ясов и косогов, живших по предгорьям Кавказа к востоку от Азовского моря, победил их и, таким образом, занес русскую границу на самую Кубань, где потом появляется русское Тмутараканское княжество. Но затем, в удельный период, Русь далеко была отодвинута от берегов Азовского моря. Начало сношений России с Кавказом относится к концу XV столетия.

Впервые активное действие со стороны России по отношению к Кавказу проявилось при Петре I. Стремясь открыть торговый путь в Индию, для чего надо было стать владельцем Каспийского моря, Петр предпринял поход в 1722-1723 гг. и покорил прикаспийские провинции. Однако, наступление России на горный Кавказ вызвало образование в среде горцев-мусульман движение мюридов-- борцов за веру. Под руководством вождя -- имама -- мюриды вели против неверных (христиан) священную войну -- газават. В 1834 г. имамом был провозглашен Шамиль, создавший в Дагестане и Чечне сильное теократическое государство. В 1830-1840 гг. Шамилю удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Однако суровость внутренних порядков в государстве Шамиля, жестокий гнет приближенных имама постепенно разлагали имамат изнутри. В 1859 г. войска Шамиля были окончательно разбиты, а сам он попал в плен. Основные этапы продвижения России на Кавказ.

Первый этап, начавшийся с середины XVI в., продолжался до конца 17 века и был периодом мирной колонизации края. Он характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей со старейшинами чеченских общин. Москва пыталась расширить свое влияние в регионе, в основном, политическими и торгово-экономическими средствами. Эта политика имела успех и чеченские общины на добровольной основе (посредством заключения договоров) заявляли о признании верховной власти Московского государства.

Второй этап, длившийся почти весь XVIII век, знаменует собой начало открытой военной экспансии России на Северный Кавказ. В эпоху царствования Петра I, а затем и Екатерины II, доминирует доктрина военной колонизации горских земель. И хотя в 1781 г. присягами было оформлено добровольное подчинение приграничных с русскими крепостями чеченских общин России, в 1785 году в Чечне началось мощное национальное движение под руководством шейха Мансура. С этого момента начинается вооруженная борьба чеченского народа за свободу и независимость. Отсюда берет начало чеченское национальное движение. С конца XVIII в. шейх Мансур первым предпринял попытку объединения северокавказских народов под знаменем ислама в единое государство. Однако реализовать эту идею полностью шейху Мансуру не удалось.

Начавшееся в Чечне антиколониальное движение горцев охватило и некоторые другие районы Северного Кавказа. В нем приняли участие главным образом социальные низы горцев. Имущие слои горских народов вначале пытались использовать антиколониальное движение крестьян в интересах упрочения своей власти в горских общинах, а также для восстановления утраченных позиций свободы выбора в отношениях с Москвой. Но вскоре, испугавшись роста антифеодальной направленности движения шейха Мансура, горские верхи не только отошли от него, но и в ряде случаев вместе с русскими войсками приняли участие в усмирении восставших крестьян. Первый имам горцев Северного Кавказа около шести лет вел войну с царскими войсками, но потерпел поражение. Шейх Мансур был пленен в 1791 году и умер в Шлиссельбургской крепости.

Третий этап приходится на первую половину ХIХ века. С назначением генерала А. П. Ермолова (1816-1827 гг. ) командующим русской армией на Кавказе начинается планомерное продвижение русских войск в глубь территории Чечни, военное давление усиливается. В ответ в Чечне нарастает национальное движение. Более 30 лет его возглавляет Бейбулат Теймиев. Ему удалось впервые объединить большинство чеченских обществ. Он также пытался объединить горские народы, заключив союз вольной Чечни с феодальными княжествами Северного Кавказа. Бейбулат Теймиев был сторонником мирного разрешения конфликта и стремился избежать большой войны с Россией. Его предательское убийство способствовало эскалации военных действий.

Имаму Шамилю удалось в 1834 году завершить то, что начал шейх Мансур: объединить часть горцев Северного Кавказа в борьбе против царской России и создать имамат - светско-религиозное государство, которое оказалось в состоянии 27 лет противостоять самой сильной тогда военной державе мира.

