Иранские религии: зороастризм/маздеизм, митраизм.

Основные вопросы :

1. Этнические религии Индии: индуизм, джайнизм, сикхизм.

Индуизм (хинду-самая, хинду-дхарма) – самая многочисленная и влиятельная религия современной Индии. Имеет большее 700 млн. последователей. Возникла в 3 тыс. до н. э. Основателями считаются 7 легендарных мудрецов, создавших индусские священные книги "Веды". Два самых крупных течения - вишнуизм и шиваизм. Точное время возникновения индуизма неизвестно, но практически все историки соглашаются, что своим корнями он уходит в архаические верования индоевропейской общности народов, которые формировались в 3 тыс. до н. э.

 

Джайнизм - одна из религий Индии, которая возникла в VI столетии до н.э. В современном мире живет около 3 млн. ее сторонников. Основателем джайнизма считается Вардхамана, известный более по своим священным именам Джина ("Победитель") и Махавира ("Великий герой"). В основе джайнского канона лежат так называемые Джайна-сутры.

В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой системой, связанной с брахманизмом. По джайнизму, достичь спасения может каждый человек, независимо от сословия и кастовой принадлежности.

Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. В отличие от буддизма, джайнизм отличает меньшая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым брахманизмом, обусловившая в нем присутствие черт догматизма и ритуализма.

В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных, несотворенных и неразрушимых субстанций (таттв): дживы и адживы, выступающей в качестве пудгалы, акаши, времени, дхармы и адхармы. В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства – состояние нирваны или мокши.

Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов.

Cикхизм (от слова "сикх" - ученик) - одна из индийских религий, которая в конце XV - в начале XVI столетия возникла на почве объединения индуизма и ислама. Последователей сикхизма, которые живут преимущественно в индийских штатах Пенджаб и Хариана, сейчас их около 12 миллионов. Основателем сикхизма считается Гуру Нанак. Основная святыня - священная книга "Ади-Грантх" находится в "Золотом храме" города Амритсар.

 

Сикхи веруют в Единого Бога, которого не возможно описать. Для них Бог - это добро и любовь. Слиться с Ним можно только под руководством Гуру - духовного наставника. Главным Гуру считается Нанак (всего сикхи признают десять Гуру, которые сменяли друг друга). Нанак провозгласил равенство всех перед богом и полную свободу от кастовых отличий и ограничений. Все Гуру выступили против брахманов, аскезы, за широкое участие мужчин и женщин в активной общественной жизни. Нанак выступил против индусского ритуала самосожжения вдов (сати) и неравноправия женщин.

Население Пенджаба, поддержало учение главного Гуру и в скором времени здесь возникла большая община сикхов, влияние и авторитет которой все время росли. Она жила по собственным правилам, изложенными в священной книге сикхизма "Грантх Сахиб" ("Книга Владыка", или "Ади Грантх" - "Первая Книга" ли "Гуру Грантх" - "Книга Учителей"), где собраны проповеди первых сикхских Гуру во главе с Нанакой.

 

Сначала императоры Индии поддерживали сикхов, но потом отношение к ним резко изменилось. Их начали жестоко преследовать. В конце XVII столетия по приказу Аурангзеба девятый Гуру был публично распилен на куски. В ответ при десятому Гуру Говинде сикхи подняли вооруженное восстание. Говинда провел реорганизацию сикхских общин в могущественную политическую и военную силу. Все сикхи дали клятву быть готовыми отдать жизнь за общее дело. Так возникшая боевая дружина сикхов - хальса. В нее вошли все, кто мог носить оружие. Сикхи начали войну за создание собственного государства. В конце XVIII столетия в Пенджабе один из вождей сикхов Ранджит Сингх создал независимое сикхское государство со столицей в Лахори. Оно просуществовало недолго и пало в борьбе с англичанами, но память о независимости не исчезла.

 

 

2. Национальные религии Китая: конфуцианство, даосизм.

