Базилика - в Риме это гражданское здание сквозной каркасной конструкции, обычно входящее в ансамбль Форума.



 

Наиболее яркое воплощение новый тип сооружений получил в храме св. Софии в Константинополе, создателями которого явились малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Храм св. Софии был задуман как часть императорского дворца, что выражало идею зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем - мысль о могуществе христианства.

 

В интерьере византийского храма нашли воплощение новые принципы синтеза искусств, особое значение приобрели стенные и плафонные росписи. Содержанием этих росписей стали сюжеты, композиции, образы - иконография Священного писания. В дальнейшем они превратились в утвержденные официальной церковью каноны. Излюбленной техникой стенной живописи стала мозаика. Наряду с цветными камнями употреблялась смальта, отличающаяся глубиной и звучностью топов, золотые фоны которой создают впечатление мерцающей среды. Наиболее яркий пример мозаик на сюжеты из жизни Христа - памятники Равенны, V век. ("Христос-Добрый пастырь" и другие), храм Сант-Аполлинаре Нуово, начало и середина VI века (цикл из жизни Христа). Образец светской византийской живописи - мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, VI век, изображающие императора Юстиниана со свитой и императрицу Феодору с приближенными. Преобладающее значение духовного начала в портретах подчеркнуто большим размером широко раскрытых глаз с расширенным и зрачками, сверкающим взглядом, как бы обращенным внутрь души, в самосозерцание. Изображение императора и его окружения поражало восточной пышностью.

Смальта - кубики из окрашенных стеклянных сплавай.

 

В VII веке и в более позднее время наблюдается свобода творческих исканий в изобразительном искусстве и архитектуре. Художники проявляют стремление к возвышенному гармоническому идеалу (роспись церкви Успения в Никее, VII в., в памятниках Италии, VII—VIII вв.).

 

Искусство Византии IX—XII веков отразило идеалы зрелого Средневековья, которые подчинялись строгим догматическим правилам. В архитектуре с XII века самостоятельное место заняли монастыри - живописные ансамбли, обычно располагавшиеся на склонах гор или скалах, вписывающиеся в рельеф местности. В центре их находился крестово-купольный храм, например, церковь св. Феодоры в Афинах, церковь Успения Божьей матери в монастыре Дафни (XI в.) и другие.

Крестово-купольная композиция - прямоугольный объем, расчлененный четырьмя столбами, на которых подвешен центральный световой барабан.

 

В настенных росписях, мозаиках утверждается классический торжественный стиль. Основной формой станковой живописи становится иконопись. Шедевр византийской живописи XI-XII веков - икона так называемой Владимирской Богоматери, которая относится к иконографическому типу "Умиление".

 

Последний расцвет византийское искусство переживает в период правления династии Палеологов (XII-XIV вв.). Завоевание Византии Турцией в 1453 году изменило судьбу ее культуры. Достижения художественной культуры Византии оказали влияние на средневековое искусство Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья.

Западная и центральная Европа

Своеобразие истории Западной и Центральной Европы в I тысячелетии определилось нашествием варварских племен (вестготов, гуннов и других). Это привело к сложному процессу взаимопроникновения культур античной и варварских народов, к преобладанию с V века "варварских" элементов художественной культуры.

 

Этапы развития средневековой культуры Западной и Центральной Европы:

I - дороманский (середина V-X вв.)

II - романский (X 1-ХII вв.)

III- готический (конец XII-XIV вв.).

 

Дороманский этап - это время формирования основных принципов средневекового искусства. Они нашли проявление в искусстве империи Каролингов (VIII-IX вв.), в художественной культуре Оттоновской империи (X в.), государства франков, что подготовило появление романского стиля.

Романское искусство

Романский стиль сложился в XI-ХII веках и отразил религиозное мировоззрение феодального общества. Средоточием умственной жизни, образования, художественного творчества были монастыри. Романская архитектура отличалась мощью, скульптура - мятущимся духом, что отразило влияние традиций варварского искусства, бурного характера эпохи.

