Развитие фотографии в России во второй половине XIX века

Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии.

И. Гамеля привлекала, прежде всего, возможность негативно-позитивного варианта фотографии, с возможностью размножения копий. Информацию касательно изобретения фотографии, направлявшуюся Гамелем в Российскую Академию наук, академики изучали с большим интересом.

В результате академики России поручили Юлию Федоровичу Фрицше, выдающемуся химику, изучить метод калотипии. Для чего вся информация, направляемая из-за границы пересылалалась ему. В письмах адресованных в Академию наук России И. Гамель переслал подробное описание тальботипии вместе с несколькими фотоснимками.

В Архиве Академии России наук по сей день хранятся 12 калотипов, некоторые с подписью самого Тальбота, датированные апрелем 1839 года. И. Гамель, поехал после Англии во Францию для детального изучения способа Дагерра. Причем познакомился не только с самим Жаком Дагерром, а ещё с сыном второго изобретателя фотографического процесса Исидором Ньепсом. Установив с ними дружественные отношения в августе 1839 года, он сообщил об этом в Академию наук России.

Во Франции Гамель изучил процесс дагерротипии, а также приобрел аппаратуру с принадлежностями для изготовления фотографий у фирмы братьев Жиру, являвшихся издателями книги Жака Дагерра «Historie et description...», включавшую подробное описание дагерротипии.

Выполненные И. Гамелем совместно с Исидором Ньепсом фотоснимки с аппаратурой направленные в Россию, были подробно изучены 6 сентября 1839 года на заседании Академии наук. Физику Э. X. Ленцу и химику И. Г. Гессу поручили изготовить более совершенные фотографии. Находясь с 1839 по 1841 год за границей, И. Гамель отправлял в Россию Президенту Академии наук графу С. С. Уварову фотографии, сделанные методом Ж. Дагерра, для информирования о новом виде искусства.

И. Гамель направил в сентябре 1841 года в Российскую Академию наук фото женской фигуры, которая, была первой в мире фотографией живого человека. И. Гамель дружил с Исидором Ньепсом и получал от него подлинники документов по истории фотографии для определения, кто на самом деле изобрел фотографию — Нисефор Ньепс или Луи Жак Дагерр.

И. Гамеля привлекала, прежде всего, возможность негативно-позитивного варианта фотографии, с возможностью размножения копий. Информацию касательно изобретения фотографии, направлявшуюся Гамелем в Российскую Академию наук, академики изучали с большим интересом.

В результате академики России поручили Юлию Федоровичу Фрицше, выдающемуся химику, изучить метод калотипии.

Ознакомившись с присланными материалами, академик Юлий Федорович Фрицше первым в России освоил технику получения фотографического изображения. Будучи выдающимся химиком и ботаником, он решил сделать несколько снимков листьев растений, что с успехом ему удалось. Уже 23 мая 1839 года Фрицше выступил на заседании Петербургской Академии наук со своим отчетом «о гелиографических опытах», в котором был дан исчерпывающий анализ способа Тальбота по получению фотографических изображений. При этом Юлий Федорович Фрицше внес еще и собственные поправки в этот метод, предложив заменить во время проявления тиосульфат натрия аммиаком для улучшения качества снимка. По-существу, эта была первая исследовательская работа, посвященная фотографии, в нашей стране, давшая старт усовершенствованию методов получения фотоснимков.

Иосиф Гамель так же является первым в мире историком фотографии. Собранный им архив уникальных документов по истории изобретения фотографии до сих пор является одним из основных источников по этой теме. Да и само слово «фотография» впервые в мировой практике использовал именно он.

 

Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России "художественный кабинет" для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу - выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру "Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут". Им был разработан способ повышения долговечности дагерротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагерротипию более дешевой и доступной большему числу людей.

