Вопрос №5. Септаккорд. Семь видов септаккордов.
Септаккорд – это аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям.
Нижний звук септаккорда называется примой, второй – терцией, третий – квинтой, верхний – септимой.
Септаккорд получает своё название от септимы между крайними звуками и трезвучия в начале аккорда. Существует 7 видов септаккордов:
1. Малый мажорный септаккорд мБ7: Б3 + м3 = м7
2. Большой мажорный септаккорд бБ7: Б3 + б3 = б7
3. Малый минорный септаккорд мМ7: М3 + м3 = м7
4. Большой минорный септаккорд бМ7: М3 + б3 = б7
5. Малый уменьшённый септаккорд мМ7-5: М3-5 + б3 = м7
6. Уменьшённый септаккорд умМ7-5: М3-5 + м3 = ум7
7. Большой увеличенный септаккорд бБ7+5: Б3+5 +м3 = б7
Эти септаккорды в тональности не встречаются, они строятся только от звука.
Вопрос №6. D7, D65, D43, D2. Вводный септаккорд в мажорных и минорных ладах.
Септаккорд, построенный в мажоре и гармоническом миноре на 5 ступени, называется доминантсептаккордом и обозначается D 7 . Он состоит из большой терции и двух малых терций (D 7 =б3+м3+м3). Между крайними звуками малая септима (м7). Разрешается D 7 в неполное тоническое трезвучие (Т 3 ) с пропущенной квинтой (верхним звуком) и утроенным основным звуком. Если доминантсептаккорд разрешается не в тоническое трезвучие, а в трезвучие 6 ступени, то такой оборот называют прерванным.
Септаккорд имеет три обращения:
1. Квинтсекстаккорд (D 65 ) строится на 7 ступени мажора и гармонического минора и состоит из двух малых терций и большой секунды (D 65 = м3+м3+б2). Разрешается в Т 3 с удвоенным основным звуком.
|
|
2. Терцквартаккорд (D 43 ) строится на 2 ступени мажора и гармонического минора и состоит из малой терции, большой секунды и большой терции (D 43 =м3+б2+б3). Разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие.
3. Секундаккорд (D 2) строится на 4 ступени мажора и гармонического минора и состоит из большой секунды, большой и малой терций (D 2 =б2+б3+м3). Разрешается в тонический секстаккорд (Т 6 ) с удвоенным основным звуком (верхний).
Септаккорд, построенный на 7 (вводной) ступени называется вводным. Вводные септаккорды бывают двух видов:
1. Малый вводный – строится в натуральном мажоре, обозначается мVII7 = м3+м3+б3.
2. Уменьшённый вводный – строится в гармонических мажоре и миноре, обозначается умVII7 = м3+м3+м3.
Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным средним звуком (терцией).
Вопрос №7. Метр. Ритм. Размер. Простые, сложные и смешанные размеры.
Синкопа. Виды синкоп.
Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей времени. Доли, на которые приходится акцент, называются сильными. Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми. Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Существуют двухдольные (1 сильная, 1 слабая доли) и трёхдольные метры (1 сильная и 2 слабых доли).
|
|
Размер – это выражение долей метра определённой длительностью. Верхняя цифра размера показывает количество долей в такте, нижняя – какой длительностью эти доли.
Размеры бывают простые, сложные и смешанные. Простыми называются размеры, в которых 1 сильная доля, а слабых может быть несколько (2/4, 3/4, 3/8). Сложными называются размеры, которые состоят из двух одинаковых простых размеров (4/4, 6/8). В этих размерах есть относительно сильная доля (первая доля второго размера:4/4=2/4+2/4, где доли:
! - (!) -
сильная, слабая, относительно сильная, слабая)
Смешанным называется размер, образованный от слияния простых разнородных размеров (5/4=2/4+3/4; 7/4 = 2/4+2/4+3/4).
Ритм – это соотношение длительностей звуков в их последовательности.
Пунктирным называется ритм, в котором есть нота с точкой, точка увеличивает ноту на длительность, равную половине данной ноты.
Синкопа – это смещение сильной доли на слабую. Синкопы бывают внутритактовые и междутактовые.
Вопрос №8. Музыкальный синтаксис. Период. Виды периода. Строение периода. Каденция. Виды каденций.
|
|
Мотив - самое маленькое построение в музыке, содержит 1 сильную долю.
Фраза – построение из нескольких мотивов (например, двух)
Предложение – это относительно законченное музыкальное построение.
Период – это самое маленькое законченное музыкальное построение. Период состоит из двух предложений, предложения делятся на фразы, фразы – на мотивы. Период может быть:
1. повторного и неповторного строения
2. однотональный и модулирующий
3. квадратный (8, 16 тактов) и неквадратный.
Каждое предложение в периоде заканчивается каденцией. Каденция может быть серединной (на доминанте) и заключительной (на тонике). Каденции бывают трёх видов:
1. полная совершенная – заканчивается в мелодии на приме тонического трезвучия, взятого на сильную долю такта.
2. Полная несовершенная – заканчивается в мелодии на терции или квинте тонического трезвучия.
3. Половинная (серединная) – заканчивается на доминанте, реже – субдоминанте.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!