Предпринимательская деятельность продюсера



Содержание

 

Введение

Зарубежный опыт

Предпринимательская деятельность продюсера

Привлекательность для спонсоров

Спонсорство на телевидении

Заключение

Список литературы


Введение

 

В последнее время вопросы продюсирования приобретают важное значение. Это связано с новой философией бизнеса, которую диктует современный рынок.

Продюсер - это создатель, участник и организатор творческого процесса. Это та профессия, с которой многие в настоящее время связывают надежды на возрождение российской культуры.

Настоящий Продюсер с большой буквы отличается от всех других творческих профессий тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики.

При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.

«Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями».

Продюсер является стратегом реализации проекта, поскольку именно он является лицом профессиональной команды. Это в определенной степени начальник генерального штаба, он отвечает за все: контролирует все сделки, которые заключает агент, промоутер, организует подготовку проекта, обеспечивает составление планов.

«У кого взять искомые деньги? Вариантов немного: государство, частные меценаты, крупные компании. В разных странах по-разному складываются отношения культуры с покровителями, существуют разные варианты выбора меньшего из зол. Скажем, во Франции государство традиционно обеспечивало поддержку культуры, и когда в девяностые годы в культуру пришли деньги корпораций, этот процесс сопровождался бурными дискуссиями на тему «Являются ли деньги промышленных меценатов извращением?». В Англии, напротив, существует давняя традиция взаимодействия культуры и крупного капитала, а извращением считается скорее излишне активное участие государства».

Стабильное благополучие и уверенность в завтрашнем дне, достигнутые бизнесом на определенном этапе развития, побуждают его обращаться к благотворительным и гуманитарным проектам. Философствования о социальной ответственности бизнеса, конечно, не являются здесь движущей силой. Только тогда, когда репутация компании становится существенным рыночным фактором, о репутации начинают заботиться и тратить значительные суммы на ее укрепление и поддержание. И только тогда, когда банального «не грабить, не обманывать, соблюдать законы, платить налоги» оказывается недостаточно, бизнес вынужден становиться социально ориентированным. Осознав, что благородное дело финансирования культуры прибавляет очки в глазах общества, компания начинает искать возможности совершить благородный поступок - и находит их во множестве.

Только в конце девяностых российский бизнес постепенно начал избавляться от предрассудка: деньги на культуру - это деньги на ветер. «Поэтому благотворительность и меценатство в современной России пока носят хаотический характер с некоторыми перегибами. Государство же, как известно, сейчас может поддерживать культуру только морально, и лучше бы оно этого вообще не делало».


Зарубежный опыт

 

«Герберт Шмерц, бывший руководитель по связям с общественностью корпорации Mobil и автор телевизионной программы, освещающей общественную благотворительность, приводит несколько причин более точно объясняющих, почему корпорациям необходимо поддерживать искусство и культуру.

Неизменно, поддержка программ первого класса в искусстве и культуре будет значительно повышать имидж компании. Всякий раз, когда корпорация участвует в достойном проекте, ее работники ощущают, что это прибавляет уважения к их коллективу, и в том числе среди их коллег. Участие компании в поддержке искусства предоставляет отличную возможность влияния на общество.

Поскольку правительственные чиновники часто имеют особые культурные интересы и любимые проекты, ваше спонсорство подобных проектов даст вам возможность сформировать полезный альянс и наладить ценные контакты.

Корпоративное спонсорство искусства также положительно влияет и на найм новых сотрудников. Многие смышленые молодые люди стремятся работать в компании, которая очевидно заботится об обществе и интересах культуры.

В эпоху, когда корпорации часто голословно критикуют за недостаточную вовлеченность в дела общества, участие в программах, поддерживающих искусство и культуру, может предоставить превосходную возможность стать вовлеченными в созидательное социальное действие».

Финансирование обосновывается убежденностью, что такая политика является здравой для компании, что это полезное дело для общества, и что миссия PR и маркетинга - продолжать данный проект, пока не найден лучший способ достижения прибылей.

Когда компания Philip Morris начинала спонсировать искусство, первым ее проектом была выдающаяся для того времени выставка популярного и абстрактного искусства («Pop and Op art») это произвело мало или даже никакого эффекта в обществе.

Но среди управленческой верхушки, действительно интересующейся искусством, передача средств была отмечена, и сегодня Philip Morris считается одним из немногих наиболее влиятельных сторонников поддержки культуры в обществе. Программа также имела значение для маркетинговой политики компании и была поддержана со стороны соответствующих должностных лиц фирмы, которые понимали, что она поможет в установлении престижной репутации не только компании, но и торговой марки.

