Неоплатонизм Николая Кузанского. Пантеизм Джордано Бруно.
Эпоха ренессанса. Философия гуманизма.
Ренессансом называют особый тип культуры, сложившийся в Италии в 14 ст., а затем распространившийся на значительную часть Европы. Наиболее важная часть идеологии, ключевое понятие ренессанса – «гуманизм» (термин введен мыслителями, отсылающими к понятию Цицерона « humanitas - «человечность»). Гуманизм – учение, признающее самоценность человека в мире, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.
Происходит обращение к античной культуре, в которой мыслители видели высшее выражение и раскрытие сил возможностей человека, разностороннее развитие его духовных и физических сторон. Человек становится центром философских размышлений, научных изысканий, темой произведений искусства. Старый, средневековый идеал презрения к земному миру уступает место идеалу человека с его земными проблемами и деятельностью, направленной на их разрешение. Даже в живописи начинает преобладать прямая геометрическая перспектива, усиленная цветовой и воздушной перспективой, ставившая в центр точку зрения человека и организующая мир в соответствии с тем, что человек находится в его центре. Человек и человеческий быт становились основным предметом искусства эпохи Возрождения даже в произведениях, посвященных религиозной тематике (эта тенденция носит название антропоцентризм). Но в то же время такая тенденция порой приводила к негативным результатам ( по А.А.Лосеву,- «обратная сторона возрожденческого титанизма»).Человек, освобожденный о религиозной догматики, часто раскрывал в себе негативные стороны натуры, что приводило к утрате нравственных ориентиров. Антропоцентризм доходил до своего логического завершения, переходя в тенденции прямо противоположные ( гелиоцентрическая система Коперника, учение о множественности миров, о котором говорили Дж.Бруно, Н.Кузанский перемещали человека из центрального положения в мире, где он , согласно Аристотелевско-Птолемеевской космологии находился, на периферию). Трагизм человеческого существования получил яркое воплощение в искусстве того времени – скульптурах Микеланджело, трагедиях Шекспира.
|
|
Не отрицая теоцентризм средневековья, поэт и философ Данте Алигьери (1265-1301) в «Божественной комедии» делает первый шаг по пути формирования концепции антропоцентризма, рассматривающей человека в качестве центра и высшей цели мироздания. Данте описал состояние души в трех царствах потустороннего мира, и, сохраняя средневековый образ мышления, поэтическим языком выразил противостояние тленного мира земли и вечного мира небес. Роль среднего звена в этом противостоянии сыграл человек, ибо он причастен обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение. Земное реализуется в гражданском обществе, подготовку к вечной жизни осуществляет церковь. Это само по себе ставило проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.
|
|
Франческо Петрарка( 1304-1374) так же интересовал внутренний мир человека, разрывающего связи с церковными традициями и осознающего этот разрыв. «Небожители должны обсуждать небесное, мы же – человеческое, - говорится у поэта. Эту же позицию разделяет Джаноццо Маринетти (1396-1459) .В трактате «О достоинстве и превосходстве человека» он подчеркивает: человек рождается не для печального существования, а для создания утверждения себя в своих деяниях. Т.о. философия ренессанса делает своим предметом земную жизнь человека, его деятельность. Ее задача – не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Обязательным условием провозглашается следование природе (аскетический идеал рассматривается как состояние противоестественное, не соответствующее природе человека).
|
|
Новая этика была построена на единстве души и тела, равноправии духовного и телесного. Заботиться только об одной душе нелепо – она следует природе тела и не может действовать без него. В самой природе заложена красота, и человек должен стремиться к наслаждению и преодолевать страдания. Человеческое в человеке – всего лишь возможность, заложенная в него Богом, которая для своего осуществления требует существенных усилий, культурной и творческой деятельности. Творческая деятельность человека является продолжением и завершением божественного творения. Благодаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным Богом.
Неоплатонизм Николая Кузанского. Пантеизм Джордано Бруно.
Этика гуманизма противостоит аскетизму и пассивности. Но она поставила и не решила проблему соотношения божественного и природного, конечного и бесконечного.
