Чукчи, эскимосы , ительмены( живущие), алеуты- Они занимались морским зверобойным промыслом ,рыболовством, пастушеским оленеводством, собирательством. В 17в. их было 40000.



Культура коренных народов Сибири и ДВ.

Основные историко- этнографические группы.

о 17 века о Сибири ДВ его жителях их оригинальной культуре было мало что известно. Началом научного исследования культуры аборигенов стали работы участников Камчатских экспедиций. Георга Миллера, Степана Крашенинникова , Георга Стеллера. Особенно значимым стал труд Крашенникова « Описание земли Камчатки» (1733- 1743), в котором был собран материал по языку ламутов- эвенов, тунгусов- эвенков, бурят.

Свою работу Крашенниников снабдил рисунками, дающими представление о строении жилищ, предметах быта, орудий труда.

В 19 веке огромный вклад в изучение быта и жизни коренных народов внес священник и ученый Иннокентий Вениаминов. Проживший 40 лет на Алеутских островах . Его труд « Записки об островах Уналашкинского отдела» высоко оценило мировое сообщество.

Александр Федорович Миддендорф 1842—1845 гг автор « Путешествия на Север и восток Сибири», Лев Яковлевич Штеренберг, академик Леопольд Иванович Шренк, написавший «Об инородцах Амурского края". Владимир Клавдиевич Арсеньев и другие исследователи собирали сведения о культуре коренных жителей буквально из первых рук, проживая по несколку лет, вместе с объектом своего исследования.Первые экспонаты появились в Хабаровске с открытием краеведческого музея ( 1894г. Вспомните каменную черепаху, привезенную из Приморья. Этот артефакт относится к периоду империи , «Золотая империя» (Цзинь),созданной потомками народов Мохе- джурдженями.

 

 

Пристальным и многоплановым изучением культуры коренных народностей отличаются работы многих исследователей советского периода. Благодаря исследованиям Алексея Окладникова, Анатолия Деревянко,

Эрнеста Шевкунова и многих других, на сегодняшний день накоплен огромный этнографический материал, представляющий культуру КНС как уникальное, своеобразное , художественное отражение духовных представлений, ремесленных навыков, нравственной этики,народов, сумевших адаптироваться к суровым условиям тундры, тайги, арктического побережья. Отличительным качеством этой культуры является экологический и гуманистический характер взаимодействия человека с окружающей природой.

     По определению профессоров МГУ Н.В. Наглера и В.Ц. Худавердяна, «малочисленными народами» России являются те российские коренные аборигенные народы, численность которых не превышает 50 тысяч человек». В настоящее время на Дальнем Востоке компактно проживают 46 768 представителей малочисленных народов Севера и ДВ. Многие исследователи, обращая внимание на низкую плотность населения, констатировали при этом этническую пестроту карты региона. Сотни малых и больших племен и народов заселяли огромную территорию от побережья Северно Ледовитого океана до границ Кореи и Китая. Уже в отчетах землепроходцев 17 века упоминаются чукчи, коряки, алеуты, дауры, дючеры ачаны, гольды ит.т.

      Монголоидный тип внешности говорит о том , что далекие предки народностей являются выходцами из срединной Азии. Великие реки Азии Хуанхе и Янцзы стали колыбелью китайской цивилизации, там возникли, земледельчество, бронзолитейные производства и первые государства. Оттуда по мере отступления ледника люди продвигались на север, расселяясь на огромных пространствах. 70 археологических памятников Хабаровского края свидетельствуют о существовавшей

в нижнем Приамурье т.н «Осиповской культуры», с нее начинается цепь развития неолитических культур. Найденные артефакты свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития, «Вознесеновской культуры». ( 7в. д.н.э). По неустановленным до конца обстоятельствам культура бронзового века пришла в упадок. Период раннего средневековья является временем вторичного взлета Амурской цивилизации. «Покровская культура» или культура «амурских чжурчженей» занимала большую территорию, входила в орбиту влияния Золотой империи Цинь, и исчезла с разгромом империи воинами Чингисхана в 1234г.

