Расшифруйте смысл высказываний представителей современной западной философии и их предшественников. Дайте им собственную оценку.



Тема: Современная западная философия

1. Общая характеристика современной западной философии.

2. Позитивизм и его исторические формы.

3. Экзистенциализм и философия жизни.

4. Философия постмодернизма.

 

1. Кардинальные социальные изменения, характерные для нашего времени, приводят к новым философским поискам, которые ориентируются на проблемы человеческого бытия и его ценности. Для современной цивилизации характерно взаимодействие различных культур, и, в то же время, в каждом типе культуры существуют свой специфический тип общественного сознания, который включает в себя как общечеловеческие ценностные установки, так и идеи, выражающие исторически определенный тип общества, интересы определенных социальных и национальных групп. Например, категории бытия и небытия, жизни и смерти, смысла жизни человека являются фундаментальными в любой культуре. Но любая категориальная модель мира, которая складывается в культуре, наполняется особым мировоззренческим содержанием в зависимости от исторических форм ее развития. Поэтому всегда существуют различные способы философского осмысления мира и его познания.

Философские модели мышления формируются в различных формах общественного сознания и в человеческой профессиональной деятельности – литературе, искусстве, науке, политическом и правовом сознании, а также в обыденном сознании. Поэтому авторами различных философских моделей являются не только профессиональные философы, но и писатели, психологи, лингвисты, историки, юристы.

Классическая философия исходила из посылки, что в мире существует скрытый порядок, который человек способен познать с помощью разума. Полагали, что рационально можно познать все, включая человека и его историю. Разумное решение общих вопросов должно было привести к решению проблем конкретного человека. Но современное развитие науки, невиданные возможности информационных технологий ХХ века поставили вопрос об ограниченности классических подходов в науке и культуре. Появились философские течения, которые принято называть неклассическими. Среди них можно опять-таки выделить рационалистическое крыло, дающее так называемую «холодную» картину мира и основанное на апелляции к опыту естественных наук, к современным научным парадигмам. В подобных исследованиях игнорируются онтологические и антропологические проблемы, прослеживается прагматический подход к действительности. Иррационалистическое крыло, дающее так называемую «теплую» картину мира, обращается к проблемам человеческого существования, жизни и смерти, свободы, смысла жизни. Философские школы, отдавшие приоритет иррациональному началу, апеллируют не к разуму, а к чувствам и переживаниям человека. В новейшей философии постмодерна происходит слияние рационалистического и иррационалистического начал.

Существует множество направлений современной западной философии. Наиболее жизнестойкими оказались такие парадигмы современного философского мышления, как позитивизм, экзистенциализм, философия жизни, постмодернизм. Также очень популярными являются прагматизм, герменевтика, неотомизм, психоанализ, интуитивизми ряд других. Все они рассматривают проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность: роль философского и научного познания; человека и его жизнедеятельность; взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного; проблему свободы и необходимости, свободы и ответственности и т. д.

Истоки современной западной философии лежат в идеях мыслителей XIX века. Поэтому в данной теме мы будем изучать философские концепции XIX - XXI веков – от классического позитивизма до постмодернизма.

 

2. Позитивизм – это философское направление, основанное на убеждении в том, что источником подлинного (положительного) знания могут быть только отдельные конкретные науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование действительности.

Позитивизм, сформировавшийся в 30-40 годы XIX века, получил название классический позитивизм. Основателями его считаются француз О. Конт (1798-1857) и англичанин Г. Спенсер (1820–1903). Основные принципы философии позитивизма, сформулированные Контом в курсе «Позитивной философии», являются той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций XIX-XX вв. По мнению О. Конта, нет никаких противоречий между материализмом и идеализмом, поэтому философы должны отказаться от бессмысленного спора и всецело обратиться к научному знанию. Это предполагает ряд существенных черт философии: а) философское знание должно быть точным и достоверным и опираться на достижения других наук; б) философия должна использовать научный метод познания (прежде всего, эмпирическое наблюдение); в) философия должна быть свободной от аксиологического подхода к объекту исследования, беспристрастно исследовать факты, а не их причины и внутреннюю сущность; г) философское знание должно раз и навсегда отказаться от претензий на статус «царицы наук», особого общетеоретического мировоззрения: философия должна стать конкретной наукой и занять свое место в ряду других наук. О. Конт выделил три стадии интеллектуального развития (теологическую, основанную на религии; метафизическую, основанную на вероятностном знании; позитивную, основанную на науке), а также три стадии технического развития (традиционное общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество). Стадии интеллектуального и технического развития соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу, метафизическая – доиндустриальному обществу, позитивная – индустриальному обществу.

