Хорошо развитый музыкальный слух - это важнейшее условие для развития музыкальной памяти.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского»

Кафедра «Музыкально-инструментальное искусство; Оркестровые духовые и ударные инструменты »

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Психология и педагогика»

на тему: «Музыкальные задатки и способности»

 

 

Выполнил студент

Гареев Эмиль Радиевич

Проверила преподаватель:

Субботина Наталья Михайловна

 

 

Екатеринбург

2020

 

Содержание

  Введение……………………………………………………………………… 3
1. Основные определения……………………….. 5
2.                  Основные музыкальные способности. Классификация основных музыкальных способностей ……………………………….   6
3. Заключение……………………………….

  8


4.               Список использованной литературы ………………………..                             9

 

 

Введение

 

Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на содержание основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные способности и одаренность.

 

Например, некоторые музыкальные способности принято обозначать в терминах, связанных с названиями сторон и элементов музыкального языка (звуковысотный, тембровый слух, ладовое чувство, гармонический и мелодический слух и т.п.). Иногда их также обозначают в терминах психических процессов и явлений (слуховые способности, мнемические, двигательные, аффективные и т.п.). В разных странах исследователи, педагоги-музыканты называют среди музыкальных способностей разные свойства слуха и различные психические функции. Например, Н.А. Римский-Корсаков относил к музыкальным способностям ритмический и гармонический слух, слух лада и слух строя, архитектонический слух, чувство темпа и чувство размера, чувство тональности и т. п. Б.М. Теплов отмечал ладовое чувство, способность к слуховому представлению, чувство ритма. Американский психолог К. Сишор полагал, что в основе любых музыкальных способностей лежит способность человека различать звуки по высоте, тембру, громкости и длительности: от чувствительности слуха к высоте и тембру зависит восприятие мелодии и гармонии, а также всех возможных вариаций музыкальной высоты. Не менее важным Сишор считал музыкальное воображение, которое может быть развито в процессе обучения, хорошую музыкальную память и "музыкальное чувство" (т.е. единство музыкальности и творческих способностей). Последнее включает в себя не только эстетический опыт, но и "творческое чувство", каким оно существует у композитора. Немецкий психолог Г. Ревеш включал в состав музыкальных способностей относительный слух, ощущение аккорда (воспроизведение аккорда в основном положении и с обращениями, ощущение степени консонантности созвучия и ощущение тональности), способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий, творческую фантазию. И это только некоторые примеры расхождений во взглядах на музыкальные способности. К тому же в разных языках существуют свои термины для описания музыкальных способностей и свойств личности, которые невозможно перевести однозначно на другие языки (например, ладовое чувство, или tonal memory).

 

Каждый вариант структуры музыкальных способностей, выделяемый музыкантами или психологами, содержит в себе зерно истины, отражает до известной степени объективное положение дел.

 

Цель исследования – рассмотреть психологию музыкальных способностей.

 

Задачи исследования:   1. Изучить понятие «музыкальные способности".

 

                                   2. Рассмотреть структуру музыкальных способностей.

 

                                   3. Определить музыкальность и одарённость как совокупность музыкальных способностей, их синтез.

 

                                   4. Проанализировать уровни музыкальных способностей.

 

Объект исследования – способности личности.

 

Предмет исследования – психология музыкальных способностей.

 

Основные определения

 

Способности – особый психический комплекс, который предполагает успешное занятие тем или иным видом деятельности. Это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее к успешному выполнению.

 

Человек не рождается, имея способности – врожденными могут быть только задатки, составлявшие природную основу развития способностей.

 

  Задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. К задаткам относятся некоторые особенности зрительного и слухового анализатора, свойства нервной системы, выносливость нервной системы, строения тела, умственная работоспособность. Но задатки – это лишь предпосылки развития способностей. Они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

 

Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей – в зависимости от того к чему человек испытывает склонность.

 

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающихся способностей. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности ( рисованию, музыке).

 

   По уровню развития способностей выделяют следующие степени их проявления:

одаренность,

талант,

гениальность.

 

Одаренность – это наличие у человека задатков и склонностей, которые проявляются в формировании и проявлении у него способностей к тому или иному виду деятельности, о чем можно судить по быстрым темпам овладения ею и высоких результатах осуществления. Различают общую одаренность и специальную – по характеристике проявленных способностей.

Когда уровень развития способностей обеспечивает такие результаты деятельности, которые отличаются принципиальной новизной, недостижимостью для других и выделяются своей социальной ценностью, они определяются как талант, талантливость.

