Визитная карточка Евгения Базарова.



Анализ философского (идеологического конфликта) в романе.

1. Визитная карточка старшего поколения:

1) Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу России. Аристократы, по его словам – это основа общего блага. «Человеческая личность, должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится» (X гл.)

2) Ценностями старшего поколения являются любовь, благородство по отношению к женщине.

3) К «священнейшим верованиям» миллионов людей в государстве относит старшее поколение и семью, общественный институт брака, и веру: русский народ «свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры» (X гл.).

4) Павел Петрович считает себя русским человеком. Он намеренно подчёркивает это, произнося слова «эфтим», «эфто», которые употребляли, в редких случаях, говоря на родном языке, «тузы Александровского времени», хотевшие подчеркнуть, что они «мол, коренные русаки» » (X гл.).

5) К ценностям старшего поколения относится уважительное отношение к своему народу, к своим корням, истокам, знание народного характера и потребностей, устремлений народных. «Я вас за русского признать не могу», – говорит он Базарову, считая, что тот «идёт против своего народа» (X гл.).

6) К ценностям «отцов» относится и культурное наследие предков (музыка, живопись, поэзия) и природа.

Аристократы, по словам Павла Петровича, – это основа общего блага.

Как развенчивает Тургенев это убеждение?

Во-первых, справедливыми словами Базарова: «вот вы уважаете себя и сидите, сложа руки; какая же от этого польза для общественного блага?» (X гл.).

Но, может быть, Базаров не прав? И Павел Петрович не зря прожил свою жизнь?

Нет, Базаров прав: П.П. Кирсанов – это «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» (VII гл.).

Где же, на каком поприще смог бы принести пользу Отечеству П.П. Кирсанов?

Мы знаем, что «на двадцать восьмом году он уже был капитаном» (VII гл.). Молодость и зрелость Павла Петровича приходится на то время, когда России нужны были воины-защитники.

Что мешало П.П. Кирсанову служить Отечеству, оставить о себе добрую память?

А ведь пример у него был перед глазами: это его отец, о котором Василий Иванович Базаров говорит Аркадию: «А дедушка ваш очень почтенный был человек, настоящий военный» (XX гл.).

– К ценностям старшего поколения относит Тургенев и любовь, отношение к женщине.

Любя замужнюю женщину, которая «слыла за легкомысленную кокетку» (VII гл.) преследуя её, «таскаясь за ней» повсюду, ухаживая за ней, даря ей подарки, склоняя к сожительству, спасал П.П. Кирсанов её или губил? И что это за любовь, которая «требует своего»?

В конце романа мы видим его за границей. «Жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит только взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнёт почти незаметно креститься….» (XXVIII гл.). Как поздно, под конец жизни, наступило прозрение…

О чём он думал? Молился ли за женщину, к погибели души которой, приложил руку и он?

И.С. Тургенев тоже любил замужнюю женщину. Но никогда в течение сорока лет он «не требовал своего». Это была платоническая любовь. Для Тургенева любовь – это своеобразная высота. Вот эту проверку любовью и не проходит старшее поколение.

– Опорами общества считает старшее поколение семью, общественный институт брака, и веру.

А поступки самих героев говорят нам об обратном. Мы видим, что Николай Петрович ходит в приходскую церковь, именно там он видел Фенечку по воскресеньям.

Но почему он не женится так долго на Фенечке, от которой у него уже есть маленький сын?

Взрослого сына стесняется, старшего брата боится, а Бога не боится. Почему Павел Петрович относится без уважения к семье княгини Р., к её мужу? «У ней был благовоспитанный и приличный… муж», – сообщает читателю Тургенев (VII гл.).

– Павел Петрович считает себя русским человеком. Страницы романа нам говорят об обратном: мы видим его в романе в «тёмном английском сьюте» или «в изящном утреннем, в английском вкусе, костюме», на голове у него красуется «маленькая феска» (головной убор османской империи не случаен на голове русского аристократа: он «внутренний турок»). Он употребляет в своей речи много иностранных слов. В комнате, куда поселили Базарова, английский рукомойник. Тургенев отмечает «щёгольски-сухую и страстную, на французский лад, мизантропическую душу…» Павла Петровича (XI гл.)