Эти проблемы активно прорабатывает Николай Кузанский (1401-1464) , немецкий философ и теолог, кардинал церкви. Мыслитель родился в простой семье, был сыном простого рыбака . Окончив три университета, внес большой вклад в развитие математики, пришел к идеям, ставшими основой интегрального и дифференциального исчисления. Разрабатывал программу математизированного и экспериментального естествознания. Стал автором первой географической карты Европы, проекта реформы Юлианского календаря. Выдвинул идею бесконечности и отсутствия привилегированного центра у Вселенной (тем самым гелиоцентрическую модель Коперника можно рассматривать как частный случай космологии Кузанца). Занимался правом, медициной и теорией искусства. Высокие гуманистические идеалы Николая Кузанского основаны на том, что разумная и свободная человеческая личность является отражением божественной, а благородная природа человека находится на вершине материального мироздания. В основе гносеологии лежит апофатический принцип – божественная сущность в силу ее бесконечности является абсолютно непознаваемой. Но осознание этой непознаваемости – некоторое положительное знание – ученое незнание. Исходит из понимания Бога как существа, возможность которого совпадает с бытием, что обозначается термином «бытие – возможность» (posse-est) . Бытие и потенции Бога по необходимости бесконечны, бесконечно и порождаемое им из ничего творение. Однако эти два типа бесконечности принципиально различны. В божественной бесконечности, абсолютном максимуме, совпадают все противоположности, в отличие от бесконечности творения, ограниченного максимума. ( Непонимание этого послужило основанием для упреков ученого в пантеизме). Третий тип бесконечности воплощается в конкретном индивиде, отражающем в себе весь мир. Каждая вещь индивидуальна, поскольку отражает индивидуальность сотворившего ее Бога. Идеи Николая Кузанского были интерпретированы Дж. Бруно (1548-1600) в духе пантеизма ( учение, обожествляющее природу) и гилозизма (учение, которое рассматривает материю в состоянии одушевленности). Был философом и поэтом.
|
|
Бруно родился в местечке Нола близ Неаполя. Образование получил в доминиканском монастыре, откуда бежал из-за несогласия с руководством. Много скитался, читал лекции в университетах Тулузы, Парижа, Германии. В 1592г. отправился в Италию, желая занять кафедру математики в Падуанском университете. В Венеции был арестован инквизицией, выдан в Рим. Много лет провел в застенках. В 1600 г. сожжен. Книги попали в список запрещенных книг, в частности работа «О бесконечности, вселенной и мирах», «О причинах, начале и едином».
Вселенная мыслилась Джордано Бруно не как ограниченная бесконечность, а как равная божественной бесконечности, одушевленная и разумная в каждой своей части. Николай Кузанский как бы «спасает Бога», «растворяя» его во Вселенной, лишая науку возможности исследовать Бога в качестве объекта познания. Дж. Бруно растворял Бога в природе, лишая церковь права целесообразного существования:
«Если нет Бога, над миром стоящего и диктующего ему свои законы, нет необходимости в церкви. Бог во вселенной, в природе, в нас».
Склонность материи к образованию форм называет Душой мира. Ее основу составляет всеобщий ум как действующая причина. По отношению к материи он внутренний художник, ибо формирует материю изнутри, обеспечивает ее жизненное начало, самодвижение.
Важный вывод космологии Бруно – учение о бесконечном пространстве, наполненном конечными мирами. Мыслил звезды по аналогии с Солнцем – как обладающие населенными планетами в силу всеобщей разумности вселенной. Другое дело, что в каждом случае формы жизни могут иметь существенные различия (отличные от тех, которые имеют место на земле).
Движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – ничтожная пылинка, не являющаяся центром космоса. Во вселенной рождаются, развиваются и гибнут бесчисленные миры. Наша Вселенная – одна из бесчисленного множества других систем. Догматической религиозности Бруно противопоставил философскую религиозность. Истина едина и постигается лишь философией. Подлинное познание бесконечно, ибо бесконечен объект познания – природа.
Философия Джордано Бруно самая радикальная и бескомпромиссная натурфилософская система этой эпохи. Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но качестве наиприсутствующего. Идеи получили развитие в философии Нового времени.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 710; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!