Расскажите о вавилонских зиккуратах.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
Одной из наиболее древних куль тур наряду с египетской была культура, созданная народами Передней Азии. На заре цивилизации на протяжении нескольких тысячелетий (4 — 18-е тыс. до н.э.) в плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных районах Средизем ного моря и горных областях централь ной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры. Сменявшие друг друга государства, в которых складывалась ассиро-вавилонская культура — Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., внесли свой замечательный вклад не только в культуру Древ него Востока, но и в историю мирового искусства в целом.
Рассмотрим наиболее важные этапы художественной жизни таких ведущих держав Двуречья, как Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон.
Искусство древних народов Перед ней Азии глубоко символично. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры сто ит система понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т.д.
В Передней Азии, как и в Египте, главенствующую роль играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими видами искусства. Особенно важное значение придавалось круглой скульптуре, рельефу, мелкой пластики с, настенной живописи, ювелир ному искусству. Вместе с тем многие черты заметно отличают искусство Передней Азии от египетского.
|
|
Эти отличия связаны прежде всего с природными условиями. Разливы рек вызвали потребность возводить здания на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству из менее долговечного материала — сырцового кирпича. Вследствие этого сложилась архитектурная форма с просты ми кубическими объемами, отсутствием криволинейных очертаний, было введено вертикальное членение плоскостей стен нишами и выступами, применялись звучные цветовые акценты. Все это способствовало новому пониманию орнаментации, обогащению архитектурного образа.
Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось до наших дней значительно меньше, чем памятников искусства Египта. Войны, пожары, равно как и непрочность строи тельных материалов, способствовали их разрушению.
Монументальная скульптура в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, однако создавались разнообразные по пластическим решениям статуи божеств и царей. В рельефах нашли отражение победоносные войны, деяния правителей.
Народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства в искусстве глиптики — художественной обработке драгоценных камней, самоцветов и стекла. Глиптика возникла в Месо потамии, где с 5-го тыс. до н.э. ис пользовались штемпельные, а затем цилиндрические печати-амулеты. Их покрывали тончайшей резьбой с изображением людей, животных, фантастических сцен. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с тщательно выстроенной композицией. Большинство сюжетов на печатях по священо противоборству различных животных. Зверь изображался с при стальным вниманием, точным знани ем его облика и движений. В начале
|
|
3- го тыс. до н. э. появилось и изображение человека — участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3-готыс. до н.э. встречают ся фантастические сюжеты.
Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.
ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА
В древнейших государствах Двуречья — Шумерском и Аккадском — возникла письменность (клинопись), сложились основные образы и типы зодчества, сформировались рельеф, круглая пластика, глиптика, художественное ремесло. До нас дошел це лый ряд разнообразных художественных произведений, созданных на протяжении 4 — 3-го тыс. до н.э. и позволяющих судить об особенностях искусства Передней Азии.
|
|
Письменность, по преданию, дан ная жителям Шумера героем Гильгамешем, запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.
Архитектура. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Древнейшие шумерские города-государства, окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, посвященных богам светил, плодородия, ветра. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (от них остались только небольшие фрагменты) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200 — 3000 гг. до н.э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбован ной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами —лопатками. Приподнятый над жилой частью города храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Наверх вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Храм — низкое толстостенное прямоугольное здание без окон — имел внутренний двор. Свет проникал в помещения че рез проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома.
|
|
В 3-м тыс. до н. э. возник более разработанный в архитектурном отношении тип храма — зиккурат, постепенно при обретший значение главного культового сооружения. Зиккурат, например знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре, состоял из нескольких (от трех до семи) огромных платформ прямоугольной или усеченной формы, выложенных сплошной кладкой из сырцового кирпича и помешенных уступами одна на другую. Террасы соединялись наружными гигантскими лестницами или пандусами, выявлявшими структуру зиккурата. Не редко он служил своеобразным научным центром, обсерваторией или на блюдательным пунктом.
Лучше всего сохранился огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре (конец
3-го тыс. до н.э.). Как и более ранние храмы, он имел сходство с горой. Три его мощные, сужающиеся кверху тер расы были окрашены в разные цвета: черный (битум), красный (облицовка обожженным кирпичом), белый (известняк). Сооружение венчало небольшое святилище, вероятно, декорированное синей глазурованной плиткой. Эта цветовая гамма, согласно мифологическим представлениям, символизировала связь земного и небесного миров. Своими четкими горизонтальными членения ми зиккурат напоминал ступенчатые пирамиды.
