МИКРОФОН СВОБОДНЫЙ (ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА).



Ценностно-ориентированная деятельность детей в ситуации диалога на заданную актуальную тему, основанная на принципах демократии и плюрализма мнений. Передавая друг другу импровизированный микрофон (выходя к трибуне), читатели свободно высказывают свою точку зрения, задают острые вопросы. Выступления читателей должны быть краткими, небанальными, связанными с реальной жизнью. В целом достаточно 7-10 сообщений.

МУЗЕЙ…(какого-либо жанра, вида, периода литературы, какой-либо темы). Например,

МУЗЕЙ СКАЗОК – читатели предварительно прочитывают, просматривают книги сказок. Оформляется выставка. В начале мероприятия библиотекарь обращается к читателям: «Давайте построим музей сказок». И дальше проводится своеобразный литературный аукцион. Вопросы:

1. Давайте выберем дом для музея сказок. (Замок Людоеда из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», Избушка Бабы-Яги из русских сказок, и т.п.)

2. Какие растения мы посадим вокруг музея? (Аленький цветочек из одноименной сказки Аксакова, Дуб из сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и т.п.)

3. Какие водоемы будут в нашем саду? (Молочные реки с кисельными берегами, ключ с живой и мертвой водой из народных сказок)

4. Что за животные поселятся вокруг музея? (Змей-Горыныч, Конек-горбунок и т.п.)

5. Кто будет хозяйкой музея? (Красная Шапочка, Царевна-Лебедь и т.п.)

6. А кто будет работать хранителем музея? (Гномы, Веселые Человечки, Чиполлино и т.п.)

7. А чем же мы их будем кормить? (Каша из волшебного горшочка, скатерть самобранка и т.п.)

После каждого вопроса тому, кто последним ответит (при условии, что будут названы название и автор сказки), дается приз или жетон победителя.

ОБ ЗОР БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ - публичное устное сообщение о наборе документов, сделанное в виде связного повествования с краткими характеристиками содержания документов. Различают обзоры: информационные, рекомендательные, тематические, персональные, обзоры книг журналов, библиографических пособий, специальных видов литературы и других документов. Библиотекарю надо помнить, что обзор - это связный и последовательный рассказ. Поэтому важно находить точки соприкосновения между отдельными документами, логику перехода в информировании или рекомендации. Как правило, обзор состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Чтобы овладеть вниманием аудитории, можно начать обзоре вопроса к читателям, например о его теме, цели. Во вводной части обзора дается характеристика темы, поясняются ее значение, принцип отбора литературы, ее группировка в структуре обзора. В основной части — рассказ о самих произведениях. О каждом из них сообщаются сведения (фамилия автора; выходные данные; целевое и читательское назначение; наличие справочного аппарата; аннотация, раскрывающая содержание произведения; рецензии на произведение, если они есть). В заключительной части подводится итог всему сказанному, могут быть дополнительно названы издания, близкие по содержанию к теме обзора, а также предложены библиографические пособия этой же тематики. Общие методические требования к обзору: художественная ценность отобранных книг, занимательность и доступность изложения стремление активизировать слушателей, возбудить у них желание самостоятельно прочитать рекомендованные книги. Обзор является самостоятельной формой работы, но часто он проводится у книжной выставки, предваряет или завершает литературный вечер, обсуждение книги, литературные игры.

ОБЗОР НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ. Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих читателей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают преимущественно универсальными по содержанию и информационными по назначению. В такие обзоры включают книги, журналы и другие материалы, относящиеся ко всем отраслям знания. Обзоры новых поступлений проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слушателей. В обзор включается сравнительно большое количество произведений печати, и главное внимание в рассказе обращают на новизну сведений, содержащихся в книгах и журналах. Вступление и заключение в обзоре новинок делают, как правило, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь характеризуют новинки общественно-политического комплекса, затем - научно-технического, после чего характеризуют издания по искусству и литературно-художественные.

ОБСУЖДЕНИЕ – это коллективное размышление над книгой, в котором есть элементы умственной игры. Задача его – раскрыть идейно-нравственное содержание книги и ее художественное своеобразие. Условия проведения: участников должно быть немного (10-20 человек), книга должна быть прочитана заранее всеми; но впечатления должны быть еще свежими; это должен быть самый первый разговор о книге.

