Хореографическая терминология



    Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно. В XVII веке француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время.

    Обращаясь к специальной литературе, студенты испытывали трудности, сталкиваясь с незнакомыми терминами, такими, как:

    «выворотное положение ног», а это является необходимым и обязательным условием техники выполнения элементов классического танца;

    «баллон» − умение зафиксировать позу в прыжке;

    «форс» − необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов;

    «апломб» − устойчивое положение занимающегося;

    «элевация» − способность танцора показать максимальную фазу полета в прыжке;

    «припорасьон» − подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента;

    «крестом» − выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении.

    Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций. Терминология всегда строится в соответствии с правилами словообразования.

    Основное преимущество термина − в краткости. Это дает возможность сократить время для объяснения заданий, сохранить плотность урока.

Экзерсис у палки или на середине зала:

PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения;

DEMI PLIE [деми плие] – неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола;

GRAND PLIE [гранд плие] - глубокое, полное «приседание»;

BATTEMENT TENDU [батман тандю] – отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрывая носка от пола;

BATTEMENT TENDU JETÉ [батман тандю жете] - «бросок», взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление;

ROND DE JAMB PAR TERRE [ронд де жамб пар тер] - круг носком по полу круговое движение носком по полу;

BATTEMENT SOUTENU [батман сотеню] – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное, слитное движение;

BATTEMENT FONDU [батман фондю] - «мягкое», «тающее», плавное движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого "рабочая" нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и "рабочая" нога открывается вперед, в сторону или назад;

BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] - «удар», движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад;

BATTEMENT DOUBLE FRAPPE [батман дубль фраппэ] – движение с двойным ударом;

PETIT BATTEMENT [пти батман] «маленький удар» - поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги;

BATTERIE [батри] «барабанный бой» - нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений;

BATTU [ботю] - «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги;

ROVD DE JAMBE EN L'AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°;

ADAJIO [адажио] - медленно, плавно включает в себя гранд плие, девлопе, релеве лян, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета;

BATTEMENT RELEVE LENT [релеве лян] - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90° и выше;

BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание, раскрывание ноги вперед, назад или в сторону скольжением "рабочей" ноги по опорной в нужное направление;

GRAND BATTEMENT [гранд батман] - «большой бросок, взмах» на 90° и выше вытянутой ноги в нужное направление;

BALANCOIRE [балансуар] – «качели», применяется в grand battement jete.

Положения, направления, позы, дополнительные движения:

A LA SECONDE [а ля сгон] - положение, при котором исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону на 90°;

ALLONGEE [алонже] – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки, завершающее движение рукой, ногой, туловищем, положение удлиненной руки;

APLOMB [апломб] – устойчивость;

ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой вытянутая нога отводится назад на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска;

ATTITUDE [аттитюд] – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута;

BALANCE [балансе] – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад;

BATTEMENT [батман] – размах, биение;

BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] - противоположное battement developpe движение, "рабочая" нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию;

BATTEMENT RETIRE [батман ретире] - перенос через скольжение "рабочей" ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади;

COUPE [купе] - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок, быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения;

CROISEE [круазе] – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую;

DEGAJE [дегаже] - освобождать, отводить «переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок;

DEMI [деми] – средний, небольшой;

DEMI ROND [деми ронд] - неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45°, 90° и выше);

DESSUS-DESSOUS [десю-десу] – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree;

DÉVELOPPE [девелопе] - «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше;

DOUBLE [дубль] - «двойной», battement tendu - двойной нажим пяткой, battement fondu -двойной полуприсед, battement frapper - двойной удар;

ECARTE [экарте] - поза классического танца (a la seconde), при которой вся фигура повернута по диагонали вперед или назад;

EFFACE [эфасэ] – развернутое положение корпуса и ног;

EN DEDANS [ан дедан] - направление движения или поворота к себе, вовнутрь, в круг;

EN DEHORS [ан деор] - круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты;

EN FACE [ан фас] – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног;

EN TOURNANT [ан турнан] – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения;

EPAULMENT [эпольман] - положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый);

GRAND [гранд] – большой;

JETE [жете] – бросок ноги на месте или в прыжке;

PAS COURU [па курю] – пробежка по шестой позиции;

PAS D`ACTIONS [па де акшн] – действенный танец;

PAS DE BASCUE [па де баск] – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад;

PAS DE BOURREE [па де буре] – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением;

PAS DE DEUX [па де де] – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы;

PAS DE QUATRE [па де карт] – танец четырех исполнителей;

