Фома Александрович Бобров- Строганов



Константин Федорович Богаевский

 

Общее описание:

Константин Фёдорович Богаевский - русский и советский художник-пейзажист, условно относимый к киммерийской школе.

Синтезировал традиции символизма, искусства кватроченто и героического пейзажа XVII века.

Стержневая тема его творчества — древняя Киммерия, с её величественными горами, складками холмов, античными городами и заливающим пейзажи ослепительным солнцем.

 

 

Биография: Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего феодосийской городской управы. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита.

Учился рисовать сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского, но безуспешно. После поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством.

Начиная с 1900 года Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве.

В 1902-1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость») . После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам.

Рис. 1. Картина К.Ф. Богаевского «Древняя Крепость».

 

Рис. 2. Одна из серии картин К.Ф. Богаевского «Старый Крым»

 

 В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте.

После долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»).

 

Рис. 3. Картина К.Ф. Богаевского «Генуэзская крепость»

 

 

 В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.

 

 

Рис.4. М. Волошин, К. Богаевский , Ж. Богаевская в мастерской К. Ф. Богаевского. Феодосия. 1920-е годы.
Собрание Дома-музея М. А. Волошина

 

В последующие годы посещая ряд европейских стран, знакомился с искусством «старых мастеров».

В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», проиллюстрирована рисунками Богаевского. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…» — писал Богаевский.

 

В 1912 году выполнил самую известную свою работу - три панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве.

Рис. 5. Гостиная с панно Богаевского в особняке Рябушинского в Москве

 

 В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.

В 1923 году Богаевский работал над панно для сельскохозяйственной выставки в Москве.

В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1936—1939 году работал в Тарусе.

В период с 1941 по 1943 гг. проживал в оккупированной немецко-фашисткими захватчиками Феодосии, погиб в 1943 году при бомбардировке города немецкой авиацией.

Похоронен в Феодосии на старом городском кладбище .

 

 

 

                                               Рис. 6. Могила К.Богаевского.

 

Наследие К.Ф. Богаевского:

Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в следующих музеях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Феодосийская картинная галерея, Севастопольский художественный музей, Симферопольский художественный музей, Сочинский художественный музей.

Дополнительная информация:

 

Во время гражданской войны Константин Федорович спас несколько работ Айвазовского (позже передал их в галерею), а во время Великой Отечественной Войны под угрозой расстрела подделал картину Айвазовского, чтобы оригинал не достался немецкому офицеру. В оккупированный Феодосии он продолжал вести детскую художественную студию, давая надежду местным детям. Очевидцы вспоминают, что Константин Федорович специально рассаживал детей в студии во все уголки, чтобы занять больше места. Все это он делал для того, чтобы немецкое командование не заняло помещение Галереи Айвазовского.

Николай Степанович Барсамов

Общее описание:

 Николай Степанович Барсамов - художник, искусствовед, педагог, музейный работник.

 

Биография: Родился 5 декабря 1882 года в Тифлисе, в армянской семье. В 1913 году окончил Ростовскую рисовальную школу. Учился в частной школе-студии И. И. Машкова в Москве.

 В 1913—1917 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина.

В конце 1910-х — начале 1920-х работал преподавателем рисования в городе Изюм Харьковской губернии, Самаре, художником-ретушером в Москве.

В 1918—1919 годах выступил организатором в Изюме Харьковской губернии картинной галереи.

В 1923 году переезжает в Феодосию.

С 1923 года начинает принимать участие в выставках. Член-учредитель Севастопольской ассоциации художников (1923—1931гг.).

Директор Феодосийского историко-археологического музея (1923—1936гг.), Феодосийской картинной галереи (1923—1962гг.); научный консультант Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского (1962—1976гг.).

Получил звание почетного гражданина Феодосии (1962г.).

В 1925—1962 годах преподавал в феодосийской художественной студии, а затем в детской художественной школе.

 Фигура Н. С. Барсамова стала связующим звеном между представителями Киммерийской школы живописи начала и середины XX столетия. Учениками Н. С. Барсамова были: С. Г. Мамчич, В. А. Соколов, П. К. Столяренко, Н. А. Шорин и др.

Похоронен в Феодосии на старом городском кладбище.

 

 

Рис. 1. Могила Н.С. Барсамова.

 

 

Наследие Н.С. Барсамова:

Значительное место в творчестве Николая Степановича занимает пейзажная живопись. Среди большого количества таких работ интересными являются пейзажи 40-50-х годов ХХ века. Например, "Возле берегов Феодосии" (1956).

 

 

Рис.2. Картина Н.С. Барсамова «Восход луны у берегов Феодосии»

 

Художнику также нравилось работать в жанре портрета. С точки зрения профессиональной живописи, интересным является "Портрет заслуженного деятеля искусств Богаевского" (1940). В картине мастерски подобран колорит.