После падения Древнего Рима европейской культуре потребовалось несколько столетий, чтобы преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. Термин Романский стиль (от лат. рома или фр. романеск), весьма условный и неточный, возник в первой половине XIX в., историки и искусствоведы обратили внимание на то, что искусство раннего средневековья внешне напоминает древнеримское искусство.

Романский стиль по-настоящему сплавил различные элементы позднеантичного и меровинского искусства (по имени франкской династии Меровингов), Византии и стран Ближнего Востока.

Наиболее полно этот стиль выражен в архитектуре. Сооружения этого стиля отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, а также многофигурными скульптурными композициями. Романский стиль наложил свой отпечаток и на все другие виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Изделия той эпохи отличались массивностью, простотой суровых форм и ярким многоцветьем.

 

Отличительные черты романской архитектуры - суровость и мощь - были обусловлены стремлением к прочности, способностью к обороне в периоды феодальных усобиц. Наиболее характерные архитектурные сооружения раннего Средневековья - замки духовных и светских феодалов, церкви и монастыри. Примеры подобных сооружений - башня феодального замка в Лоше (X в.), замок Гайар на Сене (XII в.), город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII вв.), аббатство Мои Сен Мишель д'Эгиль во Франции, башни родовых замков в Сан-Джиминьяно в Италии (конец XII- начало XIII вв.) и другие.

 

В феодальном замке, который в романскую эпоху являлся основным типом светских архитектурных сооружений, доминирующее положение занимал дом-башня, прямоугольной или многогранной формы так называемый донжон – своеобразная крепость в крепости. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором – парадные комнаты, на третьем – жилые комнаты владельцев замка, на четвёртом – жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше – сторожевая площадка.

При строительстве замка обеспечивалась его функциональность и менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Для обеспечения обороны замки строились, как правило, в малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами с башнями, рвом, заполненным водой, и подъёмным мостом.

Постепенно такая зáмковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам; некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь – средоточие общественной жизни горожан. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены.

Именно в течение XI–XII вв. возник характерный тип средневекового тесного города с узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками, с окованными железом маленькими дверями и окнами, защищенными прочными ставнями, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям.

 

Самое значительное создание романской архитектуры - храм, отличавшийся суровой благородной красотой. Чаще всего он наследовал от римлян древнехристианскую базиликальную форму. В плане - это латинский крест. Большое значение придавалось внутреннему пространству храма. Арки, столбы, колонны, массивные стены со щелевидными окнами - все это воздействовало на человека, создавая представление об обширности пространства. Наружный вид романского собора отличался суровостью, ясностью, простотой. Центр его композиции - башня, увенчанная шпилем. Наибольшего распространения романские храмы достигли во Франции, например, церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI—XII вв.).

 

Самое значительное сооружение романской архитектуры – это храм (собор). Влияние христианской церкви на духовную и светскую жизнь того времени было огромно.

Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Мощь и суровая простота облика романских храмов были порождены заботами об их прочности и идеей превосходства духовного начала над телесным. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские арки. Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса. Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику, образовывавшую в плане латинский крест.

Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни, а вход оформляется порталом (от лат. порта – дверь) в виде врезанных в толщу стены и уменьшающихся в перспективе полуциркульных арок (т.н. перспективный портал).

Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий. Наличие нефов (обычно трёх) позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили распространение и в архитектуре романской.

 

Романский храм объединял все виды искусств. Его внутренние стены покрывали фрески. Новым явлением были витражи, заполнившие оконные проемы. В витражах изображались сюжеты и образы из Священного писания, житий святых. Эпизоды библейской истории стали сюжетами фресок, например, цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуатье (конец XI - начало XII в.).

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому).

Витраж - вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы.

Витражи становятся своего рода иллюстрациями к Библии, доступными (украшенные рукописи стоили состояний) и понятными (простолюдины были неграмотны). Мастера облегчали восприятие Священной истории, изображая героев в действии, снабжая витражи подписями и помещая все изображения на ярком красном или синем фоне. Темно-красный, алый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый – основные цвета готических витражей.

