В ответе указывайте номер урока и дату

Урок № 12

Группа № 3

Литература

Г.

Тема: Общая характеристика творчества Островского. Новаторство драматурга.

Прочитать материал урока, ответить на вопросы в конце урока. Ответы найдете в материале.

В 1856г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А.Н.Островский напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена еще не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пенно, или в озерке Волго. А.Н.Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берет свое начало, выбиваясь из-под земли малозаметным ручьем. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие.

Колумб открыл Америку, но до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Российская критика назвала Островского Колумбом Замоскворечья. Замоскворечье – не Америка, район близкий и известный москвичам и не только москвичам. Однако принято считать, что Островский открыл Замоскворечье для русского театра и русской литературы. Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье – старом районе Москвы, где издавна селились купеческие семьи. Родители его происходили из семей духовенства.

Отец Островского сам окончил духовную академию, но затем поступил на государственную службу и получил дворянский титул.

Мать Александра Николаевича много занималась детьми, которых в семье было трое. Умерла она в 1831 году.

Отец женился вторично. Это стало важным событием в жизни будущего драматурга - появление в доме мачехи, Мачеха Островского происходила из старинного дворянского рода обрусевших шведов; она преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем воспитании своих детей и пасынков, для чего семья имела необходимый достаток, так как у отца Островского была обширная юридическая практика. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

В 1840 году Александр Николаевич Островский окончил 1-ю Московскую

гимназию, бывшую тогда образцовым средним учебным заведением с гуманитарным уклоном, и поступил на юридическое отделение Московского университета. Ещё в гимназии он увлёкся литературным творчеством, а в студенческие годы сделался страстным театралом. На московской сцене в это время блистали великие актёры П. С. Мочалов и М. С. Щепкин.

Как только занятия специальными юридическими дисциплинами стали мешать

творческим устремлениям Островского, он покинул университет и по настоянию отца в 1843году поступил канцеляристом сначала в Московский совестный, а затем в Московский коммерческий суд. Здесь разбирались дела о наследствах, жалобы на родственников и опекунов, связанные с имущественными делами. Эта нелюбимая работа дала Островскому богатейший запас впечатлений: она существенно обогатила жизненный опыт драматурга, дала ему знание языка, быта и психологии мещанско-купеческой среды и чиновничества. В 1851 году Островский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству.

Началом своей профессиональной литературной деятельности сам писатель считал пьесу «Семейная картина», которую 14 февраля 1847 года с успехом прочитал в доме университетского профессора и литератора С. П. Шевырёва. Следующая пьеса «Свои люди – сочтёмся!» (первоначальное название «Банкрот») появилась в 1849 году, однако на сцену допущена не была. За это произведение, сделавшее имя Островского известным всей читающей России, драматург был отдан под негласный надзор полиции.

С начала 50-х годов Островский становится активным сотрудником славянофильского журнала «Москвитянин», который пропагандировал реалистическое искусство и стремился пробудить интерес к народному быту и фольклору. Эти годы (1852 – 1854) дали Островскому глубокое знание «живого» фольклора, речи и быта городского простонародья.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н.Островского в новый литературный круг – салон И.И.Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник».

Долгие годы А.Н.Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А.Некрасов).

Ещё в середине 40-х годов Островский вступил в гражданский брак с мещанкой Агафьей Ивановой, которая оставалась с ним до своей смерти в 1867 году. Будучи малообразованной, она обладала природным умом и тактом, прекрасно знала простонародный быт и замечательно пела.

В 1869 году Островский женился на актрисе Малого театра Марии Васильевне Васильевой, склонной к дворянским, «светским» формам жизни, поэтому писатель, даже став признанным главой русских драматургов, долгое время нуждался, добывая средства к жизни неустанным литературным трудом. Несмотря на это, он отличался гостеприимством и постоянной готовностью помочь любому нуждающемуся человеку, особенно начинающему литератору.

Большое значение имела для него жизнь в любимом костромском имении

Щелыкове, которое отец писателя купил в 1847 году. Уже первая поездка туда в 1848 году (по пути драматург осматривал старинные русские города Переславль - Залесский, Ярославль, Кострому) произвела огромное впечатление на Островского (об этом осталась восторженная запись в дневниках писателя). После смерти отца, в 1867 году, он вместе с братом Михаилом выкупил имение у мачехи.

