Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах



Социальная действительность будоражит и отравляет сознание Раскольникова: чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву.

Эта странная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста. Зловонный, жестокий и пыльный город давит на сознание героя Достоевского, душит его, навязывает ему мысли о том, что выжить может только сильный.

В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия; личная драма Сони, вынужденной ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи; многих других людей, оставивших свой скорбный след в его воспалённом создании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком.

На Порфирии Петровиче все эти «идейки» замыкаются, сливаются, как бы достигнув апогея. Мы никогда не узнаем прошлое этого человека, но, тем не менее, автор даёт нам понять, что была у следователя своя предыстория, роднящая его с молодым поколением, с реформаторами и бунтовщиками. Но он не решился на свой протест, не переступил опасную черту. А Раскольников — переступил, как бы поднялся выше: «Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель - выжить молодому и здоровому на средства никчёмного, паразитирующего и ненавистного человека, не имеющего, по его мнению, права на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям.

Таков выход Раскольникова из нищеты, от унижений, оскорблений и бесправия к его чердачному варианту наполеоновского величия.

«Проблемы «преступления» и «наказания» в романе».

 

Но смерть старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх, а рассеялась множеством путей, ведущих вниз: как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая была беременна, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения. Он и деньги у старухи толком взять не смог, и в «горячке» оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном он не стал, а, наоборот, стал затравленным зверем.

Мать, почувствовав, что с сыном случилось что-то  недоброе, умирает. Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр  берет на себя его преступление.

Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а идти на каторгу Миколке.

Бедность стала причиной унижения Дуни Раскольниковой. Чтобы поддержать брата и мать, она вынуждена работать гувернанткой в семье помещика Свидригайлова, где подверглась домогательствам со стороны развратного хозяина, с позором была изгнана из имения и незаслуженно опозорена на весь городе женой Свидригайлова. Чтобы помочь брату выбраться из нужды, она готова пойти на компромисс со своими чувствами и выйти замуж за дельца Лужина, который хочет жениться на бесприданнице, чтобы та всю жизнь чувствовала благодарность к нему как благодетелю.

И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные мыслишки. И потянули они его вниз. И как результат - огромный тупик: «Я себя убил, а не старушонку!» — с болью констатирует Раскольников страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своём пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством.

Но, исполнив свой замысел, Раскольников осознаёт, что убил и самого себя. С огромным мучением он чувствует, что насилие, совершённое им над своею нравственною природою, составляет бoльший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих «наполеоновских мечтаний» и отказаться от индивидуалистического бунта, после чего герой подходит к порогу новой жизни, объединяющей его с другими страждущими и угнетёнными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку — такой же «партии общества», как он,— Соне Мармеладовой.

В своём романе Ф.М. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка: нечем заплатить за квартиру; мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако писатель не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведённых до отчаяния «маленьких людей» начинают появляться различные фантастические идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность. Такова и «идея» Раскольникова о «Наполеонах и тварях дрожащих», обыкновенных и необыкновенных людях… И всё-таки, «маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. К этому выводу постепенно приходит и главный герой.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 913; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!