ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Л ЕК Ц ИЯ № 5.

Тема № 5: Золотая Орда как военно-феодальное государство

(XIII – XV вв.).

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Особенности феодальных отношений в монголо-татарских государствах.

2. Государственный строй и военная организация Золотой Орды.

3. Право Золотой Орды.

Заключение

В В Е Д Е Н И Е

Большое значение в исторических судьбах русского народа, народов Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Крыма и Поволжья имели разрушительные завоевания монголо-татар и создание ими военно-феодальных государств.

В Х1 – ХП вв. в Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена и более мелкие родовые коллективы. При этом часть монгольских племен – лесные монголы – еще не полностью перешла к скотоводческому хозяйству, продолжала жить охотой, рыболовством и собирательством. Управление семейными, производственным и общественными делами продолжало строиться на традиционной кровнородственной основе: аил - род – племя во главе со старейшинами и вождями.

Вместе с тем, углубляющееся разделение труда, развитие ремесленного производства (юрт, сбруи, оружия, всевозможной утвари и т.д.) привели к возникновению частной собственности на средства производства, прежде всего, на скот. Монгольское общество разделилось на феодалов-нойонов – родоплеменную военную аристократию, содержавшую сильные дружины – нукеров, и простой народ – карачу, находившийся в различных формах феодальной зависимости.

Этот процесс сопровождался разорительными междоусобицами вождей отдельных племен. Ожесточенная борьба велась за обладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стойбищами, за подчинение слабых племен наиболее сильным, богатым и воинственным вождям, среди которых наиболее могущественным, непреклонным и жестоким был Темучин. Именно он покорил остальные племена и в 1206 г. на съезде-курултае был избран общемонгольским ханом и получил имя Чингисхан.

Став во главе огромной армии, он повел захватническую политику, полностью отвечавшую интересам кочевой аристократии. Чингисхан и его приемники покорили Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу.

Все завоеванные монголами территории с живущими на них народами Чингисхан рассматривал как подвластные. Возникло огромное государство – империя Чингисхана. Управление его основывалось на двух принципах – родовом и военно-феодальном, что привело впоследствии к распаду империи на самостоятельные уделы – улусы.

Еще при своей жизни, в 1227 г., Чингисхан вынужден был разделить управление империей между своими четырьмя сыновьями. Старшему Джучи был выделен самый дальний улус от реки Иртыш до причерноморских степей Крыма и Кавказа, получивший вскоре наименование Синей Орды, а у русских – Золотой Орды.

Всего на территории нашей страны в результате монгольских завоеваний образовывалось три военно-феодальных государства под властью сыновей Чингисхана и их потомков: Золотая Орда, государство Чагатая и Средней Азии и государство Хулигадов в Закавказье.

 

ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В МОНГОЛО-ТАТАРСКИХ ГОСУДАРСТВАХ.

Золотая Орда, как и другие монгольские государства, не имела четко определенных границ. Ее власть распространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Столицей этого государства стал сначала Сарай-Бату, а затем Сарай-Берке в нижнем течении Волги. Постепенно смешались с тюрскими народами и племенами, официальным стал тюрский язык. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название – монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен – татар). Впоследствии татарами стали называть некоторые немонгольского происхождения народы Сибири, Поволжья, Кавказа, Крыма. Со временем монголо-татары приняли ислам.

Социальная структура Золотой Орды была сложной. Четкой сословной организации общества, подобно той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус поданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и от должности в военно-административном аппарате.

В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, военная добыча, государственная казна. Впоследствии Джучиды и иные потомки Чингисхана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках беки) – наиболее крупные феодалы. Не являясь членами рода Джучидов, они, тем не менее, вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и его сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры – дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где нукеры занимали административные должности. Из среды нукеров выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших

привилегии. Они были освобождены от всяких податей и повинностей, могли не делиться своей добычей с другими, имели доступ в шатер великого хана. К судебной ответственности их привлекали только после совершения тем или иным тарханом девяти проступков.

К господствующей группе относились также и многочисленное духовенство, прежде всего, мусульманское, а также купцы, богатые ремесленники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Трудящиеся – крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги – находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу – кочевники-скотоводы. Они жили аилами; вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежащих землевладельцу, за что платили повинности.

Карачу несли военную службу, содержали чиновников и воинские части, предоставляли им транспорт для передвижения. При дележе военной добычи они получали небольшую ее часть.

