Основные принципы системного подхода

Социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, тогда как предметом гуманитарных наук является человеческий мир. При этом в социальных науках используется преимущественно метод объяснения, тогда как для гуманитарных базовым методологическим средством является понимание.

Социальные науки используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Напротив, гуманитарные науки применяют антинатуралистическую культуроцентристскую исследовательскую программу с характерным для неё устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии.

Обе стратегии – натуралистическая и культуроцентристская – потенциально могут находиться в содружестве, стимулировать развитие друг друга. Это свидетельствует о том, что социально-гуманитарное знание всегда учитывает наличие двух точек зрения на одну проблему: одна исходит из целей субъекта, другая – из объективных процессов.

Научное социальное знание – наиболее объективированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития. Здесь субъект-объектное противостояние, противостояние исследователя и изучаемого им фрагмента действительности намерено и методически заостряется. Описанию и объяснению в такого рода науках поддаётся лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия.

Гуманитарные науки – это науки о человеке, истории, культуре. Но их существование конституировано не столько объектом (знание о человеке, истории, культуре может быть получено не только в гуманитарной, но и социальной форме), сколько выбором культуроцентристской исследовательской программы, предполагающей выделение субъектной природы самого объекта исследования, диалектики объективного (присущего научному знанию) и субъективного (присущего самому объекту исследования).

Как подчёркивал Михаил Михайлович Бахтин «гуманитарные науки – науки о человеке в его специфике, а не о бесгласной вещи и естественном явлении». Познающее сознание в сфере гуманитарного знания апеллирует не к природной сущности вещи, а к её смыслу, ибо здесь мир задан человеку не внешне-натуралистически, а духовно-смысловым образом как целостная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. Таким образом, гуманитарное знание – это знание о чисто экзистенциальных ценностях, это целостный континиум субъективной реальности, составляющий достояние и внутреннее богатство индивида, который творит, сохраняет и распространяет культурные ценности. (Экзистенция – способ бытия человеческой личности: незавершенность, открытость, свобода. Бытие – это переживание человеком своего собственного существования.)

Приближение обществознания к жизни и его гуманитаризация связаны с одновременным применением как культуроцентристской, так и натуралистической стратегий, с совместной работой социальных и гуманитарных наук. Социальные науки несут ответственность перед людьми за состояние социальной жизни, ибо их цель заключается не только в объективном познании, но и в нахождении путей социально необходимых преобразований. Требование понятности, доступности для обсуждения заменяется в них умением раскрыть социальные механизмы, дать возможность их использовать, осуществить не только консультативную, но и познавательно-преобразующую, даже технологическую функцию. Социальные науки гуманитарно адекватны, если выполняют эти задачи. Например, экономические науки проявят свою гуманитарную адекватность, если не только выразят экономические устремления людей, но и найдут механизмы и способы реализации этих устремлений на основе изучения объективных экономических законов. Смысл достижения гуманитарной адекватности состоит в том, чтобы к одному и тому же объекту подходить с точки зрения двух стратегий, обеспечивающих одновременную работу натуралистической и культуроцентристской программ. Одна анализирует цели и ценности субъекта, другая – выявляет закономерности, которые могли бы привести к достижению этих целей, выясняя его человеческое и объективное содержание, с тем, чтобы последнее могло быть использовано в интересах человека.

Гуманитарное научное знание может быть получено о любом объекте путём методически заостряемого интереса к его субъективной природе и жизненно-смысловому содержанию, социальное знание может быть получено о любом объекте путём намеренно-методически подчёркиваемой его объективности и признания в нём закономерностей.

В гуманитарных науках оценка научных положений является комплексным образованием, зависящим не только от правильного отражения действительности, но и от этических установок; от экономических политических и государственных условий, в которых было создано данное научное положение и даётся его оценка; от мировоззрения автора. Вопрос об истинности может быть поставлен отнюдь не для любого положения в гуманитарном познании. На первый план в гуманитарном познании выдвигается аксиологическая оценка. Но связь с истиной не может быть прервана.

И всё же провести чёткую границу между социальными и гуманитарными науками вряд ли возможно. Обратимся к определениям. Гуманитарные науки – множество наук о человеке, включающее в себя как философские, так и конкретно-научные исследования человека. К числу первых относятся философская антропология, культурология и др., к числу вторых – психология, медицина, педагогика, психиатрия, история, этнография и др. Бинарной оппозицией гуманитарным наукам является прежде всего множество естественных наук (естествознание), изучающих природу как систему, существующую и функционирующую по объективным законам, независимым от человека и его свойств. Промежуточным типом наук между гуманитарными и естественными являются социальные науки (науки об обществе), которые с одной стороны, явным образом изучают человека (различные сообщества людей, социальные системы), а с другой, изучают их как объективные системы, т.е. как функционирующие по законам, независимым от воли и желания людей.

