Какие три задачи считал важными Иммануил Кант для решения философских проблем?

От мифов к теории познания.

Процесс становления научного знания связан со стремлением человека осознать себя как часть природы, общества и космоса. Первоначально этот процесс характеризуется мифологической слитностью человека с природой.

При этом важно подчеркнуть, что все известные науке сообщества пережили историю мифологических представлений о характере их происхождения и становления. Необходимо признать, что все будущие цивилизации в форме мифа сформулировали те вопросы, которые вместе с развитием человечества стали предметом научных методов исследования. Эти вопросы актуализировал Иммануил Кант родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

что я могу знать? (метафизика);что я должен делать? (мораль);

на что я смею надеяться? (религия);

за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? Можно с уверенностью сказать, что на эти вопросы на новом уровне вынуждено отвечать каждое новое поколение.

Процесс становления научного знания связан со стремлением человека осознать себя как часть природы, общества и космоса. Первоначально этот процесс характеризуется мифологической слитностью человека с природой.

    Нам представляется логичным проиллюстрировать процесс превращения от мифологических представлений в научное знание на примере раскрытия связи между человеком и солнечной системой. 

    Миф (др.-греч. μῦθος — «речь, слово; сказание, предание») — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях и предполагающее приоритет режима одновременности восприятия и мышления.

Первоначально под мифом понималась совокупность абсолютных (сакральных) ценностно-мировоззренческих истин, противостоящих повседневно-эмпирическим (профанным) истинам.

Преобладание мифологического сознания относится главным образом к архаической (первобытной) эпохе и связывается прежде всего с её культурной жизнью, в системе смысловой организации которой миф играл доминантную роль.

Английский этнограф Б. Малиновский отвёл мифу в первую очередь практические функции поддержания традиции и непрерывности соответствующей культуры.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своей сути литературе и исторически предвосхитила многие её возможности и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника сведений о прошлом, составляя большую часть известных исторических трудов античности.

    Однако, «главное в мифе — это содержание, а вовсе не соответствие историческим свидетельствам». В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако зачастую конкретное время события не имеет значения и важна только отправная точка для начала повествования

    В XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон в сочинении «О мудрости древних» доказывал, что мифы в поэтической форме хранят древнейшую философию: моральные сентенции или научные истины, смысл которых скрыт под покровом символов и аллегорий. Свободная фантазия, выраженная в мифе, согласно немецкому философу Гердеру, не есть нечто абсурдное, а является выражением детского века человечества, «философским опытом человеческой души, которая видит сны, прежде чем проснётся».

Как отмечается учёными, в современности реалии мифа имеют не познавательный, а поведенческий характер, как форма знания он утрачивает свою актуальность, однако как побуждение к действию не исчерпал свои возможности. Отдельно отмечается, что в отличие от древности, в настоящее время мифологизируется не природа, а социальная и эмоциональная жизнь человека. По некоторому мнению, в современной культуре наблюдается процесс ремифологизации, когда мифологическое мировосприятие увеличивает сферу своего влияния и местами, в частности в искусстве, политике и даже науке, начинает играть значительную, порой даже определяющую роль

Этиологические мифы (от греч. αἰτία «причина» + др.-греч. λόγος «слово, учение»; букв. «причинные», то есть объяснительные) — мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.

Этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Однако под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Широко распространены у первобытных народов.

Космогонические мифы (греч. κοσμογονία, от κόσμος «мир», «вселенная» + γονή «рождение») — мифы о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Как правило, это менее архаические и более сакрализованные мифы, чем этиологические.

В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В них отражаются космологические представления о структуре космоса. Повествуется о разъединении и выделении основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделении неба от земли, появлении земной тверди из мирового океана, установлении мирового древа, мировой горы, укреплении на небе светил и т. п., затем о создании ландшафта, растений, животных, человека. Мир может возникнуть из первоэлемента, например, из мирового яйца или из антропоморфного первосущества-великана.

Антропогонические мифы (от др.-греч. ἄνθρωπος «человек» + γονή «рождение») — разновидность космогонических мифов, мифы о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков, поскольку племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством. Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны.

