Место России в типологиях стран по роли государственного финансирования культуры.



В России исторически складывалась постоянная государственная поддержка культуры. Бюджетное финансирование выступало основой государственных гарантий сохранения и развития культуры, зафиксированных в Законе РФ – «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

В настоящее время Россия продолжает играть роль государства — Инженера, занимая промежуточное положение между романским и германским типом финансирования, однако усиливается её ориентация на роль Архитектора.

Основные тенденции финансирования культуры до конца 80-х годов XX века.

A) Централизованное финансирование (движение денежных потоков сверху вниз).
Б) Планирование средств на культуру в общей сумме затрат на так называемый «соцкультбыт».
B) Остаточный принцип финансирования, базирующийся на представлении о тратах на культуру как непроизводительных расходах государства.

Изменение тенденций финансирования культуры с конца 80-х — начала 90-х годов XX века обусловлено разграничением форм собственности, введением местного самоуправления.

А) Децентрализация финансирования культуры, закрепление организаций за бюджетами разных уровней (федеральным, региональными, местными).

Положительные стороны:

o усиление адресности поддержки культурной деятельности;

o  появление у регионов и муниципалитетов возможности проводить самостоятельную политику, более полно учитывающую их культурную и национальную специфику.

Отрицательные стороны:

o локализация социально-культурного развития, что может привести к разрушению единого культурного пространства страны;

o  зависимость развития культуры от возможностей региональных и местных бюджетов, а нередко и от отношения соответствующих органов власти.

С 2005-2006 годов — переход от разделения бюджетов к разграничению доходов и расходных обязательств между органами власти разных уровней. Конечная цель перераспределения средств на нужды культуры - реализация конституционных прав граждан на пользование услугами культуры независимо от места их проживания.

Основные задачи:

o  обеспечение минимального уровня бюджетного финансирования культуры в регионах;

o  выравнивание бюджетной обеспеченности;

o  снижение дифференциации в уровне расходов на культуру в субъектах РФ при сохранении многообразия их национальных, культурных и исторических традиций.

Б) Обособление бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, при формировании бюджетов всех уровней. Появление в классификации расходов бюджетов отдельной строки — «Культура, кинематография».

В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирования кулътуры. Закрепление в «Основах» норматива бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование культуры, - не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств региональных и местных бюджетов.

Г) Переход к многоканальной системе финансирования. Появление альтернативных, внебюджетных источников финансирования культуры.

 5. Основные направления расходования бюджетных средств на развитие культуры и искусства в России.

Традиционное: финансирование учреждений непосредственного ведения 4.

Целевое:

o выделение средств на реализацию социально-культурных программ;

o  поддержка творческих проектов в области культуры и искусства (президентские, губернаторские и т. п. гранты) ;

o  поддержка деятелей культуры (государственные, губернаторские и т.п. стипендии, премии).

Формы финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня.

За рубежом:

o Субсидии вызова — вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий, и частично берет на себя её финансирование, чтобы остальная часть возмещалась заинтересованными участниками.

o Субсидии возмещения — программа, разрабатываемая нижестоящим органом, частично финансируется из бюджета вышестоящего уровня.

o Встречные субсидии — централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии из бюджета территории или донорские средства.

В Российской Федерации:

Долевое финансирование приоритетных проектов из бюджетов разных уровней.

До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финансирования выделялись три типа организаций:

o  полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, СМИ);

o  самоокупаемые (цирковое объединение);

o дотируемые (все остальные организации культуры) — получали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами.

Начало первого десятилетия 2000-х годов — перевод бюджетных учреждений культуры на казначейское обслуживание. Закрытие их расчетных счетов в коммерческих банках и открытие лицевых счетов в органах казначейства. Усиление контроля за использованием финансовых средств бюджетных учреждений. С середины— попытки совершенствования способов и механизмов финансирования государственных (муниципальных) учреждений культуры путем внедрения «бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)». Зложен принцип финансирования не сложившихся затрат учреждений, а государственного или муниципального задания (заказа), определяемого приоритетами соответствующей культурной политики.

7. Каналы финансирования:

А) Прямое бюджетное финансирование.

Прямое бюджетное финансирование — непосредственное деление бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов государственным (муниципальным) учреждениям.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетные ассигнования государственным (муниципальным) учреждениям распадаются на гарантированную и негарантированную части.