В земледельческих районах Орды трудились – зависимые крестьяне. Одни из них – сабанчи – жили сельскими общинами, зависели от землевладельца и обрабатывали помимо своих и участки земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Другие – уртакчи (издольщики) – кабальные люди, обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли натуральные и другие повинности. Другие – уртакчи (издольщики) - кабальные люди, обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы и слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленники уплачивали городским властям подати и несли различные повинности. В городах проживали многочисленные чиновники, работавшие в исполнительном, управленческом и налоговом аппарате. Распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились, прежде всего, пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов, как в городах, так и в сельской местности через одно – два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

Важную роль в государстве играла церковь со сложной системой своих учреждений. В Золотой Орде допускалась веротерпимость, но с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства. Его представители занимали важные должности в государственном и судебном аппарате. Церковная организация располагала большими материальными ресурсами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.

Государственный механизм Золотой Орды обеспечивал эксплуатацию своих трудящихся, ограбление покоренных народов. Это достигалось установлением террористического режима, при котором подчинение младших было безусловным. При этом использовались как пережитки прежней родоплеменной организации, так и новые военно-феодальные принципы.

Деспотическая власть в государстве принадлежала хану, возводимому на престол курултаем. Как правило, им становился старший сын предшествующего хана или другой его ближайший родственник. Часто борьба за ханский престол носила ожесточенный характер, сопровождалась интригами и убийствами претендентов.

Хан являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Он был верховным судьей, а его воля считалась законом.

Для укрепления своей власти и усмирения непокорных, Чингисханом был создан десятитысячный корпус охранников – личная гвардия хана, состоявшая из особо доверенных и тщательно отбираемых лиц – сыновей господствующей военно-феодальной аристократии.

Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган курултай – съезд монголо-татарской знати, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойон, темники и некоторые другие феодалы. На курултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры между представителями феодальной верхушки, пересматривались границы улусов, объявлялись решения хана по другим вопросам. Воля хана, его решения на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

В Золотой Орде постепенно сложилась своеобразная система центральных органов управления, многие черты которой были заимствованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). Так, в конце ХШ в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики (битакчи). Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в той или иной отрасли управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

К высшим должностным лицам относился, прежде всего, визирь – номинальный глава правительства, в ведении которого находились диваны, ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана. Визирь назначал на должности баскаков - секретарей диванов и других чиновников.

В числе высших должностных лиц были четыре улусных эмира (управителя). Военное управление находилось в руках бекляри-бека, который направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек назывался старшим, эмиром при хане. Кроме того, в столице находились еще два эмира, выполнявших поручения хана и его визиря, и букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи и ее доставкой и распределением по указанию хана и высших должностных лиц. Букаулам подчинялись темники (командиры десятитысячных отрядов).

В центральном аппарате постоянно находились и другие чиновники и представители местной власти, выполнявшие поручения по учету населения, сбору податей, подавлению сопротивления поданных и зависимых народов, организации военных походов и т.д. К числу них относились даруги, баскаки, темники, сотники. Среди других должностных лиц упоминаются таможенники, сокольничьи, станционные смотрители.

Органы управления на местах находились в руках феодальной знати. Улусами управляли члены ханской фамилии, джучиды-царевичи, наиболее авторитарные нойоны. В отдельные области, города, поселения назначались баскаки, даруги, тысячники, сотники. В подчинении всех этих правителей находилось множество чиновников, занимавшихся переписью населения, сбором податей и налогов, привлечением населения к выполнению различных повинностей (поставке лошадей, перевозочных средств, снабжение чиновников и воинских подразделений различным довольствием, расквартирование войск и т.д.)

Золотая Орда управляла покоренными народами жестко. Например, на территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десантников, сотников, тысячников и темников. Баскаки следили за порядком в стране, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды.

Принудительным путем были сформированы особые военные отряды, частью укомплектованы из местного населения. Командовали ими монголо-татары. Отряды поступали в распоряжение баскаков, живших в княжествах и осуществлявших контроль над этими княжествами. Баскаки подчинялись главному баскаку, находившемуся во Владимире. К управлению покоренными народами привлекалась и местная знать.

Военная организация Золотой Орды была основой ее государственности. Многие носители государственной власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений.

Многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар и других кочевых народов, составляла основу военной мощи Золотой Орды. Конница делилась на легкую и тяжелую. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и другие сооружения. В отдельные периоды своей истории Золотая Орда могла выставить 150 и более тысяч конников. Построенная по десятичной системе, подвижная конница могла быстро собираться в указанном месте или мгновенно рассредоточиваться на обширных просторах, перебрасываться из одной местности в другую, совершать внезапные набеги.

Высший командный состав – темники, тысячники – состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Сотниками и десятниками назначались обычно нукеры и представители родоплеменной знати. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Поэтому строжайше запрещался переход из одной тьмы, тысячи или сотни в другую. Подобный переход рассматривался как измена своему подразделению и его командиру. В войске поддерживалась жесточайшая дисциплина. За любое ослушание, невыполнение приказа грозила суровая кара, вплоть до смертной казни.

Еще Чингисхан, придавая исключительное значение добыванию всевозможных сведений о предполагаемом противнике, организовал разведывательную службу. Ханы Золотой Орды Бату, Берке и их преемники обязывали своих воинских начальников вести разведку через лазутчиков, изменников, купцов, добывать сведения о численности и вооружении противника, его командирах, настроениях, распрях и т.д. Все это использовалось в целях внезапного нападения. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку. Все секретные сведения доставлялись бекляри-беку, визирю и докладывались хану.

Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах, не была отделена от административной. Высшая судебная власть принадлежала хану. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам. На местах правосудие вершили управители областей и войсковых частей.

Существовал специальный судебный орган диван-яргу, который возглавлял главный судья. Низшими инстанциями судебных учреждений были местные суды во главе с яргучи (судьей), рассматривавшие менее опасные дела (в основном гражданские).

Стороны, обращавшиеся в суд, должны были платить судье и его писцу определенные пошлины и сборы. При решении дел яргучи исходили из законодательных распоряжений ханов, норм, зафиксированных в Великой Ясе и обычного права монголов.

В связи с исламизацией Золотой Орды в конце ХШ – начале Х1У в.в. были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали, главным образом, дела, связанные с нарушением требований Корана: религиозные и брачно-семейные.

Яргучи и кади были крупными земельными собственниками, нажившимися за счет доходов от суда и всяких незаконных поборов (взятки, вымогательство и т.д.). Судьи были тесно связаны с местными правителями.

У кочевых народов Золотой Орды существовали традиционные суды родовых старейшин – биев.

Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.

Отношения с Русью

После опустошительных завоеваний Бату и Берке русские княжества на длительный срок попали в вассальную зависимость от золотоордынского хана. Отношения вассалитета не были закреплены каким либо договором, а были просто продиктованы завоевателем. Русские князья должны были утверждаться на княжение в Орде, получая от хана Ярлык. Великие князья Владимиро-Суздальского княжества получали от хана особый Ярлык.

Сажали на престол Великого князя специальные уполномоченные золотоордынского хана. Получение ханских ярлыков в Орде, обязательно сопровождалось поднесением богатых подарков. Одной из главных вассальных обязанностей русских княжеств являлась уплата хану дани – десятой части доходов с населения княжества. От этого побора была освобождена только русская православная церковь. Кроме того, население должно было предоставлять лошадей и повозки, уплачивать особые торговые и ремесленные пошлины, предоставлять корм (пропитание), удовлетворять требования Орды, ее чиновников.

Дани и поборы с русских княжеств Золотая Орда поручала производить специально уполномоченные даругам и баскакам, наезжавшим в княжества с большой свитой счетчиков, весовщиков и охранными конными отрядами. Во Владимире находился главный баскак, которому подчинялись баскаки других княжеств – Рязани, Мурома, Смоленска, Твери, Курска и др. Время от времени даруги и баскаки производили перепись населения княжества, чтобы полностью обеспечить сбор дани.

Для устрашения русского населения, а также для дополнительного обогащения Орды монголо-татары систематически совершали набеги на княжества. При этом много людей уводилось в плен, разорялись и сжигались города и селения.

ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана, принятая в 1206 г. («Яса» означает «приказ», «закон») Великая Яса представляет собой свод законов и уставов, составленный по распоряжению основателя Монгольской империи Чингисхана.

Яса не дошла до нас в подлинном списке. Она известна лишь в отрывках или в сокращенном изложении. Нет возможности установить первоначальный порядок отделов и статей подлинной Ясы и таким образом судить о размахе правовой мысли ее творцов. Можно полагать, что Яса заключала в себе постановления и нормы, относящиеся к следующим областям права:

А. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Б. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Г. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Д. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Е. СУДЕБНОЕ ПРАВО

Ж. УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОНА

А. Общей задачей Международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле хана или, при отказе их от подчинения, путем войны.