Главное - это работа библиотекаря над книгой:

1. Выбор книги. Нужно идти от интересов читателей. К произведению пре6дъявляются требования:

а) Острота и актуальность (но не нужно забывать, что литература, поднимающая «вечные вопросы», всегда актуально).

б) Эстетические критерии (если рассматривается популярная, но слабая в художественном отношении книга, нужно говорить и о недостатках книги. Только готовится к этому нужно особенно тщательно, каждое слово должно быть убедительно, аргументированно)

в) Степень трудности книги должна соответствовать уровню аудитории.

г) Содержание, жанр книги тоже имеет большое значение, невозможно осуждать лирику «событийных» книг и т.д. Так как лирика не препарируется, а по «событийным» книгам просто незачем дискутировать.

д) Не должен быть большим объем произведения. Во-первых, в обсуждении трудно будет схватить вниманием все обилие героев, событий и т.д., а во-вторых, просто слишком затянется предварительное чтение книги.

Очень хорош для обсуждения рассказ. Его можно прочитать аудитории непосредственно перед обсуждением («экспресс обсуждение»), потому впечатление будет очень свежо. Сюжета и героев мало, поэтому можно проникнуть «вглубь» произведения.

2. Работа над книгой. Библиотекарь проводит литературно-педагогический анализ. При обсуждении библиотекарь должен дать читателям то, чего сами они в книге могут и не найти.

3. Составление плана – вопросника. Идет параллельно с анализом произведения. Требования к вопросам:

а) Нельзя нацеливать читателей на пересказ содержания, нельзя задавать вопросы общего характера «Почему понравилась?», «Чему учит?» и подобные, неуместны при обсуждении.

б) Идейно-нравственное и художественное расчленять нельзя.

в) Не обязательно охватывать вопросамивсе в произведении, можно лишь главное, что заденет читателей.

г) Составляется 5-6 основных вопросов и много вспомогательных, переходных, уточняющих. (В ходе обсуждения вспомогательные вопросы могут быть использованы не все). Вопросы становятся в такой последовательности, чтобы размышление над книгой читатели пришли к пониманию главного в ней.

4. Работа с читателями. Организуется последовательность чтения (если экземпляров книги не много). Вопросы своего плана-вопросника библиотекарь ни в коем случае читателям не дает. Но если произведение сложное или большого объема, то библиотекарь специально разрабатывает и дает перед чтением каждому читателю вопросы, связанные с сюжетом, героями, своеобразием произведения, связью его с жизнью. То есть те, которые побудят к внимательному чтению и размышлению.

5. Проведение обсуждения. Перед началом обсуждения – коротко об авторе, его произведениях, его взглядах. Само обсуждение библиотекарь должен вести достаточно корректно, не выдавая своей поэзии, давая возможность высказать свое мнение по заданному вопросу. Каждый следующий вопрос должен органично вытекать из предыдущего разговора. Обсуждение произведения должно заканчиваться так, чтобы не было впечатления, полного знания о книге, чтобы возникло желание перечитать книгу с позиций новых знаний о ней. Обсуждение книги можно вести не традиционным путем, а попросить «сыграть», представить, как выразит свое мнение о прочитанном нерадивый читатель, как это сделает более внимательный, а как хороший, талантливый читатель. Игровой прием дает библиотекарю возможность направить читателей на глубокий анализ произведения.

ОКТАУ ТАРТЫС (ПЕРЕТЯНИ-КА) – игра предполагает соперничество между игроками, командами. Выигрывает тот, кто ответил на большее количество вопросов.

ПАРАД СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ – дефиле сказочных героев, сопровождается викторинами, конкурсами, играми.

ПЕРЕВЕРТЫШИ (АУДЫРЫСПАК) –назови слово или фразу, «перевернув» ее по смысловому значению.

ПОДИУМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ - цикл мероприятий, посвященный « модным» книгам, течениям, авторам. Как и в любой демонстрации мод, обязательный элемент - сезоны (зима, весна, лето, осень). «Высокую моду» - представляют элитарные книги и авторы; моду для всех - литература, популярная в широких кругах. Есть и ширпотреб, так называемая, «книжная макулатура», тем не менее, пользующаяся спросом у читателей. В зависимости от того, какие книги и авторы выбраны для подиума, избирают и форму конкретного мероприятия: презентация, литературный диспут, тематическая дискуссия, обсуждение, конференция, литературный суд.

