Религиозные обряды и обычаи Донецка



Тринадцатое ноября

Классная работа

Традиции, обычаи, праздники Донбасса.

Право человека на труд – одно из главных прав человека. Труд и творчество. Вклад моей малой Родины в экономику Донецкой Народной Республики. Календарные традиции, обряды и праздники Донбасса. Календарь праздничных и знаменательных дат Донецкой Народной Республики.

Традиции для любого народа – это те правила, которым следуют все на протяжении веков и тысячелетий, их передают от отца к сыну по наследству, гордятся ими и берегут. Это наши корни, история, которую необходимо помнить и чтить, чтобы не потерять свою индивидуальность, уникальность и культуру. Вырви эти корни, забудь традиции – и народ перестанет существовать, поэтому основная задача — сохранить и передать потомкам наши традиции, обычаи, праздники.

Располагаясь на юго-востоке Украины, Донецкая область занимает выгодное географическое положение: на юге омывается водами Азовского моря, в центральной части простираются живописные ландшафты Донецкого кряжа, на севере - лесные массивы бассейна реки Северский Донец.

Находясь на пересечении важнейших мировых транспортных коммуникаций, Донецкая область на протяжении многих тысячелетий служила своеобразным перевалочным пунктом из Азии в Европу. Десятки этносов, сражаясь за право обладать уникальными природными ресурсами Приазовья, оставили многотысячные памятки археологии, истории и культуры.

По данным переписи населения Украины 2001 г., в Донецкой области проживают представители 133 национальностей из 134 по Украине. Каждый из народов имеет своеобразную историю заселения и культуру. Наиболее многочисленными являются украинцы (табл.1).

Таблица 1

Национальный состав населения Донецкой области (по данным переписи 2001 г.)

Национальности Численность, чел. (%)
Всего населения 4825563 (100)
Украинцы 2744149 (56,9)
Русские 1844399 (38,2)
Греки 77516 (1,6)
Белорусы 44525 (0,9)
Татары 19161 (0,4)
Армяне 15734 (0,3)
Евреи 8825 (0,2)
Азербайджанцы 8075 (0,2)
Молдаване 7197 (0,15)
Грузины 7171 (0,15)
Болгары 4833 (0,1)

Появление их на Донетчине связано с развитием запорожского казачества. С судьбой украинцев тесно переплетается история появления русского населения, образование Донского казачества. Украинцы и русские представляют самую многочисленную группу в Донецком регионе. Из других многочисленных народов особую группу составляют греки, появление которых в Северном Причерноморье относится к I тысячелетию до н.э. Греки сохранили во многом свою самобытную культуру, в том числе язык и традиции.

Благодаря многонациональному мировосприятию культура Донетчины вобрала в себя все лучшее от древних скифов и сарматов до современных традиций народов, населяющих наш край, нашла свою собственную духовную стезю и новые аутентичные проявления.

Донецкий край стал родиной для многих выдающихся деятелей культуры, спорта, медицины. Среди них; великий композитор Сергей Прокофьев, художник Архип Куинджи, полярный исследователь Георгий Седов, основатель российского кино Александр Ханжонков, поэты Владимир Сосюра и Василий Стус, писатели П. Байдебура и И. Костыря, «золотой голос» Украины Анатолий Соловьяненко, обладатель звания «Танцор мира» Вадим Писарев, спортсмен Сергей Бубка, онколог Григорий Бондарь и много других не менее выдающихся деятелей.

Донецкая область известна международными профессиональными фестивалями и конкурсами: "Звезды мирового балета", "Гран Па", Международный конкурс балета имени Сержа Лифаря, который в 2011 году впервые прошел на Донецкой сцене театра оперы и балета, "Прокофьевская весна", "Золотые голоса Украины", международный фестиваль оперного искусства "Золотая корона", фестиваль украинской фортепианной музыки им. Ивана Карабица, "Арт-Альтернатива".