В 1859 году Шамиль потерпел поражение и стал почетным пленником императора Александра II. Он и его родственники были обласканы царем и отреклись от идеалов Кавказской войны. Чечня оказалась во власти царской военной администрации. Вместо обещанной автономии во внутренних делах чеченцы получили колониальный режим. Их оттеснили в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм начал добровольно-принудительное переселение чеченцев в Османскую империю. В результате царские власти избавились от значительной части населения. На политику захватов, депортаций, насилия чеченцы отвечали восстаниями. Царизм пытался решить проблему силовыми методами. Однако насилие только провоцировало новые выступления. И тогда в Чечне было введено так называемое военно-народное управление, иными словами военно-оккупационный режим.

Анализируя причины Кавказской войны, следует отметить, что она стала следствием не только военной экспансии царизма, но и внутренних раздоров на Кавказе, борьбы местных элит за власть и влияние в горских обществах. Агрессивному этнонационализму, религиозному экстремизму в Чечне всегда противостояли пророссийские силы, поддерживавшие идею создания светского, демократического государства и традиционный ислам. Кроме того, в основе национальных движений, восстаний, революций и войн на Кавказе лежали социально-экономические причины: отсталость и нищета большей части населения края, отданного на расправу продажной колониальной администрации и местной бюрократии.

В целом история российско-кавказских отношений в этот период свидетельствует не о войне народов и их культур, а о противостоянии на уровне интересов элит, не всегда совпадавших с интересами нации. Бесспорно, в основе противостояния Чечни и России присутствовал элемент межцивилизационного конфликта, но он не являлся доминирующим. Чеченское национальное движение, часто имело религиозную оболочку. Однако идея сохранения и развития этноса всегда брала верх над идеей религиозных войн. Насилие, грубое вмешательство в традиционный уклад жизни горцев - вот что толкнуло их на войну с Россией. То же самое произошло и в современной чеченской войне. Начав широкомасштабные военные действия против мирного населения, Москва спровоцировала массовое сопротивление чеченцев федеральным войскам, породила агрессивный сепаратизм (национализм). Но и на этот раз в вооруженной борьбе участвовала только часть чеченского населения. Большинство чеченцев было против войны с Россией. Так же, как в свое время были чеченские общины, которые воевали против имама Шамиля, так нынче были те, кто сознательно противостоял Дудаеву. Но именно в период Кавказской войны зародилась идеология чеченского воинствующего этнонационализма. На нее опираются современные чеченские сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни с демократической Россией, вычеркивая из истории мирные созидательные периоды развития русско-чеченских отношений.

Четвертый этап. В период пребывания Чечни в составе России (вторая половина XIX в.) царизм проводил политику кнута и пряника.Государственно мыслящие представители царской администрации осознавали, что насилием проблему горцев не решить. В 70-90-х гг. наблюдается ослабление полицейского режима, формируется пророссийская чеченская элита. Создаются первые русские школы для горцев. Регион постепенно втягивается в экономическую систему российского капитализма. В Грозном начинается добыча и переработка нефти, прокладывается железная дорога, формируется национальная буржуазия. Именно в этот период (годы правления царя реформатора Александра II) Чечня выдвинула таких духовных лидеров, как Кунта-Хаджи, Солца-Хаджи, Дени-Шейха Арсанова, Баммат-Гирея Митаева, Али Митаева, Сугаип-Муллу - носителей идей традиционного для Чечни (суфистского) ислама. В этот период сложились благоприятные условия мирного разрешения национальных проблем в рамках начавшейся либерализации российской политической системы в сторону становления конституционной монархии. Элитные слои чеченского общества, несмотря на рецидивы этноцида в отношении чеченцев и ингушей, пытались вписаться в российское общество и тем самым дать возможность своему народу воспользоваться плодами русской культуры. Примечателен тот факт, что Чечня после присоединения к России принимала активное участие почти во всех ее войнах. И это притом, что чеченцы были освобождены от воинской повинности. Чеченские и ингушские воины-добровольцы прославились в русско-турецкой (1877-1878 гг.),русско-японской, русско-германской войнах. Интересна в этом отношении оценка российским императором Николаем II, действий ингушского и чеченского полков в период Брусиловского прорыва на русско-германском фронте (1915 г.). В телеграмме генерал-губернатору Терской области Николай II писал:Как горная лавина обрушился ингушский полк на германскую Железную дивизию. Он был немедленно поддержан чеченским полком. В истории русского отечества, в том числе нашего Преображенского полка, не было случая атаки конницей вражеской части, вооруженной тяжелой артиллерией: 4, 5 тысячи убитых, 3, 5 тысячи взятых в плен, 2, 5 тысячи раненых, менее чем через полтора часа перестала существовать железная дивизия, с которой боялись соприкасаться лучшие воинские части наших союзников. Передайте от моего имени, царского двора, от имени всей русской армии братский сердечный привет отцам, матерям, сестрам, женам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивший своим бесстрашным подвигом начало конца германским ордам. Никогда не забудет этого подвига Россия, честь им и хвала. С братским приветом Николай II. 25 августа 1915 года.Чеченский полк входил в состав так называемой Дикой дивизии, созданной по инициативе младшего брата Николая II - Великого князя Михаила Александровича. Во время Первой мировой войны полк воевал на Юго-Восточном фронте русской армии, которым командовал генерал Алексей Брусилов. Чеченцы отличились не только в знаменитом «брусиловском прорыве» австро-германской обороны, но и в сражениях в Галиции и Карпатах, в переправах через Днестр и Прут, в боях у Полянчика, Рыбне, Тышковца, Станиславова, в районе реки Ломнице и других операциях. Отчаянные вылазки и героические атаки «орлов Кавказа» по достоинству оценивались командованием русской армии -ежемесячно от 40 до 150 офицеров и всадников Чеченского полка награждались боевыми орденами, медалями, почетным оружием, получали новые звания за храбрость в сражениях. На наградах, которые вручались подданным нехристианского вероисповедания, изображения христианских святых (святого Георгия, Святого Владимира, святой Анны и т. д.) были заменены государственным гербом Российской Империи- двуглавым орлом.

