Римская культура и цивилизация



Рим создал свою оригинальную цивилизацию, основанную на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития, а именно: установлению республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев, а также почти непрерывным войнам, превратившим Рим из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан. Римляне = латины + сабины.

Её определял, прежде всего, патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Целью войны для римлян была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились «друзьями» или союзниками Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Сам римский народ был обязан своим существованием рождённому войной бессрочному союзу между патрициями и плебеями. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на союзе между патрициями и плебеями, использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских союзников, которые образовывали societas Romana.

На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий – патрициев и плебеев.

Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Слово "патриций" происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием "отцовский". Вероятнее всего, "патрициями" первоначально называли тех, кто имел законных отцов и сами, в свою очередь, могли иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и законными родственными связями являются только связи по отцу. Действительно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархального типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это "правом жизни и смерти" (ius vitae necisque). Патрицианские роды (gentes, традиция насчитывает их 300) имели общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев, как правило, было три: личное имя (praenomen), родовое имя (nomen) и семейное имя (cognomen), например, Люций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь и т.п.

У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требовавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетельствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего сохранялась эта общность по отношению к земле.

Из других признаков родового строя у патрициев можно отметить следы общего родового культа и общие родовые кладбища. В традиции сохранились намеки на то, что патрицианские роды практиковали разные способы погребения. Так, Цицерон говорит, что еще на его памяти в роде Корнелиев был обычай не сжигать своих покойников, а целиком предавать их земле. Роды патрициев были экзогамны, т. е. членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак.

Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы. Слово "clientes" означает людей послушных, зависимых. От глав отдельных патрицианских родов или семейств, которые назывались их "патронами", т. е. покровителями, защитниками. Сама связь между патроном и клиентом называлась "клиентелой" или "патронатом". Юридически она основывалась на принципе взаимных услуг, хотя фактически обе стороны находились не в одинаковом положении. Клиент получал от патрона землю, скот, пользовался его защитой на суде и т. п. За это он обязан был служить в военном отряде патрона, в некоторых случаях оказывать ему помощь деньгами, выполнять в пользу патрона различные работы и проч. Клиент входил в род патрона в качестве младшего члена, принимал участие в родовом культе и в собраниях по куриям. Клиенты первоначально образовались из экономически и социально слабых людей: из иностранцев, вольноотпущенников, сыновей, вышедших из-под власти отца и таким путем потерявших защиту, незаконнорожденных детей и т. п. Позднее институт клиентелы выродился: клиентами обычно становились только вольноотпущенники и беднота. Но в царский и раннереспубликанский периоды это была сильная группа, служившая главной социальной опорой патрициев.

Вторым сословием раннего Рима, резко отличным от патрициев и их клиентов, были плебеи. Относительно плебеев в отечественной традиции нет полного единодушия. По-видимому, в ранний период это была группа римского населения, стоявшая вне родовой организации патрициев и, следовательно, вне римской общины. Хотя в эпоху поздней республики и у плебеев появилась патриархальная семья, родовая организация, система трех имен и проч., для раннего периода все эти моменты отсутствовали. Характер землевладения у плебеев был иной, чем у патрициев: в то время как у последних землевладение было общинным, плебеи владели землей на правах частной собственности. Потомство плебеев называлось incerta proles - "неизвестное потомство". С точки зрения римских юридических представлений, опиравшихся на патриархальную семью, это могло означать только одно: у плебеев не было отцовского права или, во всяком случае, оно официально не признавалось общиной. Некоторые исследователи полагают, что у плебеев сохранялись пережитки матриархата. Хотя плебеи пользовались гражданской правоспособностью, т.е. могли заниматься торговлей и приобретать собственность, политических прав они не имели: не участвовали в собраниях курий патрициев, не были представлены в сенате и не служили в ополчении граждан. Браки между патрициями и плебеями до середины V в. До н.э. считались незаконными. Обособленность плебеев заходила так далеко, что они имели свои храмы и святилища, отличные от патрицианских.