Происхождение женщин иногда может описываться иначе, чем мужчин (из другого материала и т. п.).

К космогоническим мифам примыкают астральные, солярные и лунарные мифы, отражающие архаические представления о звёздах, планетах, солнце, луне и их мифологических персонификациях.

По мере развития небесной мифологии звёзды и планеты строго отождествляются с определёнными богами. На основе строгого отождествления созвездий с животными в некоторых ареалах (на Ближнем Востоке, в Китае, у части индейцев и др.) сложились закономерные картины движения небесных светил. Представление о воздействии движения небесных светил на судьбу отдельных людей и всего мира создало мифологические предпосылки для астрологии.

Календарные мифы — мифы, связанные с циклом календарных обрядов, как правило, с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются также солярные мотивы), на обеспечение урожая.

В древних средиземноморских земледельческих культурах господствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна, урожая. Распространён календарный миф об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскресающем герое (боге) (мифы об Осирисе, Таммузе, Балу, Адонисе, Дионисе и др.).

Вместе с тем представления о роли солнца, как господствующем небесном теле пронизывают всю систему античных мифов, которые были источником формирования древней философской традиции.

На примере эволюции астральных мифов о солнечной системе мы можем получить представление о восхождении человечества к освоению космоса!  

«Я сын твой родимый, о Атон, взносящий священное имя до крайних высот мироздания, где в песнях ты вечно воспет. Даруй же мне силы, о Атон, с твоими сынами благ ими дорогой единой стремиться в твой вечно ликующий свет», - с такими словами обращались к Солнцу в Древнем Египте.

« Светозарное, сияющее, могучее, животворное, ослепительное сердце    мира », - такими восторженными эпитетами всегда награждали Солнце поэты.

«Рядовая звезда в системе млечного пути, обычный жёлтый карлик», - сухо квалифицируют Солнце современные астрономические руководства и каталог и, подчёркивая сходство нашего светила с миллиардами других, рассыпанных в беспредельной Вселенной звёзд. Однако за беспристрастием научных терминов, так же как и за поэтическими метафорами, кроются одни и те же чувства: восхищения, удивления, благодарности. Ибо и раньше, и теперь человек сознаёт, что роль Солнца в его жизни поистине чрезвычайна.

Если бы Солнце вдруг погасло, Землю и всё, что живёт и радуется в его луч ах, охватил бы мертвящий межзвёздный холод. Без солнечной энергии наша планета навсегда осталась бы куском мёртвого шлака, на ней не смогла бы возникнуть и развиваться жизнь, никогда не появились бы люди.

А ведь из кажущегося неисчерпаемым богатства солнечных излучений нам д остаётся всего-навсего половина миллиардной его части. Но этой энергии вполне хватает для того, чтобы наполнить Землю всевозможными проявления ми жизнедеятельности.

Эту чрезвычайную роль Солнца во всех проявлениях жизни на Земле, несомненно, интуитивно постигали наши далёкие предшественники- народы древности.

Если проследить за эволюцией солнечного культа, можно убедиться в том, что он лёг в основу не только религиозного, но и научного мышления. Солнце почиталось главным божеством еще 7 тысячелетий назад в древнем Египте. Климатические условия делали Египет очень зависимым от капризов этого своенравного божества (в Гелиопосе его называли богом Ра, в Элфу – Атоном). Оно то расплавляло снега на склонах южных гор, вызывая разливы Нила, пробуждая к жизни буйную растительность илистых равнин, то периодически иссушало богатейшую житницу. Египтяне, верившие, что Солнце создало всё живое на Земле, внимательно наблюдали за ним. Изучения Солнца привело, например, египтян к созданию летоисчисления. Им удалось определить продолжительность года в 365, 25 года.

Персы, вавилоняне, китайцы, японцы, славяне также почитали Солнце, как источник жизни, первооснову всего сущего. Особенно важную роль Солнцу отводили в своих философских воззрениях эллины (из представлений о Солнце возникли в древнегреческом языке такие понятия и слова, как «закон», «порядок», «гармония», «счёт». Все они имеют «солнечные» корни. ) В истории античного мира существовал период, когда к Солнцу, как к первоначальной причине, были возведены все явления природы. Идея о главенстве Солнца оформилась в стройную философ скую теорию, наложившую неизгладимую печать на мышление античного чело века.

