Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.



Коси коса, пока роса.
Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.
Рабочие руки не знают скуки.
Как ни кинь – все клин.
Каков век, таков и человек.
Каков корм, таков и конь.
Кто любит науки, тот не знает скуки.

Мальчик с пальчик, шапка красная. (подосиновик)
По деревьям скок, скок, а орешки щелк, щелк. (белка)
Домик маленький, а жильцов много (коробок спичек)

Купи кипу пик!
Наша река широка, как Ока.
Около кола колокола.
У Кондрата куртка коротковата.
Покатил Костя в Кострому в гости.
Ткач ткет ткани на платки Тане.
Радуга-коромысло полукругом над рекой повисла.
Свинушки-старушки; волнушки - стрекушки; сыроежки – сладкоежки.

Клала Клара лук на полку,
Кликнула к себе Николу.

Кран обходится без рук,
Вместо рук у крана крюк.
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапкой кошка.

Куд - куда? Куд – куда?
Ну – кА, ну – кА, все сюда!
Ну – кА, к маме под крыло,
Куд – куда всех понесло?

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кот копеек накопил
Кошке козочку купил,
А козе - капустки
Кочанчик хрусткий.

Коваль ковал коня,
Конь – копытом Коваля,
Коваль – кнутом коня.

У леса на опушке, высоко на суку
С утра поет кукушка: "Ку –ку –ку!"
Внизу бежит речушка по жёлтому песку,
Поет кукушка звонко:" Ку –ку –ку!"

Рассказ "Как варить компот"

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
- Слушайте все! Я прочитал в старой книги, как сварить компот!
- Ну и как его варить?
- Принесите каждый все самое вкусное, остальное за мной!
Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
- Готово! Кушайте на здоровье!
Все попробовали, да как закашлялись, отказываются:
- Компот называется! Сам ешь!
Почему так невкусно получилось? – мрачно задумался кот.
Г.Юдин

Речевые игры для отработки звуков К, Г, Х.

Игра "Подбери нужное слово" В лесу растет (мох), Коля под дождем (мок). Бойцы рыли подземный (ход), в доме жил

Игра "Цапля и лягушки" Дети выбирают ведущую и надевают ей шапочку цапли. Все остальные становятся лягушками и "прыгают в болоте". При этом поют: "Мы зеленые лягушки, Мы веселые квакушки, Громко квакаем с утра: "Ква-ква-ква, ква, ква!" Неожиданно на болоте появляется цапля и говорит: "По болоту я шагаю, и лягушек я хватаю. Целиком я их глотаю - хап-хап-хап". Увидев лягушат, цапля произносит: "Вот они, лягушки, зеленые квакушки! Берегитесь, я иду - я вас всех переловлю!" Лягушки разбегаются в разные стороны, а цапля их ловит. Осаленные лягушки" выбывают из игры.

Игра "Дети и гуси" Группа детей делится на две команды: первая – дети, вторая – "гуси" Гуси гуляют по поляне. Появляются дети. Обращаясь к гусям, дети спрашивают: - Гуси, гуси! - Га – га – га! – отвечают гуси. - Пить хотите? - Да – да – да! Далее выносят воду. - Гуси, гуси! Вот вода! - Га – га – га, га – га – га! (гуси кланяются благодарят)

Игра "Дети, гуси и лиса" "Гуси" машут крыльями и летают по комнате. В кустах сидит лиса. Появляются дети. Они протягивают к гусям руки и спрашивают: - Гуси, гуси, вы откуда? - Га – га – га, га – га – га! Все мы с юга, все мы с юга! - Гуси, гуси, вы куда? - Га – га – га, га – га – га. Мы летим на луга! - К нам летите на луга, на зеленые луга! - Га – га – га, га – га – га! Внезапно появляется "лиса": - Мигом гуся утащу, своих деток утащу. (пойманные гуси выбывают из игры).

Дефекты нёбных звуков (к, к'; г, г'; х, х'; й (j)) и их исправление

Недостатки произношения звуков к и к' носят название каппацизма, г и г'-гаммацизма, х и х'- хитизма.Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммациз-мом, парахитизмом. Недостаток произношения звука й (j) называется йотацизмом.

Артикуляция звука к состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 26).

Рис. 26. Профиль артикуляции звуков к, г, х

Звук г по механизму своего образования отличается от звука к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву (рис. 26).

Особенность артикуляции звука х, отличающая его от звука к, состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х (рис. 26).

Мягкие звуки к', г', х' (рис. 27) отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.

