Протестантизм: история возникновения, общие положения вероучения и   культа.

Основные вопросы :

Православие: история возникновения, общие положения вероучения и культа.

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение»Перейти к разделу «#Происхождение и богословский смысл термина») — одно из основных и древнейших направлений в христианстве, сложившееся на протяжении первого тысячелетия в Византии, в эпоху семи Вселенских соборов. Занимает третье место по численности (около 300 млн человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд) и протестантизма (800 млн).

 

После разделения Церквей (1054 год), ставшего итогом длительного процесса отчуждения между Церковью на Западе и Церковью на Востоке Римской империи, вследствие богословских споров и стремления римских епископов (пап) подчинить себе Восточные церкви , первое по чести место среди Православных церквей принадлежит кафедре епископа Константинополя — Нового Рима (до раскола, согласно правилам Вселенских соборов, первенство чести принадлежало Римской кафедре).

 

Православие, по смыслу слова рассматривающее себя — в отличие от ересей — как исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании, есть вероучение Православной церкви, под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

 

Православная церковь исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов, рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и глава которой — Иисус Христос.

 

Православие  в настоящее время является преобладающей конфессией в следующих странах: Россия, часть стран Балканского полуострова (Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Северная Македония, Черногория), Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Кипр.

Вероучение базируется на Священном Писании (то есть Библии) и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной, используемый в богослужебном обиходе, догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры (без филиокве), утверждающий:

 

Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).

Равенство Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого и одинаковое поклонение Им и прославление Их (2, 8‑й члены Символа), единосущие Бога-Отца и Бога-Сына.

Исповедание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим, рождённого от Бога Отца прежде начала времени (2‑й член Символа).

Боговоплощение (3‑й член Символа).

Веру в распятие за людей, телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века» (5, 6, 7, 11, 12‑й члены Символа).

Исповедание Святого Духа Господом, дающим жизнь и исходящим от Бога Отца (8‑й член Символа).

Веру в единство, святость и кафоличность Церкви (9‑й член Символа). Глава Церкви — Иисус Христос .

Необходимость единократного крещения для оставления грехов (10‑й член Символа).

Кроме того, на I Вселенском соборе был утверждён Никейский символ веры, утверждающий единосущие Святого Духа Богу-Отцу и Богу-Сыну, а также истину, что Бог-Отец — Свет, а Бог-Сын — Свет от Света, на IV Вселенском соборе был утверждён догмат о двух естествах Иисуса Христа: божественном и человеческом, на VI Вселенском соборе — догмат о двух волях и двух действиях Иисуса Христа: божественных и человеческих. На VII Вселенском соборе был провозглашён догмат об иконопочитании.

Католицизм: история возникновения, общие положения вероучения и культа.

Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus от греч. καθολικός «всеобщий», «вселенский») — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,3 миллиарда человек.

 

Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации[2]. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев среди христианских церквей. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с двадцатью тремя восточнокатолическими церквями составляет единую Католическую церковь, которая полагает себя Церковью, обладающей всей полнотой истины.

 

Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и город-государство Ватикан в Риме.

 

Главные положения вероучения изложены в Никейском символе веры, Никео-Цареградском символе веры (обычно с филиокве), Халкидонском символе веры, Апостольском и Афанасьевском Символах Веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе Католической церкви».

Христианство основано на учении Иисуса Христа, который жил и проповедовал в I веке нашей эры («апостольские времена») в провинции Иудея Римской империи. Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к тому времени. В начале нашей эры христианство распространилось по Римской империи, несмотря на преследования и конфликты с языческими жрецами. Император Константин узаконил христианство в 313 году, а в 380 году оно стало государственной религией. Варварские завоеватели, которые захватили территории империи в V и VI веках и многие из которых уже к тому времени приняли арианское христианство, в результате перешли в католицизм. Современная Римско-католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

 

Католическая доктрина учит, что современная Католическая церковь является продолжением ранней христианской общины, основанной Иисусом[6]: эта церковь была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

Католичество имело доминирующее влияние на Западную цивилизацию с поздней античности до начала Нового времени. Благодаря её поддержке возникли романский, готический, ренессансный, маньеристский и барочные стили в искусстве, архитектуре и музыке[9]. Многие деятели Возрождения, такие, как, к примеру, Рафаэль Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Фра Беато Анджелико, Тинторетто, Тициан, поддерживались Католической церковью.

 

В XI веке усилиями папы Григория VII право избрания пап закреплялось за коллегией кардиналов. Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом (лат. con clave — с ключом).

Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описана в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

 

Священное Предание включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских Соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Согласно догматической Конституции второго Ватиканского собора «Dei Verbum» «Священное Предание и Священное Писание составляют единый священный залог Слова Божия, вверенный Церкви». Со Священным Писанием и Священным Преданием тесно связано понятие «учительство церкви» (Магистериум). Согласно католической доктрине на «учительстве церкви» лежит обязанность аутентичного истолкования и Писания и Предания, причём учительство не превосходит Слова Божия, а служит ему.

 

Католическая вера провозглашает, что существует один вечный Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение достоверно существует только в католической церкви, но признаёт, что Святой Дух может использовать и иные христианские общины, чтобы привести людей к спасению.

Протестантизм: история возникновения, общие положения вероучения и   культа.

Протестанти́зм, или протеста́нтство (от лат. protestatio — «протест, торжественное заявление, провозглашение, заверение») — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству.

 

По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

 

Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось 17 октября 1517 года, когда он обнародовал 95 тезисов с критикой учения католической церкви о торговле индульгенциями, чистилища, молитв за умерших и спасения заслугами святых. Среди прочего, им были отвергнуты папская власть, особая благодатность священства и его посредничество в спасении людей, церковная обрядовость и подчинённость Церкви светской власти.

