Особенности лирики: (слайд 6)



Конспект урока литературы

Тема: Очерк жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина

Тип урока: Урок изучения новой темы

Цель: знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с основными этапами жизни и творчества Бунина;

- определить место творчества Бунина в контексте эпохи;

- показать взаимосвязь поэтического и прозаического наследия Бунина:

- вызвать интерес к творчеству И.А.Бунина.

Развивающие:

- развивать умение слушать и связывать новые знания с уже имеющейся информацией;

- отрабатывать навыки выразительного чтения:

- развитие логического и образного мышления учащихся,

- умения мыслить исторически и системно,

- умения видеть художественные явления в их развитии,

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к Родине и природе;

- воспитывать чувство эстетического наслаждения от лирических произведений;

- формировать ценностное отношение к слову.

Оборудование:

-портрет И.А. Бунина;

- выставка книг и иллюстраций к творчеству писателя;

- компьютерная презентация (проектор)

Ход урока

1. Орг. момент: приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности:

Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.

Выразительное чтение эпиграфа учителем:

Георгий Викторович Адамович писал о Бунине: (слайд 2)

                      «Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича,

говорить с ним, слушать его без щемящего чувства,

что надо бы на него наглядеться, надо бы его наслушаться,

– именно потому, что это один из последних лучей

какого-то чудного русского дня…».

Г. Адамович

Актуализация знаний и умений.

Беседа с учениками:

-Скажите, какие произведения И.А. Бунина вы уже прочитали? (ученикам в качестве домашнего задания к данному уроку предлагалось прочитать «Антоновские яблоки», «Суходол», «Деревня», ознакомиться с лирикой Бунина, выделить фрагменты в «Окаянных днях», отражающие отношение автора к революционным событиям – индивидуальное доп. задание).

(Обучающие делятся тем, какие произведения ими уже были прочитаны)

-А какой Бунин вам ближе – поэт или прозаик?

(Обучающие высказывают свое мнение)

Освоение нового учебного материала

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в дворянской семье. Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Елец Орловской губернии. (слайд 3)

Здесь, «в глубочайшей полевой тишине среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной»- писал Бунин.

Здесь же он познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. Здесь в восемь лет он сочинил свое первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы.

- Как вы думаете, как жизнь среди природы, в дворянском поместье могла повлиять на темы творчества Бунина?

(Обучающие делятся своим мнением)

Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое.

Вам было дано домашнее задание – познакомиться с лирикой И.А. Бунина. Но прежде, чем мы перейдём к выразительному чтению стихотворений, нужно понять особенности лирики Ивана Алексеевича.

-Послушайте, что о лирике Бунина писали его современники и выделите те особенности, которые были ими упомянуты. (слайды 4, 5)

Ю.И. Айхенвальд о лирике И.А. Бунина писал:

· «Она (позия) продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты… Он не теоретизирует, не причисляет себя сам ни к какой школе, нет у него теории словесности…За его стихотворениями чувствуется еще нечто другое, нечто большее: он сам».

· «…он прозу делает поэтичной, скорее он ее побеждает и претворяет в стихи, чем творит стихи, как нечто от нее отличное и особое. У него стих как бы потерял свою самостоятельность, свою оторванность от обыденной речи, но через это не опошлился…».

· «У него - поэзия спокойная, без исключительности, без событий…Не горит и не жжет его поэзия, нет в ней пафоса, но зато присуща ей сила искренности и правды».

З. Гиппиус о Бунине-поэте писала — «…мастерство Бунина - лишь средство доводить описательство до совершенства, до наглядности, до воссоздания самого предмета…Бунин - король изобразительности. Я не знаю в современности равного ему мастера, такого - не рассказывающего нам о природе, о вещах, о людях, а прямо показывающего их».

 

-Кто сможет назвать главные особенности лирики И.А. Бунина?

(Ответы обучающихся)

-Давайте сверим наши ответы со слайдом. Перепишите особенности лирики И.А. Бунина в тетрадь.

