Использование различных типов речи в художественных текстах.

19.10.20

Группа 2

Русский язык

Урок 8

Тема: Функционально-смысловые типы речи.

Образовательная цель: совершенствование аналитических текстовых умений и навыков.

Задачи:

- повторить основные речеведческие понятия (тип речи, средства выразительности);

- закрепить умение определять функционально-смысловую характеристику текста;

- совершенствовать умение строить устные и письменные высказывания с использованием разных типов речи.

Оборудование: презентация Power Point, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент.

Оформление записей в рабочих тетрадях.

Актуализация знаний.

Презентация. Слайд 1. Наше занятие мы посвятим повторению материала, который поможет вам выполнить задание 21 ЕГЭ.

Презентация. Слайд 2. После прочтения текста вы должны выполнить несколько заданий. В демоверсии задание 21 сформулировано так: Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. (Оценивается в 1 балл).

Презентация. Слайд 3. Как показал анализ результатов ЕГЭ-2015, именно это задание выпускники выполнили хуже всего. Как вы думаете, почему? (Не могут определить типы речи). Что будем делать? (Повторять).

 

Основная часть.

- Что такое повествование, рассуждение, описание? (Функционально-смысловые типы речи – подсказка на слайде 3 презентации). – Запись темы урока в тетради и на доске.

- Какие типы речи вы должны знать? (Повествование, описание, рассуждение) Слайд 4.

- Как вы их различаете? По каким признакам? (Ответы учащихся, предположения). Возьмите желтые карточки с текстами (Приложение 1). Прочитайте тексты и определите их типы.

 

Описание Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или еще что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии.
Повествование Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. Он взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа.
Рассуждение Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого.

 

- По каким признакам вы определили типы речи?

 

- Давайте попробуем составить таблицу-подсказку (шаблоны таблиц на зеленых листочках). Приложение 2.

- Обратимся к теме урока. Как вы ее понимаете? (Текст выполняет определенную функцию). Тексты создаются с определенной целью. Это 1 признак.

- Чем еще тексты отличаются? (в ходе беседы выходим на содержание и форму, а далее на части речи, типы предложений и – грамматические средства оформления).

- Представьте себя на месте фотографа. Сколько кадров вы сделаете в каждом случае? Что будет представлять собой повествование? Описание? Рассуждение?

 

В итоге получится такая таблица (раздать готовые таблицы). Приложение 3 (голубые карточки).

 

Отличительные признаки. Повествование Описание Рассуждение
Цель создания текста Рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности. Наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения. Обосновать взаимосвязь явлений.
Отвечает на вопрос Что происходит? Какой? Зачем? Почему? С какой целью?
Содержание и форма текста Последовательность событий. Хронология. Завязка, развитие событий, кульминация, развязка. Представление о предмете в целом, его деталях. Сравнение с другими, аналогии, противопоставления. Тезис – аргументы – выводы.
Типичные грамматические средства оформления Видо-временные формы глаголов. Простые и сложные предложения с прямым порядком слов. Определения, выраженные разными частями речи. Средства выразительности. Распространенные предложения с причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, обстоятельственными придаточными.
Прием фотографии Последовательный ряд кадров. Череда картинок. Один кадр (портрет, пейзаж, интерьер). 1 картинка. _

 

 

Практикум.

- Давайте попробуем применить на практике наши знания. Алгоритм выполнения задания на слайде 5.Приложение 4. Тексты с заданиями – Приложение 5.

Описание:

Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Описание:

Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)


Повествование:

Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последние сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. Он взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Дядь Саша выругался и полез из кабины. Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было: его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)

 

- Могут встретиться и комбинированные тексты. (Задание повышенного уровня сложности)


Повествование с элементами описания:

Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения:

Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало, и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)

 - Тесты по вариантам ЕГЭ-2015. http://russkiy-na-5.ru. Приложение 6.

Использование различных типов речи в художественных текстах.

- Последовательность расположения различных типов текста помогают автору донести главную идею своего произведения до читателя. Выбор типа текста определяет и выбор языковых средств. Рассмотрим на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Последняя встреча» (Приложение 7).

- Чтение текста учеником вслух.

 

И.С. Тургенев. "Последнее свидание"

 

Повествование

Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги.

Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною.

Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились.

 

Описание

Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!

Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась — и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

 

Рассуждение

Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы...

Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.

Да... Смерть нас примирила.

 

Апрель 1878

 

- Анализ текста. Учащимся предлагаются вопросы: Какими вы представляете участников последнего свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей? Зачем же автор поведал читателю о встрече когда-то поссорившихся людей? Определите идею стихотворения и запишите в тетрадь, чтобы в конце урока сверить первоначальное понимание смысла произведения с итоговым.

- Как автор доносит идею произведения до читателя?

- Какие он использует функционально-смысловые типы речи и языковые средства? Каково типологическое строение данного текста? (Определите, где здесь описание, рассуждение, повествование). Разбейте текст по типам речи. Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи? Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?

Анализ текста

Автор рассказал о чувствах и переживаниях лирического героя, вызванных встречей со старым другом, находившимся при смерти. Стихотворение проникнуто мыслью о сочувствии, терпимости. Звучит идея примирения, единения на пороге смерти, упрек самому себе за прежнюю отчуждённость, разделённость, звучит мысль о нелепости, иногда трагичности разделения. Начинается стихотворение в прозе с повествования, которое ведётся сухо и лаконично (из шести предложений четыре простых), тем самым автор подчёркивает отстранённость от бывшего друга и его проблем. Ряд предложений в первой части текста имеют прямой порядок слов, с помощью которого сосредотачивается внимание читателей на словах друзья – враги. Слово друзья сопровождается двойным эпитетом “короткими, близкими”, который придаёт гармоничность повествованию, усиливает предыдущий эпитет, уточняет его смысл: “кроткие” - близкие, дружественные; “близкие” - связанные тесным личным общением, дружбой, любовью.

В описании воссоздаётся образ больного друга (портрет). Речь повествователя меняется. Сначала о болезни только констатировалось (давно болен), причём качество болезни как бы было скрыто. Осложнённые определениями предложения помогают понять читателю, что отвлечённое знание о болезни бывшего друга уступает место личному впечатлению. Фраза “Боже! Что с ним сделал недуг!” вводит в иное эмоциональное поле. Градация только усиливает впечатление от увиденного: (“высохшийхудая, словно обглоданная рукаизмождённая грудь – съеженные зрачки”) бывший друг и враг почти покойник. Градация становится и композиционным приёмом: “болен безнадёжно – недуг – ужас и безобразие – (женщина) смерть”. Используется принцип постепенного сближения: внешний вид – глаза (“взоры встретились” - общение глазами). Важную функцию выполняет видовременная форма глаголов. Повествование наполнено глаголами совершенного вида: прошло, расстались, узнал, отправился, вошёл. Герой живёт, не задумываясь, не воспринимая всерьёз весть о болезни бывшего друга. Глаголы несовершенного вида (сидел, не мог сносить) свидетельствуют об ожидании больного, а сменяющие их глаголы совершенного вида (усиленно прошептал, порывисто протянул, заколыхалась, скатились) - о радости встречи, о желании попрощаться перед смертью. Изменилось состояние героя и его отношение к больному: шёл на свидание просто и легко, увидел и испугался, поборол отвращение к болезни и протянул руку к примирению.

Третья часть произведения представляет рассуждение, в ней содержится ответ на вопрос: “Почему сердце упало в рассказчике?”. Да потому что понял, что перед ним нежилец и что это последнее свидание – между ними сама смерть. О надвигающейся смерти повествуется глаголами настоящего времени, о свидании – глаголами прошедшего времени, ведь свидание в прошлом, это лишь воспоминание. Смерть же реальна и неотвратима. Двойные эпитеты подчеркивают качества смерти (высокая, тихая, белая - глубокие, бледные глаза – бледные, строгие губы). Образ смерти окрашен в светлые тона. Белый цвет – символ покоя для больного, это понял рассказчик. О смерти повествование ведется в высоком стиле (покров, облекает), о себе – в разговорном (почудилось). Синтаксический параллелизм усиливает чувство горечи, сожаления о безвозвратно потерянном времени. Завершается текст философским обобщением: “Смерть примирила нас”.

Так определённая последовательность функционально-смысловых типов речи помогает донести до читателя идею текста, диктует использование определённых языковых средств.)

Домашнее задание.

 

Составить конспект и выполнить задания по лекции.

 

Срок до 26.10.20


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!