 С точки зрения гуманитарной парадигмы философии все науки (включая естественные и математику) являются науками о человеке, так как а) все они являются продуктами познавательной деятельности человека, именно его когнитивных устремлений и возможностей,

б) все науки, а не только чисто гуманитарные, имеют ценностное, духовное измерение, выражая те или иные цели, интересы, возможности и потребности людей, неся на себе печать их творцов. Отсюда иногда делается вывод о том, что, в сущности, мы знаем только одну подлинную науку – науку о человеке. В качестве подтверждения последнего вывода можно привести ещё одно определение: Науки о человеке – комплекс научных дисциплин, изучающих конкретно-научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную, целостную, биосоциальную систему в её генезисе, развитии, структурном функциональном многообразии и единстве (антропология, физиология, медицина, психология, педагогика, языкознание, археология и др.). Среди основных философских наук о человеке можно выделить следующие: происхождение и основные этапы эволюции человека, человек и среда его обитания, соотношение биологического и социального в человеке, формирование человеческой личности, человек и общество, человек и культура, творческий потенциал человека, сознание и его структура, когнитивные и коммуникационные способности и возможности человека и др.

Приведём ещё одно определение: науки об обществе (общественные науки) – комплекс наук, исследующих человеческое общество, его структуру, законы функционирования и развития общества как некой целостной системы, существенно отличающейся от различных систем живой и неживой природы. В этот комплекс входят социальная философия, общая история, политология, политическая экономия, общая социология, общая культурология, общее языкознание, социальная психология и др. Среди социальных наук выделяют общие и частные. Первые изучают общество в целом, его структуру и динамику (мировая история, социально-философские теории, социальная футурология, глобалистика и т.д.). Вторые – отдельные подсистемы общества, их состояния и динамику (например, история России, гражданское право, макроэкономика, политические технологиии, теория государства и др.). Любая из наук об обществе опирается на то или иное решение общих философских вопросов, таких как: 1) являются ли все основные подсистемы общества (экономика, общественное сознание, наука, культура, государство и др.) равноправными в качестве факторов, определяющих направление, темпы и характер общественного развития, или нет; если нет, то какие из них являются ведущими, основными; 2) существуют ли некие всеобщие универсальные законы функционирования и развития всех сфер общества или нет, и каждая его сфера управляется только своими собственными законами; 3) каковы конкретные механизмы взаимодействия между различными подсистемами общества и в чём они выражаются; 4) каково соотношение объективного и субъективного, материального и идеального (духовного) в функционировании общества в целом и отдельных его подсистем; 5) насколько общество является изолированной системой по отношению к окружающей его внешней среде (биосфере, планетной системе, Галактике, трансцендентной реальности) и оправдан ли взгляд на общество как на систему, развивающуюся прежде всего по своим внутренним законам.

Приведённые выше определения, как представляется, свидетельствуют в большей степени в пользу подхода предлагаемого Кохановским В.П. Он пишет «…нередко различают «социальное» и «гуманитарное» познание, исходя из того, что первое тяготеет к «номологии», т.е. к закону (экономическая теория, социология и др.), второе – к «идиографии», т.е. к описанию индивидуальных событий и явлений с максимальным учётом мотивационно-смысловых, ценностно-целевых зависимостей и «экзистенций». Однако указанные различия весьма условны и относительны. …сколько-нибудь удовлетворительной классификации социально-гуманитарных наук пока ещё не выработано. Более того, сегодня высказывается достаточно сильное утверждение о том, что «существующие ныне способы разделения общественных наук на отдельные структуры знания бессмысленны».

Условно науки можно классифицировать по четырём направлениям:

1. точные науки (математика, механика, астрономия)

2. естественные науки (науки о природе) – физика, химия, биология, имеющие тенденцию превращения в точные науки

3. социальные науки – науки об обществе имеющие эмпирический базис (экономика, демография, социология)

4. гуманитарные науки (культурология, филология)

Термин «социально-гуманитарные науки» обозначает совокупность наук, объектом исследования которых являются общественные феномены. В отечественной литературе совокупный объём этого понятия часто приписывается либо гуманитарным наукам, либо социальным и эти три понятия рассматриваются как более или менее тождественные и взаимозаменяемые.

 

Интеграция наук.