С началом ХХ века в отношениях с горскими народами царизм делает ставку на насилие. В ответ национальное движение и чеченцев приобретает форму абречества. (абрек - разбойник, народный защитник). В период трех российских революций на чеченское общество оказала заметное влияние российская социал-демократия. Вскоре социализм становится конкурирующей с исламом идеологией среди части интеллигенции. Общественные деятели - Т. Эльдарханов, А. Шерипов, и др. занимались просветительской работой, подъемом национального самосознания.

Пятый этап отношений охватывает советскую эпоху. В годы революций и гражданской войны (1917 по 1925 гг.) в Чечне господствовали анархия и безвластие. Национальное движение раскололось и не смогло консолидировать общество. В нем обозначились три направления: государственный национализм, ориентированный на Советы (коммунистов); демократический национализм этнического толка, ориентированный на Запад; радикальный национализм, ориентированный на ислам и пантюркизм. Не увенчалась успехом попытка создания теократического государства (эмиратство шейха Узун-хаджи). В конечном счете, большая часть населения сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей свободу, равенство, землю, государственность.

В ходе классовых столкновений 20-х годов, Грозный неоднократно переходил из рук в руки. В марте 1918 гг. была создана Терская Советская республика. Горская АССР была провозглашена в январе 1921 года. С ноября 1922 года некоторое время существовала Чеченская Автономная область РСФСР. А 15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономная области были преобразованы в Чечено-Ингушскую АССР. Годы Гражданской войны оставили в чеченской истории имена, которые хранит благодарная народная память: участники стодневной защиты Грозного, защитники села Гойты… И памятник на площади Дружбы народов в Грозном- чеченец Асланбек Шерипов, русский Николай Гикало, ингуш Гапур Ахриев - они сражались вместе. По пятилетним планам до Великой Отечественной войны немало было сделано для реконструкции промышленности Чечни и развития культуры. Так, грамотность с 0, 8% в 1920 г. поднялась до 85% в 1940г. История всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в 1928 г., Институт истории, социологии и филологии в 1926 г.

Промышленность ЧИ АССР и весь народ республики с огромным напряжением работали в годы войны для нужд фронта. Чеченцы воевали и в армии, и в партизанских отрядах. Тысячи из них были награждены орденами и медалями. 36 человек стали Героями Советского Союза. Закавказская Федерация советская форма, государственная форма объединение народов Закавказья в 1922-36 гг. Внутренняя и внешнеполитическая Азербайджан, ССР, Армения, Грузия. ССР после гражданской войны и военной интервенции 1918-20 гг. диктовало необходимость их хозяйственного и военно-политического объединения в борьбе против враждебных действий империалистов и остатков заказной контрреволюции, за восстановление хозяйства, ликвидацию межнационального недоверия и вражды, уяснилась в результате 3-летнего хозяйничанье мусаватистов, дашнаков и грузинов.

