Демократия и либерализм в России.

В/а Кугушева Д.

Марксистская теория политики.

Влиятельную политическую теорию в XIX веке создал немецкий мыслитель и общественный деятель Карл Маркс (1818 - 1883). Его ближайшим соратником был Фридрих Энгельс (1820 -1895), последователем Маркса был русский мыслитель и революционер В.И. Ленин (1870 - 1922).

Подобно Конту и Спенсеру Маркс подходил к обществу как целостной социальной системе. Однако анализ общества проводился им с материалистических позиций. С точки зрения Маркса, в основе политических явлений лежит не сознание людей, а их бытие. Конечную причину и решающую движущую силу исторических событий марксисты видели в экономическом развитии общества, в изменении способа производства.

В марксизме возникла и оформилась классовая теория политики. Классы производны от экономической структуры общества и борьба между ними составляет самое существенное в политике.

Политическую свободу личности Маркс и его соратники понимали как свободу от социального угнетения и как возможность личности участвовать в политической жизни общества. Политику они считали «делом миллионов» и выступали за предоставление широким народным массам возможности свободно проявлять их политические взгляды и политическую волю. Главную роль в политической борьбе, завоевании политической свободы марксисты отводили рабочему классу. Освобождая себя от угнетения буржуазией, рабочий класс освобождает тем самым и весь народ от социального гнета, создает условия для свободы каждой личности.

С классовых позиций трактуется в марксизме и проблема социального и политического равенства. Равенства не может быть между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Основной предпосылкой достижения равенства, по Марксу, является завоевание трудящимися политической власти. При этом условии решается вопрос о социальном и политическом равенстве рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции.

С точки зрения марксизма, главный вопрос политики есть вопрос о власти, прежде всего государственной. Обладание государственной властью открывает возможность тем или иным политическим силам влиять на все стороны общественной жизни и тем самым утверждать свое политическое господство.

С классовых позиций рассматривается марксизмом вопрос о природе и сущности государства. «Государство, - писал В. И.Ленин, - возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены». Государство характеризуется как орган господства одних классов над другими, причем, подчеркивается, что государство всегда находится в руках экономически господствующих классов и служит их интересам.

Через всю марксистскую политологию проходит учение о политических, классовых интересах, в которых отражается все то, что способствует упрочению положения в обществе того или иного субъекта (класса, партии, нации и т. д.). В политике очень важно осознание субъектом своего политического интереса, а также умение видеть подлинные интересы других участвующих в политике субъектов.

Марксистское учение стало политической идеологией коммунистических партий и нашло свое воплощение, зачастую в догматизированной форме, на практике в социалистических странах. Абсолютизация классового подхода в политике ограничивала возможности более углубленного познания политики, ее практического применения, что и сказалось на исторических судьбах бывших социалистических государств.

 

2. "Демократия в Америке". Алексис де Токвиль.

«Демократия в Америке» (De la démocratie en Amérique) — историко-политический трактат Токвиля, написанный им под впечатлением от поездки в Соединённые Штаты Америки И Канаду в 1831 году. Считается классическим изложением идеологии либеральной демократии и «первым глубоким анализом американской политической жизни». Первая часть была опубликована в 1835, вторая — в 1840 году.

Алексис де Токвиль и его друг Гюстав де Бомон в течение 9 месяцев 1831 года колесили по Соединённым Штатам и общались с представителями интеллектуальной элиты молодого государства. Официальной целью их поездки было изучение пенитенциарной системы (система правоприменительных органов, государственный аппарат принуждения, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом.) США, однако Токвиля занимало децентрализованное устройство демократического общества в целом. Как действующий политик он желал перенести лучшее из американской системы на французскую почву.

Основные идеи:

Историческая концепция Токвиля состоит в том, что на смену вековой власти аристократии повсюду неизбежно приходит народовластие. Семя американской демократии он видит в братстве пуритан, которые стояли у истоков американских колоний. Наиболее привлекательная черта американского общества для Токвиля — равенство стартовых возможностей. Несколько идеализируя децентрализованное устройство США, Токвиль противопоставляет его сверхцентрализованной Франции своего времени.

Токвиль высоко оценивал достоинства федеративного государства: «Я вижу в ней самый верный залог процветания и свободы человечества.»

Вместе с тем Токвиль видит и обратную сторону «тирании большинства» — культ материального преуспеяния, рост изоляции и отчуждения индивидов, а также упадок искусств, основными заказчиками которых традиционно выступали аристократические верхи.

Прогноз Токвиля довольно пессимистичен — всеобщее избирательное право и связанный с этим диктат широких масс «постепенно приводят к уничтожению свобод, усилению роли государства, политическому индифферентизму и стремлению граждан к опеке».

Первый том книги Токвиля имел огромный успех во Франции и за её пределами. Всего за несколько лет трактат был издан в Англии, Бельгии, Германии, Испании, Венгрии, Дании и Швеции. В 1841 г. Токвиль был избран членом Французской академии. Однако разлом американского общества во время Гражданской войны 1860-х годов поставил под сомнение аккуратность его прогнозов. К началу XX века Токвиль у себя на родине был практически предан забвению.

Социальные потрясения XX века возродили интерес к Токвилю с его признанием необходимости непрерывных социальных изменений в сторону демократизации. «Демократия в Америке» оказала огромное влияние на развитие социологии в Германии и в США (Макс Вебер, Георг Зиммель). В годы Холодной войны часть западного истеблишмента (Правящие, привилегированные круги общества, а также вся система их власти.) даже видела в Токвиле потенциальную альтернативу Марксу. В 1990-е гг. в США вошли в моду туристические поездки по маршруту Токвиля и Бомона.

Демократия и либерализм в России.

 

Авторитари́зм (от лат. Auctoritas — власть, влияние) — тип недемократического политического режима, основанного на сильной централизованной власти одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц (например, определённой партии) при сохранении экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

 

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

· автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

· неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

· опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;

· монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

· отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

· рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.

Сохраняются авторитарные режимы с помощью аппарата принуждения и насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни.

Достоинство авторитарного режима – высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и социальных противоречий.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!