Г. Спенсерразработал учение об эволюционном позитивизме. В его понимании философия должна заниматься феноменами, имеющими чувственный характер и поддающимися систематизации. Эти феномены обусловлены познавательными способностями человека. Разницу между философией и наукой Г. Спенсер видел лишь в степени обобщения феноменальных данных. Знание философ делил на три типа: а) знание необъединенное (обыденное); б) знание частично объединенное (научное знание, которое расширяет и систематизирует данные, полученные эмпирическим путем); в) полностью объединенное знание (философия, которая подразделяется Г. Спенсером на общую и специальную). Основной задачей общей философии является анализ ключевых понятий, а специальная философия призвана согласовывать эти понятия с различными эмпирическими данными. Сущность научного познания, по Г. Спенсеру, состоит в выявлении сходных характеристик и отбрасывании несходных. Философом был сформулирован универсальный закон взаимосвязи материи и движения (закон космической эволюции), призванный стать основанием для синтеза знания. Процесс эволюции, по его мнению, направлен в сторону достижения равновесия сил. При этом имеет место чередование стадий усиления структурной организованности и нарушения равновесия. Следовательно, данный процесс не всегда является прогрессивным.

Позитивизм изначально пытался выстроить систему знания, которое является бесспорным, точным, найти научный метод, который позволил бы создавать такую систему положительного знания. Классической немецкой философии позитивизм противопоставил «полезное» и «удобное» для применения в жизни знание, истина в котором осмысливается на основе точных экспериментальных данных.

Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX – начале XX веков и получила название махизм. Его представители – австрийский философ и физик Э. Мах (1838-1916)ишвейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896). Представители махизма претендовали на «третью линию» в философии, заявляя, что это не философия материализма или идеализма, а философия рационализма, и любое положительное (научное) знание есть само по себе знание философское. Значит, философия не может иметь своего, отдельного от наук предмета. Точное знание дают только естественные науки, поэтому надо избегать метафизических размышлений. В философии Э. Маха доминируют субъективно-идеалистические идеи. Эти идеи получили распространение на рубеже ХІХ–ХХ вв., в период кризиса в физике, который различные исследователи пытались решить путем нового истолкования понятий классической физики Ньютона. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, силе, движении, философ противопоставил их релятивистское понимание, которое выразилось в идее глубокой субъективности этих категорий. Последователи Э. Маха заявляли, что любое положительное (научное) знание есть по своей сути знание философское.

Р. Авенариус – один из главных представителей эмпириокритицизма (критики опыта). Эмпириокритицизм видит свою задачу в том, чтобы выявить содержание «чистого» опыта, свободного от посторонних привнесений. Такую операцию по очищению опыта совершает философия, в то время как конкретные науки постоянно накапливают знания и тем самым примешивают к опыту посторонние элементы. По мнению Р. Авенариуса, опыт обычно смешан с некоторыми посторонними представлениями, «апперцепциями», ценностными и антропоморфическими. Первые представления связаны с тем, что мы характеризуем предмет как хороший, красивый и т.п., что является лишь нашей оценкой предмета, а не отражает его свойств. Ко вторым, антропоморфическим, апперцепциям относятся, например, мифологические представления (представления о некоем «Я», живущем в нашем теле) и т.п. На пути очищения опыта Авенариус видит препятствие в виде интроекции, под которой понимает процесс, когда человек приписывает другим людям свое восприятие окружающих вещей. Таким образом, придуманный внутренний мир противополагается миру опыта, и получается удвоение мира. Отвергая теорию интроекции, Авенариус выдвигает концепцию «принципиальной координации», суть которой состоит в том, что признается нерасторжимая связь познающего субъекта и среды, т.е. без субъекта нет объекта. При этом выдвигается принцип «наименьшей меры силы».

