ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НОВОЙ СТОЛИЦЫ



 

Промышленность Петербурга возникла и развивалась одновременно с возникновением и развитием самого города и отражала условия его возникновения и развития.

Главными отраслями в оборонной промышленности Петербурга были судостроение и производство оружия. Все остальные отрасли, так или иначе связанные с военными нуждами, имели подсобное значение.

Большого развития в Петербурге достигло кожевенное производство. Кожевенные предприятия возникали как частные, так и казенные. Их продукция шла на нужды армии и флота, на экспорт и на внутренний рынок. Зарождение их относится к 1711 г.

Вскоре после основания Санкт-Петербурга в нем возникли две бумажные мастерские-мануфактуры. Обе они обслуживали, прежде всего, нужды города как столичного, административного и все более растущего культурного центра.

В разные годы при Петре I в Петербурге было основано 4 типографии. Петербург стал крупнейшим центром книгоиздания.

Царский двор, правительственные учреждения и знать, жившая в городе, потребляли много свечей. В связи с этим в Петербурге получили заметное развитие воскобелильные и свечные предприятия.

Первый стекольный завод был открыт в Петербурге в 1716 г. Он производил посуду, оконное стекло, зеркала и др.

С 1725 г. в Петербурге возникла гранильно-шлифовальная фабрика, занимавшаяся не только шлифовкой и гранением стекла, но и драгоценных камней.

Рост города, увеличение его населения привели к развитию предприятий пищевой промышленности. В Петербурге находилось большое число мукомолен, крупорушек, предприятий по выработке крахмала, растительного масла, пива, водки, табака и переработки сахара из привозного сахара-сырца.

Очень существенным элементом развития города, помимо концентрации здесь мануфактур и ремесленного производства, являлась торговля. Петр I стремился превратить Петербург в "великий купеческий магазин"

В области внешней торговли с Западной Европой, Петербург в результате исключительных мероприятий Петра I, стремившегося превратить его в "пристанище коммерции", занял первое место в России.

 

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

 

Культурная жизнь столицы прежде всего определялась тем, что в ней были сосредоточены разнообразные школы нового светского типа .Задачи укрепления русского государства властно требовали крупных мероприятий в области культуры. Правительство Петра проводило их с той же энергией, с какой оно строило заводы и фабрики для снабжения армии и усиления обороны страны.

Образование в новой столице имело преимущественно светский и притом ясно выраженный практический характер. Для государства, для успешного завершения борьбы за выход на морской простор, для постройки флота, для развития мануфактур нужна была не церковная, а новая реальная наука.

Значительную роль, в развитии механики и техники, играла основанная в начале XVIII в. в Петербурге токарная и инструментальная мастерские. А.К. Нартовым был изобретен токарно-копировальный станок с суппортом. Изобретение суппорта явилось важнейшим этапом технической революции в области металлообработки.

Заметное место в культурной жизни столицы принадлежало музеям. Большинство из них, возникнув самостоятельно, позднее вошло в систему Академии наук. Старейшим из музеев была Кунсткамера, первый в России научный музей.

Начало Кунсткамеры было положено Петром I. Во время поездок за границу он внимательно знакомился с музеями Западной Европы. Европейские кунсткамеры того времени ставили себе целью не столько поучать, сколько развлекать посетителей. Под впечатлением увиденного, Петр решил открыть подобное заведение и в России. Задавшись такой целью, Петр стал везде собирать различные новые приборы, инструменты, машины, чучела животных, анатомические аномалии в спирту, одежду и т.д.

 

КУНСТКАМЕРА

 

Кунсткамеру, пожалуй, можно назвать первым в Санкт – Петербурге научным учреждением.

Как и многие начинания Петра 1, его коллекция «редкостных предметов» вызывала недовольство в стране.

Ещё в 1698 году, когда он приобрёл в Голландии первые экспонаты, начался ропот: везёт – де царь из-за границы «безделушки всякие», чтобы создать «бесовское скопище» и смущать православную Русь.

Нашёптывали враги Петра 1, будто всё, что он привёз из-за границы – картины, оружие, инструменты, чучела животных, книги, - «мечены антихристом», и что эти предметы не держат свою тень. Как только попадает на них свет от солнца или свечи – так тень отделяется от хозяина и начинает самостоятельную жизнь.