Витражные композиции как характерные примеры сочетания света и цвета играли декоративную роль, и поначалу архитектура здания не зависела от размера окон. Витраж выполнялся по эскизу (назывался «видимус»). До широкого распространения бумаги (XV в.) эскиз рисовали в масштабе 1:1 на столе, покрытом побелкой; этот же стол используется в дальнейшем для нарезки стекла и сборки витража. Техника изготовления готического витража существовала еще в романской эпохе (а до этого – в античности), и пришла в готику практически без изменений. Существовало две техники витражной росписи. Роспись типа «гризайль» производилась черной и серой краской по бесцветному стеклу дымчатого или зеленоватого тона. Второй способ — сюжетная роспись по наборному цветному стеклу. Цветное стекло варили в особых печах, затем готовые стекла нарезали в соответствии с намеченным эскизом, набирали на специальном шаблоне и покрывали по цветному фону росписью, после чего стекло обжигали. Изготовленные таким образом элементы будущего витража скреплялись между собой в соответствии с эскизом свинцовыми перемычками и вставлялись в железную раму, имевшую форму и размеры оконного проема. Альбомы с эскизами переходили часто от одного мастера к другому. Рисунки предаются по наследству, некоторую бумагу использовали повторно.

 

Во Франции достигает расцвета романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники, например, Евангелие Амьенской библиотеки (конец XI в.). Как и живопись, романская скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам, использовалась, в основном, во внешнем оформлении собора. Расцвета романская скульптура достигла в середине XII века, например, скульптуры западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (середина XII в.). В центре - образ Христа, исполненный сосредоточенности, энергии и душевной мягкости.

 

Готическое искусство

Готическое искусство - следующий этап в развитии средневековой культуры. Продолжая традиции романского стиля, готика в то же время явилась более зрелым стилем, обращенным в большей степени к жизни, природе и человеку.

 

Термин "готический стиль" ведет происхождение от названия германских племен - готов, первоначально обитавших у берегов Балтийского моря. В представлении средневековых итальянцев "готы" - это северные народы, поэтому архитектурный стиль северных по отношению к Италии стран назывался готическим.

Во Франции романский стиль перешел в готический. Если в период XI—XII веков наиболее высоким уровнем развития архитектуры отличались южные районы Франции, то с середины XII века, когда ведущая роль в экономической п политической жизни страны переходит к северным провинциям, значительные архитектурные сооружения создаются в таких культурных центрах, как Париж, Амьен, Реймс, Руан.

 

Общественная жизнь города сосредоточивалась в соборе, массивы стен и сводов которого были преобразованы в своеобразный скелет, каркас; пластика архитектурных форм - подчеркнутые вертикали опор, стрельчатые арки, остроконечные шатры и фронтоны и т. д. - создавала впечатление легкости, невесомости, ажурности. Формы готического здания приобрели характерную расчлененность, вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость, динамичность. Высота готических соборов вдвое больше, чем романских. Это придает и внутреннему пространству устремленность ввысь, а интерьер приобретает величественный характер. Простор дает ощущение свободы, веру в человеческие возможности.

 

Первая значительная постройка готического собора - это Нотр-Дам де Пари (Собор парижской Богоматери, заложен в 1163 г.).

Факт 1

Строительство собора началось в 60 годах 12 века и продлилось ровно 181 год. За это время над строительством храма работали 2 архитектора: Жан и Пьер. Свой окончательный облик собор приобрел только к началу 14 века.

 

 

Факт 2

Знаменитые башни близнецы Собора Парижской Богоматери не совсем одинаковые. Все дело в том, что северная башня немного выше южной. Но невооруженным глазом такое различие не заметно. А так как над храмом работали разные люди и в разное время, то идеальной симметрии не получилось.

 

Факт 3

Неописуемая красота кованых ворот Нотр-Дам-де-Пари не оставляет никого равнодушным. Существует легенда, что создатель этого творения продал душу дьяволу.

В начале 12 века один из епископов решил построить собор невиданной красоты. Кроме того, зданию отводилась большая роль, оно должно было стать духовным центром Франции и вмещать в себя население огромного города. А кузнецу приказали создать ворота, которые соответствовали бы своей роскошной красотой и изящностью великолепию здания. Кузнец, понимая всю ответственность и принимая тот факт, что у него просто не хватит мастерства, обратился за помощью к дьяволу. За ночь он сковал ворота невообразимой красоты. Когда на ворота установили замки, выяснилось, что открыть их может только кузнец. Замки окрестили святой водой, только после этого в храм вошли удивленные служители. Сам великий мастер сначала потерял дар речи и спустя немного времени умер.

