Законов целое множество, есть и не познанные.



Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики»

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель — МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.

Законов целое множество, есть и не познанные.

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

--- Закон единства и борьба противоположностей,

--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

--- закон отрицания отрицания.

 Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и

ограничеваются.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют

диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и

методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше

тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет

собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон

,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами

,процесс столкновения противоположных стремлений и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между

собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо

–исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или

иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула

"Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие

"полярных" свойств, изложений движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни

тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря

усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию

клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря

сумме непрерывных молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде

жизненных фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс

размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще

любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух

гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не

демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой

точки зрения - анатомической, психологической,

Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф

о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только

тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него

гармоническую фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в

женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

 Отсюда минимум два вывода:

 1) любое "слева" уже подразумевает "направо";

 2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

 Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения.

Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия

отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в

самой сущностей предметов"

 "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг

друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей".

"Единство тождества

и различия - такова диалектическая форма противоречия"

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и

взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности

,по словам Гегеля, "имеют

против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия

отражает двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

 а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между

элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем,

явлений. Общество и природа, организм и среда.

 б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные

превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют

собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это

не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки

остаются!

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый

момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным

переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в

составе второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,

препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную

повторяемость, поступаемость.

 Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к

Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому

Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на

Восток.

5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

 Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то ,что представляет

собой вещь, чем она является.

1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее

размеры.

2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему

свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности

присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство

которых, означает ее качество.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

Категория - это наиболее общее понятие ( универсальная форма человеческого мышления ), в котором фиксируются, она наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Т.е. как форма знания  - она раскрывает существенная объективного мира. Как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия. Как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта.

Особенность FK в их предельной абстракции. В сочетании взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий способных отражать подвижность противоречивость бытия.

В мышлении разных эпох  складываются различные понятийные схемы. Философия сделала их объектом своего изучения, она уделяет категориальные схемы, осмысливает взаимосвязь категорий, дает им более четкое выражение. Т.е. мышление превращает их в четкие, осознанные определения.

Таким образом категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.

Мы представляли диалектику как науку, и утверждали, что наука, тем более наука, чем более развита система категорий её.

Диалектика как наука, сумма знаний, есть не что иное, как система категорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы диалектики.

Единой точки зрения нет, но ряд философов вычленяет следующие основные группы категорий диалектики:

1. Группа, охватывающая  которые выявляют наиболее общие характеристики категорий и сознания: "материя", "связь", "движение", "развитие", "отражение", "сознание", "бытие".

1. Группа характеризующая проблематику познания мира, "познание", "объект", "субъект", "образ", "чувственное", "рациональное", "истина", "заблуждение".

1. Группа, позволяющая сформулировать основные законы диалектики:"тождество", "различие", "противоположность", "противоречие", "борьба","количество", "качество", "мера", "отрицание".

1. Группа позволяет сформулировать не основные категории, законы диалектики, так называемые парные категории.

Категории несут ряд функций: 1я научно-познавательная, категории закрепляют достигнутые в науке рубежи. В них фиксируются существенные свойства и отношения реального мира. Они способствуют адекватному отражению действительности. 2я мировоззренческая. 3я методологическая, стадии, узловые пункты, ступени познания действительности.

Первая пара категорий единичное - особенное - общее.

Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е, О,О. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. А общее:Фалес - вода, Анаксимандр - алейрон, Пифагор - число, Демокрит -атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего

выступали единичными видами, предметами мира.

Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному

предмету сторон, черты свойств.

Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность.

Крайним проявлением единичного - уникального.

Но во всяком отдельном, единичное ( как в проявлении материи ) есть черты которые повторяются - это общее.

Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее. Гранью - отличающее от единичного является ее.

Особенное - категория для  обозначения таких признаков , которыеповторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное ( т.е. указывает на отличительные признаки).

Философы по разному рассматривают общее:

Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи.

Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы.

Диалектика Е и О:

 Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного.

 В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво. Единичное тесно связано с другим единичным. Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета. Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы. Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему.

   Знание категорий Е, О, О указывают  нам, что искать в объекте исследования - для уяснения закона развития объекта (воинского коллектива, процесса военной подготовки, боя и маневра) необходимо искать общее (некоторые свойства, качества). Если это удается, то мы вскрываем сущность процесса, выявляем закон.

Офицеру в преподавании военных дисциплин приходится создавать образ объекта, воспроизводить предмет. Например - ядерный взрыв, но видов взрывов много. И дав определение ядерного взрыва руководитель занятия набором качеств и количественных определений, понятий доводит общее определение до единичного - наземного ядерного взрыва бомбы определенной мощности (т.е. из общего понятия путем общих понятий можно дойти до отдельного).

Форма и содержание.

 

Категория Ф присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бекон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант - форму противопоставляет содержанию ( о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель считает, что материя есть единство С и Ф. Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип ).

Т.е. все , что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности.

Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие.

Закон диалектики : всякое содержание оформлено, всякая формасодержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга).

Диалектика Ф и С.

 

1. Ф и С взаимосвязаны, но она не одинакова: Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма - разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм. Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему

Содержание - изменчиво, форма – устойчива. Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает ( отрицает ) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание. Развитие обеспечивается отрицанием формы.

 В деятельности офицера важно учитывать эту диалектику: каждые проводимые офицером занятие должно быть облечено в соответствующую форму (лекция, практическое занятие), смещение формы не позволяет содержанию раскрыться.

Изучая психику военнослужащего командир исследует нормальную форму (документация, внешний вид, строевая выправка) через которые раскрывается содержание психики, внутренний мир человека, личности.

Не правда ли пословица " встречают по  одежке, провожают по уму "отражает эту диалектику.

Развитие знания идет отрицанием одной формы другой - научной формой -научный факт -гипотезой - теорией - методом.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!