Скульптура. До нашего времени дошли прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале 3-го тыс. до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. adore — поклоняться), который представлял собой статую молящегося — фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Огромные глаза адорантов выполняли особенно тщательно, их часто инкрустировали. Главная черта шумерской скульптуры — это условность изображения, отсутствие портретного сходства.
Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими о жизни города (закладке храма, повседневных делах, военном походе и т.н.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно — от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового раз мера, только царя в соответствии с древ ним каноном всегда изображали круп нее других. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) Эанатума, правителя города Лагаша (около 247() г. до н.эЛ, названная
«Стелой Коршунову. Все здесь направлено на то, чтобы показать победу над врагом. На одной из сторон стелы — бог Нингирсу — покровитель Лагаша. держащий в руках папину и сеть с барахтающимися в ней врагами, на другой — тесно сомкнутая шеренга страшных, грубых и диких воинов, готовых задавить, смести все на своем пути. Они — воплощение грозной силы. Фигуры подчинены плоскости и изображены с соблюдением канона.
К числу шедевров аккадского искусства относятся скульптурные го ловы, достаточно точно передающие этнический тип. Особенной художественной удачей является портрет правителя Аккада — Саргона Древнего (XXIV в. до н.э.), выполненный из меди. В нем воплощен образ волевого, мужественного и мудрого человека. Другими примерами аккадского стиля служат многочисленные каменные ста туи правителя Лагаша — Гудеа. В них переданы не только индивидуальные черты, но и возрастные изменения. Художественный стиль скульптурных изображений при разрозненности го- родов-государств и отсутствии единого пантеона богов (каждый город имел свои мифы) формировался мед ленно, но характерно, что традиции искусства аккадцев ощущались и по сле падения аккадской династии в XXI! в. до н.э.
ИСКУССТВО АССИРИИ
Большие изменения, совершавшие ся в искусстве Передней Азии в 1-м тыс. до н.э.. были связаны с возвышением Ассирии, занимавшей земли по среднему течению Тигра (север современного Ирака). Мощь государства, завоевавшего огромные территории, централизация власти в руках царей, постоянная готовность к походам способствовали созданию искусства, прославлявшего силу и славу правителей. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик. Военизированный характер государства проявился в зодчестве. Был создан но вый тип города — город-крепость.
Дворец Саргона Н в Дур- Шаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в кон це VIII в. до н.э., дает представление об архитектуре того времени. Дворец,
обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведен ной насыпи, облицованной огромны ми каменными глыбами. Он делился на три части: парадные, жилые и культовые помещения, группировавшиеся вокруг открытых внутренних дворов. Новым было то, что центром дворцово-храмового комплекса стал не храм, а дворец. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат находился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот парадного входа были рас положены фигуры быков-«шеду» с го ловами людей и крыльями орлов. У них было пять ног, поэтому человеку, идущему через ворота, казалось, что могучий страж движется ему навстречу и
готов преградить путь врагу. Подобные быки или львы стояли у входа почти всех ассирийских дворцов.
Помещения двора были украшены многоцветными росписями и рельефа ми, отличающимися тщательной орнаментальной отделкой. Рельефы обычно располагались в нижней части стен, под росписями. Плоские, четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, фризообразные лен ты рельефов изображали то бой Мардука, главного бога Ассирии, с чудовищем Тиамат, победив которое Мардук создал из его тела небо и землю, то легендарного героя Гильгамеша, одолевшего льва, то военные походы ца рей, прославляя воинскую доблесть и физическую силу. Ученые предполагают, что при создании рельефов использовались трафареты рук, ног, го лов и т.д.
Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Лшшурбанипала (669 — ок. 635 гг. до н. э.) в Ниневии. Зрелое мастерство проявилось здесь не только в
Крылатый бык
возросшей динамике, чеканной лепке, сильной и сочной моделировке фигур, но и в передаче эмоций. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, па фоса и силы. Художники подметили
Бой бога Мардука с чудовищем Тиамат. Прорисовка ассирийского рельефа
страдания зверей, безжалостно уничтожаемых людьми. Сцепы гибели газе лей, диких лошадей и львов исполнены подлинного драматизма. Так, один из рельефов, изображающий ревущую львицу (вторая половина VII в. до н. э.), отмечен исключительной экспрессией и достоверностью.
Ассирийские художники и скульпторы изображали грандиозные крепости, великолепные дворцы, суровых воинов, несущиеся колесницы, сцены охоты и животных.
В ассирийском искусстве широко представлена монументальная живопись. Изящная графичность росписей напоминает традиции месопотамских мастеров. Сохранившиеся росписи дворца царского наместника Тель-Бор-сипе (VIII в. до н.э.) стилистически близки рельефам.