Даосизм

Полулегендарная личность — Лао-ЦзыОдна из древнейших национальных религий в мире. Его основателем является полулегендарная личность — Лао-Цзы. Его имя переводится как «старый мудрец», по преданию он родился уже стариком. Центральным звеном даосизма выступает понятие Дао, имеющее разный смысл – «путь», «всеобщий закон», «бог». Лао-Цзы о Дао говорит: «Человек зависит от земли, земля от Неба, Небо от Дао, а Дао от самого себя. Люди лишь могут знать о существовании Дао, но они никак не могут воздействовать на него, потому что Дао – непостижимый всеобщий закон, которому подчиняется мир. Он корень всего и творец всех вещей. Дао – есть закон вечного изменения и непостоянства».

 

Даосизм учит смирению, стремлению к неизменности, вечной гармонии и устойчивости жизни, отрицает насилие. Лао-Цзы учил: «Кто действует — потерпит неудачу, кто чем-либо владеет — потеряет. Поэтому мудрец всегда бездеятелен, беден и созерцателен, так как он следует Дао».

 

 

Конфуцианство

У этой религии был реальный основатель — Кун-Цзы (в европейской традиции Конфуций), родившийся в 551 году до н.э. в одном из средне-китайских княжеств. Большую часть своей жизни он провел на государственной службе, а в старости отошел от дел и занялся литературной деятельностью. Учение Кун-Цзы – это учение о поведении человека в обществе. По сравнение с даосизмом оно более конкретно и понятно. О божественном и сверхъестественном в нем не говорится ни слова. Главная мысль в философии Конфуция — точно следовать в жизни всем установкам древности, до мелочей соблюдать установленные правила и законы, следовать традиции, подчиняться старшим и уважать их. Особый упор в конфуцианстве делается на верности долгу (и), преданности учителю, государю (чжун), сыновней почтительности (сяо), уважении к старшим (ли). Долгое время учение Кун-Цзы в Китае существовало как оригинальная философская система, но после обожествления его основателя превратилась в религию.

3. Синтоизм – родоплеменная религия Японии.

Синтои́зм, си́нто (яп. 神道 синто:, «путь богов») — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками (яп. 神). Ками может существовать на Земле в материальном объекте, причём не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании (например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы). Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления — к примеру, Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных ками или подчинение их при помощи специальных ритуалов.

 

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, благодаря которому всё в мире постоянно обновляется. Однако круговорот в нынешнем виде не бесконечен, а существует лишь до разрушения земли, после чего приобретёт другие формы. В синто не существует понятия спасения; вместо этого каждый сам определяет своё естественное место в мире своими чувствами, побуждениями и поступками.

 

 

Иранские религии: зороастризм/маздеизм, митраизм.

Зороастри́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین»‎ — behdin, «Благая вера») — одна из древнейших религий[1], берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (авест. Zaraθuštra, также известен как Зардушт пехл. Zardu(x)št и Зороастр др.-греч. Ζωροάστρης), полученном им от бога Ахура Мазды (Асура Мазды) . В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространён преимущественно на территории Большого Ирана.

 

Несмотря на то, что учение Заратустры носило характер дуалистического монотеизма, уже в первые десятилетия после смерти пророка началось возвращение к многобожию . Единобожие сохранялось до V века до н. э. только в замкнутой мидийской касте магов. Более поздний зороастризм является типичной политеистической религией .

К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах постсоветского пространства (преимущественно в Таджикистане).

Маздаизм (маздеизм) — название ряда древнеиранских религий, предшествующих зороастризму. В некоторых источниках ошибочно сопоставляется с зороастризмом. В отличие от зороастризма, в маздаизме Ахура Мазда один из богов, равный Митре . Маздаизм совместно с ведизмом относится к индоиранским религиям, имеющим общую мифологию, ритуалы и схожие названия некоторых богов и героев.

Культ Ахура Мазды, как полагают некоторые историки зороастризма, не был разработан Заратуштрой, он существовал и до проповеди пророка. По мнению Ценера, дозороастрийский Ахура был, несомненно, также связан и с концепцией истины или представлением о некоей «упорядоченности космоса», равно как и с водами, и со светом или с солнцем .

Митраизм, как и другие восточные культы, не претендовал на исключительное обладание истиной, не имел единой «вселенской» организации и допускал возможность местных различий. Но у него были особенности, которые отличали его от множества других религий. Прежде всего, это недопущение к культу женщин. Затем, эта религия выдвигала определенные моральные требования, у нее не было профессионального жречества и такой этнической окраски, как у прочих, и митраизм так и не получил какого-то официального положения в Риме.

 

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!