Продвигаясь в глубь континента русские землепроходцы столкнулись с кочевыми и оседлыми ( сидячими, пешими) племенами. Жители прибрежных районов, занимавшихся рыбалкой, охотой на морского зверя вели оседлый образ жизни. Жизнь народностей, внутренних районов камчатского полуострова , материковой тундры связана с оленеводством. Поиски новых пастбищ вели к постоянным перемещениям, т. е. к кочевому образу жизни.

 

Принадлежность к определенной языковой группе и географический ареал расселения, характер хозяйственной деятельности подразделяет аборигенов на три историко-этнографические группы.

   

1группа Палеоазиатская- включает народности крайнего северо востока, арктического побережья Камчатки, Алеутских, Курильских островов. Там проживали коряки( от хоро- олень)

чукчи, эскимосы , ительмены( живущие), алеуты- Они занимались морским зверобойным промыслом ,рыболовством, пастушеским оленеводством, собирательством. В 17в. их было 40000.

 

Тип хозяствования: тундровые коряки занимаются оленеводством, жители прибрежных районов охотой на морского зверя, китов, рыбалкой, добычей морепродуктов.

Жилища: жилища у оседлых групп — полуземлянки. По описанию С.Крашенинникова строят их так: Выкапывают четырехугольную яму, по середине ставят четыре столба, на них кладут толстые перекладины ( эскимосы часто использовали ребра, челюсти кита), к перекладинам присоединяют жерди на них накатывают траву, осыпают землей. Внешне жилище выглядит круглым холмиком. Оставленное четвероугольное отверстие служит дверью , через него выходит дым от очага. Внутри , вдоль стен полки, на которых спит семья.

 

 

 

Входят в юрту по лестнице -стремянке, рядом с которой очаг. Крашенинников, поражается тому с какой ловкостью обитатели жилища снуют по лестнице, которая нагревается во время приготовления пищи.

У кочевых тундровых оленеводов  — круглая юрта, яранга со спальным пологом. 

 

 

Одежда- глухая изготавливалась из шкур оленя, выделанных шкур нерпы ниже колен с широкими рукавами и кулем ( капюшоном), который во время вьюги одевается поверх шапки -   кухлянка

 

Шить одежду и вы

делывать для нее шкуры животных -обязанность женщин. Мужчины занимаются охотой, рыбной ловлей, заготовкой дров, строительством летнего жилища- балаганов, в которые семья перемещается с наступлением тепла. Летние балаганы строились на сваях, приподнимаюх балаган на 1.5 2 метра над землей. Разумная защита от хищников, которых может привлечь запах вяленой рыбы заготавливаемую впрок.

 

 

Питание, пищевой код:- Морские зверобои эскимосы, береговые

чукчи и коряки — ели  моржовое, тюленье и китовое мясо в разных

видах (мороженое, квашеное, вяленое, вареное). Кожу кита ели сырой; высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная

пища, морская капуста, моллюски. С.Крашенинников

« Главная их пища- юкола. ( вяленая рыба) Голову ее квасят в ямах пока хрящи не покраснеют, и едят их их вместо соленостей, хотя вонь от этого терпеть почти невозможно. Для веселости мочат в кипрейном сусле мухомор, сушеный гриб целиком глотают, что вызывает галюцинации и необычнгое поведение.Второе любимое блюдо сушеная рыбья икра, она сушится целыми связками. Китовый и нерпичий едят вареным или квашенным в ямах. Его кроят ремнями, сколько в рот поместится, столько отрезают у самых губ, а потом целиком глотают, как чайки.»

Связь, транспорт: « Камчадалы, а потом и наши казаки, особенно зимой собак вместо лошадей употребляют. Запрягают их по 4 в в санки, по две впереди.» Кочевые племена используют для этого оленей.

 

 

 

 

 

Для водных перемещени, рыбалки или морской охоты

используют многоместные весельные байдары, или одноместный , обшитый шкурой нерпы каяк. Лодку выдалбливают из ствола тополя.