Третья форма позитивизма возникает в 20-е годы ХХ ст. под общим названием неопозитивизм. В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия и др. Наиболее известные представители: М. Шлик, Р. Карнап, А. Айер, Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

Основные идеи неопозитивизма: 1. Философия должна заниматься аналитической деятельностью, т. е. выяснением логического смысла языка конкретных наук. 2. Главное в философии – не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретными науками. Мы живем в мире языка, все знания получаем из устной или письменной речи; значит, мы не можем выйти за границы языка. Философия – это не наука, а деятельность по прояснению мыслей. Туманные и расплывчатые мысли должны стать ясными, отчетливыми высказываниями. Поэтому дело философа состоит в том, чтобы переводить данные научных исследований на язык логических высказываний. Логический позитивизм основан на убеждении в том, что в логике как науке нет этического содержания, поэтому моральная проблематика должна быть исключена из философского знания. Главное – добиваться осмысленности высказываний. В аналитической философии главная задача – устранить из науки все псевдопроблемы и рассуждения, не имеющие смысла. Язык противоречив, он порождает ложные проблемы. Так, слова «реальность», «истинность» существуют всегда в определенных контекстах. Значит, проблема реальности или истинности – это проблема языка, то есть определения понятия и его контекста. Для решения научных и философских проблем надо использовать искусственные языки науки – однозначные и четкие (например, язык формальной логики и математики с его жестко фиксированным содержанием). Философия должна заниматься анализом языковых форм и разработкой правил построения языковых выражений. Спор между материалистами и идеалистами беспредметен, так как нельзя решить вопрос о первичности материи и сознания без учета структуры языка. Так, Б. Рассел утверждал, что материя и сознание – это лишь языковые понятия, и спор идет не о сущностях, а о словах.

Неопозитивисты утверждают, что именно язык определяет поведение людей. Неправильное использование языка приводит к общественным конфликтам. Свобода, справедливость, вечность – это абстракции, такие же, как капитал, коммунизм и т.п. Поэтому следует изъять из употребления все общие понятия, у которых нельзя обнаружить соответствующий предмет. Все мировоззренческие вопросы оказываются по ту сторону науки.

По сути, в неопозитивизме философия сливается с языкознанием. Не случайно философская школа Л. Витгенштейна носит название «школа лингвистического анализа».

Отметим, что в 60-70 годы ХХ века появляется философия структурализма, которая развивается в русле позитивизма и является его моднейшей модификацией. Она привлекла внимание не только естествоиспытателей, но и различных слоев научной интеллигенции. Структурализм поставил целый ряд интересных проблем: возникновение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; проблемы взаимосвязей психического и социального, социального действия, структуры личности и ее самосознания и другие.

В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки» и другие философские школы. Это четвертая форма позитивизма. Возникает такое понятие, как постпозитивизм . Особое место здесь занимает критический рационализм, основоположником которого был английский философ К. Поппер (1902-1994 гг.). Согласно его концепции, существует три мира: 1) философский, 2) ментальный, 3) мир объективной истины. Третий мир понимается как мир теорий, гипотез, идей, мир роста научного знания. Истина у Поппера – это адекватность знаний фактам. Истину можно сравнить с горной вершиной, которая постоянно закрыта облаками; но это не влияет на существование вершины. Этим сравнением Поппер подчеркивает, что объективное знание не зависит от возможностей нашего познания и добыть его трудно. Увлекаясь проблемой относительности знаний, он приходит к агностицизму: «Мы не знаем, мы можем только предполагать». Но Поппер убежден в необходимости создания «теории научной рациональности», системы стандартов и норм «роста научного знания» и отделения его от ненаучного. Это позволит решать следующие задачи: 1) избегать наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе классической немецкой философии; 3) не впадать в иррационализм.