Рис. 27. Профиль артикуляции звуков х', й (j)

Рис. 28. Постановка звука й (j)

Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность первого вида состоит в том, что вместо звука к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука к на звук г ("тапуста", "рета", "паут").

В третьем случае взрывной звук к заменяется фрикативным х ("хапуста", "реха", "паух"), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки.

Исправление каппацизма. Если не удается исправить к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом, прибегают к механическому способу постановки к от г с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо го получается гя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо га должно получиться кя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый к (рис. 29).

Проводя упражнения на закрепление звука к в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый к переходит в мягкий к.

Рис. 29. Профили артикуляции при постановке звука к

Добившись правильного произношения звука к, можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару - к'. В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выражающийся в замене звука к на тили х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука к, и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.

Недостатки произношения звука х могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в замене его звуком к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками. Вместо халва, муха, мох слышится тогда "hалва", "муhа", "моh". Такое образование х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку.

Исправление хитизма и парахитизма. В обоих случах следует прежде всего попытаться получить правильное произношение х исходя из звука к и сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде кх. В дальнейшем остается лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию упражнением.

Если такой прием не приведет к цели, следует воспользоваться другим. Он заключается в постановке х от с механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится к от г (см. выше). Ребенка побуждают произнести слог са, протягивая согласный звук -ссса. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получается нечто среднее между ся ища. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога ся в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха.

Недостатки произношения звука г в общем аналогичны рассмотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других - южнорусский г, представляющий собой как бы озвонченный х, в третьих - гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибрацией голосовых связок (украинский звук г).

Встречается также - чаще у детей дошкольного возраста - пара-гаммацизм в виде замены г звуком д ("дуси", "рода" вместо гуси, рога).

Если ребенок правильно произносит звук к (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличия звука г от его глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Можно взять в качестве аналогов такие пары слогов, как афа-ава, аса-аза, аша-ажа, ana-аба, ата-ада, и на этой основе получить пару ака-ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за логопедом, контролируя и у себя и у него звонкость парных фонем с помощью руки, приложенной к шее.

Если описанные приемы не приведут к цели, следует воспользоваться механическим способом постановки звука г от д, аналогичным тому, который был указан выше для постановки к от т. На этот раз слог да последовательно преобразуется в слог дя (первый этап), затем в гя (второй этап) и, наконец, в га (третий этап).

За первичной постановкой звука г следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, выражающегося в замене звука г на д, должны быть направлены как на закрепление звука, так и на его дифференциацию с прежним заменителем.

Недостатки произношения звука j (й) встречаются преимущественно у дошкольников и состоят обычно в его замене звуком л' ("ляблоко", "обезляна", "трамваль" вместо яблоко, обезьяна, трамвай; "лёжик", "ружлё" вместо ёжик, ружьё; "любка", "игралю" вместо юбка, играю).

Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены звука ;" (й) гласным и. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аи, ои и др., несколько протягивая фонему и. Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа - иаблоко; ио -иожик; аи - играй; ои - стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут. Наконец, следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др.

Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогоеого звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки j (й) от з, аналогично тому, как х ставится от с (см. выше), но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между з'а и ж'а. Затем шпатель продвигают несколько глубже, пока не послышится четкое ja (рис. 28).

 

Подобным же образом из сочетания аза получается aja.

Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе получаются слоги jo(ё), jy(ю), jэ(e), аё, аю, ае и т. п.

Дефекты озвончения и их исправление

Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков ("самок", "щук" вместо замок, жук; "терево", "куси", "нулка" вместо дерево, гуси, булка). Нередко этот недостаток сопутствует тугоухости.

Исправление данного недостатка следует начинать с фрикативных звуков з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф _______ в ______ ). При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать ее вибрацию.

В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой - своей собственной гортани.

Затем таким же образом произносится звук с, который при включении голоса преобразуется в фонему з (с ____ з ______ ).

Работа над звонкими фрикативными согласными заканчиваетсяпостановкой ж, что также достигается включением голоса в моментдлительного произнесения ш (ш ____ ж _____ ).

За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных б, д, г.

Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трехкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п-б, т-д, к-г и др.).

Дефекты смягчения и их исправление

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми ("дада;", "тота", "утук", "фонар" вместо дядя, гегя, утюг, фонарь). Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т. п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логпедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апъ, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афъ и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными {пять, Катя, мяч и т. п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный u, a затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п', с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй - шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п* можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п* ____ а), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м', ф', в').