Б. Верховная власть сосредоточена в лице хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Только монголы составляли государственно-дееспособный народ в империи. И только в период междуцарствия могли осуществлять в полной мере свое право, принимая участия в избрании нового хана. С избранием нового хана политическая роль народа кончалась.

Империя Чингисхана была основана на всеобщем прикреплении населения к службе государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податном участке, и с этого места он не мог уйти.

Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется ни на кого возлагать чрезмерных тягостей. Равенство в труде требует равенства в пище. Яса воспрещает кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.

Некоторые группы населения могли быть изъяты из под действия общего крепостного устава или освобождены от податной повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда по соображениям особой ценности для государства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники, ремесленники и т.д.).

Изъятия делались в пользу упомянутых разрядов населения ввиду того, что от них ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом.

Воинский Устав является одним из основных разделов Ясы. Главными пунктами Устава были:

а) Военная подготовка: упражнение в бое саблями и копьями и стрельба из лука.

б) Организация армии: ее строгое единообразие.

в) Мобилизация: воины должны являться в полном снаряжении, с комплектом оружия и рабочих инструментов. За каждое упущение положено взыскание. Если мужчина уклоняется от повинности его заменяет жена или другая женщина из его юрта.

г) Строгое поддержание дисциплины: каждый военноначальник должен беспрекословно подчиняться приказу хана, будь то приказ о смертной казни его самого.

д) Справедливое распределение работы между людьми.

е) Категорическое запрещение самовольного перехода из одной воинской части в другую.

В. Основной задачей Уголовного права являлось обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Яса предписывала «Любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих; и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».

Яса определяет следующие виды преступлений:

1. Преступления против религии, нравственности и установленных обычаев.

2. Преступления против хана и государства.

3. Преступления против жизни и интересов частных лиц.

К первой группе относятся:

- Притеснение любой из существующих церквей или духовенства.

- Намеренная ложь (вероятно, лжесвидетельство).

- Оскорбление ритуалистического характера (осквернение воды, пепла).

- Убой скота в нарушение установленного монгольского обычая.

- Прелюбодеяние.

- Содомия (зоофилия, т.е. половое влечение к животным).

Ко второй группе относятся:

- Злоупотребление властью со стороны военных и гражданских начальников, в особенности со стороны областных наместников.

- Нарушение воинской дисциплины.

- Нарушение Ясы вообще.

К третьей группе относятся:

- Преступления против жизни и свободы частных лиц.

- Увод или принятие чужого раба или пленника.

- Конокрадство и увод скота.

- Злостное банкротство.

Яса определяет и систему наказаний. Основной целью наказания является физическое уничтожение преступника.

В качестве дополнительных целей наказания Яса признает:

- временное устранение преступника от общества путем тюремного заключения, ссылки или разжалования по службе;

- устрашение преступника путем телесного наказания или денежного штрафа (пени).

Ответственность за некоторые виды преступлений распространяется не только на преступника, но и на членов его семьи.

Смертная казнь назначается за большинство преступлений:

- за оскорбление религии, нравственности и установленных обычаев ( супружеская неверность, скотоложество, подсматривание за поведением других, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел, ложь перед старшими в суде и т.д.

- за большинство преступлений против хана и государства (измена хану; сношение местных правителей с соседними государствами; неповиновение хану, феодалам и должностным лицам; самовольный переход из одного военного подразделения в другое; неоказание помощи в бою; сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой; присвоение чужого раба или бежавшего пленника). За бегство с поля сражения хотя бы одного воина подвергался смертной казни весь десяток;

- За некоторые преступления против собственности;

- За третье банкротство;

- За убийства;

- За конокрадство, в случае, если виновный не в состоянии уплатить пени (Виновный в краже лошади должен был вернуть не только краденую лошадь, но и отдать сверх того десяток своих лошадей. Если у вора не было лошадей, он обязан был продать своих детей и на вырученные деньги купить лошадей для пострадавшего. Если же у него не было детей, приговаривали к смертной казни).

- Виды смертной казни были различными: переламывали спины, «резали как овец», удавливали веревкой, привязанной к шее верблюда или лошади, привязывали к лошадям и разрывали на части.