В 1856 году Островский совершил поездку по Волге в составе экспедиции

морского министерства. Свои впечатления он отразил в самом известном своём произведении – драме «Гроза» (1859).

14 ноября 1865 года А.Н.Островский вместе с композитором Н.Г.Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А.Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов.

В 1882 году А.Н.Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: «У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н.Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н.Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Умер писатель за письменным столом в Щелыкове, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра». Похоронен Александр Николаевич Островский в родном имении.

Страстная сосредоточенность Островского на творчестве и театральных делах, сделала его жизнь бедной внешними событиями, но нерасторжимо сплела её с судьбой русского театра.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы. “Исписал всю русскую жизнь” – от доисторических, сказочных времен (“Снегурочка”), и событий прошлого (хроника “Козьма Захарьич Минин, Сухорук”) до злободневной действительности. Произведения Островского и в конце XX века остаются на сцене. Его драмы часто звучат так современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя.

Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д. Его творчество охватывает огромный период: от 40-х гг. – поры крепостничества и до середины 80-х гг., отмеченных быстрым развитием капитализма и ростом рабочего движения.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию “Комик XVII столетия” о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – “Таланты и поклонники” (1881 г.) и “Без вины виноватые” (18983 г.). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актрисы.

В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывал глаза на плохое и не упуская из виду самое дорогое и важное.

Иван Александрович Гончаров писал: “Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр”, Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”.

Всего Островский написал 47 пьес, но темы их различны:

1) жизнь купечества;

2) жизнь чиновников;

3) жизнь дворянства;

4) жизнь интеллигенции;

5) исторические события;

6) философско-символическая сказка «Снегурочка».

В историю русской литературы и, шире, культуры А.Н.Островский вошел как создатель национального общественного театра. Решению этой задачи была посвящена его общественная и литературная деятельность. Главная заслуга А.Н.Островского - драматурга состояла в том, что он срастил русский театр с национальной почвой: в качестве предмета изображения выбрал быт тех слоев, которые сохранили исконно русский культурный уклад (купечество, мещанство), включил в текст своих пьес богатый фольклорный материал, создал уникальные по своей форме жанровые разновидности драмы.

Еще при жизни А.Н.Островский был признан классиком национальной драматургии: «Вы одни достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, - писал ему в дни празднования 35-летия литературной деятельности И.А.Гончаров. –Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского. Поднятые им социально-нравственные проблемы остаются актуальными и по сей день.

Островским написано множество замечательных комедий, и большинство из них называются пословицами и поговорками: «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани – не садись», «Старый друг лучше новых двух», «Свои люди – сочтёмся», «Без вины виноватые», «Не так живи, как хочется», «Доходное место».

2 драмы: «Гроза» и «Бесприданница».

Исторические пьесы:«Тушино», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

Весенняя пьеса-сказка: «Снегурочка».

По многим пьесам Островского есть экранизации. Например, «Женитьба Бальзаминова» (в главной роли – Георгий Вицин и Нонна Мордюкова), «Жестокий романс» (по пьесе «Бесприданница», в главных ролях – Лариса Гузеева, Андрей Мягков и Никита Михалков).

 Домашнее задание:

Выучить

Особенности стиля А.Н. Островского:

 -говорящие имена и фамилии;

 -своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);

 -фольклорные моменты;

 -значимость первой реплики героя;

 -«подготовленное появление», т.е. главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

- своеобразие речи героев.

2. Ответить на вопросы:

-За что Островского назвали «Колумбом Замоскворечья»?

- Что дала Островскому служба канцеляристом сначала в Московском совестном, а затем в Московском коммерческом суде?

- В каких журналах работал Островский. Назовите его коллег-собратьев по перу, работавших с ним?

- С кем Островский открыл в Москве Артистический кружок? Чем этот кружок занимался?

- Какой смысл содержала «Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время»?

- В чем главная заслуга драматурга – Островского?

-Назовите экранизированные пьесы Островского.

Ответ на адрес: larisothka .409@ mail . ru

В ответе указывайте номер урока и дату

 

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!