Другим представителем постпозитивизма является американский философ и историк науки Т. Кун (1922-1996 гг.). В книге «Структура научных революций» он излагает свою концепцию философии науки. Кун считает, что развитие науки – это борьба научных парадигм, т. е. моделей теоретического мышления со своими понятиями, законами, теориями, с помощью которых идет процесс развития науки. Революция в науке – это смена парадигм, и критерием прогресса научного знания является «количество решенных проблем». Таким образом, основные идеи постпозитивизма таковы: 1) ослабление внимания к формальной логике; 2) обращение к истории науки; 3) отсутствие жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией.

В позитивизме ХХ века были предприняты попытки обосновать новые научные методы познания. Так, в неопозитивизме был разработан метод верификации: правильность теории доказывается опытом или безупречным логическим умозаключением. В постпозитивизме был разработан метод фальсификации: правильность теории доказывается попыткой ее опровержения (так называемое «доказательство от противного»).

В современном позитивизме поиск истины есть главный вопрос научной деятельности. Во всех своих разновидностях позитивизм является формой выражения неудовлетворенности традиционными философскими системами и отражает попытку исследователей усилить опору философии на достижения науки путем их отождествления и абсолютизации. Здесь нет места человеку с его тревогами и поисками смысла жизни, так как все метафизические и мировоззренческие проблемы отбрасываются. Вместе с тем, постпозитивизм ставит важные проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Он и сегодня привлекает ученых, для которых главным является научное познание мира.

Необходимо отметить, что позитивизм явился источником американского прагматизма – так называемой «философии успеха». Его представители – Ч. Пирс (1839-1914), В. Джеймс (1842-1910), Д. Дьюи (1859-1952). В прагматизме утверждается, что философия должна стать способом решения жизненных проблем: любую проблемную ситуацию интеллект должен превратить в решенную. Истина – не высшая ценность, а инструмент для достижения цели: истинно то, что полезно. Как видим, все формы позитивизма основаны на принципе утилитаризма.

 

3. Наряду с различными формами рационального знания в философии четко выявляется иррационалистическое направление. Главными проблемами исследования здесь выступают чувства и переживания, инстинкты человека, его интуиция, эмоционально-волевые процессы, т. е. иррациональное. Культ разума и активности человека заменяется негативным отношением к нему, знание – верой, исторический оптимизм – пессимизмом, идея общественного прогресса – его критикой. Усиливается интерес к проблеме человека, осмысливается его место в мире, поднимаются проблемы жизни и смерти, добра и зла, свободы и ответственности. В XX в. большую популярность приобретает экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование). Идейными предшественниками экзистенциализма в XIX в. были датский философ С. Кьеркегор и русский писатель Ф. Достоевский, поставившие вопрос о сущности и предназначении человека. Экзистенциальное мироотношение также исповедовали Ф. Ницше, О. Шпенглер, Э. Гуссерль, Н. Бердяев и др. В XX в. основными представителями экзистенциализма были немецкие философы К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции – Ж.-П. Сартр и А. Камю.

Согласно экзистенциализму, мир делится на неподлинный, отчужденный, в который человек уходит, чтобы убежать от самого себя, и мир подлинный, в котором он сам себя выбирает – мир индивидуального внутреннего Я. Основная категория этой философии – существование, но это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование – переживание, самосознание, то, что является стимулом человеческой деятельности. Оно глубоко индивидуально и не поддается научному определению. Существовать – значит выбирать себя во всех жизненных ситуациях, испытывать чувства, быть вечно в ценностном поиске. Обыденная жизнь (неподлинное существование) лишена свободы: человек плывет по течению и подчиняется законам большинства. Подлинное существование сопряжено с утверждением себя как личности, а не как явления из толпы. Обрести свободу можно чаще всего в пограничной ситуации, между жизнью и смертью. В этом случае осуществляется переоценка ценностей, и жизнь индивида определяется не правилами большинства, а собственным нравственным выбором. Истолковывая роль науки как угрозы человеческому существованию, экзистенциализм делает основной упор на философию, которая должна заняться человеком, помочь избежать деперсонализации личности.

