Базаров резко противопоставлен всем остальным
Группа, литература, 02.11.20г.
Урок №22
Тема. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России.
Цели. Раскрыть смысл названия произведения ; выявить идейно-художественное своеобразие романа ; рассмотреть какими чертами обладают главные герои , выяснить , в чем состоит идейная борьба «отцов» и «детей»
Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть 2, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г., стр. 174
Домашнее задание . Прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Изучить методический материал и ответить (письменно) на вопрос: в чем смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети».
Методический материал урока.
Ребята!
Сегодня мы с вами начинаем изучение самого известного романа И.С.Тургенева – «Отцы и дети». Считается, что заголовок, название – это одна из сильных позиций текста, несущих в себе чрезвычайно важную информацию.
Вдумайтесь в название романа Тургенева.
«Отцы» и «дети» – знакомо ли это сочетание?
Союз и соединяет или противопоставляет понятия?
Какие отношения подразумеваются - родственные или возрастные?
Объясните знакомое «клише» - конфликт отцов и детей (конфликт поколений, идущих на смену друг другу).
„Смысл названия романа“
Прямое значение | Переносное значение | |||
семейный конфликт поколений (психологическое звучание) | О бщественный (социальный) конфликт
| |||
отцы дети | « отцы» - «старшее поколение», поколение 40х гг. 19 в., дворяне-либералы | «дети» - «молодое поколение» 60х гг. 19 в., разночинцы-демократы | ||
[политическое звучание] |
- Но только ли семейные взаимоотношения подразумевал Тургенев, давая роману такое название? – Конечно, нет.
- На какой ещё конфликт поколений указывает заголовок романа?
З амысел | Р абота над романом | Публикация |
июль 1860 г. о.Уайт | осень-зима 1860-61 гг. – июль 1861 г. Париж – Спасское-Лутовиново | февраль 1862 г. ж. «Русский вестник» |
Время действия в романе: 20 мая 1859 г. – зима 1860 г.
Дополнительные вопросы:
- Зачем Тургенев применяет точную датировку событий в романе?
(он хочет вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке,
в которой происходит действие романа).
- Итак, каков же второй смысл названия романа.
- Как вы думаете, какой конфликт – семейный или социальный – является главным
в произведении? - Конечно, социальный.
В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова, разно-чинца - демократа, шестидесятника, с миром Кирсановых, либеральных дворян, аристократов, людей 40-х гг.)
|
|
- Можно ли выделить в романе главного героя? – да, безусловно.
- Почему именно Базаров становится им?
(Тургенев одним из первых стал замечать появление нового героя эпохи – разночинца-демократа, который пришёл на смену «лишним людям» из дворянского сословия. Как правдивый художник, Тургенев в образе Базарова точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения, настойчиво пытаясь понять: кто же они такие, эти «новые люди»? Именно поэтому центральное место в романе занимает, конечно же, образ Базарова.)
- Пристальный интерес писателя к новому герою эпохи, человеку 60-х годов
определил и особенности композиции романа. В чём они заключаются?
1 ) Схема «Система образов романа»
Пояснения
Образ Базарова занимает центральное место в романе (из 28 глав произведения он не появляется лишь в двух). Все остальные персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчётливее оттеняют его облик, незаурядность его натуры.
Николай Петрович Кирсанов
|
|
Павел Петрович Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
Фенечка
Ситников, Кукшина
Родители Базарова
Базаров резко противопоставлен всем остальным
Героям романа.
2
Пояснения
Композицию романа можно назвать кольцевой, т.к. Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино–Никольское - дом родителей. Это позволяет писателю показать эволюцию героя, путь его духовного перерождения: к тем же людям во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за неё от нарастающей сложности реального мира.
) Схема «Кольцевая композиция романа»
(через неё показана эволюция героя, путь его духовных исканий)
Марьино
(усадьба Кирсановых)
Никольское
(имение Одинцовой)
родители Базарова
(небольшой домик мелкопоместных дворян)
Дополнения учителя:
* Ещё одной особенностью композиции романа можно назвать то, что писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстаёт не вся жизнь героя, а лишь самые важные, узловые моменты его биографии.
|
|
- Прежде чем говорить о художественном своеобразии романа, следует отметить,
что Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, был сторонником «тайной
психологии». Он считал, что художник не должен передавать подробно движения
души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии».
Наша задача сейчас – попытаться выявить и сформулировать эти средства.
* Запись в тетрадь:
Художественное своеобразие романа проявляется в следующих средствах «внешнего обнаружения психологии»:
- точная многозначительная деталь;
- портрет : одежда как отражение личности, возраста героев; выражение лица, мимика, жесты;
- диалог , речь героев (у Тургенева – это одно из главных композиционных средств раскрытия характера героя);
- пейзаж , на фоне которого происходит то или иное событие.
-Если вы откроете I главу романа. Чему посвящена большая её часть? – Это рассказ о
жизни Николая Петровича Кирсанова.
- Даёт ли автор какие-либо определения этому персонажу, характеризует ли его
открыто? – Нет.
- Но прочитав историю жизни Николая Петровича, мы можем сказать что-либо о
личности этого человека? О том, какой он? – Да, можем.
- Каким же предстаёт перед нами Николай Петрович?
(добрый, спокойный, мягкий, впечатлительный, любящий искусство)
- Что помогло вам сделать такие выводы? Почему вы решили, что отец Аркадия
именно такой, а не какой-либо другой?
(Прийти к таким выводам помогает весь тон повествования о Николае
Петровиче: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
отбор фактов биографии.)
Вывод: Тургенев – мастер непрямой словесной характеристики персонажа.
- Во II главе мы впервые видим Базарова. Если прочитать сцену его первого появления. Что сразу же «бросается в глаза» читателю?
(обнажённая красная рука Базарова)
- Зачем Тургенев акцентирует внимание на этой многозначительной детали?
(Он сразу же противопоставляет Базарова окружающим его дворянам -
помещикам, показывая нам человека труда, человека дела, который не считает
нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском
быту.)
- В IV главе вы найдете первое появление Павла Петровича Кирсанова
Что сразу же поражает нас в этом человеке? Какие детали выделяет Тургенев? –
Красивые розовые ногти, белизна рукавчика.
Мы сразу понимаем, что перед нами аристократ, представитель высшей знати.
Вывод: точная многозначительная деталь и подробная, яркая портретная
характеристика героя – важные средства «внешнего обнаружения психологии».
- Скажите, какая речь - монологическая или диалогическая – преобладает в романе «отцы и дети»?
(Конечно, диалогическая. Герои очень много разговаривают, спорят, делятся
мыслями.)
Вывод: диалог, речь героев – одно из главных средств раскрытия их
характера, личности.
- А какое место занимает пейзаж в романе?
(Тоже очень важное. Многие значительные события произведения сопровождаются описанием природы, которое помогает лучше понять психологическое состояние героя в данный момент.
- Обобщая всё, сказанное сегодня на уроке, можно сказать , что это
«социально-психологический роман»
Запись в тетрадь.
*Социально-психологический роман – это произведение, в основе которого лежит острый социальный конфликт двух поколений – дворян-либералов и разночинцев-демократов, причем этот конфликт рассматривается как с социальной, так и с психологической точек зрения
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!