Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)



История возникновения и развития архитектуры  

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Воронеж 2020

 

 

Содержание

Введение

Раздел 1. Архитектура первобытного времени и Древнего мира.

Глава 1. Архитектура первобытного времени

Глава 2. Архитектура Древнего мира.

 

 

Раздел 1 Архитектура первобытного времени и Древнего мира.

Глава 1. Архитектура первобытного времени.

Зарождение архитектуры относится к эпохе позднего палеолита. Строительная деятельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления – архитектуры.

Неолит дает человеку орудия труда из камня, которые повышают материальные возможности. Возникает наиболее развитый тип построек – здания, опирающиеся на деревянные сваи.

Металлические орудия, появившиеся в бронзовом веке, позволяют успешно обрабатывать камень. Получают широкое распространение мегалитические сооружения – постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных столбов.

Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи.

Менгиры – вертикально поставленные камни, иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники, ставившиеся в одиночку или группами. Менгиры встречаются в сочетании с дольменами – сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Чаще всего дольмены служили погребальными камерами и, одновременно, надгробными памятниками.

Кромлех – это самый сложный тип мегалитических сооружений. Самый знаменитый из них – это кромлех в Стоунхендже (Англия).

Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности – курганы. Это распространенный вид сооружений мемориального характера.

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появляется новый тип архитектурных сооружений – каменные и деревянные крепости.

 

 

МЕНГИР

ДОЛЬМЕН

КРОМЛЕХ

Глава 2. Архитектура  Древнего мира.

Архитектура древнего Египта

Из египетских пирамид общей известностью пользуются три пирамиды около современной деревни Гизе, к северу от древней столицы – Мемфиса (около 2900 – 2700 гг. до н.э.). Пирамиды Гизе служили гробницами трех фараонов IV династии: Хеопса, Хефрена и Микерина. Самая большая из них – пирамида Хеопса – имела высоту около 147 м. Пирамида Хефрена была лишь на три метра ниже. Примерно вдвое ниже была пирамида Микерина. В пирамидах Гизе  максимально затруднен доступ к погребальным склепам.

 

 

 

 

Комплекс пирамид в Гизе.

 


Античная архитектура

Эпоху рабовладельческих государств Греции и Рима в период с XII – VIII вв. до н.э. до V вв. н.э. именуют Античным миром.

Основой Древней Греции были города-государства (полисы) – первые в истории человечества республики, провозгласившие принципы демократии в рамках рабовладельческого строя. Социально-политическое устройство активно повлияло на развитие древнегреческой архитектуры. История греческой архитектуры прошла следующие периоды своего развития: гомеровская Греция (XI – VIII вв. до н.э.); архаика (VII – VI вв. до н.э.); классика (V – IV вв. до н.э.); эллинизм (конец IV – I вв. до н.э.). В гомеровский период зародилась греческая монументальная архитектура. Период архаики сыграл очень важную роль в древнегреческой архитектуре – происходит процесс сложения системы архитектурных ордеров, вырабатывается типология греческих храмов. Ордер становится общей системой правил и эстетических норм. В эпоху архаики применялись два типа ордера – дорический и ионический. Простейшим типом каменного храма был «Храм в Антах», более совершенным типом становится

«простиль», а затем – «амфипростиль». Классическим типом греческого храма признан «периптер» – храм, прямоугольной формы в плане, окруженный со всех сторон колоннадой. Дальнейшее усложнение композиции приводит к появлению таких храмов, как «диптер» – храм, окруженный двумя рядами колонн, «псевдопериптер» и «псевдодиптер». Во времена Высокой классики (450 – 410 гг. до н.э.) создается самый замечательный ансамбль Древней Греции – Афинский акрополь. В течение короткого времени при Перикле сооружаются Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос, а позже – завершающее ансамбль здание – Эрехтейон. Поздняя классика наряду с храмами богата примерами строительства разнообразных сооружений. Театр в Эпидавре с его великолепной акустикой; памятник Лисикрата, где применен коринфский ордер; грандиозная монументальная усыпальница – Галикарнасский мавзолей – подтверждение этому. В эпоху эллинизма архитектура тяготела к колоссальным масштабам, грандиозным сооружениям. В это время был построен Фаросский маяк близ Александрии, в Пергамском акрополе возведен «Алтарь Зевса».