 

В 19 веке процесс получения социально-гуманитарных знаний стал дисциплинарно организованным посредством разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. К истории и философии – исторически первым социальным наукам – присоединяются социология, экономические и юридические науки, а в 20-м веке психология, политология, культурология. В разное время в силу исторических условий и динамичных социальных изменений в дисциплинарной структуре социально-гуманитарных наук определялись лидеры и аутсайдеры, происходил перехват лидерства. Сегодня, по данным социологов, в «стратификации» социально-гуманитарных наук в России с точки зрения социального престижа лидирующие позиции занимают экономика и право; к числу перспективных дисциплин относят социологию, психологию, политические науки; истории, филологическим дисциплинам, философии и педагогике эксперты приписывают маргинальное положение (понятно, что введя другой критерий, мы получим иное ранжирование). Следует учесть, что сама дисциплинарная структура подвижна: междисциплинарные различия в ней изменяют свою плотность и степень проницаемости, возникают новые дисциплины, пограничные научные направления и отрасли знания.

Одной из актуальных проблем современного социально-гуманитарного знания является его интеграция, которая выражается в развитии междисциплинарных научных исследований. Общими причинами их появления и развития были, прежде всего, наличие «стыковых» проблем, не укладывающихся в границы предмета существующих дисциплин. Таковы, например, проблемы экономической (Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории. Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В экономической социологии человек способен становиться актёром и поступать вопреки обстоятельствам, переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. При этом человек включён в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.) и исторической социологии (сосредоточена на изучении прошлых обществ или использовании исторических источников), предпренимательского и финансового права, профессиональной этики и психологии. Другая причина – комплексный характер социальных проблем, решение которых, как правило, требует объединения усилий специалистов разных отраслей социального и гуманитарного знания. Риски и чрезвычайные ситуации, возникающие в современном обществе, также имеют комплексный характер и требуют интегративного подхода.

Междисциплинарных исследований требует и решение задач социального прогнозирования. Комплексный подход облегчает своевременное обнаружение новых явлений, оценку их истинной сущности и значения для будущего, разработку путей, форм и конкретных социальных технологий стимулирования и поддержки конструктивных процессов и тенденций. Извлечение уроков из прошлого и современной социальной практики, корректная экстраполяция на будущее действующих тенденций, объективная экспертная оценка социальных ситуаций невозможны в рамках одной отрасли социального или гуманитарного знания, как бы хорошо развита она не была.

В науке второй половины 20-го века возможности междисциплинарных исследований расширяются вследствие формирования методов и парадигм (исследовательских программ), допускающих использование множеством дисциплин. Таковы, например, синергетика, математические (колличественные) методы (Математические методы — научное направление, посвящённое исследованию систем и процессов с помощью математических моделей.), системный (Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Основные принципы системного подхода

· Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

· Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

· Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

· Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

· Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

 и коммуникативный (продуктивность коммуникации как конструктивного диалога, основанного на коммуникативной рациональности и рациональном консенсусе. Характерные для них целерациональность, рациональная мотивировка, сама процедура обсуждения в форме рационального дискурса должны в результате вызвать эффективные коммуникативные действия, направленные на общественные преобразования) подходы, позволяющие сопоставлять полученные результаты и строить не конкурирующие, а относительно целостные описания социальных объектов и человека.

Современный этап развития общественных и гуманитарных наук связан с поиском путей решения глобальных проблем человечества, которые также имеют комплексный междисциплинарный характер. При этом доля социально-гуманитарных компонентов глобальных проблем, связанная с увеличением масштабов и глубины антропогенного воздействия на среду, неуклонно возрастает. Расширяется и сам спектр проблем: наряду с проблемами международной безопасности, демографической и экологической проблемами появились проблемы терроризма, наркомании и др. Процессы глобализации и информатизации ещё более стимулируют интеграцию социально-гуманитарных наук.

Успешное осуществление междисциплинарных исследований требует решения трёх видов проблем: 1) методологических (формирование предмета исследования, его методологии, способов интерпретации и использования результатов); 2) организационных (создание системы коммуникаций и взаимодействий представителей разных дисциплин, координация работы междисциплинарного сообщества учёных); 3) информационных (обеспечение передачи научных результатов для экспертизы в системе традиционного дисциплинарного знания, а также для принятия решений и их технологического воплощения). Особого рода проблемы могут возникать в случае реализации крупномасштабных междисциплинарных социально-гуманитарных исследовательских проектов: отношения научного сообщества с государством и СМИ, элитой общества и общественным мнением, определение характера и технологий использования полученных результатов. Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарной сфере напрямую связаны с тенденцией обеспечивать развитие современного общества посредством усиления взаимодействия властных, управляющий и знаниевых факторов.

В завершение можно сказать, что задача интеграции социально-гуманитарных наук представляется в настоящее время более насущной, нежели задача их демаркации.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!