ПОСВЯЩЕНИЕ - специально организованный ритуал, присваивающий статус Читателя, Рыцаря книги, Защитника природы и др. Торжественность момента усиливается произнесением клятвы, вручения памятного знака (медали, памятки, грамоты и т.п.).

ПОСИДЕЛКИ - комплексное мероприятие, разновидность литературного вечера, стилизация под крестьянский досуг. Форма берет исток из прошлого, когда в свободный вечерок собирались у деревенской завалинки и стар и млад. Тут и песня, и веселый рассказ, и занимательная история, допустимы подвижные игры, конкурсы, литературные состязания.

ПРАЗДНИК - комплексное мероприятие, посвященное знаменательной дате или событию общенародного, традиционного, литературного характера. Тема праздника должна быть интересной, личностно значимой для каждого участника, соответствовать возрасту детей. Праздник начинается с пролога - вступительной части, настраивающей детей на определенное эмоциональное восприятие. Это эпиграф ко всему происходящему. Он может быть вербальным (яркое выступление ведущего), ритуальным (линейка, подъем флага), музыкальным (оркестровое выступление, фанфары), техническим или с другими эффектами (запуск шаров, птиц, световые гирлянды). Завязка - эпизод, запускающий в движение сюжет праздника, - реализуется с помощью различных действий и приемов: получение телеграммы, встреча с любимым сказочным героем и т.д. Развитие действия - это основная часть праздника, в которой эпизод следует за эпизодом, событие за событием, прибавляя торжеству все новые и новые краски. Реализуется через слово, деятельность, демонстрацию. Финал - заключительная часть праздника. Это самый яркий, красочный, эмоциональный момент, венчающий общее торжество. Концовка должна быть краткой и четкой, может включать в себя награждение всех отличившихся участников, раскрытие сюрпризов, секретов, общую песню и т.д. На празднике не может быть зрителей. Все присутствующие - его участники.

ПРАЗДНИК СЕМЕЙНЫЙ - комплексное мероприятие, специально организованное развлечение, в котором участвуют семьи с детьми. Программа праздника состоит из бесед и обзоров, литературно-музыкальной композиции, конкурсов, игр и развлечений, викторин и ролевых игр, просмотра видеофильмов. Завершают праздник чаепитие, раздача призов и подарков.

ПРАКТИКУМ - комплекс практических заданий и упражнений, способствующих усвоению изученного теоретического материала.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ - сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено историко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, известного деятеля и др.

ПРЕМЬЕРА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) - комплексное мероприятие, представляющее читателям новинку - книгу, журнал или другое издании. Термин «премьера» французского происхождения и означает «первая». С недавних пор премьеры стали именовать презентацией от англ. «представлять». Если премьера означает нечто строгое, торжественное, то презентация ближе к празднику, шоу. Главный гость презентации - автор произведения. Он рассказывает читателям об истории написания книги: от замысла до воплощения, о прототипах героев и т.д. Затем выступают те, кто способствовал появлению книги (художник, представитель издательства, рецензент и др.). Если есть возможность, приглашают прототипов героев, свидетелей, земляков, участников событий и др. В сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. В заключение автор подписывает книги, раздает автографы. Если нет возможности пригласить автора, библиотека может использовать другие формы и приёмы. В качестве оформления используют фотодокументы, иллюстрации, предметы материальной культуры.

ПРЕМЬЕРА КНИГИ – представление новой интересной книги.готовят её несколько активных читателей библиотеки. Они прочитывают книгу, знакомятся с биографией, творчеством автора, готовится выставка. Проводится литературно-педагогический анализ произведения, он поможет составить вопросы для обсуждения и найти приемы, которые помогли бы затронуть и заинтересовать читателей, и вместе с тем были в связи с содержанием, художественными особенностями книги.

Ход премьеры:

- знакомство с биографией, творчеством автора или историей вопросов, затронутых в книге.

- выступления читателей, инсценировки, выразительное чтение отрывков. Задания читателям, основанные на сюжете произведения. Прочитавшие книгу рассказывают о наиболее запомнившемся, интересном. Приглашенные специалисты или свидетели событий, затронутых в книге, расширяют, углубят выступления.

- обзор подготовленной выставки.

ПРЕСС-БОЙ – участники делятся на команды. Каждая по договоренности становится представителем континента (страны, города или проблемы). Участники соревнования изучают материалы по выбранному объекту и готовят по 3-4 вопроса противнику. Выигрывает та команда, которая более точно и полно ответит на все вопросы.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ – это ролевая игра, в которой читателями осваивается какая – либо тема, проблема, область знания. Наиболее компетентные читатели готовятся по теме конференции, и с ними проводится пресс – конференция. Ещё одна группа активных читателей изображает представителей прессы (комментаторов, журналистов и т.п.), то есть задает вопросы. Остальные - зрители.