Знакомство с историей развития человеческого знания приводит к убеждению, что основные направления естественных наук, в том числе и науки о Солнце, зародились в очень далёком прошлом. В философские учения ионийской школы, в верования индусов, в саги скандинавов уходят корни многих современных гипотез о строении материи и природе мира.

Было бы нелепо оспаривать грандиозные успехи науки наших дней, проповедать возвращение в спять или петь дифирамбы интуитивным способностям древнего человека, но так же трудно согласиться с мнением , что жившим некогда народам не удалось додуматься до реальных представлений о благотворной, созидающей жизнь на Земле, творческой силе Солнца, что бесчисленные мифы - это только наивные сказки. Они - итог многовекового коллективного опыта, результат работы поколений пытливых неустанных, а порой и гениальных наблюдателей природы, имена которых почти утрачены. Так, одно из величайших научных обобщений – гелиоцент ризм - родилось задолго до Коперника , которого принят о считать его создателем.

Гелиоцентризм проповедовал ещё 2100 лет назад Аристарх Самосский. Толчком к возникновению гелиоцентрических представлений несомненно послужило полученное от предков убеждение о главенстве Солнца со Вселенной, которое было так созвучно «аполлиническо - солнечной » душе грека.

Но гениальные догадки древних мыслителей впоследствии были надолго забыты. На смену их пришло геоцентрическое мировоззрение, согласно которому Земля и есть «центр Вселенной».

Трудно вполне оценить этот великий урон, какой нанес творец схоластичес кой теории мироздания Клавдий Птолемей развитию естественных наук.

Шоры геоцентрических представлений сузили в сознании людей рамки мира, окружили Землю воображаемой непроницаемой стеной, отделившей её от вечно волнующейся стихии- Вселенной, придали Земле ореол несуществующей исключительности, направили научные искания по заведомо бесплодному пути. Прошло семнадцать веков прежде, чем отыскался смельчак и великий мыслитель Николай Коперник, который отважился сорвать с солнца окутывавшую его пелену геоцентрических домыслов, рассеять мрак суеверий. С Коперника, по словам Ф. Энгельса, «начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии».

Дальнейший ход развития знаний вновь неотвратимо повернул науку лицом к Солнцу, к Космосу, начался медленный, а потом все ускоряющийся отход от идеалистических геоцентрических взглядов к материалистическим представлениям о мироздании, выдержанным в космическом ракурсе. Этот сложный процесс освобождения науки от геоцентризма – переоценки и переосмысления геоцентрических представлений в естествознании, удачно названный известным советским философом Е. Т. Фадеевым «космизацией науки», начавшийся более трёхсот лет назад, не закончился и поныне.

«Вся наша официальная физика, химия и биология исключительно геоцентричны, рассчитаны только для Земли», - писал Ф. Энгельс всего сто лет назад. Во многом его слова справедливы ещё и сегодня. Не всегда сознаваемая инерция геоцентрических воззрений всё ещё велика, и никто не решится отнести геоцентризм целиком к прошлому науки, в её историю.

Но хотя глухое эхо геоцентризма ещё отдаётся во многих уголках естествознания, мешая порой «слышать» новые и очевидные, казалось бы, истины, космизация науки происходит стремительными темпами, особенно в последние десятилетия после выхода человека в космическое пространство. Пересмотр накопленного богатейшего багажа научных фактов под знаком связи земных явлений с событиями, совершающимися во Вселенной идёт и в биологии, и в химии, и в медицине. На наших глазах рождаются новые дисциплины: космическая физика, космическая медицина, космическая агрохимия, гелиобиология и т. д. И хотя «процесс освобождения естествознания» из плена отживших геоцентрических идей не за кончен, исход жестокой идейной битвы, начатой титанами Возрождения - Коперником, Галилеем, Бруно, предрешен.

Благодаря стремительному развитию науки и техники наблюдения за Солнцем человек узнал об этой звезде за  последние пятьдесят лет (после рождения радиоастрономии, рентгеноастрономии, гамма - астрономии) больше, чем за предыдущие тысячелетия.

