ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ, ИХ СТРОЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ

Билет №1.

1.Построить и спеть гамму ре мажор натуральный и гармонический виды.

2.Построить и спеть в ре мажоре тритоны с разрешением.

3.Построить и спеть в ре мажоре последовательность аккордов:

          T35-  S46- T35- MVII7- D56- T35.

4.Построить и спеть от ноты ре

вверх б3, вниз б2,    ч4,     ч5,      б6,      ч1.

5. Спеть № 615 1 часть Калмыков,Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Интервалы (определение,ступеневая,тоновая величина,малые,

большие,чистые).

ИНТЕРВАЛ - одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется – интервал (с латинского «расстояние»).

Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал. Гармонические- звучат одновременно. Мелодические-поочередно.

Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой.

Тоновая величина– показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшѐнная.

Цифрой обозначается количество ступеней. Буквой – количество тонов.

Ступеневая величина– показывает количество ступеней в интервале.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима. Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию – нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов:

Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).

Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона – то она малая (м2), если 1 тон – большая (б2)

Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2 тона (б3).

Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – уменьшѐнная (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).

Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшѐнная (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).

Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½ тона – она большая (б6)

Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 ½ - большая (б7).

Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными.

Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. Консонирующие интервалы делятся на:

Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.

Совершенный консонанс – ч4, ч5.

Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.

Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7, тритоны (ув4, ум5).

Чистая прима  ч1 0
 Малая секунда  м2 п\т
 Большая секунда  б2 т
 Малая терция  м3 1.5т
 Большая терция б3
 Чистая кварта ч4 2.5т
 ТРИТОН ув4 ум5
 Чистая квинта ч5 3.5т
Малая секста м6
Большая секста б7 4.5т
Малая септима м7
Большая септима б7 5.5т
 Чистая октава ч8 6 т

9.Самостоятельное задание-песня или романс.

Билет №2.

1.Построить и спеть гамму си минор 3 вида.

2.Построить и спеть в си миноре гармонического вида тритоны с разрешением.

3.Построить и спеть в си миноре последовательность аккордов:

          t35- t6- S35- t6 - D46- D34-t35.

4.Построить и спеть от ноты си

вверх ч5, м3,   ч4, б2,   м6,  ч8.

5. Спеть № 631 1 часть Калмыков,Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Трезвучие(определение).Виды трезвучий (мажорное,минорное,

увеличенное,уменьшённое).

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ, ИХ СТРОЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ

Это аккорд, состоящий из трех звуков, которые расположены по терциям. Самый главный звук в трезвучии-нижний. Это его основание.Средний звук-терцовый, а верхний-квинтовый.Крайние звуки трезвучия всегда образуют квинту.

Различают 4 основных вида трезвучий:

Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.

Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.

Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.

Уменьшѐнное (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.

Мажорное Б5=б3+м3                                         увеличенное ув5\3= б3+б3

Минорное М5\3 = м3+б3                                   уменьшенное ум5\3= м3+м3

Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшѐнное – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.

Побочные трезвучия – это трезвучия построенные на II, III, VI, VII ступенях, т.е. на всех, кроме главных.

Ум53 встречается в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. В натуральном мажоре – на VII ст. В натуральном миноре – на II ст. В гармоническом мажоре – на II ст. В гармоническом миноре – на VII # ст.

9.Самостоятельное задание-песня или романс.

Билет №3.

1.Построить и спеть гамму ре минор 3 вида.

2.Построить и спеть в ре миноре гармонического вида цепочку интервалов:

    м3-  б2-       ум7- ч5- б3-  ч1.

    I       I     VII   I    III     I

3.Построить и спеть в ре миноре гармонического вида последовательность аккордов:             t35- S46- t35- S6- K46(t46)- D7- t3.

4.Построить и спеть от ноты ре вверх

      б2,          Б35,       ч5,   Б46,         б6.

5. Спеть № 727 1 часть Калмыков,Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Главные трезвучия лада.Обращения главных трезвучий. ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА С ОБРАЩЕНИЕМ И РАЗРЕШЕНИЕМ

Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются трезвучиями главных ступеней лада. Своѐ название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.

Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, так как I ст. – тоника; от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, так как IV ст. – субдоминанта; от V ст. лада, называется – доминантовым, так как V ст. – доминанта.

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, так как в его состав входит 6 пониженная ступень: s53

В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, так как в его состав входит повышенная VII ступень: D53

Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада. Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые ступени – IV и VI. Доминантовое трезвучие ещѐ более неустойчиво, т.к. в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – II и VII.

