Сакрализация и секуляризация.

Основные вопросы :

1. Структура и типология религиозных организаций.

Религиозные организации - неотъемлемый элемент социальной структуры современных обществ. Существование религиозно ориентированных коллективных образований характерно для самых разных по своему отношению к религии, историческим или культурным традициям стран. Даже в тех из них, где религия рассматривается как социально опасное явление, существование таких организаций неизбежно, хотя они могут не признаваться или преследоваться государственными властями.

Каждый тип религиозного объединения определялся разной комбинацией этих общих признаков, к которым добавлялись и выявленные новые специфические признаки. Среди этих типов выделяются: 1) церковь (включающая, в качестве разновидностей, универсальную церковь — всеохватывающую и гибкую, и церковь как экклесию — ориентированную на преобладающую часть общества, более жесткую); 2) секта (существующая либо в виде «обычной» недолговечной секты, либо в виде «устойчивой секты» — сочетающей идеологию избранности с умением адаптироваться к обществу); 3) деноминация (имеющая отдельные сектантские и церковные признаки, относительно толерантная к другим религиозным объединениям, при определенных условиях может обрести подобие церковного типа); 4) культ (имеет как специфические признаки харизматического свойства, так и близкие к сектантским). Все эти типы могут находится как в институциональном, так и в диффузном состоянии. Критериями типологической принадлежности являются выраженные в религиозных предписаниях способы внутреннего устройства (замкнутость или открытость, наличие или отсутствие иерархической структуры и пр.) и характер отношения того или иного религиозного объединения к социальной среде (принятие или отвержение светских ценностей и общественных порядков).

Актуальным для религиоведения остается типологическое объяснение религиозного сектантства. В научном плане устоявшейся стала характеристика религиозной секты как объединения верующих, которое возникает внутри какой-либо церковной организации, обособляется в ней и затем отделяется в качестве самостоятельного сообщества. Не существует однозначной этимологии понятия «секта» — его производят от нескольких латинских слов, имеющих разные значения (secta — «образ мыслей», «правило»; secare — «отрезать», «разделять»; sequi — «следовать»). Обозначение этим понятием группы, отделившейся от некоего социального целого и избравшей непонятный либо неприемлемый большинству образ жизни, придает ему отрицательное звучание в восприятии приверженцев массовой традиции. В то же время, феномен религиозного сектантства присутствует повсеместно в истории и современном существовании любой религии. Движения последователей многих учений, превратившиеся со временем в широкомасштабные системы традиционных религий, на своей начальной стадии зачастую выступали в виде религиозных сект (как это было, например, с христианством).

Типологическими признаками религиозной секты можно считать: 1) добровольность объединения группы верующих, покинувших церковную организацию; 2) осознанную самоизоляцию этой группы как от оставленной церкви, так и от мирского окружения (институтов и ценностей государства и общества); 3) закрытость, установление особых условий вступления; 4) строгую дисциплину участия; 5) наличие специальных религиозных практик, поддерживающих убеждение в истинности избранной религиозной веры, чувство преданности и моральное единство группы; 6) культивирование представлений о собственной избранности и исключительности последователей сектантского учения в сравнении с другими верующими; 7) харизматическое религиозное лидерство, при котором руководящий состав воспринимается как хранители истинной (возрожденной) спасающей веры; 8) ожидание скорого наступления благотворных последствий (в текущей жизни или за ее пределами). Большинство этих признаков в отдельности могут быть встречены и у других типов религиозных объединений, однако в комплексе они определяют специфику религиозного сектантства как особого способа организации религиозной жизни.

Сакрализация и секуляризация.

Секуляризация (лат. saecularis – светский, мирской) как термин представляет собой отторжение имущества, земель, предметов культуры и социальных институтов из собственности или влияния христианской церкви. Почти всегда выгодополучателем в этом процессе выступает государство. Процесс секуляризации приуменьшает влияние религии на жизнь людей и обеспечивает переход общества от религиозных традиций к светскому жизнеустройству. С тех пор как церковь стала субъектом отношений собственности, процесс приобретения и отторжения имущества был сопутствующим явлением. Как элемент государственной политики секуляризация осуществлялась еще Карлом Мартеллом в VIII веке, а термин секуляризация был впервые использован в Вестфальском мирном договоре XVII века для обозначения передачи победителям монастырской собственности. Таким образом, значительно снижается функциональность религии в общественном бытии и жизни каждого человека.