«Philip Morris наравне с другими видами искусства поддерживает исполнительское искусство. Компания спонсировала балетную труппу Joffrey Ballet (с 1982 г.), получившей всемирное признание, авангардный фестиваль «Новая волна» («Next wave»), подготовленный Бруклинской Музыкальной Академией и обширные туры театра Alvin Ailey Dance Theater, которые познакомили многие страны с настоящей американской джаз- и блюз-музыкой. Philip Morris активно помогает театру The Dance Theater of Harlem's Open House Series, который представляет нетрадиционные культурные программы жителям Харлема в Нью-Йорке. Финансовый фонд, названный «Театральный проект», обеспечивает оперативную поддержку театральных трупп всех категорий, по этой же модели были созданы три других фонда: Музыкальный проект, Танцевальный проект и Проект Исполнительских Центров».уже довольно долго поддерживает искусство. Сегодня, поддержка культуры компанией IBM состоит в финансировании большого количества культурных проектов практически во всех сферах художественного и исполнительского искусства. В целом IBM поддерживает около 2500 культурных организаций.финансирует искусство потому, что это помогает бизнесу и потому, что компания хочет внести свой вклад в улучшение качества жизни общества, частью которого являются работники и клиенты компании. Компания полагает, что бизнес и искусство могут сотрудничать, помогать друг другу в достижении своих целей.

«В 1988 году IBM пожертвовала более $14.2 миллиона на поддержку искусства во всем мире через конкурсные и прямые дотации музеям и другим культурным организациям и институтам, обществам исполнительского искусства и общественному телевидению».

Корпорация AT&T начала поддерживать некоммерческие театры в середине 80-х и помогла провести 26 проектов в 19 театрах в 12 городах за первые 5 лет. К 1990 году AT&T стала крупнейшим спонсором некоммерческих театров в Соединенных Штатах. Согласно мнению театральной общественной организации Theater Communications Group. Один из более примечательных успешных проектов, поддержанных компанией - постановка обработки The Grapes of Wrath (Плоды гнева), которая в 1990 году была названа Тони Авардом (Tony Award) лучшей пьесой года.

В то время как корпорации, подобные Mobil, At&T и IBM концентрируют свои усилия на спонсировании художественного и исполнительского искусства, маркетинговые отделы компаний, производящих безалкогольные напитки, пиво и другие потребительские продукты, все больше уделяют внимание спонсированию популярной музыки, часто используя звездные концертные туры в целях собственной рекламы. Алан Потташ (Alan Pottasch)- вице-президент компании Pepsi-Cola - говорит, что «музыка - одно из трех явлений, переступающих культурные барьеры - музыка, секс и спорт, и музыка здесь идет намного дальше спорта, она на100 % универсальна».

«Джим Харрис (Jim Harris), организовавший спонсирование компанией Anheuser-Busch концертов Эрика Клэптона (Eric Clapton), Стива Винвуда (Steve Winwood) и Genesis, говорит - «спонсирование спорта выросло из нашей любви к участию в нем; поиски в области другой большой части нашего досуга, которую в широком смысле можно обозначить как развлечения, были настоящим прогрессом».

Компания Reebok потратила $10 миллионов на поддержку тура, в котором участвовали такие суперзвезды, как Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), Стинг (Sting), Питер Габриэль (Peter Gabriel) и Трэйси Чепмен (Tracy Chapman), которые дали концерты в 14 странах на 5 континентах в течение 6 недель в 1988 году. Компания тонко и со вкусом позаботилась о том, чтобы обеспечить ассоциирование тура со своим именем. Это имя появилось только на палатках для гостей и в нижней части печатной рекламы и памятных подарков, где можно было прочитать: «Это стало возможным благодаря безвозмездному дару компании Reebok»«.

Когда федеральное финансирование сокращается, частный бизнес становится основным источником финансирования искусства.

 

Предпринимательская деятельность продюсера

 

Сегодня культура России получила возможность иметь альтернативные источники финансирования. Поиск дополнительных средств - фандрайзинг - стал сегодня одной из важных задач российских менеджеров в культуре.

Область фандрайзинга - абсолютно новая для нашего искусства развита в США более чем в какой-либо другой стране мира. Это объясняется тем, что культура и искусство в Америке всегда получали ничтожные субсидии от государства, и, таким образом, чтобы выжить, должны были выискивать иные источники финансирования. Государство способствовало таким методам, создавая необходимые условия, вырабатывая изощрённую систему льгот и поощрений вкладчикам, будь то коммерческие структуры, фонды или частные лица. Постепенно, поиск субсидий или денежных средств - фандрайзинг - вырос в отдельную профессиональную управленческую область.

В России в настоящие время не существует ни специалистов в этой области, ни самой области фандрайзинга в его прямом значении.