Особенности лирики: (слайд 6)

- преемственность традиций прошлых писателей (А.С. Пушкин);

- прозаизация лирики;

- спокойный, бессобытийный характер лирики;

- изобразительность.

 

Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений "Листопад", воспевающих русскую деревенскую природу. (слайд 7). Поэзия Бунина основывалась на отображении пейзажей, где ничто не нарушает безмолвного разговора автора с природой, А. Блок в 1907 году писал: "Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви, поэт смотрит зорко и далеко, и красочные, и звуковые его впечатлений богаты". (слайд 8).

Выразительное чтение выбранных учениками стихотворений. («Осыпаются астры в садах», «Не видно птиц. Покорно чахнет…»).

 

- Какие особенности лирики мы увидели в данных стихотворениях?

(Ответы обучающихся)

И.А.Бунин был убежден, что не должно быть «деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему «неестественным и устарелым». Он писал: «Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка». (слайд 9)

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе «Антоновские яблоки», написанном в 1901 году. В этом произведении отчетливо явлено лирическое начало, подчиняющее себе все остальное. Рассказ представляет собой единый лирический монолог, передающий душенное состояние героя. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, музыкальность, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу.

Именно в лиризации и ритмизированности – особенность Бунинской прозы.

Слайд с особенностями прозы. (оставить 3 пункт для дальнейшего разбора – в чём 3 особенность – узнаем немного позже) (слайд 10)

 - Дома вы уже познакомились с данным произведением. Как вы думаете, в чём своеобразие рассказа?

(Ответы обучающихся)

В начале 900-х гг. Бунин поэтизирует жизнь в скудеющем имении, уходящий усадебный быт, дремлющие сословные традиции. "…У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе, со старым домом, старым гумном и большим садом с соломенными валами... Право я желал бы пожить прежним помещиком!" - писал он в письме к В.В. Пащенко. (слайд 11)

Антоновские яблоки - "картины" дворянской сельской жизни, которые сменяют одна другую во временной перспективе от прошлого к настоящему, от "старосветского" благополучия, освященного крепостным порядком жизни, ко все большему дворянскому разорению, к современным картинам царства "мелкопоместных, обедневших до нищенства, и чахнущих серых деревушек".

Бунин уводит читателя в то время, когда в помещичьих гнездах было еще живо благополучие крепостного дореформенного быта! "Усадьба небольшая, но вся старая, прочная, окруженная столетними березами и лозинами. Надворных построек - невысоких, но домовитых - множество. И все они точно слиты из темных дубовых бревен под соломенными крышами... И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!".

Происходит преображение мира, дающее возможность сказать писателю: "...хороша и эта… мелкопоместная жизнь!". Бунин пишет совсем об иных сущностях жизни, иных качествах и свойствах действительности, иных, но реально присущих ей. Вместо социальных, культурно-бытовых качеств человека на первом плане чувства, переживания, ощущения, и в первую очередь те, которые составляют радость жизни, ее повседневную поэзию. Этот перенос обусловлен разочарованием Бунина в социально-исторических возможностях совершенствования человеческой жизни, вынудившим, его обратить всю свою духовную энергию на воссоздание всегда присущих жизни неизменных ценностей: красоты и поэзии жизненных мгновений повседневности: "Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести...". (слайд 12 – картина осенние яблоки)

-Ребята, представьте сейчас запах яблок, осенней свежести. Какие чувства у вас это вызывает?

(Ответы учащихся)

В рассказе "Антоновские яблоки" запахи играют очень большую роль. Запахом антоновских яблок овеяна первая часть рассказа, повествующая о прежней жизни в усадьбе. Этот запах символ былого усадебного благополучия, домовитости, урожая, богатства и барского, и мужицкого. "Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти. - очень недавно, - имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию".

С исчезновением из помещичьих усадеб запаха антоновских яблок угасает и помещичья жизнь, видимость благополучия которой кое-как поддерживается до поры до времени играми в охоту. "За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота".

 

- Вы уже догадались, какая третья особенность прозы И.А. Бунина?

Конечно, это отражение цвета, звука и запаха в прозе. Хотя данный приём был использован Буниным и в поэзии.