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх. Таким образом получается следующая схема:

S53 – T6 D53 – T64

S6 – T64 D6 – T53

S64 – T 53 D64 – T6

 Трезвучия имеют два обращения- секстаккорд и квартсекстаккорд. Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название.

Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4

Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4

Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3

Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3

Секстаккорд

 состоит из терции и кварты и обозначается цифрой «6», потому что его крайние звуки образуют сексту

Квартсекстаккорд

состоит из кварты и терции и обозначается «6\4»

                                    
Б6=м3+б3 М6=м3+б3 Б6\4=ч4+б3 М6\4= ч4+м3

     

В секстаккордах терция не соответствует названию аккорда.

Разрешение Ув53: устойчивые звуки – остаются на месте, а неустойчивый звук в мажоре – на секунду вниз, а в миноре – на секунду вверх. Таким образом, Ув53 в мажоре разрешается в Т64, а в миноре – в t6.

9.Самостоятельное задание-песня или романс.

Билет №4.

1.Построить и спеть гамму си бемоль мажор два вида (натуральный и гармонический).

2.Построить и спеть в си Ь мажоре характерные интервалы с разрешением.

3.Построить и спеть в си Ь мажоре последовательность аккордов:

           T35- S46- T35- MVII7- D56- T35.

4.Построить и спеть от ноты си Ь вверх б3, б2,ч4,ч5,ч1.

5. Спеть № 617 1 часть Калмыков,Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Септаккорд- определение.Доминантовый септаккорд.

Доминантовый септаккорд.

Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется – септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его название.

Каждый звук септаккорда имеет своѐ название: нижний звук – основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее - квинтовый звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.

Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7), т.к. V ступень лада – доминанта, отсюда его название.

D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3).

Д7 (доминантовый септаккорд) строится на V ступени в мажоре и гармоническом миноре и разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.                   

9.Самостоятельное задание-песня или романс.

Билет №5.

1.Построить и спеть гамму до минор 3 вида.

2.Построить и спеть в до миноре гармонического вида характерные интервалы с разрешением.

3.Построить и спеть в до миноре гармонического вида последовательность аккордов:              t35- t6- S35-     D2- t6.

4.Построить и спеть от ноты до вверх минорную пентатонику,фригийский лад, М35,ч5.

5. Спеть             Калмыков,Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Обращения доминантового септаккорда.

Обращение септаккорда – это вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного вида септаккорда.

D7 имеет 3 обращения:

D65 (доминантовый квинтсекстаккорд),

D43 (доминантовый терцквартаккорд),

D2 (доминантовый секундаккорд).

D65 – это первое обращение D7, нижним звуком которого является терцовый звук D7. Строится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+б2 (или уменьшѐнное трезвучие+б2). Разрешается в полное тоническое трезвучие (Т53, t53)с удвоенным основным тоном.

D43 – второе обращение D7, нижним звуком является квинтовый звук D7. Строится на II ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+б2+б3. Разрешается в полное развѐрнутое тоническое трезвучие (Т53, t53) с удвоенным основным тоном в октаву.

D2 – третье обращение D7, нижним звуком является септима D7. Строится на IV ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из б2+б3+м3 (или б2+мажорное трезвучие). Разрешается в тонический секстаккорд (Т6, t6)с удвоенным основным тоном.

9.Самостоятельное задание-песня или романс.

Билет №6.

1.Построить и спеть гамму фа мажор два вида (натуральный и гармонический).

2.Построить и спеть в фа мажоре тритоны с разрешением.

3.Построить и спеть в фа  мажоре последовательность аккордов:

         T35-  S46- T35- MVII7- D56- T35.

4.Построить и спеть от ноты фа вверх Б35, М35,Б6,м6.

5. Спеть № Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Септаккорд- определение. Малый и уменьшённый вводный септаккорд.

ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ

Септаккорд, построенный на VII ступени (вводный звук) лада называется – водным септаккордом (VII7).

В зависимости от интервала, который образуется между крайними звуками аккорда, различают 2 вида вводного септаккорда: малый вводный септаккорд (MVII7) и уменьшѐнный вводный септаккорд (умVII7) .

MVII7 - строится на VII ступени натурального мажора и состоит из м3+м3+б3 (или уменьшѐнное трезвучие+б3). Крайние звуки MVII7 образуют интервал м7, отсюда его название.