PAS DE TROIS [па де труа] – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика;

PASSE [пассе] - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в стороне, сзади;

PETIT [пти] – маленький;

PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту;

PLIE [плие] – приседание;

PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями;

POINT [пойнт] - вытянутое положение стопы;

PORDEBRAS [пор де бра] - «перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону, то же самое в растяжке. Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы;

POUNTE [пуанте] - «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП;

RELEVÉ [релеве] - «поднимать, возвышать», подъем на пальцы или полупальцы;

RENVERSE [ранверсе] - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; резкое перегибание, опрокидывание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant;

ROND [ронд] – «круг, круглый»;

SOUTENU [сотеню] – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать»;

SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания "рабочей" ноги в пятую позицию;

SUR LE COU DE PIED [сюр ле ку де пье] - положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе;

TEMPS LIE [тан лие] - маленькое адажио,1 - полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП, 5.то же самое в сторону и назад;

TOMBÉE [томбэ] – падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.

Прыжки:

ALLEGRO [аллегро] – быстро; «веселый», «радостный»; часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе;

ASSEMBLE [ассамбле] - от гл. соединять, собирать; прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в воздухе;

BRISE [бризе] – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков с заносками;

CABRIOLE [кабриоль] – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой;

CHANGEMENT DE PIEDS [шажман де пье] – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции);

ECHAPPE [эшаппэ] – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую;

ЕМВОIТЕ [амбуате] - последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite - поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°, при этом происходит смена полусогнутых ног в воздухе;

ENTRECHAT [антраша] – прыжок с заноской;

GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад;

GRAND JETE [гранд жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат";

JETE FERME [жете фермэ] – закрытый прыжок;

JETE PASSÉ [жете пассе] – проходящий прыжок;

PAS BALLONNE [па балонэ] – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied;

PAS BALLOTTE [па балоттэ] – колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь;

PAS CHASSE [па шассе] – партерный прыжок, во время которого одна нога подбивает другую с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога "догоняет" другую в высшей точке прыжка;

PAS CISEAUX [па сизо] – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе;

PAS DE CHAT [па де ша] – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой;

PAS FAILLI [па файи] - связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demi plie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси;

SAUTE [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям;

SISSONNE [сисон] – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого;

SISSON OUVERTE [сиссон уверт] - прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении;

SISSONNE FERMEE [сисон ферме] – закрытый прыжок;

SISSONNE SIMPLE [сисон симпл] – простой прыжок с двух ног на одну;

SISSONNE TOMBEE [сисон томбе] – прыжок с падением;

SOUBRESAUT [субресо] – большой прыжок с задержкой в воздухе.

Вращения:

FOUETTE [фуэте] – от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается;

PIROUTTE [пируэт] - «юла, вертушка»; вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied;

TOUR [тур] – поворот;

TOUR CHAINES [тур шене] - «сцепленный, связанный»; быстрые повороты, следующие один за другим, исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах;

TOUR EN L`AIR [тур ан лер] – тур в воздухе.

 

Заключение

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Классический танец впитал в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой.

В заключение следует вспомнить слова блистательной балерины Майи Плисецкой: «Я думаю, что балет — искусство с большим и увлекательным будущим. Он непременно будет жить, искать, развиваться. Он непременно видоизменится. Но как именно, в какую сторону он пойдет, со всей точностью предсказать трудно. Не знаю. Знаю одно: всем нам — и исполнителям, и балетмейстерам — надо работать очень много, серьезно, не щадя себя. Люди, их вера в искусство, их преданность театру могут сделать чудеса. А какими окажутся эти «чудеса» балета будущего, решит сама жизнь» [8].

Список использованной литературы

    1.https://pedsovet.org/publikatsii/horeografiya-tantsy-teatr/klassicheskiy-tanets-osnova-vsey-horeografii

    2.https://www.studmed.ru/view/blok-ld-klassicheskiy-tanec-istoriya-i-sovremennost

    3. http://teatr-lib.ru/Library/Stanislavsky/T_3

    4. https://infourok.ru/vliyanie-zkzersisa-klassicheskogo-tanca-na-virabativanie-navikov-tehniki-2668362.html

    5.https://litresp.ru/chitat/ru/В/vaganova-agrippina-yakovlevna/osnovi-klassicheskogo-tanca

    6. https://ru.wikipedia.org/wiki

    7. https://horeografiya.com

    8. https://aif.ru/culture/person/vydayuschiesya_tancory_i_baletmeystery


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!