Основные пути и факторы формирования политической культуры



Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, политических партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ; воздействие бизнеса, науки, образовательных организаций, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

Деятельность государствапо формированию моделей политического поведения определяет, соответственно, и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс ее формирования.

Другой, не менее важный путь формирования политической культуры — политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций и партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, представления о месте партий в политической системе общества, об отношении между партиями и государством и т.п.

Активное участие церквив повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан также являются одним из путей формирования политической культуры общества.

В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникативная деятельностьСМИ. Не случайно их называют четвертой властью. Использование СМИ для формирования политической культуры наиболее эффективно, так как они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайшие промежутки времени. Особенно важную роль в формировании политической культуры СМИ играют в переходные периоды жизни общества, что типично для современной России.

В заключение рассмотрения вопроса о путях формирования политической культуры назовем еще один из них — это образовательный и воспитательный процессы в образовательных организациях. Ведь именно в рамках образовательных организаций протекает значительная часть политического воспитания, целью которого является, прежде всего, подробное информирование о политической системе и ее нормах. Именно учебные заведения включают в программы обучения изучение истории Отечества и обществознания, которые повсеместно используются как средства утверждения патриотических ценностей, оправдания существующей политической системы и в конечном счете формирования добропорядочного, лояльного к власти гражданина.

Известно, что страны, имеющие аналогичные социально-политические системы, могут значительно отличаться друг от друга в политико-культурном отношении. Политическая культура отдельной страны обычно формируется в процессе переплетения различных факторов объективного и субъективного характера: географическое положение страны, международные отношения и мировая политика, общецивилизационные и исторические детерминанты, совокупность ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и народа, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

К объективным факторам формирования политической культуры прежде всего можно отнести геополитические особенности страны, выражающиеся, в частности для России, в особенностях ее лесостепного ландшафта, в наличии на большей части территории резко континентального климата, в существенных размерах освоенных человеком территорий и т.д. Влияя на жизнь многих и многих поколений, эти факторы определили для значительных слоев населения основной ритм жизнедеятельности, установки и отношение к жизни. Так, зимне-летние циклы способствовали сочетанию в русском человеке степенности, обломовской созерцательности и долготерпения (вызванных длительной пассивностью в зимний период) с повышенной активностью и даже взрывным характером (берущих истоки в необходимости многое успеть за короткое лето). Коллективизм (соборность) как традиционная ценность также во многом вызвана необходимостью сосредоточить хозяйственные усилия в критически короткие сроки для ведения земледелия.

Собственное влияние на доминирующие черты политической культуры любого общества оказывают общецивилизационные факторы. Это, в особенности, касается российской политической культуры, которая отразила социокультурную срединность между ареалами Востока и Запада, постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методы управления, мощное влияние византийских традиций, выразившееся, например, в доминировании коллективных форм социальной жизни, отсутствие традиций правовой государственности и низкую роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения и т.д.

Исторический опытво многом определяет качество политической культуры, тем более что он включает в себя и политический опыт страны. Особенно велика роль исторических событий с глубокими последствиями: войны, революции, национальные кризисы и т.п. При проведении сравнительного анализа американской политической культуры и политических культур континентально-европейского типа, например, необходимо учитывать, что в США формирование политической культуры после завоевания независимости происходило в более благоприятных условиях, чем в Европе. Феодальных пережитков в США было несравненно меньше, чем в Старом Свете. Таким образом, политическая культура США изначально несла в себе значительно меньше следов феодального прошлого. У американской буржуазии не было, как у европейской, мощного соперника в лице феодальной аристократии. Американская буржуазия не испытала такого давления со стороны рабочего движения, как европейская.

Континентально-европейские политические культуры выглядят несколько иначе. История развития европейских стран предопределила преобладание эклектичности в их политических культурах. Различия постепенно сглаживаются, но время от времени они дают о себе знать.

Политическая культура России тоже определяется историей ее развития. В частности, длительное существование монархии в России, отсутствие буржуазно-демократического опыта развития, переход от монархии к тоталитаризму с его вождизмом определили во многом такие черты российской национальной политической культуры, как вера в харизматического лидера, страх перед властью, социально-политическая апатия, высокая степень идеологизации общества, подмена принципов согласия нетерпимостью, поиск «врагов», уравнительная ориентация и др. Вместе с тем великая история России определила в национальной политической культуре такие элементы, как требование высокой нравственности в политике (нечестные люди у власти в России презираются народом), ориентация на использование власти в общенациональных интересах, патриотизм, готовность к самопожертвованию ради общих интересов.

Особую роль в формировании политической культуры играют экономические факторы. Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры общества непосредственное влияние оказывают: экономическая стабильность в обществе, достаточно совершенная система законов, регулирующих экономические процессы в обществе, экономическая свобода (в разумных границах), сильные позиции среднего класса и др. Однако нельзя понимать влияние экономических факторов на формирование политической культуры упрощенно, в том смысле, что любое изменение экономических отношений приводит к немедленному автоматическому изменению политической культуры. Необходимо иметь в виду, что в реальном общественно-историческом процессе происходит взаимовлияние экономических и политико-культурных факторов. И это взаимовлияние в конечном счете сказывается на качестве политической культуры.