В основном теории происхождения плебеев сводятся к тому, что патриции – коренное гражданство, а плебеи – жители других общин, принудительно переселенные в Рим или переселившиеся туда добровольно. Вторая теория обращает особое внимание на резкую обособленность обоих сословий и считает, что патриции и плебеи являются потомками двух различных племен, из которых одно было покорено другим. Наиболее широким распространением в современной западной науке пользуется теория, согласно которой разница между патрициями и плебеями сводится исключительно к социально-экономическому моменту: оба сословия этнически совершенно однородны, плебеи – такие же коренные граждане, как и патриции, но отличаются от них только экономическими и социальными признаками. В своей крайней модернизаторской форме третья группа теорий сближает патрициев со средневековыми феодалами, клиентов – с крепостными, а плебеев – с буржуазией.

Плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т. е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле (ager publicus) и были лишены политических прав.

Сенат – совет старейшин (слово "senatus" происходит от "senex" – старик (45-60 лет)). Его члены назывались "отцами" (patres). Согласно традиции, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100 из числа старейшин покоренной Альбы Лонги. Наконец, Тарквиний Старший довел их количество до 300. По-видимому, членами сената первоначально были только главы патрицианских родов.

Социальное устройство. Семья. В ранний период истории Рима целью и сутью жизни гражданина считалось наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции.

Глава семьи назывался pater familias, в его власти находились дети, жена и другие родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными гражданами и главами своих семейств.

До поздней Республики существовал вид брака cum manu, «с рукой», то есть дочь, выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления, и браки стали заключаться sine manu, «без руки»: жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Несколько семей с родственными связями образовывали род (gens), самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни.

С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники – лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.

Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли homo novus – новый человек). Граждане стали также делиться на cives nati – граждан по рождению и cives facti – граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего, греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники.

Образование. Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей-греков или заполучить для обучения раба-грека.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям.

В высшей школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

Римляне заботились и о том, чтобы женщины получали образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. Считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть всё более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами. Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы.

Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемлёнными и проявляли упорство в борьбе за своё место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота. Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

Древнеримская армия (лат. exercitus).

Во время расцвета Древнего Рима общая численность армии обычно составляла до 100 тыс. человек, но могла увеличиваться до 250–300 тыс. чел. и более. Римская армия имела лучшее для своего времени вооружение, опытный и хорошо подготовленный командный состав, отличалась жёсткой дисциплиной и высоким военным искусством полководцев, применявших самые совершенные способы ведения боевых действий, добиваясь полного разгрома противника.

Основным родом войск являлась пехота. Флот обеспечивал действия сухопутных войск на приморских направлениях и переброску армий на территорию противника по морю. Значительное развитие получило военно-инженерное дело, устройство полевых лагерей, умение совершать быстрые переходы на большие расстояния, искусство осады и обороны крепостей.

Основной организационной и тактической единицей армии являлся легион. Со второй половины IV века до н. э. легион состоял из 10 манипул (пехота) и 10 турм (конница), с первой половины III века до н. э. – из 30 манипул (каждая из которых делилась на две центурии) и 10 турм. Всё это время численность его оставалась неизменной – 4,5 тыс. человек, включая 300 всадников. Тактическое расчленение легиона обеспечивало высокую манёвренность войск на поле боя. Со 107 года до н. э. в связи с переходом от милиционной к профессиональной наёмной армии легион стал делиться на 10 когорт (каждая из которых объединяла три манипулы). В состав легиона также входили стенобитные и метательные машины и обоз. В I веке н. э. численность легиона достигла прим. 7 тыс. чел. (в том числе ок. 800 всадников).

Каждый легион насчитывал порядка 5000 строевых пехотинцев, разбитых на когорты, когорту кавалерии (около 300 кавалеристов), и около 1500 нестроевых пехотинцев (обозников, обслугу). Также легионы были вооружены осадными и метательными орудиями. Строевыми солдатами служили свободные люди (но обязательно граждане, наделённые латинским или римским гражданством), в качестве же нестроевых солдат могли служить как свободные, так и рабы. Также рабов дозволялось иметь солдатам и офицерам.