Идея объединения была выдвинута В. И. Лениным 12 марта 1922г. в Тбилиси полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджана. ССР, ЦИК утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. [ФСССРЗ] высшей властью его была признана Полномочная конференция представителей избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительных органов избираемый конференцией Союзный совет. 13 декабря 1922г, первый Закавказский съезд советов в (Баку) преобразовал ФСССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику [ЗСФСР], при сохранение самостоятельности входящих в неё республик. Съезд утвердил Конституцию ЗСФСР, образовал Закавказский ЦИК и ответственный перед объединенный СНК ЗСФСР. Против создания Закавказской федерации выступали грузины, национал уклонисты. Их позиция не получила поддержки трудящимися и были осуждены коммунистическими организациями. Закавказье 30 декабря 1922 г. ЗСФСР объединилась с РСФСР с УССР и с БССР в союз ССР. По конституции СССР 1936 г. Азербайджан, Армения и Грузия вошла в состав СССР как самостоятельная союзная республика.

В истории народов СССР. Имамат государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20х годов 19 века во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма. Особенно яркое выражение Имамата получил в годы правления Шамиля (1834-1859) Имамат Шамиля представлял собой государство, которое прикрывалась религией оболочкой мюридизма свои чисто светские цели: укрепление классового господства дагестанских и чеченских феодалов, возглавлявших борьбу с царскими войсками. Имамат опирался на военизированных мюридов-ближайшее окружения имамата и аппарат власти на местных. К началу 50-х годов углубился внутренний кризис Имамата и обострилось противоречие между крестьянами, которые стали отходить от движения Шамиля.

Присоединения Кавказа к России имело многообразное значение. Во-первых, происходило устранение военно-стратегической опасности, ликвидация плацдармов, с которых совершилась или могли в любой момент совершиться вторжения на собственно российскую территорию. Во-вторых, эти войны имели ясный оттенок реванша за причиненное некогда ордой страдания и уничтожения, что создавало благоприятный психологический климат в русских войсках. В третьих в состав государства включили весьма соблазнительные для колонизации земли. И в-четвертых необходимость обеспечить безопасность азиатской торговли России. Уже в начале XIX в. высшее руководство России стало все более отчетливо проявлять свои политические, экономические и военно-стратегические интересы на Кавказе. Большие и заманчивые перспективы открывало владение Кавказским побережьем Черного и Каспийского морей.Имея перед собой таких соперников как Иран и Турция, поощряемых Англией и Францией, а за своей спиной -- непокорных и воинственных кавказских горцев, русское правительство вынуждено было действовать в Закавказье с большой осторожностью. Территориальные приобретения здесь являлись результатом не только военных действий, но также добровольного перехода местных владетелей в подданство России.

Современность

После распада Российской империи на Кавказе появился ряд государственных образований (Грузия, Армения, Азербайджан и Кубань), поддержанных Великобританией и Турцией, но впоследствии некоторые из них были инкорпорированы в состав СССР как союзные республики (Грузинская ССР, Азербайджанская ССР и Армянская ССР). С 1922 по 1936 год в рамках СССР существовала Закавказская федерация.

В годы Второй мировой войны гитлеровская Германия намеревалась захватить Кавказ и учредить на его территории одноимённый рейхскомиссариат. В 1942—1943 гг. развернулась Битва за Кавказ, когда немецким войскам удалось захватить практически весь Северный Кавказ и водрузить нацистский флаг над Эльбрусом. Однако поражение под Сталинградом вынудило Германию оставить занятые позиции.

Уроженцы Кавказа занимали самые высшие посты в советском руководстве (Иосиф Джугашвили, Лаврентий Берия, Анастас Микоян, Серго Орджоникидзе, Иван Баграмян, Эдуард Шеварднадзе), летали в космос (Муса Манаров) и делали вклад в развитие советской культуры (писатель Фазиль Искандер, певцы Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе и Муслим Магомаев, режиссёр Георгий Данелия). В 1978 году была введена в эксплуатацию Ингури ГЭС.

После распада СССР в 1991 году на южном Кавказе появились три республики: Грузия, Армения и Азербайджан. Однако острые межэтнические конфликты привели к появлению ряда территорий с неопределённым статусом: Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Чечня. В ходе Второй чеченской войны Россия сумела восстановить контроль над Чечнёй.

