Универсальные религии: направления в христианстве: католичество: догматика, таинства, организационное устройство церкви, средневековые ереси.



Этнические религии: зороастризм, митраизм.

 

1)Зороастризм Историческая справка Зороастризм – древнейшая монотеистическая религия. Формируется на территории современного Ирана 2–1,5 тыс. до н.э. Ее носители – западная ветвь древних арийских народов. Жестокие преследования со стороны мусульман в Иране заставили тысячи зороастрийцев переселиться в Индию, где их стали называть парсами. Поздняя стадия развития зороастризма поэтому именуется парсизм.

Сущность бытия – борьба между добром и злом. Они сосуще- ствуют в мире с самого начала, и все мире разделено на две противоположности. Все нечистое происходит от демонов. Все существа, вредные или неприятные для человека, начиная от хищников и кончая скорпионом, осой или уродливой жабой, являлись частью антитворения Ангра-Майнью, а потому считались нечистыми.

Зороастризм предъявляет повышенные требования к ритуальной чистоте верующих. Поэтому там запрещено осквернять три священные творения Ахура Мазды: плодородную землю, воду и огонь.

В зороастризме практикуются молитвы (не реже пяти раз в день), почитание священного напитка хаомы, посты и ритуалы очищения.

 По подсчетам 1976 г. количество последователей парсизма равнялось 129 тыс. человек, из них в Индии – 82 тыс., в Пакистане – 5 тыс., в Иране – 25 тыс.

2) На рубеже I в. в др.-иранской религии зороастризме постепенно на первый план выходит культ бога Митры, который считался одним из ближайших помощников Ахура Мазды (божества добра в зороастризме). Именно в форме МИТРАИЗМА зороастризм был распространен от Средней Азии и Северной Индии вплоть до Атлантического океана.

В Иране Митра выступает как личностное божество, охраняющее всеобщий порядок, который требует соответствующего поведения человека: следование моральным нормам, праву, почитание богов.

Главная цель жизни человека — помощь Ахура Мазде и Митре в борьбе со злыми силами. Человек сам выбрал между добром и злом, беря ответственность за этот выбор.

Основой этики праведника являются добрые мысли, добрые слова, добрые дела.

Универсальные религии: зарождение буддизма. Ранний буддизм.

 

Буддизм зародился в северо-восточной части Индии, где находились древние государства Магадха, Кошала и Личчхави, в середине I-го тысячелетия до н. э.. Скудность научных данных об индийском обществе того времени не позволяет дать ясных ответов на многие вопросы, однако можно предположить достаточно очевидные причины возникновения и укрепления буддизма в древнеиндийском обществе:

Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем острейшего кризиса древней ведийской религии, что вызвало появление новых неортодоксальных альтернативных учений. Создавали их странствующие философы, аскеты, шраманы. Одним из них и был Сиддхартха Гаутама, исторический основатель буддизма.

В это же время происходили интенсивные процессы укрепления государственной власти, что требовало повышения авторитета царей и воинов (варны кшатриев) в противовес брахманам (на наличие такого конфликта между светской властью и жречеством косвенно указывают произведения поздневедийской и пуранической литературы). Поскольку буддизм являлся оппозиционным к брахманизму учением, он и был выбран для укрепления власти кшатриев. Что буддизм в Индии был «царской религией», свидетельствует такой пример. В VII—XIII вв. цари некоторых индийских государств перестали поддерживать буддизм и он стал там исчезать. Но в странах, управители которых продолжали покровительство­вать буддизму (династия Пала), его расцвет продолжался.

Ранний буддизм представляет собой род философии, приспособленной для практических нужд сегодняшнего дня и помогающей разрешить конфликт между верой и знанием. Это будет ясно видно, если мы сосредоточим наше внимание на ведущих принципах раннего буддизма, не будем долго останавливаться на различных фазах его роста и мифических легендах, выкристаллизовавшихся вокруг первоначального учения и его основателя, самого Будды.

Универсальные религии: направления в христианстве: католичество: догматика, таинства, организационное устройство церкви, средневековые ереси.

Главным догматическим различием является представление католиков о том, что Святой Дух (третье лицо Святой Троицы) исходит от Бога-Отца и Бога-Сына (филиокве). Проблема осложнилась тем, что в христианской богословской науке никогда не существовало единства в вопросе о том, как правильно трактовать это исхождение, которое вполне логично считали непостижимым для человеческого ума. Кроме того, греческий глагол «исходить», использованный в Символе веры, был переведен на латинский язык как (букв. выступать, идти далее, продолжаться), что не совсем соответствовало значению греческого слова.

Характерные только для католицизма.

- филиокве исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына,

- идея о Непорочном зачатии Девы Марии,

- догмат о Её телесном вознесении,

- учение о чистилище,

- догмат о непогрешимости главы церкви – папы Римского.

Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.Согласно вере Церкви, таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя — епископа или священника.

По своему устройству като­лическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Свя­щенниками становились после особого обряда. Его проводил епис­коп — глава священников епархии (области).Приходские священники избирали епископа епархии. Во вре­мя обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто на­ходились под главенством архиепископа. Епископы и архиеписко­пы подчинялись римскому папе.

Начиная с XI века в Западной Европе стали распространяться ереси, т. е. такие религиозные течения, которые были направлены против господствовавшей феодально-католической церкви и результатом которых было отделение от церкви большего или меньшего числа верующих. Развитие средневековых ересей тесно связано с ростом городов, усилением класса горожан как особого «третьего сословия», выявлением острых социальных противоречий между горожанами и феодалами. Нападки горожан на феодальный строй в ересях получали новую своеобразную религиозно-идеологическую форму. Обычно ереси и развивались в Западной Европе в тех странах, где городская жизнь получила наибольшее развитие. Южная Франция, Южная Германия, Северная Италия, Нидерланды, Англия, Чехия были значительными очагами еретического движения.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!