Ход пресс-конференции обычен:

Группа «компетентных людей» готовит несколько кратких, интересных заявлений по теме конференции. «Пресса» и «представители смежных областей», «научные противники» задают вопросы. Для того, чтобы конференция была более интересной, форму вопросов нужно разнообразить: использовать графики, музыку, отрывки из произведений подходящей тематики.

В процессе подготовки возможны дополнительные мероприятия, направленные на рекламу пресс – конференции: объявления, информационные бюллетени, плакаты, пригласительные билеты, информацию о тех, с кем будет проводиться пресс – конференция. Готовятся таблички для сидящих в «президиуме», визитные карточки для «прессы» и т.д.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КНИГАМ – мероприятия типа обзора, где не только представляются книги одного автора, или одной тематики, но и происходят встречи с героями книг (роли их исполняют читатели - активисты), читатели пробуют решить проблемы те же проблемы, что стоят перед героями книг. Обязательно в процессе путешествия дается информация о времени и обстоятельствах написания произведения, об авторах и т.п. Можно путешествовать по одной книге, если это сборник произведений, либо книга, имеющая четкую структуру. Можно и по периодическому изданию, прослеживая содержание рубрик из номера в номер. Обычно оформляется карта «путешествия», где обозначены «остановки»: произведения, главы книги и т.п.

РАЗБРОС МНЕНИЙ – дискуссионная форма, групповой разговор на одну предложенную тему. Тематика разнообразна: от философских проблем до вопросов организации жизни коллектива. Принципиально важно принимать любое мнение с интересом и уважением, не давать оценочных ярлыков на высказывания детей.

РАЗГОВОРЫ СЕМЕЙНЫЕ - специально организованное общение семей с детьми, основанное на принципах взаимного доверия и уважения, свободного высказывания. За импровизированным круглым столом можно обсудить такие темы, как: «Родословная», «Семейные династии», «Праздник имени», «История чая», «Любимые книги детства», «Наши увлечения» и т. д.

РАССКАЗЫВАНИЕ - устная речь, пересказывающая содержание произведения близко к тексту. Готовясь к рассказыванию, библиотекарь должен хорошо познакомиться с содержанием произведения, несколько раз перечитать его, выделить главную идею, хорошо представлять себе действующих лиц, их внешний облик, речь, отдельные места запомнить дословно. Как правило, используют небольшие по объему произведения: сказки, рассказы, очерки. Рассказчик свободно общается с аудиторией, следит за ее восприятием.

РЕКЛАМНЫЙ КУРЬЕР. Мероприятие поможет в профориентационной работе, куда пойти учиться, самые популярные профессии и т.д., мероприятие сопровождается презентациями, видеороликами, музыкой.

РИНГ – книжный или литературный, или читательский ринг – соревнование между коллективами читателей (сторонниками разных жанров), читателями и библиотекарями, одного читателя с группой читателей на звание литературы, авторов, произведений, персонажей, владение теорией литературы.

Поэтический (писательский) ринг – своеобразное соревнование двух сторон. Необходим гонг и часы.

Обычно ринг проходит следующим образом:

1 раунд – вопросы зрителей и противников одной стороне;

2 раунд – вопросы зрителей и противников второй стороне;

3 раунд – творческое задание обеим сторонам.

В перерывах между раундами проводятся маленькие конкурсы, викторины со зрителями.

РОЛЕВАЯ ИГРА — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.

Достижение цели не обязательно является основной задачей ролевой игры, а в некоторых ролевых играх её вообще нет. Главной задачей может выступать развитие персонажа, правильный отыгрыш или исследование мира.