Следующим человеком, благодаря которому история фотографии в России стремительно продолжала развиваться, был Сергей Левицкий. В истории русской фотосъемки появились дагерроптипы Пятигорска и Кисловодска, сделанные им на Кавказе. А также золотая медаль художественной выставки, прошедшей в Париже, куда он и отправил снимки для участия в конкурсе. Сергей Левицкий был в первых рядах фотографов, которые предложили менять декоративный фон для съемок. Им также было решено выполнять ретушь портретных фотографий и их негативов, чтобы уменьшить или вовсе удалить технические недостатки, если таковые имелись.

Левицкий уезжает в Италию в 1845 году, решая повысить уровень знаний и умений в области дагерротипии. Он делает снимки Рима, а также портретные фото русских художников, проживавших там. А в 1847 году придумывает фотографический аппарат со складным мехом, применив для этого мех от гармони. Новшество позволило фотоаппарату стать более мобильным, что в значительной степени отразилось на расширении возможностей фотосъемок.

Вернулся в Россию Сергей Левицкий уже профессиональным фотографом, открыв в Петербурге собственную дагерротипную мастерскую «Светопись». При ней он также открывает фотоателье с богатой коллекцией фотопортретов русских художников, писателей и общественных деятелей. Изучение искусства фотографии он не бросает, продолжая опытным путем изучать применение электрического света и его сочетания с солнечным и их влияние на снимки.

Практически одновременно с Сергеем Левицким в Петербурге плодотворно работал Андрей Деньер, который еще в 1851 году открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера». Он также прославился благодаря своим портретным фотографиям известных деятелей русской культуры, а в дальнейшем даже создал первый фотоальбом в Российской империи. Интересно, что в 1878 году именно в фотоателье Андрея Деньера был испытан короткофокусный фотообъектив Ивана Болдырева. Этот объектив позволял передавать не только линейную, но и воздушную перспективу при осуществлении портретной групповой съемки. К сожалению, из-за отказа чиновников это изобретение так и не попало на международную выставку в Париже. Зато в 1889 году все тот же Болдырев представил точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества был признан самым лучшим, среди всех имевшихся в продаже в то время.

Развитие фотографии в России во второй половине XIX века

В 80-е годы XIX века в стране появился первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала члену Русского технического общества Павлу Ольхину. Журнал назывался «Фотографический вестник» и рассказывал о методах обработки фотоматериалов, теоретических и практических советах по осуществлению фотосъемки. В этот же период в России сформировался жанр публицистического фоторепортажа, основоположником которого стал Максим Дмитриев. Именно он создал серию фотоснимков «Волжская коллекция» с уникальными изображениями реки Волги, от ее истоков до устья. Дмитриеву также принадлежат портреты таких выдающихся российских деятелей, как Ф.И. Шаляпин и А.М. Горький.

Многие русские ученые и исследователи приобщились к искусству фотографии. Например, Климент Аркадьевич Тимирязев великолепно владел техникой фотографии и даже был удостоен в 1895 году серебряной медали на Московской фотографической выставке за свои фотоработы, посвященные растениям и природе.

Совершенствованием технической стороны фотографии постоянно занималось множество российских ученых и исследователей. В частности, в 1885 году офицер российской армии И. Филипенко представил фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету собственной конструкции. Они спокойно размещались в небольшом чемоданчике.

В конце 80-х годов XIX столетия в России фотоаппарат стал использоваться для осуществления аэросъемки. Поручик императорской армии А. Кованько сумел сфотографировать земную поверхность в районе Санкт-Петербурга с высоты около 800 метров. А в 1894 году появился фотоаппарат Н. Яновского, с помощью которого можно было снять серию монументальных фотографий для отображения движущегося объекта.

Дореволюционная фотография

Фотографическая жизнь в дореволюционной России была достаточно бурной, чему в немалой степени способствовали фотографические общества и интерес к фотографии со стороны видных деятелей науки и культуры. Помимо «Фотографического вестника», в России издавались такие тематические журналы, как «Фотографические новости», «Фотографическое обозрение», «Фотограф-любитель» и другие. Российские фотографы нередко становились лауреатами престижных премий и наград, вручаемых на международных выставках. К числу наиболее талантливых русских фотографов начала XX столетия, работавших в жанре портретной и документальной фотографии, можно отнести Н. Барщевского, А. Карелина, С. Прокудина-Горского, К. Даутендея, К. Булла, С. Соловьева, И. Хмелевского, М. Наппельбаума и С. Лобовикова.