Гарантированные бюджетные средства направляются:

o  на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (выделяются по бюджетной смете);

o  предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания.

o Негарантированные бюджетные ассигнования выделяются по конкурсу:

o  на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной

o (муниципальной) собственности;

o  реализацию культурных программ и проектов и др.

Б) Косвенное бюджетное финансирование - предоставление налоговых льгот. Льготы установлены в НК РФ.

Предоставление иных финансово-экономических льгот:

o  закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы;

o  льготные тарифы на коммунальные услуги.

В) Привлечение внебюджетных средств.

Внебюджетные средства включают: доходы, получаемые от оказания платных услуг, использования имущества и т. д.; кредиты; благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п.

К основным источникам формирования доходов частных некоммерческих организаций относятся:

o  регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

o  добровольные имущественные взносы и пожертвования;

o  выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

o дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

o  доходы, получаемые от собственности организаций;

o  целевые поступления из бюджетов разных уровней;

o  другие, не запрещенные законом поступления.

Бюджетное финансирование частных организаций —не гарантировано и осуществляется на конкурсной основе.

По форме предоставления можно выделить:

- банковский кредит — выдача денежных средств под определенный процент на установленный срок;
- материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду основных производственных фондов с правом последующего выкупа;
- кредит поставщика — передача товаров (работ, услуг, имущественных прав) до фактического перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров;
- «нецивилизованный кредит» — несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров, работ и имущественных прав.

8. Фандрейзинг — деятельность, направленная на привлечение в некоммерческий сектор дополнительных финансовых ресурсов.
Узкая трактовка: привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Широкая: привлечение ресурсов сверх финансовых обязательств учредителя, доходов организаций от основной и дополнительной уставной деятельности.

9. Под спонсорством подразумевают вид рекламной деятельности, преследующей экономические цели. Это осуществление юридическим или физическим лицом вклада в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, либо создания или использования иного результата творческой деятельности.

Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Основные признаки благотворительной деятельности: добровольность; бескорыстность; направленность на социально-приоритетные цели.

Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собственной инициативе без соответствующего денежного вознаграждения. Целесообразна разработка специальной программы для привлечения и использования добровольцев.

Меценатство — разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования.

Целевой капитал некоммерческой организации — сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем в виде денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг часть имущества НКО, переданная ею в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.

В отличие от разовых пожертвований, которые сразу направляются на благотворительные цели, целевой капитал призван стать долгосрочным источником, обеспечивающим финансовую стабильность организации.

Препятствия для формирования целевого капитала в сфере культуры:

1. Величина минимальной суммы, необходимой для формирования целевого капитала, достигает 3 млн. рублей.
2. Срок, на который формируется целевой капитал, не может составлять менее 10 лет.
3. Собственником целевого капитала может стать только некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации (общественного фонда) или религиозной организации. Учреждение культуры не может быть собственником целевого капитала, но имеет право на получение дохода от целевого капитала.

Благотворительность и спонсорство в области культуры являются формами общественной поддержки культуры.

Сходства: Благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа юридического или физического лица для создания благоприятного общественного мнения.

Различие: Направленность целей и степень возмещения.

Основные направления и формы спонсорской поддержки: передача имущества, в том числе денежных средств; выполнение работ; оказание услуг;

10. Затраты — экономический показатель, характеризующий расходы организации на оплату материальных, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов, связанных с ее деятельностью.

Структура затрат — соотношение отдельных видов затрат в процентном отношении к их общей сумме.

Укрупненная структура затрат по экономическим элементам:

1. Материальные затраты (расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др.).
2. Затраты на оплату труда работников с начислениями.
3. Прочие затраты.

В сфере культуры наблюдается общая тенденция возрастания затрат, в том числе в расчете на одну организацию и единицу продукта. Опережающий рост расходов организаций культуры по сравнению с возможностями роста их доходов получил название «Болезнь Баумоля».

Основные факторы роста затрат организаций культуры:

o  повышение цен и тарифов на товары и услуги в материальном производстве, приводящее к росту затрат на содержание зданий, транспортных расходов и т. д.;

o  приобретение новой техники и оборудования, сопровождаемое ростом затрат на их обслуживание;

o  увеличение заработной платы работник.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией.

o Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты.

o Документально подтвержденными считают затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на: расходы, связанные с производством, реализацией; внереализационные расходы.

Финансовое обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

o - оплату труда работников;

o - командировочные и иные выплаты;

o - оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд;

o - уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей;

o - возмещение вреда;

 

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!