 

В 1905 году разразилась первая русская революция, страну охватили разрушительные крестьянские бунты. Литератор не поддерживал происходящего. После событий того времени Бунин написал «целый ряд произведений, резко рисующих русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы».Среди них — повести «Деревня» и «Суходол».  (слайд 13)

Доклады учащихся о повестях (о чем, главная мысль, что хотел донести автор).

 

В ноябре 1906 Бунин знакомится с В.Н. Муромцевой (1881–1961), ставшей его женой, самым близким человеком, а после смерти мужа – его биографом, издателем и комментатором. (слайд 14)

В 1909 году Академия наук присудила Ивану Бунину Пушкинскую премию за третий том Собрания сочинений и перевод драмы-мистерии «Каин» Джорджа Байрона. Вскоре после этого литератор получил звание почетного академика по разряду изящной словесности, а в 1912 году стал почетным членом Общества любителей русской словесности. (слайд 15)

Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретил он и Февральскую революцию, и Октябрьскую, запечатлев свои впечатления от этих событий в дневнике-памфлете «Окаянные дни» (опубл. в 1935, Берлин). (слайд 16)

Представление обучающимися фрагментов из «Окаянных дней», отражающих отношение автора к революционным событиям. (индивидуальное задание)

 

В январе 1920 Бунин навсегда покидает Россию и поселяется в Париже, проводя ежегодно лето на юге Франции в городе Грасе. Никогда до революции не размениваясь на публицистику, в эмигрантский период активно включается в жизнь русского Парижа: возглавляет с 1920 Союз русских литераторов и журналистов, выступает с воззваниями и обращениями, ведет в газете «Возрождение» в 1925–1927 регулярную политико-литературную рубрику, создает в Грасе подобие литературной академии, куда вошли молодые писатели Н. Рощин, Л. Зуров, Г. Кузнецова. (слайд 17)

С «последней любовью» к Г. Кузнецовой, переписчице романа «Жизнь Арсеньева», – любовью одновременно светлой и мучительной, а в конце концов драматичной, – связаны для Бунина вторая половина 1920-х – начало 1930-х. (слайд 18)

Томительная боль разлуки с Родиной и упрямое нежелание смириться с неизбежностью этой разлуки парадоксальным образом приводят к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Его мастерство достигает предельной филигранности. Почти все произведения этих лет – о былой России.

В эмиграции Буниным написано десять новых книг прозы, в том числе «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар» (1927), «Божье древо» (1931), повесть «Митина любовь» (1925). В 1943 (полное издание – 1946) писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – сказал Бунин в одном из писем Н.А. Тэффи. (слайд 19)

В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер». (слайд 20)

Вторая мировая война застала Бунина в Париже. Бунин наотрез отказался сотрудничать в профашистских изданиях, наоборот, отмежевался от них. Мысль о Родине была главной: «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». Однако на Родину он не возвращался. (слайд 21)

С 1947 года Бунина не оставляли болезни, и вместе с болезнями и полной невозможностью работать материальные его дела пришли в окончательный упадок. Семья впала в большую нужду. " Пальцы в трещинах от холода, не искупаться, не вымыть ног, тошнотворные супы из белой репы <…> Был я «богат» — теперь, волею судеб, вдруг стал нищ, как Иов. Был «знаменит на весь мир» — теперь никому в мире не нужен, — не до меня миру!» - писал Бунин. Единственное, что спасает, — это работа. (слайд 22)

(Звучит стихотворение “Ту звезду, что качалася в темной воде…” в исполнении И.А. Бунина – голос автора). Текст на слайде. (слайд 23)

Ту звезду, что качалася в тёмной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду, —

Огонёк, до рассвета мерцавший в пруде,

Я теперь в небесах никогда не найду.

 

В то селенье, где шли молодые года,

В старый дом, где я первые песни слагал,

Где я счастья и радости в юности ждал,

Я теперь не вернусь никогда, никогда.

 

Иван Бунин умер в Париже 8 ноября 1953 года. Похоронили писателя на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!