Упражнения для совершенствования невербальных способов общения

Группа №4. Коммуникативный практикум. Урок №11

Тема урока: Поза. Читаемые позы.

Цель: знакомство с читаемыми позами.

Задачи:

· Формирование групповой сплоченности

· Развитие творческих способностей.

· Обучение принятию групповых решений

 

План

1. Невербальное общение-язык тела и жестов.

2. Кинесика.

3. Жесты.

4. Поза.

Вы узнаете о том, как много информации о характере и состоянии человека можно получить, наблюдая за его жестами, позой, мимикой и даже походкой.

Невербальное общение, широко известное как «язык тела» или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Научиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам.

Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов, чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения.

Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности.
Например, собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает.

Наконец, нужно иметь в виду, что невербальное общение, как правило спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в истинности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение

И, так сегодня мы более подробно поговорим о кинесике.

Кинесика изучает внешние проявления человека, включающие в себя:

1. мимику (движение мышц лица),

2. жестику – (движение отдельных частей тела)

3. пантомимику (движение тела — осанка, походка, позы),

Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека, например, у детей невербальные сигналы читаются легче, чем у взрослых. Кроме того, на них влияет пол, тип темперамента, социальный статус, национальность.

Так, по данным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, мексиканец — 180 раз, а русский – 150.
От принадлежности человека к той или иной культуре зависит значение одного и того же жеста.

Например, «большой палец правой руки, опущенный вниз» у англичан означает неодобрение, у римлян — наказание, а у русских такой жест отсутствует. Покачивание головой из стороны в сторону у русских означает «нет», у болгар — «да».

Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя.

Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит; радость, гнев, печаль — самые распространенные эмоциональные состояния лица.

При выражении радости мускулы лица приходят в движение, и все черты лица кажутся приподнятыми кверху.

Носогубные складки резко изменяют форму, дугообразно расходясь от крыльев носа сначала кверху, а потом вниз.

Уголки губ оттягиваются назад и кверху, щеки также поднимаются вверх, образуя под глазами, у наружных углов мелкие морщины.

Брови принимают изогнутый вид.

Чувство гнева выражается в мимике нахмуриванием лба, брови сдвигаются.

В межбровном пространстве появляются вертикальные складки, губы при этом плотно сжаты.
Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Немецкий писатель, литературный, театральный критик Георг Кристоф Лихтенберг (1742—1799) отмечал, что самая замечательная для нас поверхность на земле, — это человеческое лицо.

Выражение лица очень сильно зависит от движения губ. Плотно сжатые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные «говорят» о мягкости и открытости.
Улыбка является универсальным средством невербального общения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но в наше время означает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения, что человек улыбается не только потому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее.

Возможно, эта точка зрения спорная, но все же при встрече улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой.

Улыбка украшает человека, выражает радость встречи, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой.
Люди улыбаются по-разному; существуют дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок. При общении с собеседником всегда надо помнить, что улыбка должна выражать дружеское расположение.

Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако следуя этому принципу, помните, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника.
Выполнение практического задания «Улыбка»

Взгляд— это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д.
Взгляд выражает отношение к собеседнику, люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени беседы.

Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если говорящий переводит взгляд с партнера на что-то другое и обратно, это означает, что он еще не закончил говорить.

Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения.
Больше всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Таким способом человек пытается убрать вас из поля своего зрения, потому что вы ему надоели, стали неинтересными, или он выражает чувство превосходства над вами (в сочетании с откинутой назад головой).
Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседниками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства.
Статистики подсчитали, что в произведениях Л.Н.Толстого (1828—1910) описано восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки.
Мимические выражения лица можно сознательно контролировать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его движениями.
Выполнение практического задания «мимика лица»

Жесты. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике.

Например, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, — партнерское рукопожатие.

Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и с движением чувств человека.
В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:
-жесты символы

-жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники;

-жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз;

-жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику

Выполнение практического задания «жесты»

Поза — это положение человеческого тела; от умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации. Очень информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека.

Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком свидетельствуют о беспомощности, боязливости и неуверенности, а плечи, спадающие вперед, указывают на чувство подавленности.

Свободно опущенные плечи «говорят» о внутренней свободе, уверенности, а отжимание плеч назад указывает на активность, решительность (но нередко — на переоценку собственных возможностей).
Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни позы являются запретными, а другие — нормативными.

Поза свидетельствуют об уровне культуры общества. Так, сидеть, развалившись на стуле или положив ноги на стол, в присутствии партнера в нашем обществе не принято. Нужно учиться сидеть красиво, удобно и естественно, при этом не следует «плюхаться» на стул — нужно садиться спокойно и красиво. Не следует также разглаживать юбку после того, как усядетесь. Когда собеседник сидит, слегка наклонившись вперед, то он выражает внимание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и положил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора.
В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

· открытую, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; руки и ноги не скрещены; расстегнутый пиджак;

· закрытую, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ноту на ногу или скрестив их;

-поза готовности, характеризующая желание активных действий, энтузиазм в достижении цели: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади.

Позы и жесты. Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу.

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом к лицу, кроме ситуации соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.
Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно.

Например, скрещенные руки или ноги обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия.

Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости.

Стоять подбоченившись — признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе.

Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.

Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.
Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.
Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне.  Оказывается, что характер походки прямо связан с возрастом индивида и его физическим состоянием, зависит от темперамента и образа жизни, указывает на его социальное положение.
Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, — сосредоточенны, не любят привлекать к себе внимание, часто углублены в свои мысли.
Человек, ставящий ноги пятками внутрь, проявляет обостренное внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общителен, иногда до назойливости.
Звучная ходьба обнаруживает несдержанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует» отсутствие уверенности в себе.
Размеренный степенный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию.
Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свидетельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целеустремленности, а если при этом ноги он ставит легко и пружинисто, то это вообще идеальный человек.
Тяжелая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности и/или старости.
Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания.
Те, кто ходит мелкими шажками, как правило педантичны и малообщительны.
Человек нерешительный при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный — то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки.
Люди, быстро меняющие свои взгляды, стирают подошву прежде всего изнутри.

Домашнее задание: 1) Проработать материалы лекции;

2) Выполнить упражнения:

Упражнения для совершенствования невербальных способов общения

Упражнение 1.

Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).

«Спасибо, хорошо».

«Неважно».

«Не могу даже ответить».

«Очень хорошо живу».

«Больше хорошо, чем плохо».

Упражнение 2. Состройте гримасу, которая рассмешит вас самих.
Упражнение 3. «Неожиданный гость». Покажите свое отношение к появлению неожиданного гостя.

Упражнение 4. Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.

Упражнение 5. «Примерьте» перед зеркалом самые разные улыбки. Изобразите мимически, какой может быть улыбка (застенчивая, холодная, добрая, насмешливая, вымученная и другие).

Упражнения 6.

· «Нарисуйте» взглядом разные фигуры (на стене, на небосводе).

· Не поворачивая головы, проведите взглядом по периметру своего зрения: сверху вниз, вправо, снизу вверх, влево и т.д.

· Быстро концентрируйте взгляд на любой точке предмета перед собой.

· Удержите взгляд на отдаленном предмете в течение нескольких минут.

· Упражнение 7. «Наблюдатель». Исподволь приглядитесь к чьему-то лицу. Вообразите изучаемое лицо улыбающимся, гневным, опечаленным, насмешливым, испуганным. Наблюдайте за позами, жестами, движениями и мимикой двух общающихся людей.

· Упражнение 8. Изобразите перед зеркалом разные эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние, возбуждение, стыд. Меняйте позы и маски.

Список литературы

1. Атватер И. Невербальное общение // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001.

2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер, 1997.

3. Кэрролл Э. Лицо, фундаментальные эмоции и взаимодействия аффектов // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001.

4. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Ай-Кью, 1992.

 

Уважаемый студент, сфотографируйте выполненное задание и пришлите на электронный  

 адрес:         nadejdaurutina@yandex.ua

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!