Представление о синтаксисе и семантике языка программирования.



Файлы имеют расширение .pas

 

 

Основная структура программы

Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму основной структуры:

Program <Имя программы>;

<Раздел описаний>;

Begin

<Тело программы>;

End.

 

Здесь слова Program, Begin и End являются служебными. Правильное и уместное употребление этих слов является обязательным.

Угловые скобки в формате указывают на то, что вместо них при реальном программировании должно быть подставлено конкретное значение. Сама запись программы в принципе может производиться вообще в одну стоку. Однако, такая запись неудобна для чтения, недостаточно наглядна, поэтому я рекомендую придерживаться приведенной структуры, а в «теле» программы – по одному оператору в строке.

Имя программы выбирается самостоятельно разработчиком в соответствии с правилами построения идентификаторов.

Все объекты (переменные, константы метки, функции, процедуры и т.д.), не являющиеся зарезервированными в Паскале, которые вы используете в программе, должны быть описаны. Это производится для того, чтобы компьютер перед выполнением программы зарезервировал память под соответствующие объекты и поставил в соответствие им идентификаторы.

Раздел описаний может состоять из пяти подразделов:

· Описание меток (Label)

· Описание типов (Type).

· Описание констант (Const).

· Описание переменных (Var).

· Описание процедур и функций (Procedure, Function).

При отсутствии таких объектов, соответствующий подраздел может быть опущен.

Алфавит языка

Основу любого языка составляет алфавит, то есть конечный, фиксированный набор символов, используемых для составления текстов на данном языке (в нашем случае – программ).

Итак, алфавит языка Паскаль составляют:

· буквы латинского алфавита; (Вопрос: Сколько букв? Ответ: 26)

· арабские цифры; (Вопрос: Сколько цифр? Ответ: 10)

· специальные знаки. (Вопрос: Кто подскажет? Ответ: .,;:<> и т.д.)

Использование символов первой группы чаще всего вопросов не вызывает, но свои тонкости здесь имеются.

– Во-первых, это употребление заглавных и строчных букв. Большинство существующих трансляторов не различают буквы разных регистров. Таким образом, записи "progRaM" и "PROGram" будем считать идентичными.

– Во-вторых, некоторые символы латиницы и кириллицы совпадают по начертанию. Нельзя ли вместо буквы "К" латинской написать "K" русскую?

(Ожидаемый ответ: в программе на ЭВМ – ни в коем случае. На вид они может быть и похожи, но уж коды-то у них совершенно разные, а компьютер, как вам известно, оперирует внутри себя не буквами, а их числовыми кодами).

По поводу привычных арабских цифр сказать можно только то, что с их помощью записываются не только числа. Цифры могут использоваться в качестве обыкновенных символов.

Сложнее всего обстоит дело со специальными знаками, поэтому их придется разобрать подробно:

. конец программы, разделение целой и дробной частей вещественного числа (десятичная точка), разделение полей в переменной типа Record;
, разделение элементов списков;
.. указание диапазона;
: используется в составе оператора присваивания :=, а также для указания формата вывода в операторе Writeln;
; отделяет один раздел программы от другого, разделяет операторы;
' используется для ограничения строковых констант;
- + * / ( ) арифметические знаки;
< > знаки отношений;
= используется в составе оператора присваивания, в разделах описаний констант и типов, используется как знак отношения (равно);
^ используется для именования динамических переменных;
{} ограничение комментариев в программе;
[ ] заключают в себе индексы элементов массивов;
_ символ подчеркивания используется также как любая буква, например, в идентификаторах – вместо пробела.

Идентификаторы

Имена операторов, переменных, констант, типов величин, имя самой программы назначаются разработчиком и называются в Паскале идентификаторами. Существуют правила, которым должны отвечать все идентификаторы:

· идентификатор должен быть уникальным, то есть одним и тем же именем разные объекты не могут быть названы;

· идентификатор имеет ограничение по длине (зависит от конкретной реализации языка на компьютере);

· идентификатор может состоять только из символов латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания ("_");

· идентификатор не может начинаться с цифры.

Раздел операторов

Это основной раздел программы – выполнение программы сводится к выполнению раздела операторов, т.е. к выполнению последовательности операторов, заключенных в
операторные скобки begin….. end.

Оператор вывода

Для вывода информации в Паскале используется оператор:

Write (b1, b2, b3,…, bn);
выводится на экран значения переменных b1, b2, b3,…, bn
Writeln (b1, b2, b3,…, bn);
выводится на экран значения переменных b1, b2, b3,…, bn и после этого осуществляется переход на новую строку
Writeln ;
переход на новую строку
Write (‘значения переменных’, b1, b2, b3,…, bn);
выводится на экран сообщение «значения переменных», затем соответствующие значения переменных b1, b2, b3,…, bn и после этого осуществляется переход на новую строку

И 3 пункты – «Проба пера»

Посмотрим первую программу вывода на экран строковой графики.

Практические задания: (выполняются либо в паскаль-онлайн, либо скачать программу PascalABC.NET )

Пример 1. Вывести на экран текст в заданном формате:

 

Пример 2 . Написать программу, которая рисует пингвина.

 

 

 

Пример 3 . Написать программу,

которая выводит

следующий рисунок.

 

Представление о синтаксисе и семантике языка программирования.

Алфавит представляет собой перечень допустимых в языке символов. Язык программирования Паскаль обладает следующим набором основных определяющих символов:

Строчные и прописные латинские буквы:

Символ подчеркивания: «_» Пробел: « » Арабские цифры от 0 до 9:

Перечень знаков операций:

Последовательность ограничителей:

Спецификаторы: # ^ $

Служебные слова:

алфавит языка Паскаль

Элементарные конструкции языка Паскаль: имена, числа, строки. Именами (или идентификаторами) называются элементы языка — метки, константы, переменные, типы, процедуры, модули, функции, объекты. Имя (идентификатор) в среде Турбо Паскаль включает в себя цифры, буквы латинского алфавита, символ подчеркивания. Отсутствует различие между прописными и строчными буквами (PROGRAM, Program и program — означает одно и то же).

На первом месте в идентификаторе не может стоять цифра (т.е. 1program — не правильно, program3 иprogram2file — такие идентификаторы допускаются). Символ «_» может находиться в любой позиции (т.е. _program,program_, program_file — допустимые идентификаторы). Идентификатор может иметь неопределенную длину, однако только первые 63 символа в нем значимые. Служебные (зарезервированные) слова не могут выступать в качестве имен.

При отделении друг от друга чисел, идентификаторов либо зарезервированных слов пользуются разделителями: пробел и табуляция, перевод строки, комментарий. В любом месте исходного текста программы можно расположить неопределенное количество разделителей в любом сочетании. Это позволяет наглядно представить структуру создаваемой программы.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!