Кроме того, действует достаточно развитая сеть библиотек, домов культуры, клубов, музеев, театров и др. В области есть филармония, 5 профессиональных театров: театр оперы и балета, музыкально-драматический театр, театр кукол в г. Донецк, Донецкий областной русский драматический театр в г. Мариуполе, Донецкий областной русский театр юного зрителя в г. Макеевке. Есть 23 музея (из них 6 государственных), 703 клубных учреждений, 867 библиотек.

Историко-культурный потенциал области составляет 2399 памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства.

Достопримечательности:

1. Государственный историко-архитектурный заповедник в г. Святогорск;

2. Святогорский пещерный монастырь (17-18 века),

3. Николаевская церковь Святогорской Лавры, 17 века;

4. Культурно-архитектурные сооружения в Артемовске.

5. Каменные могилы - музей под открытым небом;

6. Музей выдающегося художника А. И. Куинджи в Мариуполе.

 

Музеи Донетчины:

1. Донецкий областной краеведческий музей, в состав которого входят:

2. Музей Великоанадольского леса в Волновахском р-не,

3. Музей С. С. Прокофьева в Красноармейском р-н, с. Красное,

4. Мемориальный музей В. И. Немировича-Данченко в Великоновоселковском р-н, с. Нескучное,

5. Донецкий областной художественный музей

6. Музей народной архитектуры и творчества в Славянском р-не, с. Прелестное;

7. Горловский художественный музей.

8. Горловский музей миниатюрной книги им. В. Разумова.

9. Горловский исторический музей.

10.  Горловский музей образования.

 

Донбасс чаще всего ассоциируется с углем и металлом, но в последние годы многие открывают наш край для себя заново. Донетчина удивляет дикой, но волшебной природой, уникальными памятниками истории, архитектуры и искусства. Природные условия нашего края чрезвычайно разнообразны: на юге - Азовское море с широкими песчаными пляжами, на севере - леса и живописная долина реки Северский Донец.

Туристические маршруты Донецкой области:

В Донецкой области находятся отделения Украинского степного природного заповедника:

  • Хомутовская степь, которая не знает плуга, и искрится весной всеми цветами радуги;
  • Заповедная территория Каменные Могилы - ареал эндемиков;
  • Уникальный заповедник Меловая флора хранящий окаменелые доисторические растения

Региональные ландшафтные парки Донецкой области:

  • Донецкий кряж;
  • Зуевский региональный ландшафтный парк;
  • Половецкая степь;
  • Клебан-Бык;
  • Меотида.

Спорт

Донецкий край - это большой спортивный регион. Спортивная история Донетчины начинается с начала ХХ века, когда англичане познакомили жителей Юзовки с велоспортом, тяжелой атлетикой, гимнастикой, борьбой и, конечно, футболом.

Спортивные сооружения региона: стадион “Донбасс Арена”, региональный спортивный комплекс “Олимпийский”, “Эквицентр”, многофункциональный спортивный комплекс “Дружба”, плавательные бассейны, легкоатлетические манежи, спортивно-гимнастических залы.

Созданные центры физического здоровья “Спорт для всех”, которые открыты в 18 городах области. В 1997 году была открыта областная детско-юношеская спортивная школа для детей с ограниченными физическими возможностями, в которой дети занимаются плаванием, легкой атлетикой, баскетболом, настольным теннисом, футболом, шахматами.

Сегодня Донецкая область - этнически насыщенный регион, где сплелись история и культура многих народов. Это обстоятельство имеет большое значение с точки зрения развития, познания и сохранения той культуры, которая еще несколько сохранена, но уже стоит на грани исчезновения. Особенно данная проблема касается культуры малых этнических групп Донецкой области.

Из табл. 1 видно, что другими наиболее многочисленными малыми этническими группами в Донецкой области являются белорусы, татары, армяне, евреи. Благодаря деятельности национально-культурных объединений, центров и обществ культуру многих малых этнических групп удается спасти и возродить.