 

 

Рис.3. Н.С. Барсамов портрет К.Богаевского

 

Также в творчестве художника особое место занимает тема войны. Ей он посвятил такие полотна, как "Враг пришел" (1942г.), "Стоять насмерть" (1943г.), "Десант в Феодосии" (1941г.), "Возвращение" (1946г.).

Рис.4. Картина Н.С. Барсамова «Возвращение»

 

Но, несмотря на высокое мастерство и профессионализм, достигнутые Николаем Степановичем в пейзаже и портретной живописи, с первых лет и до завершения творческой деятельности любимым жанром художника оставался натюрморт. К этому жанру он обращался постоянно. Натюрморты Барсамова - это небольшие картины на фанере (размером в среднем 25Х45), на которых изображены овощи и фрукты. Для натюрмортов Барсамова характерным является сочный колорит, четкое моделирование форм, простота и суровость содержания. На языке живописи художник удачно передаёт фактуру и форму изображаемого предмета. Как будто на ощупь чувствуется многослойность мидий и кожица лимона в картине «Мисочка и овощи» или запах свежих булочек и кофе на картине «Булочки и кофе».

 

 

 

Рис.5. Барсамов Н.С. «Персики и виноград»

 

Дополнительная информация:

К началу войны, т.е. до 1941 года, благодаря активной собирательской деятельности Н.С. Барсамова (директора галереи с 1923по 1962 гг.) коллекция, имеющая 49 экспонатов, увеличилась до 1404.

В первые дни войны большая заслуга в сохранении коллекции картинной галереи И.К. Айвазовского принадлежит Николаю Степановичу Барсамову, который, будучи директором галереи, осенью 1941 года сумел вывезти не только полотна, но и документацию, научный архив, мемориальные вещи в Ереван, тем самым спася все это от разграбления нацистами.

 

 

 

 

Рис.6. Возвращение экспонатов.

 

Из Армении Барсамовы со своим бесценным грузом вернулись в ноябре 1944 года. Таким образом, галерея И.К. Айвазовского стала одним из немногих музейных собраний юга России, целиком спасенных в годы войны.

Обладая блестящими организаторскими способностями, Н.С. Барсамов сумел поставить экскурсионную и научно-просветительскую деятельность Феодосийской картинной галереи на столь высокий уровень, что на него до сих пор продолжают равняться крымские музеи.

Барсамов Н.С. был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1954г.), медалью Заслуженный деятель искусств Украинской СССР (1969г.).

 

 

Яни Фока

Общие описание:

Яни Фока- известный феодосийский каменщик греческого происхождения.

Оставил огромный след в архитектурном образе Феодосии.

 

Биография: Немногие из простых феодосийцев оставили о себе память, которая пережила их самих. Таким горожанином был феодосийский каменщик Яни Фока (Γιάννης Φοκάς).

Приехав из Константинополя в Феодосию в поисках заработка, молодой каменотёс работал на строительстве, а когда работы не хватало — изготавливал надгробия.

 

 

 

Рис.1. Одна из работ мастера с авторским клеймом

 

 

Огромное количество памятников на старом кладбище Феодосии, а также великолепная массивная готическая ограда кладбища с воротами – дело рук Яни Фока.

 

Рис.2. Ворота городского кладбища

 

Николай Степанович Барсамов, директор Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского в 1923 – 1962 гг., оставил краткие воспоминания о Яни:

«Для оформления камней был приглашен мастер резьбы по камню Фока Яни. Невысокого роста, коренастый, очень сильный человек, который легко перетаскивал 100-киллограмовые каменные блоки. Время и тяжелый труд наложили отпечаток на его внешность. Он был сутул из-за постоянного труда над глыбами камня. Фигура его приобрела характерные профессиональные черты: колени были всегда слегка согнуты, а руки висели вдоль туловища, будто он держал в них тяжелые инструменты»,
«Резьба с точностью сохранилась. Как делали? Берется большой увесистый каменный блок и специальными резцами режется сложный узор, причем без права на ошибку. Если по ходу работы откалывается какой-то кусок, идет какое-то нарушение, что-то не получается, весь полностью каменный блок выбрасывается, берется другой и все это делается по-новому. Около года делали этот узор на арке при входе, это очень сложная работа».

(Н.С. Барсамов. «45 лет в галерее Айвазовского»)

 

Хорошо известный памятник И.К. Айвазовскому, открытый 2 мая 1930 года, тоже связан с именем Фока Яни. Точнее, постамент, на котором стоит скульптура художника. Используя простейшие инструменты, которыми, наверное, пользовались и в древние времена, он вырубил каменные блоки на каменоломне под Лысой горой (Паша-Тепе). На месте Яни очень быстро обработал блоки и сложил из них постамент.