Расцвета достигла круглая дворцово-храмовая скульптура, тесно связан ная с архитектурой. Образцом ассирийской скульптуры является статуя царя Ашшурнасирпала II (IX в. до н.э.), исполненная величия и отмеченная тщательной проработкой деталей.
В 612 г. до н.э. Ассирия пала под на тиском войск Мидии и Вавилонии. Однако ее искусство оказало сильное влияние на другие страны Древнего мира. Великая держава создала традицию, выразившуюся не только в рос коши дворцов, но и в свободном сочетании придворного канона и творческого эксперимента мастеров разных национальностей.
ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА
Древняя Вавилония, пережившая первый этап своего расцвета во 2-м тыс. до н.э., вступила в период нового подъема в конце VII в. до н.э. Она вела бесконечные войны, из которых не всегда выходила победительницей, особенно тяжелой была борьба с Ассирией. Ведущую роль в Нововавилонском царстве играла архитектура, вы ступавшая в тесном содружестве с де коративными ремеслами. Исторически архитектура этого периода является продолжением шумеро-вавилонских традиций, но в необыкновенном усилении цветового начала сказывается возможное влияние искусства Ассирии. Архитектура и искусство Древнего Вавилона имеют подчеркнуто религиозный характер, так как власть в нем принадлежала жрецам.
Город Вавилон, ставший крупным политическим и торговым центром, приобрел блеск и размах в период правления Навуходоносора II (605 —
562 гг. до н.э.). Вавилон превратился в
это время в торжественный и праздничный единый ансамбль, подчинен ный четкому градостроительному за мыслу. Он представлял собой в плане правильный прямоугольник площадью около 10 км2, разделенный Евфратом на западную и восточную части — но вый и старый город. Вавилон был обнесен рядом мощных крепостных стен с восемью воротами, носившими имена главных богов.
Самыми торжественными из них были «Ворота Иштар», посвященные богине плодородия и войны (см. цв. вкл.). Это — огромная двойная арка, по четырем сторонам которой возвышались массивные зубчатые башни. Ворота виднелись издалека и поражали взор густой синевой облицовывавших их изразцов, на фоне которых ярко выделялись ряды ритмично чередовавшихся белых и желтых зверей. Четкие интервалы между фигурами животных настраивали каждого подходившего к воротам на ритм торжественного шествия. Эти ворота сохранились до наших дней.
От «Ворот Иштар» начиналась священная дорога процессий, выложен ная белыми и красными плитками. Она вела к главному храму Вавилона — Эсагиле, посвященному богу Мар- дуку.
Самым же знаменитым сооружением Вавилона был огромный 90-метро вый зиккурат Этеменанки («Дом основания небес и земли»). Именно его принято считать прототипом знаме нитой Вавилонской башни. Семь его уступов, окрашенные в разные цвета, увенчивались святилищем, которое было облицовано синими глазуро ванными плитками с золотыми рогами.
Яркое, красочное впечатление создавали и дворцы Навуходоносора II с их многоцветностью, узорчатостью. Сказочной красотой прославились «висячие сады» царицы Семирамиды, ко торые греки считали одним из семи чудес света.
По преданию, эти сады были сооружены Навуходоносором II для жены, тосковавшей по цветущей при роде своих родных мест. Сады располагались на сводчатых террасах на вы соте дворцовых стен и орошались с помощью системы колодцев и водостоков.
Памятников изобразительного искусства нововавилонского периода со хранилось немного. В основном до на ших дней дошли цилиндрические печати из самоцветов, терракотовые статуэтки и образки. Неповторимое декоративное богатство и колористическая самобытность нововавилонского искусства стали логическим завершением изысканно-канонической линии в развитии искусства стран Древнего Востока.
Расцвет нововавилонского искусства длился сравнительно недолго.
В 539 г. Вавилон был завоеван персидским царем Киром II Великим, который не разрушил город, а торжествен но вошел в него как победитель. Ново вавилонские традиции воздействовали на культуру многих древних стран Передней Азии.
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику ассиро-вавилонскому искусству в целом.
2. Почему в искусстве Передней Азии главенствующую роль играла монументальная архитектура?
3. Дайте определение глиптике. Расскажите о ее развитии у народов Передней Азии.
4. Расскажите о шумерском и аккадском искусстве. Приведите примеры произведений скульптуры.
Расскажите о вавилонских зиккуратах.
6. Расскажите об особенностях архитектуры и скульптуры Ассирии.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!