Мизантроп – это человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством, для мизантропа характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.

Тургенев надеется, что вдумчивый читатель задумается над тем, что обозначает это слово и обнаружит не только различия в жизненных позициях отцов и детей, но и сходство. Базарову так же, как и мизантропу П.П. Кирсанову, характерно в какой-то мере презрение ко всему русскому, к распространённым ошибкам и слабостям не только «отцов», но в том числе и к своим собственным Е.Б.: «Коли раздавят, туда и дорога» (X гл.). И те, и другие потеряли почву под ногами: будучи русскими по происхождению офранцузились, стали англоманами, перекроили себя на немецкий лад.

Уехав в Дрезден, Павел Петрович «ничего русского не читает», «знается больше с англичанами…» (XXVIII гл.)

– К ценностям старшего поколения относится и уважительное отношение к своему народу.

Мы видим, что Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам это признает. Аркадий сообщает Евгению, что говоря с крестьянами «он морщится и нюхает одеколон…» (VII гл.).

Николай Петрович более демократичен, больше общается с крестьянами, но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся.

Тургенев легко находил общий язык с крестьянами; после смерти матери отпустил значительную часть дворовых на свободу, перевёл пожелавших того крестьян с барщины на оброк, усадебную землю безвозмездно передавал в собственность крестьянам, всячески содействовал общему освобождению крестьян.

– К ценностям «отцов» относится культурное наследие предков (музыка, живопись, поэзия) и природа.

Может ли на самом деле, Павел Петрович судить о русской литературе, прочитав «штук 5-6 французских книг»?

Русских современных художников же он знает только понаслышке («мне сказывали») Он говорит, что «новые русские художники «бессильны и бесплодны до гадости» (X гл.).

В XI главе романа мы видим Николая Петровича, тонко чувствующего красоту вечернего сада, небольшой осиновой рощи и объяснившего встретившемуся брату своё душевное состояние. «Павел Петрович, – пишет Тургенев, – дошёл до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его тёмных прекрасных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд. Он не был романтиком…».

Мы видим, что природа в его душе не находит отклика.

Выводы: В оценке поколений отцов мы использовали систему ценностей русского народа. Все их жизненные поступки не проходят проверку и терпят фиаско.

И.С. Тургенев, изображая «отцов» пытался быть объективным. Несмотря на свою принадлежность к лагерю «отцов» он честно писал в письме к К. Случевскому: «Вся моя повесть направлена против дворянства как класса, вглядитесь в лица Павла Петровича, Николая Петровича… Они эгоистичны и беспомощны. Если сливки таковы, то что же молоко…». Тургенев выносит приговор своему герою П.П. Кирсанову: «…красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец» (XXIV гл.).

Визитная карточка Евгения Базарова.

1) Отношение к старшему поколению: «Архаическое явление!» (IV гл.) «Твой отец добрый малый… но он человек отставной, его песенка спета» (гл. IX). Про деда Кирсановых Базаров говорит отцу, который служил у него в бригаде: «Сознайся, дубина была порядочная» (XX гл).

2) Своими учителями считает немцев. Его взгляды – это идеи немецких материалистов. Все их положения – это победа материи над духом. На вопрос Павла Петровича о естественных науках и германцах, которые сильно в этом преуспели, он отвечает: «Да, немцы в этом наши учители» (VI гл.).

3) Об отношении к поэзии: «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду» (X гл.). «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (VI гл.).

4) Об отношении к любви, к женщине: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII гл.).

5) Отношение к браку: Базаров говорит Аркадию, который находит, что отец должен жениться на Фенечке: «Ты придаёшь ещё значение браку; я этого от тебя не ожидал» (IX гл.)

6) Отношение к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (IX гл.).

7) Отношение к музыке: «Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства, в…м уезде – играет на виолончели! » Базаров продолжал хохотать…(IX гл.).

8) О живописи: «Рафаэль гроша медного не стоит…» (X гл.).

9) Отношение к родителям, к матери: «Я слышу. Как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего» (XXI гл.).