 

ВОПРОС 6. КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.

Современная Россия отличается постепенным развитием многих отраслей экономики, которые в период так называемого «переходного периода» переживали отнюдь не простые времена. Наиболее высокие темпы роста отмечаются в развитии туризма, однако приходится признавать, что касается это преимущественно выездного туризма. Российский гражданин желает тратить заработанные деньги за рубежом, пренебрегая возможностями внутреннего туризма, и уж тем более малопривлекательным представляется посещение России для иностранных туристов. Разумеется, такое положение нельзя признать удовлетворительным. Заинтересованные стороны все больше говорят о проблемах отрасли и поэтому сегодня предпринимаются определенные меры для развития въездного и внутреннего туризма в России. Разумеется, в эти процессы вовлечена и территория Северного Кавказа (Краснодарский, Ставропольский края, республики Абхазия, Кабардино –Балкария, Карачаево – Черкесия, Северная Осетия, Чеченская, Ингушская, Дагестан).

Можно утверждать, что по многим параметрам значительная ее часть является в целом благоприятной средой для претворения в жизнь различных программ развития разных направлений туризма, потому что их привлекательность со времен советской действительности пострадала меньше всего (за исключением Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Дагестана). Одной из ее составляющих является богатейшее историко-культурное наследие народов Северного Кавказа.

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, т.е. сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое копилось на данной территории.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

- памятники археологии;

- культовую и гражданскую архитектуру;

- памятники ландшафтной архитектуры;

- малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;

- музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социальной ин-

фраструктуры;

- объекты этнографии, народного промысла и ремесла, центры декоративно

– прикладного искусства;

- технические комплексы и сооружения.

Не все памятники, в которых отражена история цивилизаций, могут представлять собой достопримечательности, способные привлекать туристов в регион.

Для этого они должны обладать рядом следующих признаков:

- иметь достаточную сохранность, в противном случае руины объекта станут лишь напоминанием о памятники;

- быть неповторимыми или экзотичными, что особенно необходимо для достопримечательностей, которым предполагается придать статус «памятник международного значения»;

- иметь высокую познавательную ценность.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и художественной деятельности.

Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах, в сельской местности

– приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Сотрудники Всесоюзной научно – исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям ЦСТЭ в 80-е годы XX в. выработали схему территориально-го распространения в СССР туристских ресурсов различного ранга.

 Основными каркасообразующими элементами (элементами первого порядка), формирующими маршруты туристов из зарубежья, а также российские потоки путешественников, являются немногочисленные архитектурные, историко-культурные и природные памятники России, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Среди природных памятников этого класса на территории Северного Кавказа можно назвать Кавказский биосферный заповедник с прилегающими участками высокогорий Западного Кавказа (1999 г.). Он привлекает российские и иностранные группы туристов, но в значительной меньшем количестве, чем всемирно – известные историко-культурные достопримечательности России. К статусу «международного значения» с туристских позиций могут быть отнесены Приэльбрусье с высшей точкой России - горой Эльбрус, курортные местности Кавказских Минеральных Вод. Под эгидой ЮНЕСКО с точки зрения историко-культурных памятников находится цитадель,

Старый город и крепостные сооружения города Дербента (2003г.) (Дагестан).

Вторым каркасообразующим уровнем туристских маршрутов в стране, в том числе и на Северном Кавказе, являются лечебно – оздоровительные, курортные местности, памятники и другие достопримечательности, имеющие статус федерального значения. Среди них – национальные и природные парки, большие участки заповедников, открытые для посещения в последнее десятилетие, сотни памятников истории и культуры, различные культовые сооружения, к посещению которых проявляется все больший интерес в нашей стране как с познавательной целью, так и в целях религиозного поклонения. Среди природных объектов Северного Кавказа этому рангу соответствует Черноморское побережье Краснодарского края, бассеин верховья реки Б. Зеленчук на Северо – Западном Кавказе.

Третий каркасообразующий уровень туристских маршрутов формируют достопримечательности регионального или местного значения, которые используются, в основном, при разработке туристских и экскурсионных мероприятий для школьников своего края или для отдыхающих.

Второй и третий уровни не представляют собой каркасообразующее начало маршрутов въездного туризма (прежде всего иностранного), поэтому не могут стать основой серьезных финансовых поступлений от туристской деятельности.