 

Дорический ордер

Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии.

 

Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени  не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.

На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имеющие базы. Они состояли из капители (эхин, абака) и каннелюрованного ствола, имевшего небольшое утолщение. Антаблемент дорического ордера был трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.

Ионический ордер

Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.

Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство , чем тяжеловесные и строгие дорические храмы

Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель.

Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.

При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.

Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры.

В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос в ансамбле Акрополя в Афинах.

 

 

Коринфский ордер

Изысканный и пышный коринфский ордер появляется только лишь в классический период, во 2/пол. 5 в. до н.э. Его название, как считается, происходит от г. Коринф в Греции. Коринфский ордер близок к ионическому ордеру, но имеет более высокую колонну с базой и стволом прорезанным канелюрами, отличается более вытянутыми пропорциями. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта. Капитель, представляющей собой колокол, окружённый двумя рядами листьев аканта, из четырёх углов которого, из-за листьев аканта, выступают стебли, образующие вверху небольшие завитки - волюты. На них опирается профилированный абак. Антаблемент близок ионическому. Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре.

Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах. Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон.


Афины. Парфенон.

Парфенон – самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой мет-рополии. Возведен храм был в 447 – 438 гг. до н.э. на самой высокой площадке. Его размеры по стилобату 30,86  69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в нижней части 1,905 м, целла выложена из тщательно отесанных мраморных блоков, окружена 46 колоннами (по 8 и 17 колонн с каждой стороны). Видный со всех сторон из далека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем пространстве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на основе которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец периптерального типа композиции, ставший шедевром древнегреческой архитектуры и признанным чудом света.

 

 

 

 

Архитектура Древнего Рима.

История древнеримского государства - более сложное явление по сравнению с Древней Грецией. Древний Рим – огромная империя, в основе которой – власть императора, опиравшаяся на вооруженную силу. Древнеримская архитектура делится на два главных периода: республиканский (конец VI – конец I вв. до н.э.) и императорский (конец I в. до н.э. – 476 г. н.э.). Римляне открыли новую эпоху в мировом зодчестве. Общественные сооружения, рас- считанные на огромное количество людей, масштабы строительства – главный символ могущества государства. Римское зодчество породило множество типов сооружений: форумы, амфитеатры, термы, акведуки, мосты, триумфальные арки, дворцы и др. Важнейшим завоеванием древнеримских зодчих явилось создание безопорных внутренних пространств, ордерной аркады и изобретение водоупорного римского бетона. Своеобразие архитектуры вре- мени Римской республики сказалось в создании нового типа римского особняка, лучшие образцы которых сохранились в Помпее и Геркулануме. Характерным типом общественного здания этого времени (V – I вв. до н.э.) является храм: круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи близ Рима, небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме и др. Императорский особенно время правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), получившее название «Золотой век» Римского государства, оставил огромное количество выдающихся произведений архитектуры: Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина; амфитеатр Флавиев (Колизей); Пантеон; термы императоров Каркаллы и Диоклетиана. С этим временем связаны имена вы- дающихся зодчих Витрувия и Аполлодора Дамасского.

Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)

Колизей – одно из самых выдающихся произведений мировой архитектуры – начал строиться Веспасианом Флавием в 75 г. н.э. Был достроен в конце I в. н.э. Раз- меры Колизея в плане, который имеет форму эллипса, 186 × 156 м. По фасаду здание членится тремя ярусами аркад, завершаясь четвертым массивным ярусом – почти глухой стеной. Тектоника фасада проста, но выразительна: первый ярус – ордерная аркада с применением дорических полуколонн, второй – ионических полуколонн, третий – коринфских полуколонн, четвертый – с небольшими проемами украшен коринфскими пилястрами. Многократно повторяющаяся система тем не менее не кажется монотонной.

 

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!