Но это всё же означает, что современные астрономы зачёркивают тот огромный фактический материал , который был с таким трудом накоплен их предшественниками.

С момента изобретения Галилеем в 1610 году первого телескопа, изготовленного, как и многие последующие, его собственными руками, за Солнцем постоянно наблюдали пытливые глаза исследователей. С этого времени факты солнечной биографии стали пополняться со все возрастающей быстротой. После второй мировой войны родилась новая наука- радиоастрономия. (Событие ничуть не менее знаменательное, чем изобретение телескопа. )

Наблюдения за Солнцем до последнего времени велись только через «оптическое окно» прозрачности в атмосфере, т. е. в видимом свете. (Атмосфера Земли пропускает электромагнитные волны оптического диапазона с длиной волны больше 0,3 мк и корче нескольких микрон. А глаз улавливает и того меньше- волны от 0,4 до 0,75 мк. ) Информация, которую приносили из Космоса другие виды излучений, в частности радио волны, оставалась нерасшифрованной. А Вселенная, да и само Солнце шепчет, говорит и шумит на разные голоса на волнах с длиной от ничтожных долей ангстрема до сотен метров и более!

Лишив оптический метод монополии в исследовании Солнца, радиоастрономия необычайно раздвинула границы познания. Расшифровке стали доступны волны от нескольких миллиметров до нескольких десятков метров. (Более длинные волны земная атмосфера почти не пропускает. ) И если раньше только свет рассказывал нам о том, что делается в далёких мирах, то теперь «солнечные новости» сообщают нам электромагнитные волны любой длины: от самых жестких - гамма-лучей до самых длинных - радиоволн.

Подлинную революцию в физике Солнца произвела современная ракетная техника. Теперь человек получил возможность не только следить за Солнцем с Земли, но и отправить в космический океан летающие лаборатории – спутники, ракеты и межпланетные станции. Аппаратура, поднятая на спутниках и ракетах, позволила зарегистрировать идущие от Солнца электромагнитные и корпускулярные излучения, которым атмосфера и геомагнитное поле преграждают путь на Землю. Современные исследователи Солнца уже мечтают о то м недалеком будущем, когда около Земли начнут дежурить постоянные «патрули солнечного излучения», передающие с помощью телеметрии сведения об о всех колебаниях деятельности светила. Они предполагают также принять участие в работе обсерватории на Луне, план строительства которой уже обсуждался на международных конгрессах по астронавтике.

Оглядываясь на пройденный астрономией путь, трудно ещё осмыслить в полной мере тот огромный скачок, который она совершила за последние 20 лет.

От поэзии мифов и солнечных гимнов, до современного учения о биологической роли Солнца; от суеверных воззрений и смутных догадок древней солнечной теории до гелиофизики наших дней, от древнеегипетских и древнегреческих храмов Солнца до подлинных храмов науки, обсерваторий и грандиозных радиотелескопов, несущих специальную постоянную службу Солнца,- таков путь неуклонного развития солнечной теории. Столетия блестящего развития науки понадобились для того, чтобы человек мог хотя бы немного приблизиться к пониманию сложных физико-химических процессов, происходящих как в самом солнечном веществе, так и в сфере солнечного влияния. Из божества Солнце в сознании людей постепенно превратилось в реальную космическую силу - энергетическую первопричину множества явлений в не органической и органической жизни Земли.

Солнечные боги ныне покоятся в холодных залах музеев. Давно забыто солнцепоклонничество! Современный человек уже не выходит до зари из дом а, чтобы, обратясь лицом к востоку, приветствовать первые лучи восходящего свет ила. Но, как прежде, человечество безотрывно присматривается и прислушивается к жизни Солнца. Все события, разыгрывающиеся не нем, становятся объектом скрупулёзного научного исследования. И теперь уже не в суеверных фантазиях , а в науке Солнце выступает как источник жизни на Земле. Упорным трудом выясняет человек место, которое занимает наше светило в Космосе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Какие три задачи считал важными Иммануил Кант для решения философских проблем?


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!