Термин «протестантизм» берёт своё происхождение от шпайерского протеста немецких князей в защиту Лютера. Вормсский эдикт 1521 года под давлением папского нунция объявил Мартина Лютера преступным еретиком. В ответ на это Первый Шпейерский рейхстаг 1526 года, по требованию князей-лютеран, постановил приостановить действие Вормсского эдикта до следующего рейхстага. Однако Шпайерский рейхстаг 1529 года решил вновь возобновить действие Вормсского эдикта. В ответ на это присутствовавшие на рейхстаге пять князей и представители четырнадцати свободных городов Священной Римской империи составили и провозгласили «Шпайерскую протестацию». По названию этого документа сторонники Реформации и были названы протестантами. А совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий получила название «протестантизм».

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых). При этом подразумевается, что «вера без дел мертва» (Послание Иакова, 2:20). Это означает, что вера должна быть не просто согласием с христианскими доктринами, но силой, которая изменяет жизнь верующего в соответствии с христианскими заповедями.

 

Протестанты признают авторитет лишь первых четырёх Вселенских Соборов  Де-факто все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского, являясь тринитариями и исповедуя Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры . Именно поэтому мормоны и свидетели Иеговы не относят себя к протестантам (по той же причине остальные протестанты не считают их христианами.

 

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным абсолютно авторитетным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

 

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая свои собственные. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения.

 

Таким образом, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Большинство исследований отмечают, что ту или иную форму христианства исповедуют 33 % населения Земли. Исследование центра The Pew Forum on Religion называет цифру в 32 % населения мира. Протестантизм является вторым по количеству верующих направлением христианства, насчитывая около 800 млн человек.

 

В настоящее время идеи протестантизма проникли практически во все страны мира. В 92 странах протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе в 49 странах мира протестанты составляют большинство населения .

 

Традиционно, протестанты являются крупнейшей религиозной группой в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом)

 

Христианство в Казахстане.

Христианство — одна из самых многочисленных религиозных групп в Казахстане, по состоянию на 2009 год к христианам себя причисляло около 4,2 млн человек или порядка 26,2 % населения Республики, причем большинство отождествляет себя с православием.

 В Казахстане на законном основании действуют церкви всех христианских      направлений, включая православные, католические и протестантские церкви. Христианские церкви Казахстана стремятся поддерживать межконфессиональный богословский диалог, стремясь развивать отношения для совместного осуществления деятельности, включая благотворительные и иные социальные проекты.

Несторианство было первой христианской ветвью, появившейся на территории Казахстана. Махмуд Кашгари, приводит личное свидетельство о том, что в юго-восточном Дешти-Кипчаке (Великой Степи), Узгенском царстве и Тюркском каганате существовали и процветали общины с центром в Согде (Самарканде). По словам Кашгари «в Исфиджабе и Таразе, в Кашгаре и Узгенде вплоть до Кубы (Кувы) жил народ согдак, исповедующий Масиха (Иисуса Христа) и говоривший на двух языках: согдийском и тюркском)». Позже Рубрук отмечал наличие армянских монастырей в степи по пути следования в Каракорум.

После обретения независимости и принятия свободы совести многие протестантские общины смогли получить законный статус на территории республики. Сегодня на территории Казахстана 26 % населения исповедуют христианство[2]. Формально наиболее распространённой ветвью христианства является православие, однако, учитывая степень Воцерковления и Посещаемость церкви не превышающую для православных церквей 4 %, фактическое число православных христиан составляет лишь около 1 %, что соответствует примерно 156 тысячам человек. В свою очередь число протестантов в Республике Казахстан превышает это число по меньшей мере в 2 раза.

Православие

Шаблон:Main На территории Казахстана расположен Казахстанский Митрополичий округ, являющийся канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Митрополичий округ разделён на девять епархий: Астанайскую и Алмаатинскую, Чимкентскую и Таразскую, Уральскую и Актюбинскую, Карагандинскую и Шахтинскую, Павлодарскую и Экибазтузскую, Усть-Каменогорскую и Семипалатинскую, Кустанайскую и Рудненскую, Петропавловскую и Булаевскую и Кокшетаусскую и Акмолинскую. Главой Митрополичьего округа является митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев). Казахстанский Митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода. На территории округа в городе Алматы находится Православная Духовная семинария, в честь святителя Филарета, митрополита Московского.

 

Католицизм

На территории страны образована одна архиепархия-митрополия Пресвятой Девы Марии с центром в Астане. Ей подчинены две епархии — Карагандинская и Епархия Пресвятой Троицы с центром в Алма-Ате, а также Апостольская администратура Атырау[3]. Общее число католиков в Казахстане около 180 тысяч, по данным на 2004 год зарегистрировано 50 приходов, в них работают 72 священника[4].

 

Протестантизм

Лютеранство

Евангелическо-Лютеранская Церковь в Республике Казахстан (ЕЛЦРК) — лютеранская община Казахстана. Насчитывает 54 прихода, которые объединены в 6 филиалов. Центр располагается в Астане. Имеет епископально-синодальное управление. Епископ — Юрий Тимофеевич Новгородов. При церкви имеется духовная семинария. Основу казахстанских лютеран составили депортированные немцы.

Церковь Адвентистов Седьмого Дня

В Казахстане адвентисты седьмого дня появились в начале XX века. Первые адвентистские общины появились в 1902 году в городах Усть-Каменогорске, Семипалатинске. А также в посёлке Рождественка Акмолинской области, в Кустанайской области. В 2002 году Церковь АСД в Казахстане отмечало своё столетие. В настоящее время в Казахстане 72 церкви и около 5000 членовШаблон:Нет АИ.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!