Объясняется это различными причинами, среди которых наиболее важными являются:

1. отсутствие вблизи памятника других значительных достопримечательностей (к одному объекту сложно направить туристский поток);

2. значительная удаленность памятника от основных регионов - экспортеров туристов (от Московской и Ленинградской областей);

3. отсутствие хорошо развитой инфраструктуры (за исключением мест массового отдыха);

4. расположение памятников вблизи мест, славящихся криминогенной обстановкой (Абхазия, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия, Дагестан).

Объектами познавательного туризма являются и достопримечательности местной природы.

Ресурсы познавательного туризма используются в основном при организации досуга отдыхающих в рекреационных учреждениях. Их значение существенно уступает природным ресурсам.

Все особенности региона учитываются создателями туристского продукта.

Полнейшая его реализация возможна в том случае, если рекреационная сеть позволяет туристу пользоваться всеми благами, представляемыми той или иной местностью.

Рекреационная сеть - это совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных учреждений. К ним относятся учреждения лечебно – оздоровительного отдыха, экологического, спортивного и познавательного туризма. Основным показателем рекреационной сети является плотность рекреационных сооружений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. кв. км территории. В соответствии с этим территория делятся на сильно, средне и слабо рекреационно развитые. Функциональное развитие рекреационных учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид рекреационной деятельности.

Территория Северного Кавказа охватывает территорию с севера на юг более чем на 800 км, с запада на восток – более 900 км, общей площадью свыше 355 тыс. кв. км. Она немногим по своим размерам уступает Японии (372 тыс. кв. км), больше Финляндии (337 тыс. кв. км), Италии (ок. 301 тыс. кв. км), в полтора раза больше Великобритании (245 тыс. кв. км). В состав Северного Кавказа входят Краснодарский и Ставропольский края, республики Кабардино – Балкария, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Карачаево – Черкессия, Дагестан.

Осевую зону Большого Кавказа (а он вытянулся от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на 1000 км) образуют два самых грандиозных хребта: Главный или Водораздельный, и Боковой, который на западном участке часто называют Передовым. Главный хребет не только служит водоразделом рек, текущих на юг и на север; почти на всем протяжении от моря Черного до Каспийского по его гребню проходит административная граница между Российской Федерацией и республиками Закавказья. Лишь на западе эта граница смещена к югу от гребня, а на востоке, наоборот, она переходит на его северные склоны, поросшие горными лесами.

Ландшафты Северного Кавказа исключительно разнообразны. С севера на юг и юго-восток последовательно сменяются Зоны лесостепи, степи и полупустыни с массивами развеваемых песков. Степи сменяются узкой полосой предгорного лесостепья, а затем могучими горными лесами. Над лесами располагаются субальпийские и альпийские луга. Входящая в Северо-Кавказский район сравнительно небольшая часть южных склонов Большого Кавказа обращена к Черному морю. Здесь, на участке от Анапы до Туапсе, растительность напоминает южные страны, более всего страны Балканского полуострова. Эта самая северная область зоны средиземноморского климата. Далее, в зоне влажных субтропиков, наряду с листопадными встречаются и вечнозеленые растения.

По строению поверхности Северный Кавказ прежде всего разделяется на равнинную и горную часть. Большой Кавказ условно можно разделить на три отрезка: Западный Кавказ – от Черноморского побережья до горы Эльбрус; Центральный Кавказ – от горы Эльбруса до горы Казбека; Восточный Кавказ – от горы Казбека до Каспийского моря. Цепи Западного Кавказа зарождаются вблизи Таманского полуострова. Центральный Кавказ – наиболее грандиозная часть всей горной системы. Перевалы в основном расположены на высоте 3 тыс. метров.

Наиболее распространены ледники и снежники гор Эльбрус, Дыхтау, Коштан-Тау, Шхара, Джангитау, Казбек (более 5 тыс. м). Всего на Большом Кавказе около 40 четырехтысячника.

 Три моря омывают территорию Северного Кавказа – с запада – Азовское и Черное, с востока – Каспийское. Реки Северного Кавказа многочисленны и, также как рельеф и климат, четко разделяются на горные и равнинные. В горной части рек гораздо больше и они многоводнее. На ледниках западного склона Эльбруса рождается река Кубань. Ледник соседней горы Зильга-Хох дает начало реки Тереку. Наличие большого количества горных рек дает возможность развивать такие виды туризма как экстремальный и рафтинг.