С большим интересом проходят праздники у татарского населения Донецкой области. Как правило, татарские семейные обряды сопровождаются праздниками. Однако кроме семейных праздников в них существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по несколько дней. Один из таких всеобщих религиозных праздников - ураза-байрам - праздник разговения, приходящийся на первый день месяца шавваль после месячного поста в рамадане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый из правоверных отчитывается за месяц поста, насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу и укрощал страсти, раздавал милостыню и т.д.
Другой большой татарский праздник приходится на 70-й день после окончания поста. Это - курбан-байрам - великий праздник жертвоприношения.
Одним из широко известных праздников является «Сабантуй». Этот праздник очень древний - много веков назад он возвещал об окончании весенних полевых работ и одновременно был ритуальным действом - татары благодарили кормилицу-землю за все, что она дает, и просили хорошего урожая. «Сабантуй» переводится с татарского как «праздник». Постепенно сабантуй утратил первоначальное значение, превратившись в веселый праздник. Сабантуй начинается показательными выступлениями лучших конников. Джигитовка, искусное владение кнутом, мастерство выездки вызывают восхищение у зрителей. Как правило, во время Сабантуя проводятся показательные выступления по национальной татарской борьбе «куреш» на кушаках (широких поясах).

Интересны национальные традиции и у еврейского населения Донецкой области. Места компактного проживания евреев по области - города Донецк, Горловка, Макеевка, Мариуполь. Евреи Донецкой области сохранили свои древние обычаи и традиции, уходящие корнями в глубь веков и тысячелетий. Интересна еврейская свадьба. Настоящая еврейская свадьба - это древний и очень красивый религиозный обряд. В Донецкой общине юноша и девушка, решившие вступить в брак, могут заключить его в полном соответствии со всеми религиозными законами. Многие из этих законов непривычны для тех, кто не знаком с еврейской традицией. Но каждый из них исполнен глубокого смысла. Это и подписание брачного контракта - ктубы, где перечисляются обязанности жениха в отношении его будущей жены.
Согласно еврейскому мировоззрению мальчик, достигший 13-летнего возраста, становится совершеннолетним. С этого дня с религиозной точки зрения он взрослый человек, обязанный выполнять все заповеди в полном объеме и отвечать за свои поступки перед Всевышним. В Донецкой общине этот важный жизненный рубеж молодых евреев отмечают в синагоге как всеобщий праздник, который называется у евреев «бар мицва».
Невозможно перечислить и описать многообразие национально-культурных особенностей народов, проживающих в Донецком регионе.

Достойное место в богатой этнонациональной палитре Донбасса принадлежит греческой диаспоре.

В районах Донецкой области, где компактно проживают представители греческой национальности, созданы инновационные типы библиотек - библиотеки греческой культуры: библиотека - филиал №5 (с. Сартана) Мариупольской городской ЦБС для взрослых, Гранитненская сельская библиотека - филиал Тельмановской районной ЦБС, Раздольненская и Стыльская сельские библиотеки Старобешевского района, Ялтинская городская библиотека - филиал Первомайской районной ЦБС, Малоянисольская сельская библиотека - филиал Володарской районной ЦБС - работает как музей Г. Костоправа.

На территории региона издаются национальные газеты.

Особенности быта

Народное творчество - явление историческое и многогранное. За многие годы развития человеческого общества оно вобрало в себя все самое лучшее и ценное. Одним из примеров этого является жилищное строительство. Строительство жилья проходило в зависимости от природных условий, климата, наличия строительного материала и местных традиций населения.

С чего начиналось строительство? Конечно же, с выбора места. Лучшим местом считалось то, на котором охотно отдыхали животные, где находили их следы. На предполагаемом месте часто насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она была нетронутая - можно строить, если же она исчезла или была нарушена - искали новое место. Считалось, что на этом месте черти ночью толкутся.

Нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Начинали строительство во вторник или в четверг. Предварительно определялась планировка дома. В красном (святом) углу, который всегда ориентировался на восток или юг, устанавливали молодое дерево или крест, которые символизировали Космос. Так устанавливали отношения между структурой Космоса и дома, где пол олицетворял Землю, стены - горы и леса, потолок и крыша - небо со звездами. Кроме того, в Красный угол клали деньги, чтобы не переводились, в печной угол - крыло птицы, клок шерсти - на богатство и чтобы дом был теплым, под порог – горсть муки.