 

Талант – это высочайший уровень развития способностей, который обеспечивает создание выдающихся произведений искусства, достижения выдающихся результатов в той или иной деятельности. Высшая степень талантливости – гениальность.

 

Гениальность – это такой уровень развития способностей человека, при котором результаты его деятельности составляют целую эпоху в жизни общества и навсегда входят в сокровищницу человеческой культуры и цивилизации. Гениальные люди – достояние всех землян. Именно гении человечества служат путеводными маяками в вековечной борьбе людей за истину, добро и красоту как высшие ценности, составляющие смысл жизни человека и человечества.

 

 

Основные музыкальные способности. Классификация основных музыкальных способностей

 

 Для того чтобы быть причастным к любому из звеньев музыкального творчества, необходим определённый комплекс способностей, который называют основные музыкальные способности (или общие музыкальные способности).

 

Музыкальные способности – это способности необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Совокупность музыкальных способностей нередко обозначают общим понятием музыкальность.

 

По определению Б.М. Теплова, музыкальность – есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности, т.е. «эмоциональная отзывчивость на музыку».

 

Основной признак музыкальности заключается в «переживании музыки - как выражения некоторого содержания». Ее нельзя свести к одной или нескольким способностям.

Человек рождается только с задатками музыкальности, но если задатки есть, то они поддаются развитию.

 

Музыкальность поддается развитию, но на основе уже проявившихся в той или иной форме ее признаков. Она формируется и развивается только в конкретной деятельности конкретного человека, поэтому у разных людей музыкальность разная, как различается она и у музыкантов разных специальностей.

Классификация основных музыкальных способностей (современная наука):

 - музыкальный слух

 - чувство музыкального ритма

 - музыкальную память

 - музыкальное мышление

 - музыкальное воображение.

 

Для того чтобы заниматься музыкой или ее воспринимать, прежде всего, ее необходимо услышать. Следовательно, нужна такая психическая функция, как музыкальный слух, который позволяет не только слышать звук, но и оценить все качества звука (в первую очередь музыкального - тембр, высоту, громкость, протяженность), интонации и целого музыкального построения.

1) Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

 

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства.

 

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

 

Различают две разновидности музыкального слуха:

1. Способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух;

2. Способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки - внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление.

 

Музыкальный слух включает в себя несколько видов:

· звуковысотный,

· мелодический,

· полифонический,

· гармонический,

· тембро -динамический.

· внутренний (музыкально-слуховые представления).

 

 

Хорошо развитый музыкальный слух - это важнейшее условие для развития музыкальной памяти.

2)  Музыкальной памятью называют "память на музыку", - то есть на музыкально-слуховые, музыкально-зрительные и музыкально-двигательные образы. Музыкальная память фиксирует не только звучащую музыку, но и ткань нашего переживания. Хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Это целый комплекс свойств, который соединяет различные виды памяти:  

- слуховая память (запоминание мелодии и ритма)

- эмоциональнаяпамять (запоминание пережитых чувств и эмоций)

Эмоциональная память окрашивает восприятие действий и поступков человека в определенную "тональность". Эмоциональная память основа ладового чувства и музыкальности.

 - двигательная память (запоминание последовательности движений) - признаком хорошей двигательной памяти являются виртуозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями.

 

 - зрительная память (запоминание нотного текста) - легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием.

 

 - словесно-логическая память (запоминание логики строения музыкального произведения) - проявляется в облегченном запоминании обобщающих и осмысленных комплексов формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана исполнения.

 

 - образная память - яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления

 

3) Музыка включает не только разновысотное соотношение звуков, различных по тембру, громкости, но и множественную вариантность временных соотношений. Их человек улавливает при помощи чувства музыкального ритма.

4)+5) Музыку нужно осмысливать, оценивать, проникая в ее специфическое содержание, для этого музыкальные образы(свои или чужие) должны свободно проноситься в воображении. Поэтому необходимы музыкальное мышление и музыкальное воображение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из его задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. Музыкальное развитие предполагает прежде всего развитие музыкальных способностей. Под способностями мы подразумеваем индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или множества деятельности.

 

Список используемой литературы

 

ЛИТЕРАТУРА 1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. – М.: Искусство. 1971. - С. 305. 2. Крутецкий В.А. Психология. // 2-е издание переработанное. - М.: Просвещение. 1956. – С. 213. 3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. - М.: Гном-Пресс. 1999.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!