10) О своём жизненном предназначении: Идеи Базарова – уничтожение, разрушение. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». «Мы ломаем, потому что мы сила…» «Это уже не наше дело (строить)… Сперва нужно место расчистить», (X гл.). «Плётка – дело доброе» (XIII гл.), «…мы драться хотим…» (XXVI гл.)

Писатель присматривался и к молодому поколению. Представитель его – Евгений Базаров.

Кто он?

Врач, учёный, естествоиспытатель, сын полкового лекаря, закончил Медико-хирургическую академию. Тургенев отмечает его несомненные достоинства. Какие?

Ум, трудолюбие, знания, чувство юмора, благородство.

Как это сказывается в его поступках?

Он находит общий язык с Фенечкой, любит и умеет общаться с детишками, остался другом Аркадию Кирсанову, оказалось, любит родителей, полюбил Одинцову. Глядя на то, как он разговаривает с Фенечкой, как общается с детишками, мы можем предположить, что он мог бы стать хорошим, заботливым отцом.

Но Тургенева настораживают взгляды Базарова. Как известно, он нигилист. Человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, отрицает веру, духовную сторону человеческой жизни, признаёт только «материю и силу».

Что же конкретно он отрицает? Чем это опасно? Выдерживают ли его взгляды проверку временем?

Многие убеждения автор развенчивает образом самого героя в сцене «Прощание Базарова с Одинцовой». Поэтому в данный момент остановимся лишь на некоторых идейных позициях нигилиста.

– Своими учителями Базаров считает немцев. Его взгляды – это идеи немецких материалистов, отрицавших Бога. Все их положения – это победа материи над духом. На вопрос Павла Петровича о естественных науках и германцах, которые сильно в этом преуспели, он отвечает: «Да, немцы в этом наши учители» (VI гл.). Базаров говорит это в то время, когда в России были такие русские учёные с мировым именем как Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев... В это время жили русские философы А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин…

Перед смертью Базаров, хоть и в свойственной ему манере, всё же просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу» (XXVII гл.).

Многие современники называли Тургенева западником. Фигура Базарова настолько его увлекла, что он даже вел дневник от лица героя, учился видеть мир глазами Базарова. Но писатель русский в полном его развитии, потому что в изображении, в оценке своих главных героев он использует христианскую систему ценностей. Поколение «детей» «напялило» на себя новомодные одежды, которые оказались обветшалыми лохмотьями. Западная система ценностей в столкновении с жизнью давала сбой. Но чтобы понять это, русскому человеку, надо было потерять жизнь.

– Базаров не придает значение браку, не признаёт любви. «Этакое богатое тело!.. хоть сейчас в анатомический театр», – говорит он об Одинцовой. От цинизма Базарова коробит даже Аркадия: «Перестань, ради бога, Евгений! Это ни на что не похоже».

Тургенев, размышляя над романом и, несомненно, и над своей бобыльей жизнью, отдаёт Базарову слова, которые тот скажет при прощании Аркадию: «А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то, что мы с тобой» (XXVI гл.).

– Природа в понятии Базарова оказывается лишь мастерской, бессмысленной и мёртвой без человека-мастера. Но что будет с природой, когда этот работник (вульгарный материалист) придёт? Что сотворит он с природой? Преследуя цели ближайшей выгоды, он будет поворачивать реки вспять, разрушать озонный слой, губить ценные породы леса и популяции животных.

– Базаров равнодушен к музыке и живописи.

– Тургенев сообщает нам, что Базаров три года не видел родителей, а погостил у них только три дня. Он не знает, о чём говорить с матерью. «Сегодня меня дома ждут…» – говорит он в день своего ангела, – «Ну, подождут, что за важность!»

Вот что пишет Тургенев о матери Базарова: «… глаза Арины Власьевны, неотступно обращённые на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом, виднелся какой-то смиренный укор. Впрочем, Базарову было не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери…» (XX гл.). Аркадий, подчёркивает Тургенев, замечает Базарову: «Мне твою мать особенно жалко» (XX гл.).

– Идеи Базарова – уничтожение, разрушение.

И.С. Тургенев «умертвил» своего героя. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с точки зрения автора, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обречённую на гибель»

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!