 

 

Орудия труда: Лезвия ножей изготавливались из сколов горного хрусталя. Луки делают из лиственных пород, обклеивая их берестой , тетивой служат китовые жилы. Наконечники либо костяные, либо каменные. «Кость и камень

главные материалы камчадалов. ИЗ них они делали топоры, ножи, копья, стрелы, ланцеты и иглы. Топоры у них делались из оленьей и китовой кости,

также из яшмы, наподобие клина, и привязывались ремнями к кривым

топорищам плашмя... Ими долбили лодки, чаши, корыта и прочее,

однако с таким трудом и с таким продолжением времени, одну чашу могли делать около года. Обычно робкие, камчадалы часто действовали хитростью. Межплеменные распри возникали порой по пустяшному поводу. ( Дети подрались). В столкновениях, однако были беспощадны и жестоки, подвергая врага всяким надругательствам и мучительству, уничтожая род от мала до велика.»

Рождение и смерть: «Женщины легко родят, это происходит в землянке на виду , всех там живущих. Младенца обвивают сухой травой, после этого все

радуются, качают его. Детей любят, но к труду приучают с детства.

Ребенок носит воду, дрова , пасет оленьи табуны. Когда рождались двойни, одного умертвляли, это касалось и скота. То же самое делалось и с ребенком, рожденным в плохую погоду. Младенцев хоронили в дуплах деревьев.Умерших вытаскивали из жилища и бросали рядом на съедение собакам. Объясняя это тем, что враги, будут удовлетворены этой жертвой, а также еще и представлением , что на том свете умерший будет ездить на собаках. С умершим выбрасывают все вещи покойного, относясь к ним с суеверным страхом.»

Таковы наблюдения С.Крашенинникова, которые приложимы не только к ительменам- жителям Камчатки, но и к иным представителям Палеоазиатской группы.

2 группа - Северо- тунгусская, она объединяет народности проживающие в лесных и тундровых зонах Охотского побережья и на севере Приамурья- эвены эвенки, юкагиры, негидальцы. Их далекие предки жили в Прибайкалье, к концу 17 в. их было около 9000. Якутский этнос возник от слияния тюркских племен забайкалья и эвенов, проживавших на берега р.Лены .Эвенки (прежнее название — тунгусы, назывались также «оленными людьми»). Это народ, проживающий в Аяно-Майском районе Хабаровского края. ЭВЕНЫ. В Хабаровском крае проживают 1200 из 17 тыс. человек. Это народ, проживающий в восточной половине Охотского района Хабаровского края. Самоназвание: эвэн. Эвены (прежнее название — ламуты). По типу хозяйствования они делятся на пеших-оседлых и оленних -кочевых. Первые занимались охотой, рыболовством, собирательством, вторые пасли оленей используя их, как транспортных животных.

Тип хозяйствования -Тундровые жители занимались оленеводстовом, Основной род занятий охота в тайге с помощью луков копий, силков, ловушек. Прибрежные рыбной ловлей, добычей морских животных

Жилища- Оседлые группы проживали в полуземлянках:   Кочевые использовали переносные конические чумы, чум- коническая юрта, состоящая из треног , покрытых шкурами.

 

 Крыша крепилась на жердях, поставленных в виде пирамиды. Весь каркас

чума крылся сшитыми из оленьих шкур покрышками, привязанными

к жердям.

 

 

 

Одежда-распашная - используются в основном оленьи шкуры, украшенные выщивкой, порой мехом тундровых песцов.

 

 

 

 

Питание, пищевой код - представителей северо-тунгусской группы  связанной с оленеводством, опирается на употребление главным образом мяса оленей и лосей, которое заготавливали вялением на солнце в мелко нарезанном виде. Сушеное мясо толкли в муку, которую заваривали кипятком или смешивали с ягодами. На мясном бульоне готовили суп с добавлением крови. Почки, печень, костный мозг оленя ели сырыми сразу после свежевания туши.

Из кишек делали колбасу, из вяленой рыбы — юколу, а из сушеной — муку, употребляемую с нерпичьим жиром. Летом потребляли в большом количестве оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских, в дальнейшем заимствовали печеный хлеб. Основной напиток — чай с оленьим молоком и солью.

.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!