Турками на Руси называли людей, которые были не похожи на всех остальных.



Талант Катерины Ивановны – игра на фортепиано. Котик, играя на рояле, «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту», словно речь идет не об искусстве, а о работе, цель которой – «вбить клавиши внутрь рояля».

· детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к изображенным событиям: запах сирени за окном (свежесть, простор), запах жареного лука в доме (удушье, затхлость мещанской жизни).

· Еще деталь: Вера Иосифовна читает примитивный роман о любви, а из сада доносится

запах жареного лука, песня «Лучинушка» - песня о том, чего не было в романе и что бывает в жизни: боль, стоны, смерть. «Лучинушка» как бы защищала правду от фальшивых словоизвержений Веры Иосифовны.

· Любовь… А была ли она настоящей? Свидание на кладбище….

Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и Старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть! «Я устал…» жить(?)

· От Д.И. Старцева к Ионычу

Поёт…Почему этот романс поет Старцев? (  Он еще молод, не успел разочароваться в жизни, видел в жизни только хорошее и надеется на лучшее).

Детали по всему пути Старцева (1-5 главы)

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Постепенно его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он живёт, как все в этом городе. Он размышляет о своей бессмысленной жизни: «Старимся, полнеем, опускаемся… Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов. Которых я терпеть не могу. Что хорошего?»

Вывод: детали в чеховских произведениях имеют колоссальное, иногда решающее значение в оценке образов и обстоятельств…

 

 

Словарь:

 

Метаморфоза – видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций; полная, совершенная перемена, изменение.

Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

Деградация – постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств; упадок. (Деградация искусства, деградация почв, деградация человека.)

Пошлый – низкий в нравственном отношении, лишенный идейных интересов, проявляющий невоспитанность и хамство, пренебрежение к людям.

Мещане – люди с узким кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, остановившиеся в своем развитии.

Обыватель – человек, живущий мелкими, личными интересами.

Конформизм – пассивное принятие существующего порядка, соглашательство.

 

Теория литературы:

 

Композиция (от лат. compositio – сложение, состав, compono – cлагать, составлять) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

Художественная деталь - подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение.

Сравните:

Герой в начале рассказа

Герой в конце рассказа

Старцев любил говорить о больнице, была благородная цель - помогать страдальцам, служить народу, трудиться; лечил бесплатно, был добр к больным, внимателен; доктор Дмитрий Ионыч Старцев.

Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа, прижизненное умирание человека, духовно и морально опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел, больных принимает спешно, страдает одышкой, тройка с бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые бумажки, кладет на счет, пухлый, красный, есть имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло жиром, характер раздражительный, голос неприятный, одинок, ничего не интересует; просто Ионыч.

 

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к нам, читателям:

· не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды;

· вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам;

· не предавайте светлых идеалов молодости;

· не предавайте любви;

· берегите в себе человека!

 

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!