Последний удостаивался почетных наград на Всемирной выставке в Париже, на Дрезденской и Гамбургской фотовыставке. Наиболее известные фотоработы Сергея Лобовикова – это потрясающие жанровые зарисовки на темы крестьянской жизни в России. В 1910 году Лобовиков стал почетным членом Лондонского фотографического общества. Конечно, в работах русских фотографов начала XX века было еще заметно влияние живописи. Недаром в дореволюционной России большую популярность приобрели раскрашенные фотографии или просто «крашенки», раскраска которых производилась с помощью обычной кисти и красок. Раскрашивание черно-белых снимков приближало фотографию к жанру портретной миниатюры или даже классической живописи.

Михаил Петрович Ревенский, фотограф, в конце 1880-х годов работал в мастерской в доме 19 в 4-й роте Измайловского полка. В 1889 году открыл фотоателье в доме 5 на Малой Морской улице. Михаил Петрович Ревенский один из участников Первой русской фотографической выставки, проходившей в Санкт-Петербурге в 1888 году. Прославился созданием альбома с фотографиями русско-турецкой войны. В память Восточной войны. Альбом военно-походной светописи... - СПб, 1878.

В 1919 году В. И. Ленин издал декрет о переходе фотографической промышленности под управление Наркомпроса, а в 1929 началось создание светочувствительных фотоматериалов, впоследствии ставших доступными всем. И уже в 1931 году появляется первый отечественный фотоаппарат «Фотокор».

Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Влади­мир Маяковский — советской поэзии. Западные фотографы, начиная с осно­вателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют приемы, введенные Родченко в фотографический медиум. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его пла­каты, коллажи и интерьеры. К сожалению, в остальном творчество Родченко забыто — а ведь он не только фото­графировал и рисовал плакаты, но зани­мался живописью, скульптурой, театром и архитектурой.

Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театраль­ного бутафора. С детства он оказался вовлечен в мир искусства: квартира нахо­дилась прямо над сценой, через которую нужно было пройти, чтобы спустить­ся на улицу. В 1901 году семья переехала в Казань. Сначала Александр решает учиться на зубного техника. Впрочем, эту профессию он скоро бросает и стано­вится вольнослушателем Казанской художественной школы (поступить туда он не мог из-за отсутствия свидетельства о среднем образовании: Родченко окончил только четыре класса церковно-приходской школы).

В 1914 году в Казань приезжают футуристы Владимир Маяковский, Давид Бур­люк и Василий Каменский. Родченко сходил на их вечер и написал в дневнике: «Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклон­ником, а гораздо больше, я был приверженцем». Этот вечер стал переломным: именно после него вольнослушатель Казанской художе­ственной школы, увле­кающийся Гогеном и мирискусниками, понимает, что хочет связать свою жизнь с футуристическим искусством. В том же году Родченко знакомится со своей будущей женой, ученицей той же Казанской художественной шко­лы Варварой Степановой. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву.

Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомон­тажа в качестве нового вида искусства и начинает эксперименти­ровать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекаю­щих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным спо­собом невербальной передачи информации.

Работа в этой технике принесет Родченко всесоюзную известность. Он иллю­стрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты.

Родченко считается одним из идеологов конструктивизма, направления в ис­кусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей бе­лых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструк­цию — треугольник, вторгающийся в пространство круга, — и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он — художник-конструктор.

В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией «Добролёта» (Маяковский раскри­тиковал слоган Родченко, думая, что его написал какой-то второсортный поэт, тем самым серьезно Родченко обидев), Маяковский и Родченко решают объе­динить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается гра­фическим оформлением. Творческое объединение «Реклам-конструктор „Мая­ковский — Родченко“» ответственно за самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций.

Создавая новые плакаты, Родченко штудирует советские и иностранные фото­графические журналы, вырезая оттуда все, что может пригодиться, тесно общается с фотографами, которые помогают ему в съемке уникальных сюже­тов, и в конце концов в 1924 году покупает собственную камеру. И моменталь­но становится одним из главных фотографов в стране.

