Важность философских оснований науки в период научных революций

Определение научной картины мира и ее отличия от других оснований науки

Научная картина мира – это обобщенные схемы-образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности (из каких элементов реальность состоит, в какие иерархические системы эти элементы упорядочены, каковы пространственно-временные характеристики этой реальности и т.д.).

 

Виды картин мира

Есть общенаучная картина мира и специальные НКМ.

 

1) Общая (общенаучная) картина мира. Интегрирует наиболее важные достижения частных наук на данной стадии исторического развития.

 

2) Специальные НКМ (физическая, химическая). Особенно развиты в науках более зрелых.

В рамках специальных выделяют конкретно-исторические НКМ.

Напр., в рамках физической НКМ выделяются 3 конкретно-исторические:

- механическая картина мира (17–19 вв.): жесткий детерминизм, случайностей нет

- электромагнитная картина мира (предложена Максвеллом в 1870-е гг.)

- современная квантово-релятивистская картина мира: принимается, что один и тот же объект может демонстрировать как волновые, так и корпускулярные свойства, т.е. быть и веществом, и полем.

 

Общенаучная картина мира как развивающееся явление (3 типа научной рациональности)

Напр., для современной постнеклассической картины мира характерен акцент на принцип самоорганизации, принципе системности, на идее глобальной («большой») эволюции, на человекомерности изучаемых объектов.

 

Функции НКМ

- систематизирующая (позволяет систематизировать знания, теории из разных наук)

- объяснительная (объясняет явления)

- информативная

- эвристическая (способствует открытию нового, постановке новых проблем и их решений).

Философские основания науки

 

1. Три компонента оснований науки: идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки, научная картины мира.

 

Виды философских оснований науки

Онтология – учение о бытии, о сущем, том, что такое этот объект, о знании.

Гносеология – учение и о знании, и о познании, т.е. процессе познания.

 

Онтологические основания: философия дает частным наукам базовые понятия, категориальную сетка. Вещь, свойство, причина, следствие…

Эпистемологические основания науки: определенным образом понимается истина, метод, факт, описания, объяснение.

 

Философские основания есть в любом исследовании, даже в самом узком и эмпирическом. Но исследователи, ученые не всегда их осознают. Свои философские установки надо осознавать и относиться к ним критически, совершенствовать их.

 

Взаимодействие онтологических и эпистемологических оснований

Онтологические и эпистемологические основания взаимодействуют, они связаны, и, соответственно, результатом этого взаимодействия являются философские принципы.

Напр., М. Фарадей установил, что, с одной стороны, поле может создавать ток в проводнике, а с другой, если по проводнику течет ток, то вкруг него индуцируется электромагнитное поле. Он исходил из принципа единства материи и силы: у этой электромагнитной силы есть материальный носитель. Этот принцип он использовал задолго до открытия электронов.

Эйнштейн: распространяет на все большее количество систем отсчета принцип относительности. Чтобы судить об одновременности событий, нужно минимум 2 системы отчета.

СТО (1905) – из нее следует релятивистский эффект. В области быстро движущегося тела ход времени должен замедляться, а линейные размеры его должны уменьшаться. Мысленный эксперимент, 2 брата-близнеца, один улетает на ракете, другой остается на Земле. На ракете проходит 10 лет, на Земле – 70 лет. Т.е. объективные законы природы во всех системах отсчета действуют одинаково, но они проявляются в разных системах отсчета для разных наблюдателей по-разному, т.е. дают разные проекции на разные системы отсчета.

Эйнштейн исходит из философского принципа материального единства мира. Разные системы отсчета связаны друг с другом, и чтобы адекватно судить о реальности, нужно брать несколько систем отсчета.

А бывает и так, что философские принципы влияют негативно. Когда в 1921–22 гг. Александр Фридман формулирует идею эволюционирующей нестационарной Вселенной, Эйнштейн первоначально выступает резко против на основании философских принципов: вслед за философами нового времени (которые метафизики, напр., Спиноза), Эйнштейн утверждает, что Вселенная не может развиваться, потому что большее нее ничего нет, во что она будет развиваться? Это предельная система.

А дальше он проверяет расчеты Фридмана и вынужден публично покаяться и сказать, что ошибки в них нет. А в 1929 г. американский астроном Э. Хаббл открывает факт ускоренного расширения Вселенной.

Т.е. философия всегда присутствует в мышлении любого серьезного ученого, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние.

 

Важность философских оснований науки в период научных революций

Ученому чрезвычайно важно осуществлять систематическую рефлексию в отношении философских оснований своей деятельности, особенно в период научных революций, когда надежных ориентиров для научного познания меньше всего.

Философия помогает частным наукам осваивать принципиально новые объекты, которые еще не освоены в производстве и обыденном опыте. Благодаря тому, что философия способна конструировать «возможные миры», создавать как бы альтернативные реальности, которые можно анализировать, сопоставляя их с текущим состоянием дел. И в эпоху научных революций это особенно важно.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!