Оттого в первые годы существования Кунсткамеры народ боялся туда ходить. Царь приказал вход сделать бесплатным. Мало того, велел каждого посетителя музея угощать водкой, вином и кофе. Допускали туда всех, кроме крестьян.

На водку и вино находились желающие. По нескольку раз в день приходили они в Кунсткамеру «просвещаться». Водку выпивали, кофе сплёвывали тут же на музейный пол и, немного постояв в одной из комнат Кунсткамеры, мчались в церковь замаливать грех. А потом снова возвращались за очередной рюмкой в музей.

Особенно всполошил народ царский указ, связанный с коллекцией, «О принесении родившихся уродов». Противники Петра порой сурово расправлялись с теми, кто не хоронил умерших уродов, а собирался отвезти их в царскую научную коллекцию.

Находились среди царских врагов смельчаки, собиравшиеся и вовсе разгромить Кунсткамеру, сжечь «бесовское скопище». Но таких быстро усмиряли кнутами и виселицами, плахой и галерами, а задуманное Петром дело хоть и с трудом, но развивалось.

В 1718 году первый в России общедоступный музей по указу Петра перевели в просторные палаты адмиралтейств – советника Александра Кикина. Сюда же перешла и первая государственная библиотека.

Вскоре музей переехал из Кикиных палат у Смольного двора в новое здание на Васильевский остров. В 1727 году перевезли коллекции Петра 1, а 25 ноября 1728 года состоялось торжественное открытие Кунсткамеры.

Многие жители Петербурга сошлись во мнении, что место для постройки музея выбрано удачно. Здание Кунсткамеры было видно издалека из разных концов города.

Михаил Ломоносов даже заметил по этому поводу, что Петр 1 хотел, чтобы на Кунсткамеру все «взирали среди своих упражнений, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись».

 

ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР

 

Крупнейший центр науки и просвещения, Петербург сыграл значительную роль в развитии русского языка и в особенности - в разработке его норм.

Развитие национального русского языка в XVIII в. сопровождалось, прежде всего, значительным обогащением его словарного фонда в связи с развитием производства, усложнением общественно-политической жизни и ростом знаний. Для обозначения новых технических, научных, политических, бытовых понятий нужны были новые слова. Самый простой путь решения вопроса заключался в заимствовании иностранных слов. В начале столетия этим, кстати, чрезвычайно злоупотребляли, вставляя иностранные слова к месту и не к месту: в речи, письмах, книгах.

Петр Великий, борясь за доступность и общепонятность книги, настаивал на замене в книгах церковно-славянского языка русским, т.е. на приближение книжного языка к русской речи.

В литературной жизни столицы в первой четверти XVIII в. нашли яркое отражение новые взгляды, порождаемые социально-экономическим и политическим развитием страны. С Петербургом связана деятельность самых крупных русских литераторов. Поэты славили Родину, блестящие победы русского оружия и успехи русского просвещения, они укрепляли чувства национальной гордости, звали к новым подвигам.

И театральное искусство русского народа, имевшее многовековую историю, делает значительные шаги в своем развитии. Петербургская театральная культура XVIII в. продолжала традиции, сложившиеся еще в Московской Руси. Но театр в Петербурге не повторял, а развивал эти традиции. С Петербургом связано создание нового литературно-художественного театра и новой драматургии.

Петр I видел в театре одно из средств борьбы за светскую культуру, освобожденную от церковно-схоластического влияния. Поэтому он относился к организации театра как к делу, в развитии которого государство заинтересовано не менее, чем в школах, издании книг и других культурных мероприятиях. Для создания театра была выписана немецкая странствующая труппа во главе с антрепренером Иоганном Кунстом. Но Кунст не смог подготовить ожидавшегося от него репертуара. Театральное дело берет в свои руки сестра царя Наталья Алексеевна, страстная любительница театра и главный помощник Петра I в его театральной политике.

В Петербурге спектакли начали ставиться в 1714 г. Помещался этот первый петербургский театр на теперешней улице Чайковского. Для представлений был приспособлен огромный пустой дом, где устроили партер и ложи. В театре ставились пьесы на злобу дня: о пользе учебы молодых дворян за границей, изобличении изменчивости Польши в войне со Швецией и т.д. Чтобы использовать подмостки в качестве своеобразной политической трибуны, между действиями пьесы разыгрывались короткие грубоватые интермедии. И вскоре интерес широких масс народа к театру возрастает.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!