Год – первое празднование Дня народного единства в России

Самый молодой и самый старый праздник

Мы вместе: что отмечают россияне 4 ноября

Православная святыня и история страны

 

Это самый молодой и самый старый государственный праздник России — парадокс, о котором мы редко задумываемся. В этом году День народного единства отмечается в пятнадцатый раз. Но впервые этот праздник был учрежден ровно 370 лет назад — указом царя Алексея Михайловича.

Что же произошло в этот день? У многих сегодня весьма смутные представления о смысле праздника. Понятно, что речь идет о борьбе за независимость России, о победе над польскими интервентами в 1612 году, об освобождении Москвы. Не забыты главные герои этой исторической драмы — князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин и патриарх Гермоген, их идейный лидер, скончавшийся в польских застенках в феврале 1612 года.

Памятник И. Мартоса К. Минину и князю Д. Пожарскому на Красной площади, 1818 г.

Памятник Гермогену в Александровском саду возле Кремля в Москве. Скульптор А. Щербаков, 2013 г.

«Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!» — писал о них Виссарион Белинский.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в истории России, когда судьбу страны и государства решил сам народ без участия власти. Последние гроши отдавал простой люд на вооружение и сам шёл освобождать свою столицу и страну. Шёл без указки царя, шёл не по принуждению, а по доброй воле (Романовых тогда ещё не было, а Рюриковичей не было уже). Наши предки шли воевать за свою землю, и они победили!

 

Иногда можно встретить формулировку: «4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов». Это не вполне точно. Освобождение Белокаменной затянулось на несколько дней. Польский гарнизон, засевший в Кремле, капитулировал лишь спустя сутки.

Эрнст Лисснер. «Изгнание поляков из Кремля в 1612 году». 1907 г. Троице-Сергиева Лавра.

А уж паны «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные

Выходили из Кремля.

 

Позабыли честь дворянскую:

По Москве ползли ползком

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком.

 

(Н. Кончаловская. Наша древняя столица)

 

Впрочем, события 400-летней давности обросли легендами. И главная отправная точка праздника — День чудотворной Казанской иконы, который церковь по новому стилю отмечает именно 4 ноября.

История Казанской иконы

Изложим события в соответствии с церковной традицией. Обретение иконы связывают с событиями 1579 года. Казань пострадала от невиданного пожара. Дочери купца Онучина, чья усадьба сгорела дотла, во сне явилась Пречистая и открыла, что под руинами их дома скрывается ее чудотворный образ, глубоко зарытый в землю. Сон повторился трижды. После таких знамений икону стали искать и нашли. На пепелище, на месте явления иконы, построили монастырь, первой монахиней которого стала та самая купеческая дочь Матрона. С тех пор праздник явления Казанской иконы Божией Матери отмечается 8 (21) июля.

У этого летнего праздника, несомненно, тоже имелось политическое значение. Казань к тому времени совсем недавно стала русской и православной. Крупный город, важный форпост царства…

Появление чудотворной иконы закрепляло этот город в «русском мире». Список иконы послали самому царю Ивану Грозному.

А потом, во время интервенции, в своих патриотических воззваниях патриарх Гермоген, придававший особое значение Казанской иконе, призывал сражаться «за Пречистой дом, и за чудотворцев, и за веру». Центром сопротивления стал Троице-Сергиев монастырь, выдержавший многомесячную осаду. Там ухаживали за ранеными, оттуда во все крупные русские города шли грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, призывавшие к борьбе «за Русь и за веру». Да и Романовы своим возвышением во многом обязаны будущему патриарху Филарету (по рождению — боярину Федору Никитичу Романову). В те годы он пребывал в польском плену, но в борьбе за московский престол фаворитом стал его сын — мало чем примечательный юноша Михаил. Его избрали на царство во многом из уважения к отцу — выдающемуся царедворцу и церковному деятелю, который прошел огонь, воду и медные трубы. В годы смуты он вел себя не безукоризненно: метался, шел на сближение с «тушинским вором», искал компромиссов с поляками. Но все-таки, будучи архиереем, остался одним из самых уважаемых политиков страны. А царь Алексей Михайлович гордился тем, что его родным дедом был предстоятель церкви. Этот факт повышал престиж власти в государстве, объявленном Третьим Римом.