 

Факт 4

До строительства Нотр-Дам-де-Пари, на том же самом месте находилось еще 2 священных здания: языческий храм поклонения Юпитеру и церковь Сен-Этьен. И только в 12 веке был основан храм, посвящённый Деве Марии.

 

Факт 5

Знаменитый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедший в 19 веке, в буквальном смысле, спас собор от разрушения. Только после выхода романа начались реконструкции. Новые статуи сменили разбитые, на крыше установили штиль и поселили демонов и горгулий, которые, кстати, служат не только украшением, но и водостоком.

 

Факты 6

В период Великой Французской революции в расход пошли не только статуи, но и колокола. Все кроме самого большого колокола с названием «Эммануэль» были переплавлены в пушки. Позже храм обеспечили новыми колоколами, но увы, былого звучания было не вернуть.

 

Факт 7

Внутренне убранство собора спроектировано весьма странным образом. Там нет ни единой стены, по всему пространству находятся столбы, соединенные арками. А между арок живописные витражи со священными символами.

 

Факт 8

Собор Парижской Богоматери горел красным пламенем не один раз и его всегда восстанавливали. Но пожар, случившийся 15 апреля 2019 года, был самым сильным за всю историю существования собора.

 

Другие соборы: в Реймсе (начат около 1210 г., Франция), в Амьене (начат в 1220 г., Франция); в Страсбурге (Эльзас) и Кёльнский собор.

 

Соборы служили не только местом богослужения, но и местом собраний, торжеств. Строительство готического собора начиналось в центре города, он был самым высоким зданием, осью города, через которую и весь город поднимался над своим собственным уровнем мрака профанного бытия.

Готические храмы были базиликальные и зальные. Ведущим типом осталась трехнефная базилика. Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы контрфорсов и аркбутанов.

 

 

Важнейшим достижением готической архитектуры был крестовый нервюрный свод, облегчавший стену, дававший возможность расширить проемы. Нервюры в точке пересечения объединялись замковым камнем, который в готическом храме становился высшей точкой собирающихся от самого основания собора энергетических токов, восходящих по пучкам колонн. По сравнению с романской культовой постройкой, в готическом соборе была увеличена стрела подъема арок и сводов.

Стрельчатые очертания определили все арочные элементы собора. Все преобразования вели к утверждению вертикального принципа композиции.

Выделение строительного каркаса и изменение роли стены, устранение ограничивающего элемента здания открывали возможность для создания значительных проемов, что облегчало архитектуру, давало ей возможность стремительно расти вверх. Увеличились пролеты сводов, уменьшилась толщина сводов, высота соборов в некоторых случаях была колоссальной.

В готических соборах повышается конструктивная роль окон, заменяющих собой стены. Данный прием визуализирует прозрачность границы внутреннего и внешнего миров. Конструктивная система контрфорсов и аркбутанов организована так, что демонстрирует исходящие изнутри собора силы, разрушающие пределы. Душевный мир, жаждущий самораскрытия навстречу высшей духовности, трансформирует оболочку, превращая материю из плоти в скелет, каркас, остов, пропускающий душевное устремление ввысь.

Готический собор – качественно новое культовое пространство, по сравнению с романской монастырской церковью. Храм раскрывается окружающему пространству, миру, городу. Стрельчатая арка, уничтожение массы стены, нервюрный свод, вертикализм архитектурных масс обеспечивали эффект постоянного развития, становления готического здания.

План сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Трансепт, отражающий специфику богослужения в монастырской церкви, в готическую пору уступает место обратным тенденциям: слабо выступающий трансепт либо зажимается между капеллами, либо его пространство сливается с пространством хора, либо трансепт вовсе отсутствует. Отсутствуют крипта, нартекс, но обход хода и венец капелл становятся обязательными элементами готического плана.

Хоровая часть здания увеличивается.