В целом природные условия Северного Кавказа вполне благоприятны для развития самых различных видов туризма: горного, пешеходного, оздоровительного, скалолазания, экстремального, рафтинга и др.

Культура и быт народов Северного Кавказа

По внешнему облику селения довольно резко разделялись на горные и равнинные. Горные селения – незначительные по величине, расположены на склонах гор, кручах и скалах. Отмечается скученность домов, отсутствие улиц. Особенностью постройки является наличие плоской земляной крыши, которые иногда являются основанием для других домов. Широко были распространены сторожевые и оборонительные башни. Равнинные селения характеризуются более свободной планировкой. Вдоль улицы – почтового тракта формировался общественный и архитектурный центр поселения - стояли здания кулаков, торговцев, представителей духовенства и местной администрации.

Традиционный костюм народов Северного Кавказа в значительной степени изготавливался из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожи крупного рогатого скота и козьи, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, отчасти обувь. Из домотканого сукна шили башлыки, черкески, штаны и бешметы. Костюм вполне соответствовал условиям жизни воина, охотника, пастуха.

Семья и семейный быт в XIX веке. В конце XIX – начале XX вв. на Северном Кавказе существовали как малая так и большая семьи. Господствовал патриархальный порядок подчинения женщины мужчине, детей родителям, младших –старшим. Старший мужчина – глава семьи, был не только распорядителем хозяйственной деятельности, но и хозяином почти всего имущества семьи. Собственность домочадцев составляли только их личные вещи, преимущественно одежда,

а у женщины – только приданое. Наследование – прежде всего сыновьям, а потом сестрам и жене. Практиковалось беспрекословное подчинение главе рода. Женщина должна была так или иначе угождать мужу и оказывать ему различные знаки почтения: стоять перед ним, прислуживать за едой, разувать, мыть ноги и т.п.

Власть мужа над женой поддерживалась его фактически односторонним правомразвода, т.к. развод осуществлялся только с согласия мужа. Жена могла развестись только в трех случаях: при жестоком обращении; измене мужа, неспособности к половой жизни. Развод по инициативе жены считался для нее позором и был редкостью. Нельзя было замужней женщине показываться с непокрытой головой, а также танцевать.

Брак. Существовал целый ряд ограничений при заключении брака.

Запрещался брак между родственниками любых или, по крайней мере, очень многих степеней родства, однофамильцами и членами возводящих себя к общему предку фамилий. Препятствиями к браку могло послужить молочное родство, родство по усыновлению и побратимству. Младший брат не должен был жениться раньше старшего, а младшая сестра выходить замуж раньше старшей. Важную роль играло различие в имущественном и социальном положении, а также различия в религиозной и национальной принадлежности (мусульманство). Брак у всех народов Северного Кавказа был покупным: жених или его семья должны были уплатить за невесту выкуп (калым) – тюркское слово. Калым – возмещение за потерю рабочей силы выходившей замуж девушки, вносившейся некогда ее роду, а позднее ее семье. Калым был очень большим. В средних крестьянских семьях за девушку платили: у адыгейцев – 600 руб.; у карачаевцев – 500 руб., двух лошадей и двух быков; у балкарцев – 400 руб., одна лошадь и несколько голов рогатого скота; у осетин – 600 руб.; у ингушей - 500-600 руб. За вдову платили половину.

Особенностью был большой возрастной разрыв между мужем и женой (до 25 лет), существовало многоженство.

В начале XX в. у народов Северного Кавказа существовали две основные формы заключения брака: брак по сговору и брак уводом.

Сговор включал в себя: сватовство (на нем договаривались о размерах калыма и сроках его уплаты), смотрины, сговор, увоз невесты, свадьба.

Кавказское гостеприимство имело свои особенности. Любой путник мог получить приют в доме горца и на это время он становился почетным гостем и пользовался защитой хозяина дома, однако по выходу из дома мог подвергнуться нападению хозяина и быть ограбленным.

Для развития событийного туризма на Северном Кавказе есть необходимые предпосылки. Туристов привлекают возможности побывать и принять участие: в показательной кавказской свадьбе, в соревнованиях в удали и отваге – вольтижировке, рубке лозы, стрельбе с коня.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!