Будучи убежденным художником конструктивизма, авангардного направления советского искусства 1920-х, Родченко пытался выявить максимум функциональности из каждого вида искусства. Вот и фотоснимки должны были стать массовыми хронографами. Запечатлеть актуальную современную историю, показать мир «утренними глазами» — вот к чему так стремился мастер, рассматривавший свою деятельность как фотодокументалистику.

Основной локацией для фотографа стала Москва. Но не та старая, которую так любили писать художники прошлого, а новая – с новостройками, вокзалами, заводами и фабриками. Это не просто архитектурные постройки, но целая жизнь, переданная с помощью удачно поставленного кадра: «Снимать я начал с 1924. Техника захватила, и я начал эксперименты…»

Именно снимки 20-х годов считаются самыми авангардными и новаторскими.

Первая серия Родченко – «Дом на Мясницкой улице». Он воспользовался фотоаппаратом «Кодак», взяв пленку форматом 42:65 мм. Фотограф отказывается от статики, им движет динамичная композиция, которая заставляет искать неординарные ракурсы. Самый знаменитый снимок – с пожарной лестницей. Лаконичность и строгость композиции позволяет фокусироваться на линиях, которые уходят в бесконечность, превращаясь будто в полотно железной дороги. Сняв с низкого ракурса лестницу, Родченко фокусируется на дезориентации, которая станет узнаваемой чертой дальнейших серий. Как это объясняется? В фотографиях с глубокой перспективой и с неожиданным ракурсом нельзя определить верха или низа – то есть снимки можно поворачивать как угодно: от этого они не потеряют своей цельности.

лавная цель фотографий 20-х годов – это демонстрация эстетики нового урбанистического мира, с новым человеком, который поглощен движением. Снимки с предельно лаконичной композицией должны были выявить и подчеркнуть пространства города.

Еще одним знаменитым кадром становится «Лестница на Кропоткинской набережной» 1929 года. Родченко зацепил самый простой сюжет, но он смог его ухватить так, что нас, несомненно, притягивает к этому снимку. Фотограф создает будто отдельное энергетическое поле вокруг этой женщины с ребенком. Четкий ритм ступеней же будто определяет отдельное царство диагоналей, которое нужно преодолевать с неимоверным усилием. Родченко утверждал, что не только ракурс, но свет и тени способны кардинально преобразить ситуацию в кадре.

Помимо множества фотоснимков отдельных дворов, вокзалов и фабрик Москвы, а также кадров с прохожими, Родченко часто, как репортажный фотограф, концентрировал свое внимание и на отдельных объектах. Таковым стала знаменитая Шуховская башня. Мастер фокусируется в этой серии исключительно на конструкции, на снимках он пытается выявить уникальную инженерную мысль Шухова, пытаясь подчеркнуть красоту каркаса и материала.

В связи с этой серией уместно будет упомянуть воспоминания Родченко об Эйфелевой башне, с которой многие сравнивают Шуховскую:

«Я помню в Париже, когда в первый раз увидел Эйфелеву башню издали, мне она совершенно не понравилась. Но однажды я близко проезжал на автобусе, и когда, в окно увидел уходящие вверх, вправо и влево линии железа, и эти точки дали мне впечатление массива и конструкции».

— из поездки Родченко в Париж в 1925 году

Этот массив и пытался выявить Родченко в своих фотоснимках. И здесь, конечно же, не обойтись без еще одного метода фотографа – комбинаторность. То есть предоставления множества точек зрения на один и тот же объект, максимальное приближение или отдаление, смена положения в кадре, а также вновь и вновь использование разнообразных ракурсов.

Именно в 20-е годы Родченко создает знаменитые фотопортреты своих друзей и знакомых. Помимо знаменитых фотографий с Лилей и Осипом Брик, которые лягут в основу его знаменитых фотомонтажей и плакатов, стоит назвать и проникновенные кадры с Маяковским и матерью фотографа. В этих экспериментах он как раз отходит от конструктивистских воззрений. Он хочет запечатлеть особый творческий мир с главными его героями.