Международные отношения и мировая политика могут повлиять на политическую культуру двояким образом. С одной стороны, взаимодействие и сотрудничество различных стран приводит к диффузным явлениям в политической культуре, взаимопроникновению смыслов и ценностей в различные политические культуры, использованию позитивного потенциала «чужой» политической культуры, а в конечном счете к стабильным отношениям на международной арене. С другой стороны, попытки императивного воздействия на отдельные страны со стороны каких-либо акторов мировой политики с использованием различных форм давления (информационная война, основанная на лжи, санкции, двойные стандарты, игнорирование норм международного права, дезорганизация экономической и политической жизни и т.д.) обусловливает политико-культурную замкнутость, актуализацию национальной идентификации на традиционалистских основаниях, формирование недоверия к системе ценностей «врага», воспринимаемых как инструмент борьбы и влияния, и соответственно, выдавливание враждебных ценностей из «своей» политической культуры. Последние события в отношениях Запада и России явно привели к обесцениванию западной политико-культурной традиции, усугублению авторитарной парадигмы в российской политической культуре. Либерализм и демократия западного образца дискредитированы. Западнический модернистский элемент в российской политической культуре минимизирован до степени неприемлемости подавляющим большинством граждан Российской Федерации. Здесь уместно задать западным политикам и всяким институтам типа Парламентской ассамблеи Совета Европы вопрос в духе Президента РФ В.В. Путина: «Вы хоть понимаете, что вы натворили?». Почвенничество же, традиционализм, наоборот, востребованы обществом, актуализированы практически во всех его слоях. Это, с одной стороны, приводит к формированию позитивного потенциала для преодоления политико-культурного раскола в обществе на основе традиционных ценностей – патриотизма, идеи социального государства, не стесняющегося «отцовской заботы», и служилого государства, которое способно придать всем слоям общества (и «верхам», и «низам») служилый статус, который определяется исключительно служебным усердием – обязанность нести Государеву службу в соответствии с определенными функциями, опора на собственные возможности и ресурсы развития (мобилизованность) и т.д. Но, с другой стороны, «с водой можно выплеснуть и ребенка» – истинно демократические ценности: правовое государство, гражданское общество, выборность и сменяемость власти и т.д. А кроме того, углубляется межцивилизационный раскол между Западом и Россией, снижаются возможности диалога, усиливается международная напряженность, возрастают военные угрозы.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите, какое место в политической системе общества занимает политическая культура.

2. Как происходит формирование политической культуры общества в целом и отдельно взятого индивида?

3. Укажите факторы, которые в первую очередь влияют на формирование политической культуры общества.

4. Почему политическое поведение является одним из важнейших элементов политической культуры?

5. Почему политическая культура общества не может быть однородной? Что такое политическая субкультура.

Практические задания

1. Приведите примеры политических процессов, результат которых зависит от уровня политической культуры общества.

2. Определите механизм формирования, сохранения, распространения политической культуры и ее усвоения субъектами политики.

3. Постройте схему, отражающую структуру политической культуры общества в логической взаимосвязи ее элементов.

4. Постройте основные типологические модели политической культуры (по сущностным критериям).

5. Проанализируйте политическую культуру российского общества, используя изученный материал как методологическую основу.

Библиографический список

1. Алмонд Г.А. Гражданская культура и стабильная демократия [Текст] / Г.А. Алмонд, С.Верба // Политические исследования. – 1992. – № 4. – С. 113–129.

2. Демократия, управление, культура. Проблемные измерения современной политики. Политическая наука. Ежегодник-2006 [Текст]. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 552 c.

3. Дубин Б. Россия нулевых. Политическая культура. Историческая память. Повседневная жизнь [Текст] / Б. Дубин. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. – 392 c.

4. Ильин В.В. Политическая антропология [Текст] / В.В. Ильин, А.С Панарин, Д.В. Бадовский. –  М.: Изд-во МГУ, 1995. – 252 c.

5. Исаев А. «Единая Россия». Партия русской политической культуры [Текст] / А. Исаев. – М.: Европа, 2006. – 757 c.

6. Константы русской политической культуры [Текст]: метод. пособие / сост. Н.В. Гараджа. – М.: Европа, 2007. – 206 c.

7. Крадин Н.Н. Политическая антропология [Текст] / Н.Н. Крадин. – М.: Логос, 2010. – 272 c.

8. Лукин А.В. Невежество против несправедливости. Политическая культура российских «демократов» [Текст] / А.В. Лукин. – М.: Научная книга, 2005. – 504 c.

9. Мигранян З.А. Политическая культура Просвещения в Великобритании [Текст] / З.А. Мигранян. – М.: Проспект, 2010. – 168 c.

10. Федоркин Н.С. Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации [Текст] / Н.С. Федоркин. – М.: Кн. дом «Университет», 2009. – 168 c.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!