«Выборный всей земли человек»

Кузьма Минин

Русский национальный герой Кузьма Минин прославился как организатор Второго ополчения. По своему происхождению он был торговым человеком. В своем деле он добился больших успехов, поэтому местные жители избрали его в 1611 году земским старостой. Кузьма активно интересовался ситуацией в Москве после поражения первого ополчения, знал о пламенных о призывах патриарха Гермогена к продолжению борьбы с поляками. Чувствуя свою ответственность за судьбу страны, Минин обратился к жителям Нижнего Новгорода с речью, в которой рассказал о ситуации в стране и необходимости формирования нового войска для освобождения столицы от польского плена. Сам Кузьма подал всем пример, отдав треть своего большого состояния на благое дело. Вскоре были собраны значительные средства, которые позволили экипировать несколько тысяч воинских людей, составивших Второе ополчение. Во главе них встал князь Д.М. Пожарский, лечившийся от ран в Мугрееве, и сам Кузьма Минин, получивший особый чин «выборный всей земли человек».

Песков М. И. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.

(На картине Кузьму Минина окружают нижегородские жители всех сословий. Они с жаром протягивают старосте свои сбережения и имущество. Женщина, стоящая от Кузьмы Минина с левой стороны, жертвует свой головной убор, украшенный драгоценными камнями. На переднем плане девочка вынимает серёжки из ушей. Нищий отдаёт своё подаяние. Мужчины на картине готовятся идти на борьбу с польскими интервентами и прощаются со своими родными, а воины подносят им оружие).

 

В феврале 1612 года войско двинулось к Москве. В августе они уже сражались с поляками у стен Кремля и в Замоскворечье. Во всех этих боях Засадный полк Минина играл важную роль. После победы Кузьма занялся материальным обеспечением ополченцев.

После сдачи Кремля 26 октября Кузьме было поручено описать царское имущество и заняться восстановлением царского дворца. Оба дела были очень сложными, поскольку поляки и их помощники многое разворовали и разрушили. Новый царь Михаил Федорович высоко оценил заслуги Кузьмы Минина и присвоил ему чин думного дворянина. Бывший торговый человек стал заседать в Боярской думе. Он получил оклад в 200 руб. и село Богородское около Нижнего Новгорода. Ему было поручено собирать налоги («пятинные деньги») с высшего купеческого сословия – членов Гостиной и Суконной сотни. В 1615 году Кузьма был отправлен по делам в Казань. На обратном пути в начале 1616 года он скончался. Его похоронили в знак уважения на территории Нижегородского кремля.

Кремль в Нижнем Новгороде, современный вид.

 

Смиренный победитель

Список Казанской иконы имелся и у князя Дмитрия Пожарского. С ней войска подошли к стенам захваченной Москвы.

Подвиг Пожарского в 1612—1613 гг. поражает не столько воинской доблестью, сколько смирением. Князь был военным вождем второго — победного — народного ополчения. Его вклад в освобождение Москвы от поляков, литовцев и их приспешников оказался решающим — и это признавали даже недруги.

Но после триумфальной победы он отстранился от борьбы за власть, хотя его имя звучало в длинном перечне претендентов на престол. Изначально Пожарский не поддерживал кандидатуру юного Михаила Романова, но впоследствии служил ему верно, занимая важные, но вовсе не «диктаторские» посты. Да и к чрезмерному богатству не стремился. Эти качества добавили блеска к посмертной славе князя. И первый скульптурный памятник Москвы, как известно, воспевает именно Пожарского и Минина.

Все победы русского воинства в 1612 году связывали с божественной помощью Пречистой. Именно Пожарский предложил ежегодно отмечать 22 октября (по старому стилю) День московского явления Казанской, помогавшей русским воинам одолеть врага и освободить столицу.

Именно Пожарский — через несколько лет после победы — построил на Красной площади первый деревянный храм во имя Казанской иконы. Построил в память о своей великой победе. Там хранился тот самый список иконы, который, как верили ополченцы, принес им победу в 1612-м. После разрушения Казанского собора в 1936 году этот список был перенесён в Богоявленский Елоховский собор.

Памятник в Нижнем Новгороде (копия памятника И. Мартоса на Красной площади)

Мечта о единстве

Первые Романовы не жалели времени на паломнические путешествия по Руси. Привечали монастырские обители, расположенные в окрестностях Белокаменной, и дальние святыни — на Соловках и в окрестностях Вологды. Но, конечно, не стоит думать, что на богомолье они забывали обо всем, кроме молитвы. Там обсуждались государственные дела, там выдвигались на первый план или попадали в опалу бояре и воеводы. Царский церемониал почти сливался с церковным. И церковным праздникам самодержцы старались придать патриотический оттенок.