По К. Ясперсу (1883-1969 гг.), задача человека – обрести подлинное существование, обнаружить и реализовать свою сущность. Но человек, утративший связь с Богом, находится в состоянии свободного падения. Он падает в пропасть, и ухватиться ему не за что: если человек вычеркивает из жизни Бога, творение остается без Творца, и происходит утрата смыслов. Выход – в экзистенциальной коммуникации, в общении людей, близких по духу, в возрождении духовных ценностей.

По М. Хайдеггеру (1889-1976 гг.), в технизированном мире гасится человеческая уникальность, господствует власть всеобщего. Везде – власть «чужого»: чужие люди орудуют в нас, через нас и вместо нас. Вечный вопрос «Что делать?» устарел, ибо человек уже сделал все, что мог, но сделал плохо, в ущерб миру и самому себе. Поэтому надо поставить другой вопрос: «Как начать думать?». Человек утратил способность к рассуждению, потерял свой внутренний стержень. Необходимо переосмыслить свое существование, стать не потребителем, а «пастухом» бытия.

Ж.-П. Сартр (1905-1980 гг.) известен своим высказыванием: «Человек обречен на свободу». Философ провозгласил тотальность индивидуальной свободы: человек выбирает себя в любой жизненной ситуации. Свобода определяется возможностью действовать, а выбор цели – это выбор своего бытия: человек таков, каким он себя выбирает (трус, герой и т. д.). Никогда не поздно пересмотреть жизненные принципы и выбрать себя заново. Но если мы безгранично свободны, то мы должны и отвечать за собственный выбор. Поэтому Сартр призывает к такой же тотальной личностной ответственности.

А. Камю (1913-1960 гг.), исследовавший историю «бунтующего человека», пришел к выводу, что мир по своей сути абсурден; он существует не для того, чтобы приносить нам удовольствие. Поэтому необходимо бунтовать против несправедливости человеческого удела, бороться с абсурдом, изживать его. Человек должен обрести ясность видения и полноту переживания, найти «хлеб безразличия и вино абсурда». Но бунт в одиночку непродуктивен, необходима человеческая солидарность. Перефразируя Р. Декарта, Камю провозглашает: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Однако бунт не должен перерастать в кровавую революцию, убежден философ.

В целом экзистенциализм, обращаясь к проблемам жизни, смерти, смысла жизни, призывает человека к постоянному самопреодолению, обретению экзистенции, подлинного существования, свободы.

Экзистенциальной по своей сути является и «философия жизни». Основы этой философии были заложены Ф. Ницше и В. Дильтеем в Германии, А. Бергсоном во Франции. «Философия жизни» отличается активным иррационализмом. Это выражается, во-первых, в отрицании познавательного значения разума и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. Во-вторых, в этой философии главное внимание уделяется вопросам культуры, мировоззрению человека, «вечным вопросам» о смысле жизни, о природе всего сущего.

Самой заметной фигурой в этом философском течении был немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900 гг.), испытавший, по его признанию, большое влияние А. Шопенгауэра и Ф.М. Достоевского. Он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является воля к власти, то есть воля к самоутверждению. Жизнь – это абсолютная ценность, поэтому ослабевание жизни означает ее качественное понижение, которому способствует мораль декаданса. Отрицая жизнь, декаданс подавляет и жизненные силы человека, заставляя бежать от мира как синонима греховности и зла. Общество, в котором торжествует мораль стада, ставит препоны благородной изобретательности и постановке героических целей. Тем самым вытравливается воля человека к бытию и вырабатывается рабское сознание. В этой связи и социализм предстает учением, в котором плохо спрятана воля к отрицанию жизни. Ницше протестует против христианской морали, заставляющей человека ощущать себя вечным грешником и расплачиваться за естественные здоровые инстинкты. Борясь с ханжеством так называемых «жрецов», он выступает против человеческого самоуничижения, порождающего у «рабов морали» жажду мести. Ницше убежден, что Иисус Христос, будучи самым благородным человеком, хотел дать людям образец практического нравственного поведения. Его ученики, не понявшие чистый смысл его учения, исказили суть заповедей, и христианство стало религией слабых и покорных. Но будущее человечества – не за слабыми, а за сильными. Поэтому Ницше прославляет силу воли, мужество и стремление к свободе. Выступая как европейский нигилист и имморалист, философ настаивает на активной жизненной позиции, напрямую связывая величие человека с его способностью к самосозиданию. По Ницше, необходимо совершить переоценку ценностей и возродить духовную аристократию, которая подготовит рождение сверхчеловека, наделенного высшими доблестями и способного стать творцом более совершенных форм жизни.

