Внешнее и внутреннее творчество



Творчество.

Понятие о творчестве Бога и человека.

Человек не может не творить. Он по своему естеству творец. Служение Богу, наука, искусство, медицина, педагогика – да любые сферы человеческой деятельности требуют творческого подхода. Человек призван быть творцом независимо от своих способностей к внешним наукам и искусствам. Он творец, потому что создан по образу Бога Творца. И чтобы понять смысл дара творчества, мы должны обратиться прежде всего к творчеству Самого Бога.

Что мы знаем о творчестве Бога?

Бог — совершеннейший Творец, ибо Он способен творить всё что пожелает, никогда не совершая просчётов и зная итоговый результат. Самое яркое свидетельство Его безмерной творческой силы, — это уникальный мир, созданный Им из ничего в соответствии с Его предвечным замыслом. Бог не нуждается в исходном материале и создает мир не только по форме, но и по веществу. Творение мира из ничего — это творчество в предельно высокой степени.

Теперь, посмотрим, как создан человек?

В конце творческих дней Бог создает человека как некое высшее художественное произведение. Человек как венец Божьего творения, соединил в себе два уже созданных до него мира: мир видимый и мир невидимый. В человеке, ум (присущий ангельскому миру) был приведен в единство с чувством (вещественным, видимым миром). «И это естественное соединение ума и чувства, открыло человеку разнообразное множество искусств, наук и знаний: земледелие, строительство домов, творчество вещей… — всё это дано только людям». /Григорий Палома/. Творческий дар, который роднит человека с его Творцом, дар, которого лишены даже ангелы, есть великое преимущество человека.

В чём состоит предназначение человека?

Человек вводится в рай как Господин и Владыка видимого мира. Создав человека, Бог повелел ему возделывать... и хранить рай (Быт. 2, 15). По сути, это и есть призыв к богоподобному творчеству, ибо возделывать — значит преображать окружающий мир.

Мир не должен был остаться таким, каким он был создан, ему было уготовано совершенствование через творчество людей. (Человек способен к творчеству потому, что имеет в себе образ Божий.) Подобно Богу человек может порождать возвышенные идеи и воплощать их в своей деятельности. Плоды его творчества способны преображать мир.

При этом средством преображения должны были быть не только его естественные усилия, сколько Божественная благодать, которая, через человека должна была воздействовать на всю вселенную.

К сожалению, грехопадение исказило природу человека, в том числе и его творческие способности. Исказило, но не лишило возможности творить и через свое творчество восходить к Богу.

Рай на шести сотках.

 Свое назначение преобразовывать мир человек реализует и сейчас, в своем падшем состоянии. Достаточно в летний сезон проехаться по дачному поселку, чтобы убедиться в этом. Вы, наверное, обращали внимание на неистребимое желание огородников устроить у себя на дачном участке кусочек рая, насадить цветы и грядки, вырастить плодоносящий сад. Человек страдает гипертонией, врачи ему запретили бывать на солнце, но он все равно рвется на дачу, в свой маленький рай…

Нынешний человек, конечно, гораздо слабее Адама, труд для него уже не благословение, он тяжел и утомителен; человек не способнее теперь превратить в рай всю Вселенную – его сил едва хватает на шесть соток. Но стремление доводить до совершенства окружающий мир живет в каждом из нас. Кто-то более склонен к творчеству в технических профессиях, кто-то творит опосредованно – через искусство.

 Кроме того, человек не утратил возможность преобразовывать природу не только своими руками или интеллектом, но и молитвой. Из жизни святых мы знаем многочисленные примеры, когда по молитвам подвижника бесплодные земли давали богатый урожай, в пустынях начинали бить родники… Например, в Оптиной пустыни, после ее закрытия, из ближайших рек почти исчезла рыба, а из лесов – грибы, и только когда монашеская жизнь возобновилась, местные жители с удивлением обнаружили, что природа постепенно восстанавливается и снова дает людям свои дары.

Внешнее и внутреннее творчество

Человек соединяет в себе два мира — внешний, материальный и внутренний, духовный. Соответственно, и его творческая деятельность имеет двойную направленность — внутрь себя и на окружающий мир. Внутри себя человек призван достигать совершенства, уподобления Богу, а вне — преображать мир так, чтобы следы божественного присутствия, Его замыслы и вечные цели ясно обнаруживались и постепенно осуществлялись. Однако как видимый мир зависит от духовного, так и внешнее творчество зависит от внутреннего духовного состояния человека.

Таким образом, для любого человека первейшим предметом творчества является он сам, его личность и природа. Божественный призыв к творчеству он должен реализовать прежде всего в своей малой вселенной, в себе самом. В сотрудничестве с Богом человек призван преобразить себя в храм Божий. И только потом уже становится возможно богоугодное преображение внешнего мира.

К сожалению, грехопадение и потеря единства с Создателем, исказило природу человека, в том числе и его творческие способности. Исказило, но не лишило возможности творить. Поэтому нам важно различать подлинное и ложное творчество, имеющие разные источники и содержание.

Подлинное творчество — это всегда плод совместного творчества Бога и человека. Поэтому, творческое вдохновение, выражаясь языком святителя Григория Паламы, есть одна из энергий Духа.  Вдохновение или озарение, — это, по сути, личное божественное Откровение.  Формы его могут быть разными. Оно бывает даровано непосредственно от Бога, а также посредством земных вещей и образов, через других людей и события окружающего мира. Это очень личный и таинственный процесс.

 О существовании этой «таинственной диктующей силы» проговаривались многие художники и музыканты.

 Так, например, Данте, писал: «Вдохновляемый любовью, я говорю то, что она мне подсказывает». Моцарт свидетельствовал, что музыкальные идеи являются у него невольно, подобно сновиденьям. Гофман признавался друзьям: «Я работаю, сидя за фортепьяно с закрытыми глазами, и воспроизвожу то, что подсказывает мне кто-то со стороны»

И эти энергии Духа, коснувшиеся когда-либо души человеческой, не могут исчезнуть бесследно.

Но человек способен подавить в себе дар творчества или извратить его через отступление от Бога. И тогда творчество может стать ложным, принять болезненные, искаженные формы. Кратко охарактеризуем их.

 

Творческий паралич.

Это следствие духовной пассивности или отпадения от Бога. Человек утрачивает смысл жизни, не видит присутствия Бога ни в себе, ни в окружающем мире, становится духовно слепым и творчески парализованным. В этом случае человек не способен порождать творческие идеи и предпочитает «питаться» массовой культурой и другими суррогатами. Это позволяет ему услаждать свои чувства, страсти и, заглушая высшие потребности, не стремиться к большему. Всякая неспособность к творчеству — следствие духовного искажения, ответственность за которое вольно или невольно несёт сам человек.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!