Патология голоса. Профилактика.

Логопедия

Основы фонопедии

Е.В.Лаврова

(Цитаты)

· В момент фонации, т.е. воспроизведения звука, Голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких.

· Шепот отличается тем, что голосовые складки раскрыты, не колеблются, а выходящий из легких воздух встречает сопротивление органов артикуляции в виде щелей и смычек, что вызывает специфический шум.

· Высота звука – это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 секунду.

· Чем больше амплитуда колебаний голосовых складок, тем сильнее голос Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации.

· При нарушении координационных взаимоотношений  между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы и изменение тембра голоса.

· Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Вот эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона.

· Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс – резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний.

· Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в сою очередь вызывает еще большее резонирование.

· Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящего сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется «возвратным импедансом».

· Формирование возвратного импеданса на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При этом голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом.

· Большое значение для качества голоса имеет способ его подачи, атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:

1. Сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

2. Момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звука;

3. Смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебание. Это тип атаки называется твердой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Злоупотребление твердой или придыхательной способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что длительное использование придыхательной атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок – контактные язвы, гранулемы, узелки.

· При помощи слабых вдыхательных движений, которые происходят во время фонаторного выдоха, диафрагма корригирует силу подскладочного давления и объем пропускаемого через голосовую щель воздуха и тем самым обеспечивает извлечение наиболее красивых разных по высоте и силе звуков.

· Считается целесообразным вырабатывать костно-абдоминальное дыхание у лиц голосо-речевых профессий.

· Дыхательная опора характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время фонации, то есть его активным торможением, выражающимся в произвольном препятствовании спадению стенок грудной клетки.

· Опертый звук голоса является следствием акустического сопротивления возвратного импеданса, возникающего от сужения входа в гортань при фонации.

Чем больше подскладочное давление, тем сильнее сопротивление.

· Исследования Н.И.Жинкина (1958) установили, что звук, возникая в гортани и проходя глотку и ротовую полость, где приобретает форму гласного. Теряет силу. Убывание силы зависит от формы ротоглоточного канала при данном звуке. Так звук А формируется при узкой глотке и широкой ротовой полости, это наиболее громкий звук. На звуке У расширена глотка и сужена полость рта. В данных условиях сила звука уменьшается. Все гласные обладают разной громкостью. Для того чтобы в нашей речи это выравнивалось, включается механизм дыхания, который автоматически усиливает подскладочное давление для слабо звучащих звуков и уменьшает при сильных.

· Несоблюдение охранительного голосового режима во время мутации голоса, длительное напряжение при больших голосовых нагрузках может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани.

 

Патология голоса. Профилактика.

· Патология голоса обычно проявляется в двух формах – афонии (полной утрат голоса) и дисфонии  (частичном его нарушении). При дисфонии помимо утраты силы, звучности, искажения тембра в виде осиплости, охриплости отмечается целый ряд субъективных ощущений (постоянное першение с потребностью откашляться, ощущение помеха. Комка в горле, давления и боли.

· При постоянном неправильном использовании голосового аппарата (в частности у людей речевых профессий) сначала возникает функциональная недостаточность голосового аппарата, выражающаяся в изменении тонуса голосовых складок. Появлении сильной утомляемости и целом ряде дискомфортных ощущений в процессе речевой деятельности. Со временем на этом фоне могут развиваться более грубые нарушения в виде хронического ларингита, узелков. Полипов и прочего.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!