Философия Ф. Ницше оказала огромное влияние на отечественных и западных мыслителей ХХ века. Его идеи были продолжены и переосмыслены Н. Бердяевым, Л. Шестовым, А. Белым, О. Шпенглером, М.Хайдеггером и многими другими философами и писателями. Гитлеровцы извратили концепцию Ницше, использовав идею сверхчеловека в своей фашистской идеологии.

В. Дильтей под философией жизни понимает определенные переходные ступени между философией и религиозностью, литературой и поэзией, более свободные формы философии, близкие к жизненным потребностям человека. Он считает, что философствование должно исходить из жизни: главный импульс философской мысли – желание понять жизнь из нее самой. Что такое человек, может сказать ему только его история, поэтому понятия «жизнь» и «историческая действительность» часто используются философом как равнозначные: история – это жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества. Поставив проблему понимания жизни, Дильтей тем самым внес вклад в развитие герменевтики – науки об истолковании текстов, в широком смысле – науки о понимании между людьми. По отношению к жизни нельзя занять некую внешнюю ей исследовательскую позицию; проживаемая и переживаемая человеком жизнь, разворачивающая себя в определенных жизненных отношениях, образует ту первичную реальность, вырваться за пределы которой оказывается невозможным ни мысленно, ни физически. Понимание жизни может быть развернуто только из него самого и постепенно расширено за счет переработки и усвоения нового опыта.

А. Бергсон считается основателем интуитивизма. Под интуицией он понимает мистическую способность творческих людей к получению истины путем внезапного озарения, без необходимой цепи логических доказательств. Жизнь, по Бергсону, представляет собой бесконечный поток становления, который нельзя постичь разумом. Жизнь – это переживания, непрерывная смена ощущений, эмоций; это и есть единственная подлинная реальность, которая и составляет предмет философии.

 

4. Во второй половине ХХ века возникла философия постмодернизма, получившая в наше время широкое распространение. Ее пророками считаются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Наиболее известными представителями философии постмодернизма являются М. Фуко (1926-1984), Ж. Делез (1925-1995), Ж. Деррида (1930-2004), а также – Ж. Бодрийяр, Ж. Лиотар, Р. Барт, Ж.-Л. Нанси, Р. Рорти, Ж. Липовецки и др. Постмодерн – это то, что следует за модерном, т. е. за современностью. Однако слово «пост» имеет два значения: после и в оппозиции. Исходя из такого представления, слово «современный» («модерн») меняет смысл и обозначает теперь нечто отжившее, устаревшее. «Модернизм» (совокупность философских мыслей, начиная с Декарта) отбрасывается как понятие, причастное к иллюзорному поиску основы знания и человеческой идентичности. Теории рассматриваются как правительственные инструменты, потому что они неминуемо разделяют общество. Поэтому «современность» предстает как некий провал, а в общественном отношении как нечто разрушительное. Если «современные» мыслители рассматривали мир как основу и первопричину себя, то «постсовременные» пропагандируют идею случайности и конечности человечества (включая случайности нашего языка и речи). В социальном плане постмодернизм отмечен привязанностью к свободе, правам человека, стремлением к терпимости и сотрудничеству в рамках плюралистического общества.

Постмодернизм отличается двумя плановыми чертами (двумя типами отношений) – иронией и либерализмом. Главным тезисом философии постмодернизма является борьба с логоцентризмом как с любым жестким собирательным началом. Реальность предстает системой письменных знаков, бесконечно отсылающих к следам предыдущих текстов. Постмодернизм претендует на статус эксперимента «конца истории»: подводится черта под всей предыдущей историей мысли, ибо все уже было сказано, и мы можем только заново прочитать тексты прошлого. Прошлое воспринимается как история ошибок; бытие, истина и логика понимаются не как самодостаточные понятия, а как «события», то есть то, что постоянно переосмысливается, переписывается и переделывается. Все эти понятия превращаются в потенциально вымышленный эксперимент, к которому невозможно применить критерий достоверности. Отвергается диктат централизующего начала, утверждается полифоничность смыслов. Отсутствие в мире стабильности и гармонии воспринимается скорее иронически, чем эсхатологически. Знаменуя собой завершение современной неклассической философии, постмодернизм отказывается от веры в линейный прогресс, абсолютную истину и разумное планирование общественных порядков.