 

 

 

Рис.3. Постамент у галереи И.К. Айвазовского

 

Барсамов описывает каменщика как немногословного и приятного собеседника. Кстати, Николай Степанович Барсамов очень любил рисовать людей с выразительными чертами лица, и Яни Фока был одним из них.

Когда портрет каменотёса был окончен, Яни оказался настолько доволен, что попросил оставить портрет своим детям. Барсамов не смог ему отказать, но договорился на второй. Этот портрет от 1930 г. сейчас находится в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского.

 

 

Рис.4. Н.С. Барсамов. Портрет Яни Фоки.

Покоится Яни Фока на старом кладбище Феодосии, в окружении старинных надгробий, искусно сделанных когда-то его собственными руками.

 

Рис.5. Могила Яни Фока.

 

Фома Александрович Бобров- Строганов

 

Общее описание:

Фома Александрович Бобров — Строганов — оперный певец, драматический актер и режиссер, музыкант, композитор, театральный деятель и педагог, Герой труда (1924г.), Заслуженный артист РСФСР (1926г.).

 

Биография: Родился в семье чиновника из Оренбургской губернии, Александра Васильевича Боброва (1832—1911гг.) и его супруги Любви Федоровны, урожденной Ильиной, дочери коллежского асессора.

Вскоре после Фомы родился ещё один сын - Фёдор. Мать умерла рано, когда Фоме было полтора года.

Фёдор, как и его отец, увлекся революционной деятельностью. Его следы теряются где-то после 1903 г. Отец Александр Васильевич попал под репрессии. Сначала был задержан в Оренбурге в 1862 г. как причастный к делу «Карманной типографии». После заключения в Петропавловской крепости находился в ссылке в Пермском крае, затем, продолжая службу в Уфимской губернии, состоял под надзором полиции. После ареста отца и смерти матери, детей Фому и Федора отправили в г. Феодосия к родной сестре отца (жене феодосийского чиновника).

Фома уже с 12 лет сам зарабатывал себе на жизнь, зимой уроками, летом трудился на рыбном заводе около Феодосии. Учился в местной прогимназии. Начал увлекаться живописью, но исключительно для себя. Впоследствии на профессиональном уровне для себя написал немало пейзажей, а также творчески копировал полотна своих современников, в частности Л. Ф. Лагорио («Море», 1898г.).

По окончании 6 классов Феодосийской прогимназии, уехал в Тифлис. Там у него открылись вокальные способности, он неплохо пел баритоном. Представив три музыкальных произведения тогдашнему директору Тифлисского Отделения Русского Императорского Музыкального Общества, композитору М. М. Ипполитову-Иванову, Фома произвел большое впечатление, ему организовали сольный концерт и определили в музыкальное училище.

«..Я был отправлен в город Москву, снабженный рекомендательными письмами к дирекции Московской Императорской Консерватории и, в частности, и к профессору сольного пения Ф. П. Комиссаржевскому . Я был принят в Московскую консерваторию на стипендию имени Алексеева (Станиславского). Желая кончить её скорее, я заявил о своем желании держать зачётные экзамены по полугодиям, и, таким образом, в 1888 году кончил консерваторию за 3 года. Работал по двум специальностям: фортепьяно у профессора Гедике и Едличка , а пение у профессора Комиссаржевского…»

 

После окончания Московской консерватории поехал учится в Италию. В 1891 году был приглашён в Испанию и пел в Барселоне. В России пел в Петербурге в частной опере Панаевского театра, в Тифлисе, Казани, Саратове, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Новочеркасске, Екатеринбурге, Перми и других городах.

В возрасте 35 лет Фома Александрович перенёс тяжёлую болезнь, из-за которой начал чувствовать проблемы с голосом и перешёл в оперетту. На драматической сцене принял театральный псевдоним Строганов.

С 1910 года начал пробовать себя в режиссуре. Под его руководством в 1918 году в Ялте было снято два фильма: «Доктор Катцель» и «Две матери», где сыграл известный артист- Ваграм Папазян. Главную роль в фильме «Доктор Катцель», исполнила жена Ф. А. Боброва - Инна Михайловна Боброва (урождённая Павловская), театральный псевдоним Тавровская.

Фома Александрович был блестящим пианистом, владел французским, немецким, итальянским и испанским языками в степени, достаточной для бытового, а также профессионального общения.

Смертельно заболев, пожелал умереть в Феодосии и быть похороненным в этом городе.

Фома Александрович скончался 15 мая 1934 года и был похоронен в Феодосии на старом городском кладбище.

 

 

 

Рис.1. Могила Фомы Боброва- Строгонова.

В Нижних Отузах (ныне Курортное) в Крыму сохранился дом-дача Ф. А. Боброва (сейчас видоизменена).

 


Рис.2. Дача Ф.А. Боброва.

 

Сын Ф. А. Боброва — Всеволод Фомич Бобров (1915—1982), уроженец Феодосии, профессор Тульского политехнического института, специалист в области обработки материалов резанием.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!