Наряду с сельской бытовой культурой формировалась и городская культура. В центре Донецка всегда были церковь, торговая площадь и диаметрально или кольцеобразно расходящиеся от них улицы. В Донецке таким центром был район, где сегодня расположены Центральный универмаг и кинотеатр «Комсомолец». Там находился Преображенский собор и торговые ряды, где проходили многочисленные ярмарки.

Городские рабочие - вчерашние крестьяне, хлынувшие в города в поисках заработка, сооружали дома, отвечавшие устоявшимся в народном представлении порядкам домостроения.

Жители городов и сел, в первую очередь, были хлеборобами – людьми, которые «делали» хлеб на золотой ниве и возле печи. «Хлеб - всему голова. Где есть хлеб и вода - там уже нет голода, а если хлеба нет и куска, то и в доме тоска» - говорили в народе. Хлеб пекли, в основном, раз в неделю из ржаной муки. Пшеничный хлеб пекли к большим праздникам. Его ценили и берегли как в богатых, так и в бедных семьях.

В быту наших предков было много «хлебных» правил. Например, после захода солнца не начинали новой булки; крошки со стола никогда не смахивали в мусор.

 Народная одежда - один из элементов культуры, который носит ярко выраженную этническую окраску. Национальная одежда имеет такие характерные черты: немногочисленность убранства, простота кроя, спокойные цвета украшений, чувство меры во всем.

Основой женского костюма была домотканая рубаха белого цвета, вышитая на рукавах, вороте, подоле. Причем орнамент вышивки первоначально выполнял магическую роль оберега от злых духов. Народная память сохранила много рассказов о том, как рисунки вышитых рубах помогали, например, казакам в далеких походах победить врага и пережить трудности.

Цвет в одежде имел большое значение. Он подчеркивал праздничность или будничность. «Белый цвет», «красное солнце», «черная ночь», «жаркий огонь» - символизировали радость, грусть, печаль, любовь.

Традиционный мужской костюм - вышитая рубаха, штаны, пояс, головной убор - соломенная шляпа, зимой - суконная шапка.

Своеобразная одежда греческого населения нашей области (Великоновоселковский, Волновахский районы). В ней сочетаются черты балканского народного костюма и элементы, характерные для татарского населения Крыма.

Основу женского костюма составляла туникообразная нижняя рубаха из домотканого полотна, вышитая характерным орнаментом коричневато-золотистой окраски; юбка, а поверх нее - передник. Традиционным женским головным убором был перифтар. Его надевали в день свадьбы и носили в первый год замужества.

Проходят годы, но в быту большую роль продолжают играть простые вещи, которыми пользовались наши предки. Кусок полотна служил для них и скатертью, и элементом одежды, и убранством жилища. Позже это полотнище стали называть «рушником». «Дом без рушника, что дом без детей» - говорили в народе. В доме наших предков всегда висело несколько видов рушников - для рук и лица, для посуды, для украшения стен и т.д. Ритуальные рушники использовались для сватов, свадеб. В настоящее время, к сожалению, рушники сохранились только в отдельных семьях.

Религиозные обряды и обычаи Донецка

Верования и поверья - важная составная часть духовной жизни людей. Особенно ярко они отражены в народной обрядности, связанной с календарными праздниками.

Праздники Рождества Христова и Ивана Купала празднуются христианской церковью, но своими корнями уходят в далекое прошлое и связаны с определенным положением Солнца. Это праздники солнцеворота.

Рождество - праздник, который отмечается в самые короткие дни в году. В это время Солнце как бы умирает и человек своими действиями помогал ему в тот момент, когда оно было очень слабым. Рождественские святки длились 12 дней, с 7 по 19 января (по новому стилю). А начинался праздник Святым Вечером 6 января. С давних времен словом и делом, всей обстановкой люди создавали в этот день образ богатства, счастья, мира и покоя в своем доме. Дом изнутри белили, вывешивали рушниками и пучками высушенных цветов. Стол застилали тонким слоем душистого сена и покрывали снежной белизны скатертью. На «покуте» (угол под образами) ставили высокий сноп ржи, сооружали гнездо из сена, в которое ставили кутью и узвар (кутья, как блюдо поминовения, узвар - обрядовый напиток, который давали матери в первый день рождения ребенка) - таким образом сплетались воедино понятия смерти и рождения.