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук т'. Предложив ребенку произнести несколько раз звук г или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук г', в изолированном виде (т'т'т') или в открытом слоге (гя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога ат получают слог ат'. Такой способ постановки т' представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т' в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д' от д и н' от н.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких злуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф в', п', б', м', с', з', р', л'.

Что касается звуков к', г', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

 

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.

Общие требования к работе по исправлению недостатков звукопроизношения

При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований.

Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука.

5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.

Иногда оказывается, что ребенок без предварительной артикуляционной гимнастики воспроизводит все необходимые для данного звука дифференцированные движения языка, губ. В этом случае можно исключить второй этап работы. Однако необходимо подчеркнуть, что последовательность всех остальных этапов должна строго соблюдаться.

При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.

По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

С самого начала работы над звуком необходимо развивать у ребенка слуховой самоконтроль. Для этой цели логопед привлекает внимание ребенка к неправильному произношению звука и предлагает сравнить его с правильным. Целесообразно, чтобы сам логопед имитировал искаженное произношение, чередуя его с нормальным, а ребенок сравнивал оба варианта и воспроизводил нужный. Следует постоянно напоминать детям о необходимости вслушиваться в то, как они произносят. На первых порах полезно уртированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового самоконтроля.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3) автоматизация звука в предложениях;

4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6) автоматизация звука в разговорной речи.

Лексический материал, подбираемый логопедом для автоматизации звуков (равно как и для дифференциации), должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.

Кроме того, необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала.

Логопед должен стремиться также к тому, чтобы в процессе работы над автоматизацией любого звука смысловой речевой материал над автоматизацией любого звука смысловой речевой материал преобладал над чисто слоговыми упражнениями.

Необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. От неторопливого, утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить в более быстрому проговариванию слов, затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок. Только в таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление правильного произношения поставленного звука.

Требование соблюдения строгой последовательности в работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным - от элементарного повторения слов за логопедом к называнию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок и далее к пересказу коротких рассказов, составлению рассказов по серии картин и, наконец, к свободному речевому общению.

Особого внимания заслуживает вопрос о порядке исправления

неправильно произносимых звуков. Понятно, что, когда ребенок не владеет правильным произношением одного-трех звуков, не может быть речи о специальной системе. Но, как известно, чаще встречается сложная дислалия, при которой оказывается нарушенным большое число фонем, принадлежащих к разным фонетическим группам.

Этот порядок должен прежде всего отвечать дидактическому принципу последовательного перехода от более легкого к более трудному. Установлено, что исправлять недостатки произношения свистящих согласных значительно легче, чем шипящих. Поэтому, если у ребенка имеются дефекты в произношении и тех и других согласных, начинать надо с работы над звуками с, с', з, з', ц. Исходя из того же принципа сначала работают над постановкой звука л, а уж потом р.

Следует пояснить, что не только возможна, но и необходима параллельная работа над двумя звуками. Однако при этом соблюдаются следующие требования. Прежде всего нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом речевых органов. Так, например, нецелесообразно одновременно работать над исправлением бокового произнесения звука с и постановкой звука л. В данном случае для правильной артикуляции фонемы с нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, а для л - совершенно противоположного (язык узкий - "жалом", желобок отсутствует, а воздух проходит по боковым щелям между языком и коренными зубами). Параллельная работа над этими звуками может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения.

Следующее требование состоит в том, что нельзя одновременно работать над так называемыми "трудными" звуками, т. е. теми, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Так, например, одновременная работа над звуками р и ш, требующими большого напряжения дыхательных органов, может привести к быстрому утомлению вплоть до головокружения.

Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, например над ш, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос, и получают звук ж.

Определяя порядок работы над дефектным произношением ребенка, логопед должен обязательно учитывать и индивидуальные особенности логопата, в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению. Поэтому в процессе обследования ребенка он должен точно установить, какие звуки легче поддаются исправлению, и при составлении плана работы включить их в первую очередь.

Занятия по формированию правильного произношения у детей должны отличаться строгой систематичностью. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Обычно таким образом составляются группы из трех-четырех человек. Состав групп подвижен и меняется с каждым новым звуком.

Продолжительность индивидуальных и групповых занятий не должна превышать 15 мин, поскольку дети дошкольного возраста не выдерживают большей активной речевой нагрузки и у них наступает переутомление.

С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой необходимо широко использовать для проговаривания наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Он помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!