РУЛЕТКА БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ - специально организованное развлечение, содействующее развитию информационно-библиографической эрудиции читателей, имитирующее игру на удачу в рулетку. В игре соревнуются две команды (по 4-5 человек). Остальные читатели являются зрителями-болельщиками. Действие концентрируется вокруг рулетки. Библиотекарь раскладывает конверты с приготовленными заданиями (поиск информации, ответ на вопрос, подбор литературных источников и т.п.), а также таблички, обозначающие «рекламную паузу». Игроки вслух обсуждают алгоритм поиска, могут воспользоваться справочной и познавательной литературой, каталогом и картотекой. Игру судит жюри. Ведущий приводит в движение рулетку - игра начинается. По необходимости библиотекарь занимает зрителей интересными вопросами и незатейливыми конкурсами по теме. Во время рекламных пауз знакомит читателей с новым библиографическим пособием, энциклопедией, журналом. Победителем признается команда, игроки которой успешно справились с заданиями, аргументировано и правильно ответили на вопросы.

САЛОН - комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в обстановке литературного салона. Историческим примером могут послужить салоны дворянской России, серебряного века, где сочетались серьезные споры и светские развлечения, читались литературные новинки, исполнялись романсы, звучала музыка, обсуждались политические и культурные события. Главная особенность салонов - свободное общение. Можно ввести театр-экспромт, «живые картины», творческая часть может быть составлена из простых концертных номеров.

СКАЗОЧНАЯ ЭСТАФЕТА – ребята, переодетые в костюмы сказочных героев, показывают сказки на новый лад, проводят веселые игры.

СПЕКТАКЛЬ - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка.

СПОР-ЧАС (см. ДИСПУТ).

СУАРЕ - званый вечер с обязательным именитым гостем. Она может быть проведена по творчеству писателя, поэта. В программу вечера включаются: премьера книги, журнала, лотерея, литературные фанты.

СУД – литературный суд – это форма обсуждения книги. Обычно берется литературный герой или литературное произведение. Активные читатели и библиотекарь исполняют роли судьи, защитника и обвинителя. Защитник и обвинитель в ходе «судебного разбирательства» вызывают свидетелей обвинения и защиты. Поддержать ту или иную сторону могут и желающие из числа зрителей. Таким образом, выслушивая «свидетельские показания» (то есть читательское мнение о литературном герое, суждения автора, критиков), отвечая на вопросы «судьи», «обвинителя», «защитника», присутствующие узнают очень много о книге, герое, авторе и т.д. Причем прием подачи материала и неожиданный угол зрения при рассмотрении книги (героя) помогают этот литературный анализ сделать очень интересным.

СПОР-ЗАЛ – за несколько дней до проведения мероприятия читатели знакомятся со статьями дискуссионного характера. Аудитория делится на три группы: «за», «против», «нейтральная». Библиотекарь выступает в роли ведущего. По каждому вопросу выступает каждая группа, соответственно своему названию. Таким образом завязывается спор. В заключении необходимо провести обзор литературы по обсуждаемым вопросам.

Другой вариант: предлагается не статья, а проблема. Читатели осваивают всю литературу по проблеме. Потом разделяются на две группы в зависимости от мнения. Выбирается экспертная группа, которая должна будет в ходе спора оценивать правильность и правомерность вопросов и ответов. Эксперты также подводят итоги спора, формируют выводы, к которым в ходе спора пришли участники.

ТАКИЯ ТАСТАМАК (ТЮБЕТЕЙКА-НЕВИДИМКА) – использовать тюбетейку, как элемент черного ящика. Под тюбетейку можно положить фото (литературного героя), рисунок, предмет (относящийся к литературному герою), ведущий мероприятия зачитывает описание того, что лежит под тюбетейкой, а игроки отгадывают.

ТЕАТР КНИГИ - специально организованное театрализованное представление по мотивам художественных произведений. Часто участники театра книги - постоянная творческая группа читателей (члены клуба, кружка и т. п.). Театр книги может представлять героев и персонажей, сюжеты и сцены литературных произведений. Фрагменты театра книги приемлемы в рамках ассамблеи, гостиной, бенефиса, вечера, кафе, салона, устного журнала и др. См. также Представление театрализованное.

ТОК-ШОУ - специально организованный обмен мнениями, диспут, обсуждение какого-либо вопроса, в котором принимают участие приглашенные специалисты и зрители (от англ. talk- говорить, беседовать и show- показ, демонстрация). Проведение ток-шоу требует: наличия актуальной или актуально сформулированной проблемы, определяющей тему разговора (вопросов и ответов); присутствия участников (ведущих, героев ток-шоу, зрителей, экспертов); оформления места его проведения (художественного и музыкального); определения регламента дискуссии (времени и приемов организации общения, выраженных в существующем сценарии); необходимого для его реализации материально-технического обеспечения. В ходе ток-шоу важно обеспечить живое и эмоциональное общение всех участников программы, чтобы взрослые и подростки могли увидеть друг друга как людей со своей историей, своими жизненными событиями, интересами и увлечениями. Форма требует особой регуляции эмоционального состояния участников, поскольку основная задача ведущего ток-шоу - вызвать ответную реакцию зрителя на обсуждаемую тему.