В Святой Вечер дети носили вечерю своим близким. Люди как бы стремились соединить всех живых членов рода в общей святовечерней трапезе.

На святки, по народным поверьям, начинается разгул нечистой силы. Поэтому использовали всяческие обереги - магические заклинания, травы. В первый день рождения Христа, после торжественной литургии в церкви, на улицах появлялись колядники. Смысл колядования заключался в том, чтобы поздравить с Рождеством Христовым, с Новым годом всех знакомых, пожелать им здоровья, счастья и хорошего урожая.

Пасха - величайший, радостный и вместе с тем древнейший христианский праздник - Воскресение Христово. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по ст. стилю).

Празднование Пасхи отличается особенной торжественностью.

Праздник Ивана Купала по своему смыслу был таким же важным, как и два предыдущие. По старинным верованиям, в этот день Солнце купалось в воде и освящало ее, наделяя очищающими и целебными свойствами. Наши предки верили в то, что растения в эти дни разговаривают между собой и переходят с места на место. Даже никогда не цветущий папоротник зацветает в эту ночь. Травы в это время набирают свою целебную силу, поэтому люди ходили в лес собирать лекарственное сырье до восхода Солнца. К сожалению, у нас на Донетчине об этом празднике сохранились лишь эпизодические воспоминания.

Существовало еще множество других праздников (Масленица, Проводы, Троицын день, Спас, Покров и т.д.), первоначальный смысл которых, к сожалению, утратили свое значение, превратившись на сегодня лишь в развлечение.

Народные верования не исчерпывают всей сложности мировосприятия народа. Вера в единого Бога занимала важное место в жизни людей. Религиозные представления гармонично переплетались с народными обрядами. Религиозная обстановка в нашем крае была столь же разнообразна, как и национальный состав населения. По вероисповеданию у нас были православные, католики, протестанты, старообрядцы, мусульмане и иудеи. Небезызвестная кампания 30-х годов привела к тому, что многие культовые сооружения не сохранились. Навсегда утеряны уникальные образцы иконописи разных школ, культовые предметы.

Уникальным памятником в нашем крае является Святогорский монастырь - иноческая обитель монахов, Успенская церковь в Мариуполе сохранила религиозные традиции греков.

С переселением в наш край евреев появились синагоги - в Юзовке (Донецк), Мариуполе, Бахмуте (Артемовск), а вместе с поляками появились костелы - в Краматорске, Константиновне.

Это интересно знать

...накануне праздника Богоявления дома окропляют освященной водой. В этот день можно работать, но до освящения воды никто не ест, и потому день этот называется «голодной кутьей».

...если во время ужина на праздник голодной кутьи кто-нибудь из присутствующих чихнет, то хозяин что-нибудь должен подарить ему: овечку, теленка и т.д.

...если на Сретение петух напьется воды, то пахарь наберется беды: зима будет продолжительная.

...на праздник Сорок святых (22марта) по старому обычаю школьники приносили своему учителю сорок бубликов. До этого дня сорока положит в свое гнездо сорок палочек. В этот день из теста пекут жаворонков, с которыми дети ходят и поют веснянки.

...если на Покрова ветер с севера, будет зима холодная и с метелями. Если с юга, то теплая.

Донецкие традиции

Любой человек стремится к счастью и всему, что он вкладывает в это понятие. Причем способы и методы его достижения бывают самые разнообразные. Но всегда хочется верить в чудо, которое подарит исполнение желания, добавит в жизнь ярких красок и наполнит мир радостью свершившегося волшебства. Поэтому даже разочарованные обыденной реальностью взрослые с детской непосредственностью замирают в ожидании этого самого чуда и совершают порой нелогичные поступки, выполняют непонятные обряды и верят в окружающие приметы.

В погоне за благосклонностью госпожи Удачи жители Донецка не становятся исключением. Поэтому кроме обычных и всем известных народных примет в нем появляются новые традиции, существующие только в нашем городе и помогающие исполнению желаний его жителям.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 541; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!