М. Фуко, исследуя историю, выступает против централизующей роли государства, которое на протяжении веков строило тюрьмы и психиатрические лечебницы, помещая в них людей, неугодных власти. Он отстаивает плюрализм и приходит к выводу, что государство не должно вмешиваться в жизнь своих граждан. Отвергая культ разума, Фуко свергает человека с гуманистического пьедестала. Ж. Делез исследует логику смысла и утверждает, что проблема смысла – это проблема не глубины, а поверхности. Смысл – это то, что выражается, то есть имеет место независимо от истинности и ложности. Философ выявляет парадоксы смысла и доказывает, что нонсенс и смысл не противоречат друг другу, а соприсутствуют. Поэтому и поход против трансцендентального субъекта осуществляется в виде разрушения его образа как основоположника смыслов и значений. Ж. Деррида разрабатывает такое направление постмодернизма, как деконструктивизм. Деконструкция представляет собой радикальное движение мысли: текстуальные переходы осуществляются не по логике, а по ассоциациям. Предполагается отсутствие зачина (вводной части) и распыление смысла, который, будучи не причиной, а продуктом, изначально неподконтролен человеку. Деконструктивизм отвергает любые жесткие ограничения языков и стилей, отказывается от авторской субъективности. Неслучайно конец человека дополняется смертью автора, который не должен стоять между читателем и текстом. По сути, предлагается грамматологическая игра, пренебрегающая смысловой насыщенностью текста.

В целом, философия постмодернизма иронически переосмысливает действительность, провозглашает приоритет «ослабленного» мышления, отказ от героических ценностей, право каждого на собственные смыслы и ценности.

Завершая рассмотрение вопросов темы, можно отметить, что все новое, появившееся в современной философии, так или иначе связано с человеком, с положением личности в обществе, с анализом возможностей и условий общественного прогресса.

Темы рефератов

 

1. Проблема научного знания в постпозитивизме.

2. Прагматизм как философия успеха.

3. Проблема свободы в экзистенциализме.

4. Воля к власти как закон эволюции в философии Ф. Ницше.

5. Проблема смысла и нонсенса у Ж.Делеза.

6.  «Смерть человека» в философии постмодернизма как преодоление классического понятия субъекта.

Вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1. Почему современная западная философия получила название неклассической?

2. Какой «переворот в философии» совершили О. Конт и Г. Спенсер?

3. В чем состоит принцип «экономии мышления» в махизме и эмпириокритицизме?

4. Как в неопозитивизме развивается «философия языка»?

5. Чем постпозитивизм отличается от неопозитивизма?

6. В чем состоит утилитаризм философии прагматизма?

7. Как Вы понимаете термин «экзистенция»?

8. Какие варианты жизни рассматривает С. Кьеркегор в учении о трех стадиях существования?

9. Что означает понятие К. Ясперса «экзистенциальная коммуникация»? В чем трудности такой коммуникации?

10. Почему М. Хайдеггер считает актуальным не вопрос «Что делать?», а вопрос «Как начать думать?»?

11. Как Ж.-П. Сартр обосновывает «обреченность» человека на свободу?

12. Каким смыслом А. Камю насыщает понятие бунта и бунтующего человека?

13. Какие ценности требует пересмотреть Ф. Ницше?

14. В чем состоит концепция сверхчеловека в учении Ф. Ницше?

15. Что нового вносят в философию жизни В. Дильтей и А. Бергсон?

16. В чем состоит понятийный парадокс термина «постмодерн»?

17. Почему главным требованием постмодернизма является борьба с логоцентризмом?

18. Каким образом борьба с логоцентризмом изменяет представление о человеке?