ТРИБУНАЛ – игровая форма работы. Предполагает детальное разбирательство по определенному вопросу (с обвинительным уклоном).

Оформление зала:

- плакаты по теме (с цитатами, схемами)

- книжная выставка по теме

- посредине сцены стол, три стула с высокими спинками. В стороне – скамья «подсудимого» с названием «подсудимого», сбоку стол секретаря.

Ход трибунала:

Секретарь: «Прошу встать! Суд идет!»

Входят три читателя – «судьи» и садятся за «судейский стол»

1.судья: «Внимание! Рассматривается дело по обвинению…………………………………..».

Наш трибунал обвиняет…………………… в том, что (далее зачитывается обвинение явлению, событию).

Текст обвинения зачитывается «судьями» по очереди. Входе обвинения вызываются «свидетели». Это могут быть действительные свидетели события (например, войны), фильмы, книги, специалисты по разбираемому вопросу. Вызываются они по такой форме:

-Просим дать показания свидетеля………………..!

После обвинения оглашается приговор:

-Трибунал рассмотрел дело о преступлениях………. и признался ………….. виновным в том, что ……………. (перечисляются основные обвинения………….. должен исчезнуть с лица Земли)

Все книги представляются по тем же правилам, что и в библиографическом обзоре.

ТУИЛГЕН ОРАМАЛ (ЗАВЯЗАНЫЙ ПЛАТОК) – любой платок завязать узлом так, чтоб он стал похож на мяч. Бросающий платок задает вопрос, поймавший его отвечает. Выигрывает тот, кто за определенный период времени ответит на большее количество вопросов.

ТУРНИР БИБЛИОТЕЧНЫЙ - специально организованное развлечение-состязание. В Средние века турниры происходили в честь прекрасных дам между рыцарями. Библиотечный турнир - это состязание, бой между «рыцарями», где побеждают благородство, интеллект, находчивость. Данная форма соединяет в себе особенности викторины и конкурса, потому и схема проведения может быть следующей - чередование вопросов и практических заданий. Действия соревнующихся оценивает коллегиальный орган.

ТУРНИР «ВСЕЗНАЕК» - участникам турнира предлагаются вопросы на самые разные темы. Побеждает тот, кто отлично ответит на все вопросы и больше всего укажет литературных источников, откуда почерпнуты знания.

ТУРНИР КНИЖНЫХ ЗНАТОКОВ – читатели делятся на две команды. По сигналу выходят по одному человеку из каждой команды. Им задаются вопросы. Кто первым ответит, остается, второй выбывает, а его заменяет следующий «рыцарь» из команды. Им задают новые вопросы и т.д. Проигрывает та команда, игроки которой все выбывают из игры.

Турниры обычно проводятся по конкретной теме , конкретной книге. Обязательны атрибуты рыцарских турниров: гонг, щит с девизом и т.д.

ТУРНИР «ЦЕПОЧКА» - участвуют не менее 5-6 команд. Тема объявляется заранее. Например: «Русская классическая литература», «География Казахстана» и т.п. Каждая команда готовит 3-4 вопроса, (жюри следит, чтобы вопросы не совпадали) . Команды садятся по кругу и задают вопросы по цепочке: первая-второй , вторая третьей,… За правильный ответ начисляются очки. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

УРОК БИБЛИОТЕЧНЫЙ - познавательное занятие, призванное обучить читателей основам библиотечно-информационных знаний в целях формирования соответствующих умений и навыков. Структура урока включает теоретическую часть и практикум. Допустимы игровые элементы. Желательно реализовать программу - цикл уроков библиотечно-библиографической грамотности, составленную в соответствии с возрастными особенностями (является частью учебной программы «Информационная культура»).

УРОК ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (ГРАМОТНОСТИ) - познавательное занятие, призванное обучить работе с информацией всех видов, в том числе с помощью компьютерных технологий. Урок будет более эффективным в условиях компьютерного класса, где каждому пользователю предоставляется персональный компьютер. Желательно реализовать программу - цикл уроков информационной культуры, составленную в соответствии с возрастными особенностями, уровнем подготовки и т.д.

