СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Структурный анализ политики Толкотта Парсонса

Толкотт Парсонс – известный американский социолог. Он является родоначальником школы структурного функционализма. Парсонс создал развернутую социологическую концепцию, представляющую собой одно из важнейших теоретических оснований современной социологической науки. Считал своим основным научным заданием создать единую социально-политическую теорию, которая системно объединяла бы в максимальном объеме эмпирический и исторический материал всего комплекса социальных наук.

В центре исследования Парсонса - индивиды и их действия. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность.

Социальное действие включает все разнообразие поведения и деятельности индивида, которая мотивируется внешними воздействиями. Действия индивида как реакция на сигналы, которые он получает из окружающей среды, не бывают изолированными, а выступают как взаимодействие многих субъектов. Любое индивидуальное действие является составной частью более широкой целостности (системы) и интегрирована в систему действий других индивидов и сообществ.

Для Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Социальные системы, по определению Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Чтобы существовать и развиваться, быть жизненной, любая социальная система должна отвечать четырём основным функциональным требованиям. Это - адаптация, целедостижение, интеграция и удержание, сохранение образца.

Социальная система, как подсистема общей системы действия, состоит из четырех подсистем, поскольку любая система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия:

1. Система должна быть адаптирована к окружающей среде, то есть в случае социальной системы должна быть приспособлена к особенностям природы человека как биологического организма и как личности, к особенностям фи-зикоорганической среды обитания людей, чью жизнедеятельность данная си-стема организует и упорядочивает, к особенностям культуры как системы ценностей.

2. Система должна быть саморегулируемой, то есть при изменении в окру-жающей среде в системе должны вырабатываться цели – направления изме-нений структуры и функционировать механазмы реализации этих целей.

3. Система должна быть внутренне интегрирована, то есть между ее элемен-тами должны поддерживаться устойчивые связи, и функционирование эле-ментов должно быть скоординированным.

4. Система должна быть структурно стабильной, то есть в состоянии адапти-рованности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.

 

Эти четыре требования обуславливают необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций, которые Парсонс назвал, соответ-ственно:

1. Адаптация

2. Целедостижение

3. Интеграция

4. Поддержание латентного образца

Еще одна проблема, которую выделяет Парсонс, это проблема социального порядка. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культу-ра и культурные ценности.

В жизни люди в процессе взаимодействия часто единовременно противодей-ствуют друг другу. Это характерно и в классовых, групповых и личностных взаимоотношениях. Поэтому важно, чтобы сила и факторы взаимодействия преобладали над силами и факторами противодействия, а объединяющее начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. На самом общем, безлично-абстрактном уровне анализа порядок у Парсонса оказывается в основном продуктом двух процессов:

1. Тенденция социальной системы к самосохранению

2. Её тенденция сохранять определенные границы и постоянство по отноше-нию к среде (гомеостатистическое равновесие).

Таким образом, имя Т. Парсонса прочно вошло в историю мировой социологии. Круг изучаемых им проблем довольно широк и является основополагающим для общей теории социологии. Первостепенным элементом его теории является социальная система, которая помогает сохранять общественное равновесие. Составной частью системы являются социальные действия, которые в эту систему и организовываются.
2. Теория элит и политического (правящего) класса Вильфредо Парето и Гаетано Моска.

Вильфредо Парето

Вилфредо Парето – итальянский экономист и социолог. Является основоположником теории элит, которую мы сейчас и рассмотрим.

Исходный пункт социального анализа Парето – вычленение элиты. Согласно Парето, индивиды не равны между собой ни физически, ни интеллектуально, ни нравственно. Поэтому и социальное неравенство представлялось ему совершенно естественным: люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области, составляют элиту, в каждой сфере – свою. Тем, кто имеет «высший показатель в своей области деятельности, мы даем название “элиты”», – писал Парето. Элита – это избранная часть населения, остальная его часть лишь «приспосабливается к полученным от нее стимулам».

Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества. Наиболее одаренные представители низов «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены которой в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы.

Парето различал два вида элиты: правящую, принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую, лучших в своем деле. «Резидуи» 1 класса (инстинкт комбинаций), чаще всего характерны для людей, которые достигают успеха, не гнушаясь компромиссами - общественных деятелей, либералов, предпринимателей. Им свойственны стремление к инновациям, активность, авантюризм, оригинальность. «Резидуи» 2 класса (постоянство) характерны политикам-консерваторам, которые считают высшими приоритетами закон и порядок, готовые для их сохранения применить силу. Их характеризует стремление к стабильности, наследственность, лояльность к власти, трепетное отношение к традициям, законопослушность, осторожность и др. 1 и 2 класс соревнуются между собой, определяя общий ход истории.

Процесс обновления элит Парето назвал циркуляцией. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к ее деградации и упадку, а в перспективе – политической революции.

Каждая элита имеет свой стиль господства.. Элиту, в действиях которой доминируют убеждение, подкуп, обман, одурачивание масс, Парето назвал «лисами». Элиту, для действий которой характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, неспособность к маневрированию и компромиссам, Парето назвал «львами»».

Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты являются, по убеждению Парето, необходимыми и неизбежными. Чередование, колебание, смена элит являются законом существования человеческого общества.

Таким образом, Вильфредо Парето разрабатывает теорию циркуляции элит. Эта теория объясняет изменения в обществе и феномен революции (которая является сменой элит). Он рассуждает о людях, подходящих под определение «элиты», делит их на две основные категории: лисы и львы. Парето находит обоснование для политического застоя (или кризиса) – слишком продолжительное нахождение одного из резидуев у власти.

 

Гаетано Моска

Концепцию правящего класса сформулировал Моской в книге «Начала поли-тологии». Он заменяет понятие элиты правящим классом и политическим классом.

Элита для Моска - это группа людей, способных взять на себя ответствен-ность и обладающих качествами, отличающими их от других членов обще-ства.

Моска выделил закон социально-политической дихотомии общества. По его мнению, во всех обществах есть два класса - управляемые и управляемые. Первый класс малочислен, собирает в свои руки всю власть и проводит поли-тические акции. Второй класс более многочислен, первый управляется за-конным или незаконным образом, тогда как второй класс обеспечивает мате-риальные средства к существованию для первых.

Критерии формирования политического строя:

· организация,

· возможность управлять другими людьми,

· материальное, моральное, духовное превосходство.

Конечно, политический порядок не перестает расти, а постепенно меняется в ходе эволюции. Моска считал, что генеральной линией развития общества является борьба двух тенденций: стремления правящего класса сохранить и унаследовать эту власть и стремления нового класса изменить баланс сил.

Моска считал, что культура народа зависит от быстрой и своевременной вер-бовки правящего класса. В противном случае элита деградирует, поскольку они перестают совершенствовать свои навыки, которые однажды привели их к власти.

Меньшинство правит, потому что у него организованная система, в то время как большинство находится в хаосе и не может контролировать.

В развитии политического строя можно выделить 2 направления:

1. Аристократический - где этот класс стремится стать наследственным

2. Восстановление демократического порядка за счет участия новых слоев общества.

Моска разделил все общества на два класса: один правил, а другой правил. У первого есть определенные качества, чтобы оставаться элитным. Имеет свои тенденции развития. Но также может случиться, что со временем те, кого контролировали, также будут участвовать в этом классе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Батыгин Г.С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2003. №4-5. С. 6-34.

2. Володин К.С. Гаэтано Моска и Вильфредо Парето: обзор теории // Современные политические процессы. – 2012. – № 1. – С. 35-41.

3. Чемшит А.А. Современные концепции политической науки // Кафедра «Политические науки и философия». – Севастополь: СевГУ, 2020. – 445 с.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!