Наказания заключением и ссылкой назначались за нарушение Ясы лицами ханской крови. Каждый военачальник подлежал наказанию разжалованием за упущения в его части.

Телесному наказанию подлежали воины и охотники за мелкие нарушения воинского или охотничьего устава.

Пеня налагалась за некоторые убийства: 40 золотых монет за убийство мусульманина, цена осла – за убийство китайца. Штрафом наказывались и преступления против собственности.

Г. Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено. У мусульман законных жен могло быть не более четырех. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некотором преимуществе сыновей от старших жен и законных жен у мусульман.

Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого явилось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупал невесту из семьи или рода последней. В свою очередь родственники невесты обязаны были выделить ей приданное. Размер выкупа и приданного, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей жениха и невесты.

Д. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах.

После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Однако юрт (дом) отходил младшему сыну, который, и женившись, продолжал жить с родителями. Остальное имущество делилось в равных долях между всеми сыновьями.

Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Дети, рожденные от наложниц (рабынь), считались законными и получали по распоряжению отца долю в наследстве. В ссылке на распоряжении отца можно видеть уже начало наследования по завещанию, выдвигавшегося на место простого распределения имущества согласно нормам обычного права.

Е. Устройство суда и судопроизводство было оставлено Чингисханом на усмотрение родовых старейшин, религиозных общин, торговых и городских братств (где таковые существовали) и областных наместников.

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, его должны были увещевать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он и после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали до тех пор, пока он не раскается.

О судебном процессе имеются весьма скудные сведения. Известно, что в уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В одном из существующих фрагментов Ясы отмечается, что «для силы словесного утверждения требовалось три свидетеля». При наличии письменных документов правила были, вероятно, другие. Очевидно, что судебный процесс носил состязательный характер (допускались поединки, различные испытания). Розыск необнаруженного или скрывшегося преступника возлагался на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня, т.е. использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

Ж. По мысли Чингисхана одобренный им свод законов должен быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Каждый новый хан, правил ли он империей или только своим улусом, должен был начинать царствование подтверждением Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» – таков указ первого хана Золотой Орды.

Наличие Ясы, как твердого свода законов, не исключало однако возможности дальнейшего законотворчества. Но оно имело лишь вспомогательное значение, и было направлено на удовлетворение местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В таком порядке ханы Золотой Орды издавали большое количество указов и распоряжений, известных под названием ярлыков. Но все Ярлыки прямо ссылались на Великую Ясу как основной источник правоспособности ханов.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Время монголо-татарских завоеваний составляет крупный период в истории нашего государства. Это был период тяжких испытаний выпавших на долю русского народа, который никогда не мирился с монголо-татарским игом, а оказывал захватчикам упорное сопротивление.

С возвышением Московского княжества, под руководством Великого князя Дмитрия в 1380 г. был нанесен первый сокрушительный удар полчищам Золотой Орды в великой Битве на Куликовом поле. Эта битва сыграла большую роль в распаде Золотой Орды, которая в ХV в. распадается на ряд государственных образований: Сибирское, Казанское, Астраханское ханства. Эти ханства часто оказываются во враждебных отношениях друг с другом и в ХVI в. поочередно покоряются Московским государством.

Монголо-татарские завоевания на столетия задержали социально-экономическое и культурное развитие русского общества.

 

Л и т е р а т у р а

1. История отечественного государства и права в 2 ч. Часть 1. X – XIX века: учебник для академического бакалавриата/ А.П.Альбов (и др.); под общ.ред А.П.Альбова, С.В.Николюкина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 219 с. – (Бакалавр.Академический курс). – ISBN 978-5-9916-8953-3.

2. История отечественного государства и права в 2 ч. Часть 2. XX – XXI века: учебник для академического бакалавриата/ А.П.Альбов (и др.); под общ.ред А.П.Альбова, С.В.Николюкина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 309 с. – (Бакалавр.Академический курс). – ISBN 978-5-9916-8955-7.

3. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 1: учебник для академического бакалавриата/ О.И.Чистяков; под ред.О.И.Чистякова. – 5-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 477 с. – (Бакалавр.Академический курс). – ISBN 978-5-9916-9139-0.

4. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2: учебник для академического бакалавриата/ О.И.Чистяков; под ред.О.И.Чистякова. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 510 с. – (Бакалавр.Академический курс). – ISBN 978-5-9916-9138-3.

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!