УРОК МУЖЕСТВА - познавательное занятие патриотической тематики. Сценарная основа: военно-исторические события, художественные и документальные произведения. Как правило, включает встречу с интересным человеком - свидетелем (участником) событий.

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ - комплексное мероприятие, имитирующее журнал (периодичность, постоянные рубрики) и представляющее собой серию коротких выступлений (страничек). Устные журналы посвящаются актуальным вопросам современности, определенным темам, знаменательным датам, творчеству писателей, новинкам литературы. Журнал издается по всем правилам: яркая обложка с названием, изложение основного материала на нескольких страницах. Название должно быть коротким, запоминающимся, ярким, привлекательным для аудитории. Подготовка конкретного номера включает написание сценария, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей и т.д. Объем устного журнала - не более «страниц». Они могут быть разнообразными по способу изложения материала: устные сообщения ребят, выступления писателей, ученых, ветеранов войны и труда, инсценировки из книг, показ фрагментов фильмов, прослушивание музыкальных произведений. Во время «чтения» обязательной является процедура «перелистывания» страниц.

УТРЕННИК – итоговое мероприятие работы с читателями, учащимися по определенной теме с целью привлечения новых читателей и пропаганды книги, библиотеки, чтения.

ФЕСТИВАЛЬ - специально организованное представление, демонстрирующее творческие достижения и способности. Как правило, выступления участников фестиваля объединены общей темой, девизом и т.д. (Сказочный фестиваль, Фестиваль народного творчества, Поэтический фестиваль, Фестиваль юмора). Фестиваль имеет конкурсную основу (выступления поощряются дипломами, титулами, сувенирами), но не носит ярко выраженного состязательного характера. Временные рамки фестиваля от одного до нескольких дней. Среди действующих лиц фестиваля: ведущие, почетные гости, представители власти. Фестиваль - крупное массовое мероприятие, предполагающее большую зрительскую аудиторию.

ХЭППИНГ – одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Например, карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

ЧАС ИНТЕРЕСНЫХ СООБЩЕНИЙ – мероприятие, построенное на интересных, занимательных фактах, почерпнутых из различных литературных источников. «Часы интересных сообщений» бывают тематическими и универсальными.

ЧАС НОВОСТЕЙ – регулярно проводимый обзор содержания периодических изданий, получаемых библиотекой.

ЧАС ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ - комплексное мероприятие познавательного характера, отвечающее просветительским целям. Универсальный и открытый характер данной библиотечной формы позволяет включать в сценарий игровые моменты, просмотр видеофильма, прослушивание аудиозаписей. Тематическое разнообразие познавательного часа (экология, техника, история и др.) допускает обозначение формы соответственно теме (экологический час, исторический час, час искусства и т.п.). См. также: Вечер занимательной науки, Вечер естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы, Час интересных сообщений.

ЧАС ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ. На встрече читатели делятся полезными советами, которые они вычитали, демонстрируют свои достижения, опыты. Возможно приглашение интересных людей - мастеров своего дела, конкурс на лучший вычитанный полезный совет и т.п.

ЧАС РАЗМЫШЛЕНИЯ. Основное здесь - подобрать интересный материал, который и станет поводом для размышлений. Лучше поручить это сделать ребятам до встречи, но он может быть найден и зачитан вслух самим библиотекарем. А дальше начинаются собственно устные или письменные размышления читателей. Отличие этой формы от привычного обсуждения в том, что обсуждаются не само произведение, а все аспекты темы, затронутые ( или не затронутые) в данном материале. Идет выяснение: «А что вы думаете по этому поводу?». Главное для этих форм то, что поиск и знакомство с литературой - дело читателей, а не библиотекаря. Он выступает в роли инициатора, организатора и, в заключение мероприятия - информатора о дополнительной литературе.

ЧАС ТИХОГО ЧТЕНИЯ - специально организованное чтение. В тишине и спокойствии каждый читает выбранную им книгу.

ЧАС ФОЛЬКЛОРНЫЙ - инсценировка народного праздника, литературный час, литературно- музыкальная композиция. Большую роль играет наглядное (костюмы, интерьер, выставки) и музыкальное оформление (песни, танцы, мелодии).