19. Почему ироническая позиция становится плановым типом отношений?

20. В чем состоит философская сущность концепции симулякров?

Упражнения и задачи

 

Расшифруйте смысл высказываний представителей современной западной философии и их предшественников. Дайте им собственную оценку.

1. О. Конт: «Основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума, заключается в повсеместной замене недоступного определения причин в собственном смысле слова простым исследованием законов».

2. Г. Спенсер: «Великая роль образования – это не знания, а действие».

3. Э. Мах: «Весь мир есть комплекс моих ощущений».

4. Р. Карнап: «Если мы утверждаем, что так называемые предложения метафизики являются бессмысленными, то это слово понимается в строгом смысле».

5. А. Айер: «Если высказывание верующего, что Бог существует, бессмысленно, то и утверждение атеиста, что Бог не существует, тоже бессмысленно, ибо осмысленно противоречить можно только осмысленному высказыванию».

6. Б. Рассел: «Прагматизм – это некий вид сумасшествия, опьянения властью».

7. Л. Витгенштейн: «То, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно; о том же, что сказать невозможно, следует молчать».

8. Т. Кун: «Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться лучшей, чем конкурирующие с ней другие теории, но она вовсе не обязана объяснять все факты, которые могут встретиться па её пути».

9. К. Поппер: «Теория, которую нельзя опровергнуть каким бы то ни было постижимым событием, ненаучна. Неопровержимость – не доказательство теории (как часто думают), а порок».

10. Д. Дьюи: «Быть – значит иметь, пользоваться и наслаждаться».

11. С. Кьеркегор: «Стремиться вперед – значит потерять покой, оставаться на месте – значит потерять себя».

12. К. Ясперс: «Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы».

13. М. Хайдеггер: «Сущность человека покоится в его экзистенции».

14. Ж.-П. Сартр: «Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

15. А. Камю: «Кто ничего не даёт, тот ничего не имеет. Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам».

16. Ф. Ницше: «В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою».

17. В. Дильтей: «Всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью».

18. А. Бергсон: «Жить – значит меняться, меняться – значит взрослеть, а взрослеть – значит непрестанно творить себя самого».

19. Ж. Делез: «Кьеркегор и Ницше – это театральные режиссеры, опередившие свое время и оставившие далеко позади театр по-гегелевски».

20. Р. Рорти: «У Ж. Деррида различие между литературой и философией играет роль лестницы, которую после использования можно отбросить в сторону».

21. Ж. Бодрийяр: «Апокалипсис уже произошел, но не вовне, а внутрь, в виде взрыва наоборот».

22. Р. Барт: «Вырабатывать смысл – дело очень легкое; им с утра до вечера занята массовая культура. Приостанавливать смысл уже бесконечно сложнее, это поистине искусство. Уничтожать же смысл – затея безнадежная, так как все «вне-смысленное» имеет совершенно определенный смысл, известный как абсурд».

23. Ж. Делез: «Нонсенс – это то, что не имеет смысла, но также и то, что само по себе дарует смысл».

24. Р. Барт: «Повторение, стыдящееся самого себя – такова массовая культура в ее выродившейся форме».

25. Ж. Делез: «Технократ – это естественный друг диктатора: компьютеры и диктатура».

26. Ж. Деррида: «Деконструкция – это некое событие, не дожидающееся размышления».

27. Ж.-Л. Нанси: «Говорят, что философия лишь ставит вопросы. Однако сегодня она думает только об ответе, но не об ответе-решении или ответе-вердикте, а о со-общении, то есть о нашей со-ответственности».

28. М. Фуко: «Задача философии состоит в не том, чтобы узаконивать уже известное, а в том, чтобы узнавать, как можно было бы мыслить иначе».

29. Ж. Делез: «Философ должен быть «врачом цивилизации», составляющим оригинальную клиническую картину болезни бытия».

30. Ж. Липовецки: «В постмодернистской культуре, допускающей сосуществование всех мнений и всех уровней знания, сочетается новаторство и ретроградство: эта культура децентрализована и причудлива, материалистична и психологична, замысловата и непосредственна».


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!