Исчезновение такого ключевого для романской церкви элемента, как крипта, связано с переменами в мироотношении. Крипта – сокровенное место оманского храма – пространство нахождения мощей святых мучеников и других святых реликвий, выступающих объектом притяжения для верующих, паломников, образцом духовной жизни монашества, посещавшего церковь. В готическую эпоху мощи и святые реликвии не покидают собор, но обретают себя в алтарном пространстве, в венце капелл, в зоне хора. По отношению к эпохе романского стиля эта смена местонахождения мощей означала поднятие, «перенос» вверх.

Святой в его идеальном облике вечно живого мученика тем самым с ходом истории приближается к верующему. Если культовое пространство романской церкви было центростремительным, и центром устремления была именно крипта, моделирующая вектор устремления энергетических сил сверху в центр и вглубь, что позволяло соотнести и обрести сакральные силы в погружении в глубины встречи с идеальным святым-мучеником, приближение к которому есть спуск в глубины духовного мира.

В готическом соборе возможность приближения и зрительного прикосновения к идеалу, представленному мощами и реликвиями, осуществлялась в пространстве земного мира, не требуя погруженя, спуска. Тем самым помимо хода приближения мощей к верующему, готический собор также фиксировал важное качество мироотношения – ни на одном этапе своего проживания готическое здание не предлагало хода вниз, но всегда, каждым конструктивным либо декоративным элементом здание организовывало восходящее движение. Главный западный фасад обычно имеет по сторонам две мощные башни, четырехугольные в плане. В некоторых случаях башни завершаются восьмигранным шпилем. Главное место в первом ярусе фасада занимают скульптурно обработанные глубокие перспективные порталы.

Сокращающиеся в глубину и поставленные уступами арки опираются поочередно на выступающие части стены и на колонны или полуколонны, стоящие на высоком цоколе. Скаты вимпергов порталов украшались краббами и заканчивались крестоцветами. Среднюю секцию верхнего яруса западного фасада целиком заполняет окно-роза – олицетворение гигантского мира, сотворенного Богом, – космоса, включающего в себя «малый космос» – человека, который мыслится не только как «венец творения», но и как целостный, завершенный мир, заключающий в себе то же, что и большая Вселенная. Макрокосм представлен в виде замкнутого круга бытия, движимого божественной мудростью, и содержащего внутри себя свое одушевленное воплощение – человека.

 

Период расцвета готики во Франции и Германии - XII-XIII века. В XIV веке в связи со Столетней войной строительство соборов было прервано. В XV веке готический стиль преобразуется в направлении украшательства, усложненного рисунка деталей, стремления к большей эффективности (эта поздняя разновидность стиля получила название "пламенеющей готики").

 

В средневековом городе, кроме собора, было еще одно здание, выделявшееся из общей массы домов, - ратуша. Во Франции, Англии, Германии, Бельгии XIII-ХV веков оформление ратуши было подражанием формам готического собора. Как и собор, ратуша являлась символом города, его самоуправления, стремления к независимости.

 

Готический стиль распространился почти по всей Европе, кроме Италии и стран восточного христианства (Россия, Болгария, Сербия, Греция). Однако за пределами Франции и Западной Германии готика нашла воплощение не как стиль архитектуры, а как стиль архитектурного оформления, что не одно и то же. Почти во всех странах Западной Европы в XIV-XV веках при строительстве культовых зданий стали использовать оформление, создававшее впечатление готики. Но это была лишь псевдоготика. Особенного распространения она достигла в Англии, хотя там есть несколько соборов, которые можно назвать готическими и по их конструкции.

 

Следует отметить своеобразие зодчества средневековой Италии в XIII—XIV веках. Здесь культовые здания не являлись ведущим архитектурным типом, активно велось обширное светское строительство. Одним из выдающихся памятников этого периода является Дворец дожей в Венеции, неповторимое архитектурное сооружение. Композиция фасада основана на контрасте стены, прорезанной редко расставленными окнами, и несущей ее ажурной аркады. В художественном образе Дворца дожей сочетается монументальность и гуманистичность, "человечность" архитектуры. Готика была принципиально новым стилем, представляла собой самостоятельную новаторскую систему образной выразительности архитектурного языка.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!