Спонтанная секуляризация эпохи феодализма в буржуазном обществе приобрела четкие формы: Отчуждение от церквей и монастырей земельных владений или иной дорогостоящей собственности и целенаправленная передача их в пользование государству, лично монарху, либо владетельному вельможе. Вытеснение духовенства из центров принятия политических решений. Перевод многих полномочий церковного суда под юрисдикцию светского судопроизводства. Церковь утрачивает полный контроль над обучением. Светские школы и университеты под государственным покровительством создают новую систему образования. Религия перестает быть единственным источником культуры и в нарождающейся науке она выступает скорее как антипод, чем источник познания. Разделение духовного и светского мировоззренческих начал в философии. Формирование научной картины мироздания. Секуляризация, активно внедряясь в общественное, преобразило культуру, заставило христианство подстраиваться к новым светским ценностям, привела личность к кризису. В этих условиях процесс поиска истины превратился в отрицание традиционных устоев. Общество балансирует на грани отката в архаичную неоязыческую реальность.

Сакрализация это спонтанное или целенаправленное наделение вещей, явлений, понятий и представлений священно-мистическим содержанием. Подчинение социальных и политических институтов, а также элементов культуры, науки и бытовых отношений религиозному влиянию. Сакрализация – это антоним секуляризации, полярный по содержанию термин имеет историю, глубоко уходящую в первобытность. Процесс формирования человеческого социума сопровождался зарождением и развитием особой коммуникации в форме обрядов и суеверий, наделения знаковых предметов и явлений трансцендентными смыслами. В дальнейшем сакрализация усиливалась на религиозной почве, которая освящала многие важные для человека стороны его бытия и углублялась через оцерковление (клерикализацию) общественных отношений. При этом воздействие сакрализации на социальное и личностное развитие усиливается с появлением идеологического обоснования, включающим сакрализацию в область теологических понятий богословия. Черты сакрализации в разных религиозных традициях: В исламе сакрализация шла по пути построения теократической государственности. В средневековой христианской Европе, любое социальное явление включалось в сакральную сферу. В религиозной организации сакрализация переходит в клерикализацию через кодификацию, догматизацию и канонизацию вероучений. Сакрализация стремится объединить все виды интеллектуального бытия в единую богословско-теологическую концепцию.

 

Религия и политика.

 Политика (гр. politike — государственные, общественные дела) — это связи и отношения

между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания,

удержания и использования государственной власти. Соотношение религии с политикой

— одна из наиболее актуальных и острых тем религиоведения. Данная тема часто

обсуждается в средствах массовой информации, но, к сожалению, заметно меньше

разработана религиоведами, да и политологами.

Более всего политика обусловливается экономическими интересами людей. Классы и

группы людей, обладающие богатством и властью, используют силу государства во имя

своих собственных интересов и, как правило, добровольно от власти не отказываются.

Стремление к власти — одно из сильнейших, едва ли не демонических влечений человека.

Политические страсти сталкивают и разделяют людей. Сфера политики — сфера борьбы

за власть, причем в самых разнообразных, часто ухищренных и ожесточенных формах,

трудно совместимых с требованиями нравственности. Государственная власть

принуждает граждан к повиновению и опирается на насилие. Она располагает для этого

правоохранительной системой, армией, чиновничеством и другими мощными

инструментами навязывания своей воли и подавления сопротивления непокорных.

Насилием пронизаны и многие политические акции.

Областью регулирования связей и отношений между людьми, их единения или

разъединения. Но более существенны и глубоки различия между ними. Очень важен в

этом сопоставлении следующий момент: если политика опирается на насилие, то религия

исторически оценивала насилие по-разному. В Древнем мире и в Средние века

национальные религии обычно открыто одобряли применение насилия по

отношению к единоверцам или своим политическим противникам. В настоящее

время полавляющее большинство национальных религий и представители мировых

религий обычно осуждают насилие в любых его формах.

Религия чрезвычайно консервативна и, как правило, резко демонстрирует приоритет

небесного по отношению к земному, священного — к «профанному», духовного — к

телесному и материальному. В религии отчетливо доминирует моральное начало.

Религиозные служители ревностно заботятся об авторитете Церкви и обычно избегают

участия в рискованных для ее репутации политических акциях.

Политика рождается с появлением классов и государств, то есть возникает

значительно позже религии. Еще до появления политики, при общинном строе, религия во

многом обеспечивала организацию поведения наших далеких предков и соблюдение

нравственных обычаев на основе складывавшихся норм вероучения и культовых

ритуалов. Она сакрализовала авторитет вождя племени (часто он же одновременно был и

жрецом), придавала силу инерции вырабатывающимся традициям. Д. Фрэзер полагал, что

власть царя выросла из его жреческих функций. И первыми носителями власти были

колдуны, маги и жрецы.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!