умVII7 – строится на VII ступени гармонического мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+м3+ (или уменьшённое трезвучие+м3). Крайние звуки умVII7 образуют интервал ум7, отсюда его название.

Все звука вводного септаккорда неустойчивые, поэтому они требуют разрешения. Разрешаются вводные септаккорды в тоническое трезвучие с удвоенной терцией.

9.Самостоятельное задание-песня или романс.

Билет №7.

1.Построить и спеть гамму ми минор 3 вида.

2.Построить и спеть в ми миноре гармонического вида ум5 и ум4 с разрешением.

3.Построить и спеть в ми миноре гармонического вида последовательность аккордов:                t35-       D6-                 D56-        t35.

4.Построить и спеть от ноты ре вверх мажорную пентатонику,лидийский лад,

миксолидийский лад.

5. Спеть № 657 1 часть Калмыков,Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Лады народной музыки.

ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Многие мелодии народных песен имеют в своей основе лады, схожие с мажором и минором, но отличающиеся от них отдельными звуками. Такие лады называются ладами народной музыки (натуральными ладами, старинными ладами).

К ладам мажорного наклонения относятся:

Ионийский – совпадает с натуральным мажором;

Лидийский –в нѐм повышается IV ступень;

Миксолидийский –в нѐм понижается VII ступень.

К ладам минорного наклонения относятся:

Эолийский – совпадает с натуральным минором;

Дорийский –в нѐм повышается VI ступень;

Фригийский –в нѐм понижается II ступень.

9.Самостоятельное задание-песня или романс.

Билет №8.

1.Построить и спеть гамму соль мажор два вида (натуральный и гармонический).

2.Построить и спеть в соль мажоре ум 7,ув 2 с разрешением.

3.Построить и спеть в соль  мажоре последовательность аккордов:

         T35- D6- T35-  MVII7-  D56-  T35.

4.Построить и спеть от ноты фа вверх Б35, М35,Б6,м6.

5. Спеть №564 1 часть Калмыков,Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Характерные интервалы.

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Характерные интервалы - это интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7, ув5 и ум4. Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения. Увеличенные интервалы разрешаются в сторону расширения. Уменьшѐнные – в сторону сужения.

ув2 = 2 ст. + 1,5 тона.              ум7 = 7ст. +4,5 тона. В гарм. мажоре ув2 – на VI b ст. В гарм. миноре ув2 – на VI ст. В гарм. мажоре ум7 – на VII ст. В гарм. миноре ум7 – на VII # ст.

9.Самостоятельное задание-песня или романс.

Билет №9.

1.Построить и спеть гамму ля мажор 3 вида.

2.Построить и спеть одноимённую тональность гармонический и мелодический виды.

3.Построить и спеть в одноимённой тональности гармонического вида Ум VII7,ум 7 с разрешением.

4.Построить и спеть от ноты си Ум35, ум5, Б6, м6.

5. Спеть № 727 1 часть Калмыков,Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Тритоны.

ТРИТОНЫ

Тритоны – это интервалы, в которых три тона. Это ув4 (увеличенная кварта) и ум5 ( уменьшенная квинта)

 ув.4 = 4 ст. + 3 тона,      ум.5 = 5 ст. + 3 тона.

 

Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре. В натур. мажоре: ув.4 - на IV ст., ум.5 – на VII ст. В гарм. мажоре: ув.4 – на VI b ст., ум.5 – на II ст.
В натур. миноре: ув.4 – на VI ст., ум.5 – на II ст. В гарм. миноре: ув.4 – на IV ст., ум.5 – на VII # ст.

ув4 строится на IV ст. и разрешается в сексту на III ст.

ум5 строится на VII ст .и разрешается в терцию на I ст.

В миноре тритоны строятся в гармоническом виде.

9.Самостоятельное задание-песня или романс.

Билет №10.

1.Построить и спеть гамму си Ь мажор два вида (натуральный и гармонический).

2.Построить и спеть в си Ь мажоре хроматическую гамму вверх,в си миноре хроматическую гамму вниз.

3.Построить и спеть в си Ь  мажоре цепочку интервалов:

    б3-     ч4-   м3-   ч5-     ч8.

     I           I          III         IV          VII

4.Построить и спеть от ноты фа вверх Б35, М35,Б6,м6.

5. Спеть №564 1 часть Калмыков,Фридкин.

6.Спеть с листа

7.Определить на слух.

8. Устно: Буквенная система обозначения звуков и тональностей.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!