Первый прием — это ракурсы. Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. В эпоху самолетов и небоскребов это новое искусство должно научить видеть со всех сторон и показать привычные объекты с неожи­данных точек зрения. Родченко особенно интересуют ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх». Этот один из самых популярных сегодня приемов в двадцатые годы стал настоящей революцией.

Второй прием называется диагональ. Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Именно линия станет основным конструктивным элементом в его дальнейшем творчестве — фотомонтаже, архитектуре и, конечно же, фотографии. Чаще всего Родченко будет использовать диагональ, так как, помимо конструктивной нагрузки, она также несет в себе необходимую динамику; уравновешенная статичная композиция — это еще один анахронизм, против которого он будет активно бороться.

Одной из самых популярных работ мастера стал снимок «Девушка с лейкой», на котором изображена его ученица Евгения Лемберг. Этот шедевр получил мировое признание и в 1994 году был продан на аукционе Christie's за 115 тысяч фунтов стерлингов.

Иногда подход Родченко оказывался слишком прогрессивным для своего времени, некоторые его работы подвергались шквалу критики. Так, известный снимок «Пионер-трубач» был признан неполиткорректным – по мнению критиков, мальчик на фото получился похожим на «откормленного буржуа», что не соответствовало духу советской пропаганды.

В 1928 году в журнале «Советское фото» публикуется кляузное письмо, где Род­ченко обвиняется в плагиате западного искусства. Эта атака оказалась предве­стником более серьезных неприятностей — в тридцатых годах деятелей аван­гарда одного за другим осуждают за формализм. Родченко тяжело переживал обвинение: «Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы», — писал он в дневнике.

В 1933 году Родченко выпадает шанс наладить отношения с властями. Ему предлагают оформить целый номер «СССР на стройке», посвященный строи­тельству Беломорско-Балтийского канала. Родченко снимает очень сдержанно, оставив в прошлом идеи 1920-х. Хотя в этих фотографиях есть ракурсы и диа­гонали, больше они напоминают современные фотографии: это вспомогатель­ный инструмент, а не вызов.

После этой работы Родченко снова попадает в милость. Теперь он среди созда­телей новой, «пролетарской» эстетики. Его снимки физкультурных парадов — апофеоз соцреалистической идеи и яркий пример молодым живописцам (среди его учеников — Александр Дейнека). Но с 1937 года отношения с властью снова разладились. Родченко не принимает входящий в силу тоталитарный режим, и работа больше не приносит ему удовлетворения.

Послевоенные годы ознаменовались для Родченко черной полосой. Работы было мало, денег с трудом хватало на жизнь, у фотографа часто случались периоды депрессии. В 1951 году он был исключен из Союза художников за «отход от социалистического реализма».

После войны Родченко почти ничего не создает — только оформляет книги и альбомы вместе с женой. Устав от по­литики в искусстве, он обращается к пикториализму — направлению, появившемуся в фото­графии еще в восьмидесятых годах XIX века  . Он увлекается класси­ческим театром и цирком — ведь это последние обла­сти, где политика не определяет худо­жественную программу.

Через четыре года его восстановили обратно, однако создать новые шедевры Александр Родченко не успел – через несколько месяцев, 3 декабря 1956 года, сердце гения отечественной фотографии остановилось навсегда.

Трудно переоценить влияние, которое Александр Родченко оказывал на развитие отечественной фотографии. Он был первопроходцем русского авангарда – разрушил устоявшиеся правила в фотографии и задал новые, соответствующие его виденью. Он стал светилом советской пропаганды, хотя позже и пострадал от гнета системы, несмотря на выдающиеся заслуги.

Родченко писал, что хочет создать фотоснимки, которых раньше никогда не делал; те, которые будут удивлять и поражать, отображая саму жизнь в ее простоте и сложности. Без сомнения, у него это получилось, и сделанные мастером снимки заслужили право быть напечатанными в любой современной книге, посвященной фотографии.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!