Однако подготовка менеджеров и продюсеров организаций культуры и искусства включает в себя некоторые основные моменты деятельности по привлечению финансовых средств. Это очень важно, поскольку в современных условиях культура страны зачастую лишается существующих ранее гарантированных субсидий со стороны государства.

Рекомендации для успешного фандрайзинга:

«если вы рассчитываете на долговременный успех, поиск средств не должен быть единовременной акцией. Процесс поиска средств должен стать системой продуманных мер, ежедневно осуществляемых в рамках проектов;

важно, кто в коллективе будет организовывать этот процесс, руководить работой по сбору средств. Качественные характеристики продюсера, его профессионализм очень важны;

при организации фандрайзинговой кампании следует предусмотреть 5 этапов ее проведения: определение стратегии действия; разработка списков доноров; ходатайство о вкладах; непрерывная работа с вкладчиками; налаживание эффективной системы учета. Название этапов условно, все они проводятся параллельно, но главное - не прекращаются никогда».

При поиске и привлечении финансовых средств для организаций культуры и искусства необходимо, прежде всего, знать за счёт чего они вообще могут быть образованны. «По действующему в России законодательству и Положению “Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства“ от 26 июня 1995года рассматриваемые нами средства образуются за счёт: бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от платных форм культурной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям; кредитов банков и иных кредитных учреждений; других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Из выше изложенного видно, что поле деятельности по привлечению финансовых средств достаточно обширно.

Наиболее мощный источник формирования финансовых средств организаций культуры - коммерческий сектор.

Бизнес вкладывает средства в культуру не только по альтруистическим мотивам, - ему это выгодно. Предпринимательский успех фирмы, её прибыль не в последнюю очередь зависит от её известности и успеха в обществе. Пожертвования в сферу культуры и искусства дают прекрасную возможность получить признание и успех.

Что же может привлечь спонсора заниматься инвестированием? Это мотив «престижа». Для чиновника высокого ранга (губернатора, мэра) - престиж в глазах избирателей. Для физических лиц - престиж в глазах друзей, коллег. Для коммерческих фирм - престиж у партнеров по бизнесу, в обществе. На эти мотивы, прежде всего, и необходимо «давить» инициаторам создания новых проектов культуры.

Небесполезным в этой связи является знакомство потенциальных спонсоров с бизнес-планом будущего проекта. Обоснованный бизнес-план помогает подготовиться к внедрению проекта в жизнь.

«Продюсеру предстоит пройти все стадии бюджетного процесса, начиная с составления производственного бюджета. Следом будет составлен бюджет продвижения проекта. На основе этих бюджетов, а также с учетом имеющихся предварительных договоренностей о продаже прав, рекламе и мерчандайзинге, составляются два основных бюджета: бюджет доходов и расходов (БДР) и бюджет движения денежных средств (БДДС). Эти документы после утверждения будут служить основанием для составления бизнес-плана и инвестиционной заявки».

Продюсер, организующий в современных экономических условиях производство и реализацию нового проекта, должен быть готов к масштабному применению такого инструмента обеспечения эффективности предпринимательской деятельности, каковым является управление рисками (УР).

«Теоретически УР можно определить как систему организационно-экономических мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение, и контроль событий случайного и непредсказуемого характера, способных вызвать перерыв в нормальной реализации предпринимательского проекта. Сюда же следует отнести и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия подобных явлений».

В развитой системе экономического управления УР выполняет важную роль - защищает продюсера от отрицательного влияния обстоятельств, которые находятся вне непосредственного разумного контроля его самого и нанятых им менеджеров. Тем самым в определенной степени обеспечиваются условия для непрерывного функционирования предпринимательских проектов, что, в свою очередь, является основой для поддержания запланированного уровня издержек, достижения прогнозируемой рентабельности, и т.д. Иными словами, - УР выступает как важный фактор эффективной реализации замыслов продюсера. «Неразвитость в рамках предпринимательских структур (продюсерских компаний) программ противостояния отрицательному воздействию событий случайного и непредсказуемого характера является серьезным сдерживающим фактором, объективно вызывающим настороженность и колебания потенциальных инвесторов».

Каждый инвестор будет задавать себе вопрос: «Действительно ли организаторы затевают нечто «стоящее», либо имеют приблизительное представление о возможности реализации проекта».

Для этого необходимо, во-первых, подготовить проект высокого качества. Если проект в хорошем смысле амбициозный, правильно рассчитан продюсером, и на этапе развития грамотно промоутирован (promotion), то на него легче найти деньги. Привлекать финансы можно из разных источников, это может быть государственная поддержка, спонсорская помощь или частные инвестиции. Шансы возрастают, если продюсер уже известен благодаря своим предыдущим (успешным) работам. К такому продюсеру инвесторы будут относиться с большим доверием.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!