Царь Алексей Михайлович понимал, что династии необходима героическая легенда, и обратился ко временам юности своего отца, когда в Белокаменной шли бои. Поводом к учреждению нового церковного — а по сути и в большей степени государственного — праздника стало рождение у царя первенца, сына, нареченного Димитрием. К тому времени Романовы правили уже около 36 лет. Алексей прочно сидел на троне, все считали его законным, «природным» царем.

В память об освобождении Москвы и о воцарении первого Романова Алексей Михайлович повелел «во всех городах по вся годы» отмечать праздник Казанской иконы 22 октября.

В начале XIX века сюжет одоления смуты считался государствообразующим. А смысл этого праздника и тогда был в торжестве династии Романовых, в победе и возрождении Государства Российского.

Символично, что в числе спасителей страны в этом сюжете отмечены представители разных слоев общества. И титулованная аристократия, и купечество, и казаки, и крестьяне… Знаковым стал подвиг Ивана Сусанина. И неслучайно первая классическая русская опера посвящена именно ему. Про такие истории говорят: «Если бы этого сюжета не было — его следовало бы придумать». Крестьянин села Домнина Иван Сусанин спрятал Михаила Романова на своем дворе, не выдал его полякам, искавшим юного боярина, которого уже прочили в цари московские. Вряд ли он всерьез представлял, что спасает будущего самодержца и основателя великой династии. Но схоронил его в собственном дворе и увел польско-литовский отряд подальше от Ипатьевского монастыря, за что и был убит. Этот подвиг был воспет в первой опере основоположника русской классической музыки Михаила Глинки «Жизнь за царя» (в советской версии «Иван Сусанин»).

М.В. Фаюстов. Иван Сусанин, 2006 г.

Зашагали гости подлые

Сквозь метель, колючий снег,

Вереницей вышли по двое

Тридцать восемь человек.

В глубь лесов, в сугробах путаясь,

Вёл старик их без дорог.

Шли поляки, ёжась, кутаясь,

Под собой не чуя ног.

Снова будто бы смеркается,

Уж пора бы и дойти!

Смотрят паны, озираются —

Ни дороги, ни пути!

«Эй, старик, бродяга лживый!

Ты куда ведёшь нас, вор?» …

Пан, что ближе был к Сусанину,

Полоснул его ножом,

И вскричал Сусанин раненый:

«Мы отчизну бережём!

Паны пусть на Русь не зарятся —

Не дадим земель своих!

Наш народ от вас избавится!»

Тут вздохнул он и затих…

 

(Н. Кончаловская. Наша древняя столица)

Праздник выученных уроков

Для нас важны дни побед и великих свершений, но этот день — еще и праздник выученных уроков русской истории, единственный в своем роде. В летописи России есть несколько ключевых эпизодов, поразительно схожих по фабуле. Смута, ослабление государства, бессмысленное кровопролитие — и, наконец, созревает объединяющая идея. Народная воля сливается с волей полководца или монарха — и возникает крепкий сплав. Государство возрождается и даже становится сильнее.

В России в наше время многие — быть может, как никогда — интересуются историей. В прошлом мы находим опору для сегодняшнего и завтрашнего дня.

В последние годы неподалеку от Красной площади — в Александровском саду — появился и памятник патриарху Гермогену — знак того, что сюжет преодоления смуты стал особенно актуален для России в начале XXI века. Аналогий не избежать. В 1990-е страна пережила свое смутное время, и вышла из него не без потерь, но и с осознанием исторических уроков. Стало ясно, насколько это тяжелый процесс — возрождение после кризиса. Мы стали чуть лучше понимать героев, которые вытянули эту ношу в начале XVII века.

год – первое празднование Дня народного единства в России

27 декабря 2004 года был принят закон о праздновании Дня народного единства России. Первое празднование состоялось 4 ноября 2005 года. Центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В открытии участвовал Патриарх Алексий II.

Памятник в Нижнем Новгороде (копия памятника И. Мартоса на Красной площади)

Также праздник активно отмечался в Москве (где прошло два крестных хода и «Русский марш»; президент страны возложил цветы к московскому памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому).

В.В. Путин возлагает цветы к памятнику К. Минину и Д. Пожарскому в Москве.

 

Первая версия триколора при Алексее Михайловиче Он появился 350 лет назад во времена правления Алексея Михайловича, и в 1669 году под ним совершил военный проход корабль «Орел».

В Донецкой Народной Республике День народного единства стал государственным праздником с 2019 года. В этом году он будет отмечаться во второй раз.

 

С ПРАЗДНИКОМ!


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!