ЧЕМПИОНАТ КРОССВОРДИСТОВ. Состязание, где побеждает участник, разгадавший кроссворд быстрее соперников. Библиотекарь подбирает 2-3 комплекта одинаковых кроссвордов, устанавливает время и место проведения. Участникам раздаются конверты, в которые вложены 2-3 кроссворда. Соревнование идет на время и точность ответов. Разгадавший кроссворд вкладывает его в конверт, подписывает на нем свою фамилию и ставит время сдачи. Допускается пользование справочными изданиями. Для болельщиков можно организовать викторины и развлекательные конкурсы. Судит чемпионат жюри.

ЧТЕНИЕ ГРОМКОЕ – специально организованное чтение вслух произведений печати, сочетается с комментированием и обсуждением прочитанного. Особенности устной речи - экспрессия, интонация, выделяющие главное в тексте или то, что осталось бы невыявленным при самостоятельном чтении, - облегчают ребенку процесс восприятия. Должно быть выбрано такое произведение, которое вызывает у детей сильные эмоциональные переживания, стремление размышлять о прочитанном. Продолжительность зависит от возраста детей, но не более 20-25 минут. Разговаривать с детьми сразу после чтения можно в тех случаях, когда у них есть вопросы к библиотекарю, раздаются реплики или желание высказаться по поводу услышанного. Полезны циклы громких чтений, которые проводятся регулярно, в определенные дни и часы. Громкие чтения эффективны при обслуживании плохо читающих, незрячих и слабовидящих, а также тех детей, для кого русский язык не является родным.

ЧТЕНИЕ - цикл вечеров о жизни и деятельности одного выдающегося человека. Например: «Ломоносовские чтения», «Пушкинские чтения», «Чеховские чтения» и др. Возможны также циклы чтений проблемного характера: «Педагогические чтения», «Экологические чтения» и т. д.

ШОУ – зрелищное сценическое представление.

ШАР-ШОУ – комплексное мероприятие с играми, викторинами. Рассказать о происхождении воздушных шаров, в зале обязательный элемент воздушные шары, как для оформления, так и для игр.

ШУТКА-МИНУТКА – рассказать самый веселый эпизод из прочитанного. За основу взять пословицу: «Шутка - минутка, а заряжает на час».

ЭКСКУРСИЯ - специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Основное назначение библиотечных экскурсий - ознакомление пользователей с библиотекой, ее ресурсами и услугами. Допустимы игровые моменты, театрализация.

ЭРУДИТ-ШОУ. Одна из распространенных форм внеклассной работы в школе - проведение предметных недель. Такие мероприятия хорошо порекомендовали себя, так как они развивают интерес и склонности учащихся к тому или иному предмету. Способствуют обобщению знаний. Полученных из разных источников, формируют вкус к самостоятельной работе.

ЭСТАФЕТА – совместная деятельность группы участников, совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами.

ЯРМАРКА - развернутое на определенной площадке совместное развлечение (народное гуляние), предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Ярмарке присущи: свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки-«аттракционы». За участие в «аттракционах» выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное; обычно «аттракционы» - это специфические конкурсы, не требующие особых умений, длительного времени на выполнение задания; финал может проходить в виде аукциона-распродажи, где участники смогут использовать, жетоны. Структура: общий сбор (линейка, карнавальное шествие), свободное движение участников по пространству, свободный выбор аттракциона и участие в нем, финальный сбор с аукционом и без него.

ЯРМАРКА УЧЕБНИКОВ – мероприятие, на котором «продавцы» предлагают обмен либо продажу учебников. Мероприятие может быть организовано одной школой или между школами.

ЯРМАРКА ИДЕЙ – мероприятие (тематическое) на котором» продавцы» рассказывают о различных идеях, встреченных ими на страницах книг, журналов и т.д., а «покупатели» решают, где эту идею они могут использовать. В процессе «купли-продажи» идет защита идеи, указывается источник, в котором она найдена. Обязательно отмечаются «продавцы», чьи идеи пользовались наибольшим спросом.

 

Библиография

Воспитание школьников. – 2003. – № 4.

Жирякова А. А. Требования к анализу воспитательного мероприятия / А. А. Жирякова // Спутник классного руководителя. – М., 2003. – С. 190.

Кульбякина Л. Я. Вопросы в методике преподавания математики / Л. Я. Кульбякина // Начальная школа. – 2004. – № 7. – С. 118.

Рудишина Т. Библиотечная режиссура / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2001. – Спецвыпуск. – С. 5–6.

 

Источник: Сайт Инфоурок: Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.infourok.ru

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!