В качестве штандартов использовались резные золочёные фигуры орлов, сидящих на высоких древках, а также изображения орлов, номера или эмблемы легионов на особых флагах, укреплённых на крестообразном древке и украшенных значками с эмблемами легиона. Потеря штандартов считалась несмываемым позором.

Легионы состояли из хорошо обученных солдат, срок службы которых составлял 25 лет. Легионы располагались в постоянных лагерях, расположенных в императорских провинциях Римской империи, где несли службу, выполняя караульные и полицейские, а также часто строительные, функции. При необходимости легионы могли быть быстро передислоцированы в любую точку как провинции, так и империи, а также войти в состав армии, формируемой главнокомандующим для той или иной кампании.

Солдаты, прослужившие свой срок и демобилизованные, но вновь записанные в воинский состав на добровольной основе, в частности по инициативе, например, консула, назывались evocati – букв. «вновь призванные». Обычно они числились в составе почти каждого подразделения, и, видимо, если военачальник был достаточно популярен среди солдат, количество ветеранов такой категории в его войске могло увеличиться. Evocati были освобождены от ряда воинских обязанностей – укрепления лагеря, прокладки дорог и т. д. и по чину были выше рядовых легионеров, иногда сравнивались со всадниками или даже являлись кандидатами в центурионы. Всем контингентом evocati командовал обычно отдельный префект (praefectus evocatorum).

Помимо учебного муштрования, поддержание железной дисциплины обеспечило в целом высокую боеготовность и моральный потенциал римской армии на протяжении более чем тысячелетнего её существования. Командующие, фактически, пользовались неограниченной властью.

С большей или меньшей периодичностью применялись:

· замена пшеницы на ячмень в пайке;

· денежный штраф или частичная конфискация добытых трофеев (pecuniaria multa);

· временная изоляция от сослуживцев или временное удаление из лагеря;

· временное лишение оружия;

· военные упражнения с поклажей;

· несение караула без военной одежды или даже без калиг;

· порка (castigatio) центурионами легионеров виноградной лозой или, что было суровее и позорнее, розгами;

· сокращение жалованья (aere dirutus);

· исправительные работы (munerum indictio);

· публичная порка перед центурией, когортой или целым легионом (animadversio fustium);

· разжалование по чину (gradus deiectio) или по роду войска (militiae mutatio);

· позорное увольнение со службы (missio ignominiosa, которое иногда постигало целые отряды);

· 3 вида казни: для солдат – фустуарий (избиение палками), для центурионов – сечение розгами и обезглавливание, и казни по жребию (децимация, вицезимация и центезимация).

В начале III в. до н. э. был принят закон о смертной казни для уклонявшихся от военной службы.

Также за плохое несение ночной стражи, воровство, лжесвидетельство и нанесение себе увечий солдат могли прогнать сквозь строй их товарищей, вооружённых дубинками и страх перед этим вызывал действенный эффект.

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой, вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев, пенатов, ларов, лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н.э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

На рубеже н.э. Октавиан Август предпринял меры по установлению официального культа империи.

В конце I в. в еврейских диаспорах городов Римской империи возникло христианство, приверженцами которого стали затем и представители других народов империи. Сначала оно вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. В 313 г. император Константин издал Миланский эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Христианство постепенно превратилось в государственную религию. Во второй половине IV в. начался разгром языческих храмов, были запрещены Олимпийские игры.

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь (каким пользуемся сейчас?). В то же время характерной чертой науки было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.

Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм.

Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины, а именно фармакологии и ботанике (Диоскорид), акушерстве и педиатрии (Соран Эфесский) и анатомии (Гален – раскрыл функции нервов и головного мозга).

Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки, на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится римское право, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство – религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!